Теле-кейс упражнений по артикуляционной гимнастике (лого-ритмика) для детей старшей группы (5-6 лет).
методическая разработка (старшая группа)
В теле-кейсе комплексов утренней гимнастики представлены физические упражнения для детей 5-6 лет с предметами и без них. Они способствуют укреплению здоровья детей, созданию радостного эмоционального подъёма, «пробуждению» организма ребёнка, а также формированию и совершенствованиею двигательных умений и навыков.
В разделе теле-кейс упражнений по артикуляционной гимнастике для детей 5-6 лет логоритмика представлена как игровой метод работы с детьми, в котором сочетаются музыка, движения и слова стихотворений или песенок.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 68.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Теле-кейс упражнений по артикуляционной гимнастике
(лого-ритмика) для детей старшей группы (5-6 лет).
Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции
«Бабочки».
Цель: развивать длительный непрерывный ротовой выдох; активизировать губные мышцы.
Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки, нитки длиной 20-40 см, шнур.
Подготовительный этап: Перед началом игры к каждой бабочке привяжите нитку. Нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.
Ход игры: Покажите ребенку бабочек и предложите поиграть с ними.
Сначала сами попробуйте подуть и показать ребенку, как могут летать бабочки в зависимости от силы выдоха.
Затем, предложите ребенку встать возле бабочек и подуть на них. Следите за тем, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.
(Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова)
«Сдуй шарик».
Цель: развивать правильное речевое дыхание - длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ф.
Ход: Предложите ребенку поиграть в такую игру: стоя на ковре, расставьте руки широко в стороны - имитируя шар, затем произносите длительно звук Ф, одновременно сводя руки перед собой - шарик сдувается. В конце обнимите себя за плечи - шарик сдулся.
- Давай поиграем в шарики! Разведем руки в стороны - вот так! Вот какие большие шары получились. Вдруг в шарике образовалась маленькая дырочка, и он стал сдуваться. Воздух выходит из шарика: Ф-Ф-Ф! Сдулся шарик!
Напомните ребенку, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока шарик надут, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук Ф.
Добирать воздух нельзя.
(Повторить 3-4 раза)
Упражнения на активизацию внимания и памяти.
Развитие слухового внимания.
«Будь внимателен».
Цель: развивать слуховое внимание, научить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.
Ход: Перед началом игры ребенка нужно научить выполнению сигналов. После этого, предложите ребенку походить по комнате, а взрослый, пусть в это время, дает команды: «Лошадка», «Зайчик», «Цапля», «Рак», «Лягушка», «Корова», «Птица». Ребенок должен быстро среагировать и изобразить животное в соответствии с командой.
(Повторить 2-3 раза)
«Что я делаю?».
Цель: развивать слуховое внимание, сообразительность.
Оборудование: бумага, стакан с водой, чашка, ложка, картон, ножницы, книга, вилка.
Ход: Предложите ребенку запомнить предметы, разложенные на столе. Затем, предложите ему повернуться к столу спиной, внимательно слушать и, не глядя, рассказывать о том, что Вы будете делать.
• Мять бумагу.
• Переливать воду.
• Стучать ложкой по чашке.
• Резать картон ножницами.
• Стучать вилкой о ложку.
• Рвать бумагу.
Упражнение на развитие речевого внимания.
«Просьба».
Цель: развивать речевое внимание и фонематическое восприятие.
Ход: Вместе с ребенком поиграйте в игру. Объясните ему, что нужно внимательно слушать каждое задание, а затем точно выполнять его, но только тогда, когда услышишь слово «ПРОСЬБА».
• Просьба: подними руки вверх.
• Руки вниз.
• Просьба: руки в стороны.
• Руки вперед.
• Присядь.
• Просьба: встань.
• Попрыгай на одной ноге.
• Просьба: покружись.
• Просьба: похлопай в ладоши.
• Опусти руки.
• Просьба: топни левой ногой.
• Просьба: возьмись правой рукой за левое ухо и т. д.
(Повторить 2-3 раза).
Речевые упражнения без музыкального сопровождения.
«Котёнок-шалун».
Цель: развивать дыхание, умение координировать речь с движениями или жестами.
Ход: Вместе с ребенком ритмично проговаривайте текст, сопровождая его действиями:
Котёнок мамочку зовёт: ритмично соединять одноименные
- Мяу-мяу, мяу-мяу. пальцы обеих рук.
Он не напился молока: Скрестить пальцы рук, ритмично
- Мало-мало, мало-мало. опускать и поднимать пальцы.
Покормит мама молочком: Ритмично поглаживать ладонью
- Мур-мур-мур, мур-мур-мур. одной руки тыльную сторону другой.
Свернется маленьким клубком: Ритмично потирать
- Ур-ур-ур, ур-ур-ур. кулачок о кулачок.
Потом с клубочком поиграет. Ритмично сжимать и
- Цап-цап-цап, цап-цап-цап. разжимать пальцы рук.
И нитку быстро размотает. Делать ритмичные круговые
- Ап-ап-ап, ап-ап-ап. движения указательных пальцев
вокруг друг друга.
(Повторить 2-3 раза).
Ритмические упражнения.
Цель: формировать умения передавать акценты ударами и выдерживать паузы.
Оборудование: Идеально для этого подходят палочки (например, палочки для суши). Ими можно отстукивать ритм, инсценировать стихотворения и даже рассказывать сказки…Если не оказалось дома палочек, не беда! Прекрасно подойдут и ладошки с ногами. Ритм можно и отхлопывать и оттопывать.
Ход: Предложите ребенку повторить за вами определенный ритмический рисунок
Например: / // /, // //, / //, // //, /// /.
Постепенно ритмический рисунок можно усложнять.
Предложите ребенку, также, воспроизвести графический рисунок (его можно выложить из подручных материалов таких как, спички или макаронины).
Проявите фантазию! Начинайте с простых рисунков: //, // //, / / и т.д. Если ребенок справляется, задания можно постепенно усложнять.
Развитие чувства темпа.
«Карусели».
Цель: развитие умения воспринимать и воспроизводить различные темпо-ритмические структуры.
Ход: Эту игру можно проводить и в комнате, и на улице. К игре можно приобщить и других членов семьи. Участники идут по кругу и проговаривают:
Еле- еле, еле – еле (темп медленный)
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом (темп средний)
Всё бегом, бегом, бегом! (темп быстрый)
Всё быстрей, быстрей, бегом, (темп очень быстрый)
Карусель кругом, кругом!
Тише, тише, не спешите, (темп средний с постепенным
