Использование дыхательной гимнастики на занятиях по физической культуре и обучению детей плаванию с нарушением ОДА
статья по физкультуре на тему

Я, как воспитатель по физической культуре, стала задумываться над тем, как нужно организовать физкультурные занятия, чтобы снизить заболеваемость, повысить уровень их физической подготовки. Не секрет, что у многих детей возникают признаки переутомления: отдышка, кожные покраснения, жалобы на головную боль, усталость. Я выявила причины частой заболеваемости, недомогания детей, не желание заниматься физической культурой, трудности в двигательной активности. На  основании этого  сделала вывод – дети не умеют правильно дышать во время движений, поэтому решила использовать дыхательную гимнастику на физкультурных  занятиях

Я познакомила детей с приемами правильного дыхания. Для ослабленного детского организма правильное дыхание, которое способствует развитию и укреплению грудной клетки, является залогом оздоровления.

Обучение правильному дыханию привело к тому, что у детей исчезла отдышка, кожные покровы стали естественными. Дети перестали жаловаться на головную боль и усталость.

 На занятиях по физкультуре обучаю детей различным дыхательным и дыхательно – звуковым упражнениям.

На физкультурных занятиях я ввожу игровые дыхательные упражнения для плавного перехода от физкультуры к плаванию.

Усложняется дыхательная гимнастика в воде тем, что многие упражнения на вдохе выполняются над водой, а на выдохе – под водой.

 

В заключении хочу сказать, что вся моя работа направлена на оздоровление детей. Дыхательная гимнастика благотворно  воздействует  на организм в целом. Я убедилась, что при старательном и регулярном выполнении дыхательной гимнастики дети стали меньше болеть. Мы хотим видеть своих детей здоровыми, крепкими и жизнерадостными!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dyhatelnaya_gimnastika.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

 «Использование дыхательной гимнастики на занятиях по физической культуре и обучению детей плаванию с нарушением ОДА»

Уважаемые коллеги, я воспитатель по физкультуре Прыгунова Наталья Викторовна, представляю Детский сад компенсирующего вида №2664.                                                                                                                          Наша цель: Осуществление комплексной коррекционно – воспитательной работы с детьми, имеющими нарушения опорно – двигательного аппарата. Наше дошкольное учреждение посещают 83 ребенка,  в возрасте с 2-х до 7-ми лет. На базе детского сада работают опытные высококвалифицированные специалисты:                                     учителя-дефектологи, учитель-логопед,  педагог-психолог, воспитатель по физической культуре, инструктор по физкультуре (плавание), музыкальный руководитель, инструктор ЛФК, старшая медицинская сестра, медсестра по массажу, медсестра по физиотерапии, врач-ортопед, врач-физиотерапевт, педагоги дополнительного образования (хореография и ручной труд).

Детский сад работает по комплексной «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой. В  коррекционно – оздоровительной работе использует программу  Выборочно В.П. Щербаков «Физическая культура от 3-х до 18 лет»;                                                                   Технологии: «Лечебная физкультура для дошкольников» О.В.Козырева.                                                                                    

 По плаванию программа «Обучение плаванию от 2-х до 7-ми лет» автор Т.А. Протченко.                                                                                                                                                                                                                     В нашем учреждении применяются различные формы оздоровления детей – это массаж, физкультура, лечебная физкультура, плавание, гидромассаж, утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, хореография.

Наше учреждение занимается большой оздоровительной деятельностью по своей специфике. Большое внимание уделяется физкультурно – оздоровительной деятельности:

    1) Физкультурные занятия,

     2) Спортивные праздники и развлечения,

      3)Спортивные соревнования на первенство района, округа и города,

4) Спортивные игры и упражнения,

5) Дни здоровья и Недели здоровья.

    Физкультурные занятия подразделяются на:                            

      1) Классические (по схеме: вводно-подготовит. часть, основная, заключительная),

2)Оздоровительные (с применением дыхательной гимнастики),

3) Игровые (с использованием игр: народные подвижные игры, игры эстафеты, игры-атракционы),

4) Тренировочного типа(строевые упр., спортивные игры, упр. в лазаньи, упр. с мячом),

5) С элементами ритмической гимнастики,

6) Контрольно – проверочные (тестирование).