Карусель остановите. замедлением)
(Повторить 2-3 раза).
Упражнения на координацию речи с движением.
«На водопой».
Цель: развивать ориентировку в пространстве и собственном теле, координацию общих движений и речи.
Ход: Сначала, выполняйте упражнение вместе с ребенком, затем пусть ребенок делает его самостоятельно под вашим руководством.
Жарким днём лесной тропой (спокойная ходьба)
Звери шли на водопой.
За мамой-лосихой топал (идти громко топая)
лосёнок,
За мамой-лисицей крался (красться на носочках)
лисёнок,
За мамой-ежихой катился (присесть и, медленно двигаться вперёд)
ежонок,
За мамой-медведицей шёл (идти вперевалку)
медвежонок,
За мамою белкой скакали (скакать вприсядку)
бельчата,
За мамой-зайчихой - (скать на прямых ногах)
косые зайчата,
Волчица вела за собою (идти на четвереньках)
волчат,
Все мамы и дети напиться (делать движения
хотят. языком - «лакают»)
(Повторить 2-3 раза).
Упражнения на развитие мелкой моторики.
Пассивная гимнастика (игровой массаж).
Цель: снятие излишнего мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения.
Ход: Предложите ребенку поиграть с пальчиками.
• «Привет, палец» – большим пальчиком поочередно касаться кончиков других четырех той же руки.
• «Человечек» – «складываем» фигурку человечка, у которого ноги – это второй и третий палец, и «бегаем» по столу.
• «Слоненок» – повторяем с усложнением: второй и четвертый палец – это ноги, а средний выставляем вперед в виде хобота и опять «бегаем» по столу».
• «Радужные брызги» – рисование пальцами, карандашами или кисточками в воздухе;
• «Лепка руки» – одной рукой массировать другую, как будто вторая сделана из глины и нужно «вылепить» настоящую кисть с пальчиками.
Методические указания: Выполняя массаж и гимнастику, нужно стараться вовлекать все пальчики обеих рук. Обязательно во всех упражнениях следует добиваться интереса, тогда пальчиковый массаж для развития речи принесет и удовольствие, и пользу.
Пальчиковые игры.
«Кулачки».
Цель: развивать речь через мелкую моторику рук.
Ход: Сядьте с ребенком напротив друг друга и предложите ему поиграть с пальчиками.
Как сожму я кулачок, (сжать руки в кулачки)
Да поставлю на бочок, (поставить кулачки большими пальцами вверх)
Разожму ладошку, (распрямить кисть)
Положу на ножку: (положить руку на колено ладонью вверх)
Тук-тук!
Тук-тук-тук. (три удара кулаками друг о друга)
- Да-да-да. (три хлопка в ладоши)
- Можно к вам? (три удара кулаками друг о друга)
- Рад всегда! (три хлопка в ладоши)
(Повторить 3-4 раза).
Упражнения на развитие мимики.
«Медвежата»
Цель: улучшать подвижность губ и мышц лица для выразительной мимики.
Ход: Предложите ребенку превратиться в медвежат и изображать их действия.
Медвежата идут по лесу, переваливаются.
Увидели пчелиные ульи - улыбнулись, облизнулись.
Очень захотелось меда!
Подошли поближе, но тут налетели пчелы.
Медвежата нахмурились, стали отмахиваться от пчел, ведь они больно кусаются. Побежали скорее от опасного места.
Вздохнули облегченно: убежали от пчел.
Улыбнулись друг другу.
(Повторить 2-3 раза).
«Чья вода вкуснее?».
Цель: развивать выразительность движений: мимики и пантомимики.
Ход: Предложите ребенку представить, что он пьет воду с различными вкусами и мимически изобразить свое отношение к данному напитку.
Я буду пить лимонную воду. (Морщат нос)
Я буду пить простую воду. (Спокойное состояние)
Я буду пить липовую воду. (Удивленное состояние)
Я буду пить медовую воду. (Имитируют удовольствие).
Я буду пить соленую воду. (Имитируют сплевывание)
(Повторить 2-3 раза).
Артикуляционные упражнения.
Упражнение «Заборчик».
Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ.
Ход: Сядьте с ребенком перед зеркалом и предложите ему поиграть с язычком. Широко улыбнитесь, рот приоткройте, поочередно упирайтесь кончиком языка за каждый нижний зуб, следите, чтобы нижняя челюсть при этом была неподвижна.
Зубы должны быть максимально обнажены.
Как заборчик, как ограда,
Зубки все стоят, как надо.
Язычком их все считай,
Ни один не пропускай!
(Упражнение выполняется 4-5 раз).
Упражнение «Чашечка».
Цель: научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.
Ход: Сядьте с ребенком перед зеркалом. Предложите ребенку широко раскрыть ротик, поднять язычок вверх, но при этом не задевать им зубки.
Улыбаюсь, рот открыт:
Там язык уже стоит.
К зубкам подняты края –
Вот и «чашечка» моя.
(Упражнение выполняется 4-5 раз).
Упражнение «Варенье».
Цель: отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка.
Ход: Сядьте с ребенком перед зеркалом. Улыбнитесь, откройте рот и языком в форме чашечки облизывайте губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку».
Как будто варенье лежит на губе –
Слижу его «чашечкой» в ротик себе.
(Упражнение выполняется 4-5 раз).
Упражнения на развитие фонематического восприятия.
«Посидим в тишине».
Цель: развивать неречевой слух.
Оборудование: ложки, тарелки, металлические крышки.
Ход: Поиграйте с ребенком в очень тихую игру. Предложите ему собрать предметы, которые при соприкосновении друг с другом звенят: ложки, тарелки, металлические крышки. Положите эти предметы один на другой, затем предложите ребенку переложить 2-3 раза, стараясь произвести как можно меньше шума.
(Повторить 2-3 раза).
«Разведчик».
Цель: развивать слуховое внимание.
Оборудование: погремушки, колокольчики, бубен и др.
Ход: Предложите ребенку превратиться в разведчиков. Разведчику дается ответственное задание - перенести из одного угла комнаты в другой все звонкие предметы очень тихо, чтобы его не смогли «засечь» враги. Даже пол или обувь не должны скрипеть.
(Повторить 2-3 раза).
Коррекция звукопроизношения.
«Ложки».
Цель: формировать правильное произношение звука [Л] и [Л’].
Оборудование: ложки.
Ход: Предложите ребенку постучать ложками, отбивая ритм, при этом произнося стихотворение.
Кто на ложках так играет, кто на ложках так стучит?
Наша Лера выступает, отбивает Лера ритм!
Ла-ла-ЛЯ, ло-ло-ЛЁ, лу-лу-ЛЮ, лы-лы-ЛИ, лэ-лэ-ЛЕ.
(Первые два слога произносятся тихо, а третий - громко).
(Повторить 3-4 раза).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой для детей старшего дошкольного возраста
Биоэнергопластика - совместные движения рук и артикуляционного аппарата.Для чёткой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, нёбо. Артикуляция связана с работой многочис...

Картотека (Гимнастика для глаз) «Гимнастика для глаз для детей старшей группы.»
Картотека (Гимнастика для глаз) «Гимнастика для глаз для детей старшей группы.»...

Артикуляционная гимнастика в стихах для детей младшей группы
Этот комплекс упражнений направлен на восстановление двигательных функций языка, ведь именно язык является наиболее подвижным органом речи и непосредственно отвечает за правильное произнесение множест...

Теле-кейс упражнений по артикуляционной гимнастике (лого-ритмика) для детей 2 младшей группы (3-4 года).
Логопедическая ритмика играет непосредственную роль в системе комплексных методов коррекционной работы с малышами дошкольного возраста. Главная цель, которую преследует логоритмика...

Теле-кейс упражнений по артикуляционной гимнастике (лого-ритмика) для детей средней группы (4-5 лет).
Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников - один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интер...

Теле-кейс упражнений по артикуляционной гимнастике (лого-ритмика) для детей 2 младшей группы (3-4 года).
Подборка упражнений на развитие дыхания, голоса и артикуляции; фонематического восприятия, мимики, а так же на активизацию внимания и памяти....

Теле-кейс упражнений по артикуляционной гимнастике (лого-ритмика) для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет).
Комплекс упражнений на развитие дыхания, голоса и артикуляции, речевого внимания, мелкой моторики и координации речи и движения....