  Остановимся на оздоровительных занятиях с применением дыхательной гимнастики.                                                                        Я, как воспитатель по физической культуре, стала задумываться над тем, как нужно организовать физкультурные занятия, чтобы снизить заболеваемость, повысить уровень их физической подготовки. Не секрет, что у многих детей возникают признаки переутомления: отдышка, кожные покраснения, жалобы на головную боль, усталость. Я выявила причины частой заболеваемости, недомогания детей, не желание заниматься физической культурой, трудности в двигательной активности. На  основании этого  сделала вывод – дети не умеют правильно дышать во время движений, поэтому решила использовать дыхательную гимнастику на физкультурных  занятиях, которая  преследует следующие цели:      

1. Восстанавливает дыхание после физической нагрузки.

2. Способствует развитию и укреплению грудной клетки.

3. Восстанавливает нарушенное носовое дыхание.

4. Улучшает дренажную функцию бронхов.

5. Способствует рассасыванию воспалительных образований, восстановлению нормального кровоснабжения.

6. Налаживает нарушенные функции сердечно – сосудистой системы.

7. Исправляет развившиеся в процессе заболевания различные деформации грудной клетки и позвоночника.

8. Повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшает нервно – психическое состояние.

    Восстанавливающая дыхательная гимнастика использовалась на занятиях всегда, но этого было недостаточно.

     

Я познакомила детей с приемами правильного дыхания. Для ослабленного детского организма правильное дыхание, которое способствует развитию и укреплению грудной клетки, является залогом оздоровления.

     Цель правильного дыхания:

1) Научить детей правильно дышать во время выполнения различных упражнений;

2) Добиться оптимального сочетания вдоха и выдоха с одной или несколькими фазами движений. (Напр. Поднять руки вверх – вдох; опустить руки вниз – выдох и т.п.).

  Например: на занятии предложила детям представить, что сейчас лето. Мы находимся на лугу, где много разных цветов, летают красивые бабочки, дует теплый ветерок. Далее предложила, держа руки на груди, «понюхать, как пахнут цветочки» - сделать вдох, а затем «сдуть пух с одуванчика» - сделать выдох. Во время вдоха грудь должна расшириться, а во время выдоха – опуститься. Каждый вдох и каждый выдох совершается на протяжении 2-3 сек. Обращала внимание детей на медленное и бесшумное выполнение каждого вдоха и выдоха. Упражнение повторяли 2-3 раза, со зрительным и тактильным контролем за движением грудной клетки. Затем предложила нескольким ребятам по очереди рассказать, что они «видели и чувствовали» во время каждого вдоха и выдоха. В заключение я объяснила, что это грудной тип дыхания.

     После того как дети проделали упражнение на грудное дыхание, предлагаю принять исходное положение лежа на спине, положить руки ладонями на грудь и выполнить 2-3 раза это упражнение.

     Далее  обучаю  брюшному дыханию. Упражнение выполняли лежа на спине. Во время показа упражнения, сосредоточила внимание ребят  на следующем: «когда вы нюхаете цветочки», надо сделать вдох, в это время выпячивается живот, т.е. «надувается мячик», а «когда сдуваете пух  с одуванчика» (т.е. производится выдох), необходимо подтянуть живот и сделать «ямочку». Это упр. повторили 3 раза. Объясняю детям, что это брюшное дыхание.

      На следующем занятии нескольким ребятам предложила представить и рассказать по очереди, как выполняется грудное и брюшное дыхание. Двоих детей попросила показать грудное и брюшное дыхание. После этого статические дыхательные упражнения выполнили всей группой, по команде 3 раза.

       Создав представление о грудном и диафрагмальном дыхании, я перешла к более сложному – обучению полному (смешанному типу) дыханию.

     Сначала сама объяснила и показала, как надо выполнять упражнение. Во время вдоха выпячивается передняя брюшная стенка и расширяется грудная клетка. Выдох начинается с одновременного опускания грудной клетки и с подтягивания брюшной стенки. Предложила поиграть в игру «Покатай руки». Одну свою ладонь  я положила на грудь, другую на живот ребенка. Надо сделать продолжительный вдох, а затем продолжительный выдох.  

    Так у детей сформировалось представление о последовательности движения брюшной стенки и грудной клетки во время вдоха и выдоха.

Для закрепления полного дыхания разучиваем четверостишие:

        Воздух набираю, мячик  надуваю.

         Воздух выдуваю, ямку получаю.

Я, вместо команды произносила эти слова, а дети выполняли эти упражнения в статическом дыхании. Дети достаточно прочно усвоили, что во время продолжительного вдоха надо надуть «мячик», т.е. выпятить брюшную стенку, поднять животик, расширить грудную клетку;  во время же продолжительного выдоха  - получить «ямку», т.е. одновременно опустить грудную клетку и переднюю стенку живота (опустить грудь и животик).

Обучая ребят правильному дыханию, надо стремиться формировать у них осмысленность, осознанность и произвольность движений и действий.

Для полноценного обучения рациональному дыханию необходимо добиваться оптимального сочетания вдоха и выдоха с одной или несколькими фазами движения.

         После выполнения статических дыхательных упражнений я перешла к сочетанию дыхания с простейшими имитационно – игровыми упражнениями.

Например, имитационное упр. № 1 «Пловец».

 Движения пловца выполняются в исходном положении -  лежа на животе, ладони под подбородком. На 2-3 сек. Дети выпрямляют руки вперед – вверх, поднимают голову. Прогибаются – делают вдох на 2-3 сек. Затем они разводят руки в стороны и возвращают их в исходное положение – выдох. Движение сопровождается словами воспитателя: «поплыли, поплыли».

 Имитац. упр. №2 «Птицы летят».

И.п.- стоя или сидя. Развести руки в стороны, голову поднять, посмотреть вверх – вдох, опустить руки – выдох.

    Имитац. упр. №3 «Комочек».

  И.п. – сидя на стульчике. Обхватить ноги и прижать их к груди, на 2-3 сек. выпрямиться, встать и развернуть плечи – вдох; на 2-3 сек. Вернуться в исходное положение – сжаться в комочек, опустить голову на колени – выдох.

     Имитац. упр. №4 «Подросли».

    И.п. – стоя . На 2-3 сек. поднять руки через стороны вверх – вдох; на 2-3 сек. опустить их выдох.

Вывод: Обучение правильному дыханию привело к тому, что у детей исчезла отдышка, кожные покровы стали естественными. Дети перестали жаловаться на головную боль и усталость.

 На занятиях по физкультуре обучаю детей различным дыхательным и дыхательно – звуковым упражнениям.

    - Имитация через дыхание – урагана, легкого ветерка, пылесоса, велосипедного насоса, надувания шариков и тд.

    - Дыхание в разном ритме (короткие и прерывистые, медленные и размеренные вдохи и выдохи).

    - Игровое упр. «Змейка»: змейка вползает в рот и выползает через нос (и  наоборот) – быстро и медленно.

    - Очистительное дыхание – вдох носом, выдох прерывистый, словно спуск по ступенькам вниз.                                                                                                                         -   -Вдох через правую ноздрю, выдох через левую и наоборот.

    - Произнесение гласных звуков посредством дыхания без напряжения голосовых связок.

    - «Рисование» дыханием в воздухе воображаемых фигур.

    - Вдохи и выдохи при наклонах в разные стороны в положении стоя и сидя по - турецки.

  Сочетание упражнений дыхательной и звуковой гимнастики:

    - Поглаживание боковых частей носа от кончика к переносице на вдохе, постукивание по ноздрям на выдохе;

    - Вдох и выдох носом – на выдохе протяжно тянуть звуки «м-м-м», одновременно постукивая по крыльям носа;

    - При закрытой правой, а затем левой ноздре протяжно тянуть звук «г-м-м-м»;

    - Энергичное произнесение звуков «п-б», «п-б», «п-б» (укрепление мышц губ), «т-д», «т-д», «т-д» (укрепление мышц языка), «к-г», «к-г», «к-г» (укрепление мышц полости глотки), слитное произнесение с постепенным ускорением звуков «т-у-г-д-и-к», «т-у-г-д-и-к», «т-у-г-д-и-к» (укрепление мышц языка и полости гортани).

    - Игровые упражнения «Гудок парохода», «Веселая пчелка», «Полет самолета», «Часики», «Трубач», «Паровозик», «Насос».

    - Пропевание гласных звуков с придыханием, с имитацией движения грузчиков или дровосеков («На уу-у-у-хнем», «х-а-а», «ф-у-у» и др.).

На физкультурных занятиях я ввожу игровые дыхательные упражнения для плавного перехода от физкультуры к плаванию:

1) Упражнение «Ныряние». Предлагаю детям представить,что мы стоим по пояс в воде. Надо сделать глубокий вдох, сжать нос пальцами и присесть на корточки. Кто дольше просидит на дне. Затем встать и сделать вдох.

2) «Собери игрушки со дна». На полу разбрасываю игрушки и предлагаю детям сделать глубокий вдох, сжать нос пальцами и собирать игрушки в коробочку. Кто больше соберет. Вдыхать можно только стоя.

3) «Комочек» - «Поплавочек»

  И.п. – присесть на корточки, обхватить ноги и прижать их к груди, на 2-3 сек. выпрямиться, встать и развернуть плечи – вдох; на 2-3 сек. Вернуться в исходное положение – сжаться в комочек, опустить голову на колени – выдох.

4) «Подуй на водичку» в тазике.

5) «Пузыри». Опустить лицо в тазик на выдохе.

6) Игры в сухом бассейне.

Когда дети освоят  эти упражнения на суше, я начинаю занятия в бассейне. Предлагаю уже знакомые дыхательные упражнения.

1) «Подуй на горячий чай». Дуют  в обруч.

2) «Пузыри»,

3) «Собери игрушки со дна».

4) «Поплавок».

И постепенно разучиваю новые упр.:

 «Медуза», «Звезда» на животе и на спине, «Ракета», «Буксир» и многие другие.

На занятиях по плаванию я использую дыхательную гимнастику с различными предметами: с обручами, с гантелями, с кубиками.

Усложняется дыхательная гимнастика в воде тем, что многие упражнения на вдохе выполняются над водой, а на выдохе – под водой.

В заключении хочу сказать, что вся моя работа направлена на оздоровление детей. Дыхательная гимнастика благотворно  воздействует  на организм в целом. Я убедилась, что при старательном и регулярном выполнении дыхательной гимнастики дети стали меньше болеть. Мы хотим видеть своих детей здоровыми, крепкими и жизнерадостными!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по физической культуре и обучению детей правилам безапасного поведения на дорогах

Конспект занятия в старшей группе по физической культуре и обучению детей правилам безапасного поведения на дорогах...

Консультация для педагогов «Игровые дыхательные упражнения на занятиях по физической культуре как средство развития речи дошкольников»

Дыхание - это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Действительно, если без твердой пищи организм может обходиться  несколько месяцев, без воды - неск...

Консультация для инструктора по физической культуре «Использования сенсомоторной коррекции на занятиях по физической культуре с детьми с ОВЗ»

Развитие детей и улучшение их здоровья в процессе обучения в дошкольных образовательных учреждениях, особенно в коррекционных  группах, - одна из актуальных задач современной педагогики. Исс...

"Использование элементов ритмической гимнастики на занятиях по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста»

Статья "Использование элементов ритмической гимнастики на занятиях по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста»...

Методическая разработка "Использование элементов ритмической гимнастики на занятиях по физической культуре

Методическая разработка "использование элементов ритмической гимнастики на занятиях по физической культуре...

Сообщение из опыта работы "Использование кинезиологических упражнений на занятиях по физической культуре в работе с детьми, имеющими речевые нарушения"

      Сегодня мне хочется рассказать  о кинезиологических упражнениях, которые, по моему мнению, являются  результативными и эффективными средствами коррекции и по...