Главные вкладки

    Статья на тему: «Значение пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста»
    статья по теме

    Белозерова Людмила Витальевна

    Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Обследование уровня развития физических качеств

    Первопричиной всех дефектов осанки является слабость тех или иных мышечных групп, их непропорциональное, несимметричное развитие. Для педагога важно заранее выявить возможные отклонения в формировании осанки, предупредить их возникновение.

    Для определения силы мышц спины необходимо лечь на край скамейки и удержать как можно дольше на весу верхнюю часть тела. На опоре находится только нижняя часть тела (от пояса и ниже). Взрослый держит ребёнка за ноги. В исходном положении ребёнок опирается руками об пол, а по сигналу взрослого (на счёт 1,2,3) он ставит руки на пояс, и начинается отсчёт времени. При этом следует обратить внимание, не держится ли ребёнок руками за скамейку. Чтобы повысить интерес к выполнению задания, можно использовать образ (например, самолёта).  В этом случае ребёнок будет действовать на  пределе своих возможностей и можно будет выявить  уровень развития силы мышц. Средняя норма для дошкольников 45с. Недостаточная сила мышц спины может привести к вялой осанке и сутулости.

    Оценка силы и выносливости мышц живота осуществляется  на основе выполнения одного из предлагаемых ниже заданий:

    • Поднять туловище из положения лёжа, ноги прямые и закреплены, руки за голову («сесть - лечь»). Выполнить 8-10 раз.
    • Поднять ноги на 25см. над полом из положения лёжа на спине, руки за голову, удерживать голову в таком положении в течение 15мин. Ноги при этом должны быть прямыми, носки  оттянуты. Ориентиром для высоты поднятия ног может служить натянутый шнур.
    • «Ванька-встанька». И.п. сидя на полу с согнутыми под прямым углом ногами, колени разведены на ширину плеч. Руки скрещены на груди, ладони на плечах, локти касаются колен. Взрослый прижимает ступни ребёнка к полу. Задание в максимально быстром темпе несколько раз подряд сесть до касания плечами колен, лечь на спину, касаясь лопатками пола. Оценивается количество повторений за 30с. Учитывается результат одного захода после выполнения двух-трёх пробных движений.

    Для определения силы мышц рук и плечевого пояса можно использовать вис на согнутых руках на перекладине («Обезьянка на дереве»). И.п. вис на согнутых руках на перекладине диаметром 2,5-3см, принятый с помощью взрослого или скамейки, подобранной в соответствии с ростом ребёнка. Руки согнуты полностью. Подбородок находится на перекладине, локти опущены вниз и прижаты к туловищу. Предлагается выполнить следующее задание: после того, как убрана опора или не оказывается помощь, как можно дольше провисеть на руках. Оценивается время удержания виса (в секундах) до момента, когда глаза ребёнка опустятся ниже перекладины. Учитывается результат одной попытки.

    Обследование быстроты проводится по пробеганию детьми 10-30 метров.

    Ловкость выявляется по времени выполнения челночного бега, включающего бег по прямой 10м. с двумя поворотами (общая дистанция 30м.) Для выявления ловкости может использоваться бег с огибанием препятствий. Расстояние 10м. делится на 9 отрезков, первый и последний отрезки – по 1,5м., а остальные 7 отрезков – по 1м. На каждом отрезке по прямой ставятся предметы  (8кеглей). Ребёнок должен быстро пробежать, огибая предметы.

    Гибкость. Для  определения подвижности позвоночника детям предлагается выполнить наклоны. Подвижность следует определять в трёх плоскостях: вперёд, в стороны, назад. При наклоне вперёд ребёнок должен кончиками пальцев достать до пола, не сгибая колен. Наклон выполняется из и.п. ноги согнуты. При выполнении этого задания измеряется расстояние от пола до пальцев сантиметровой лентой или линейкой. Полученной расстояние говорит об уменьшении подвижности позвоночника по сравнению с нормой. Границы подвижности можно выявить при выполнении этого же задания, стоя на скамейке, к которой прикреплена шкала с бегунком. Стоя на краю скамейки, путём надавливания кончиками пальцев на бегунок ребёнок опускает его по шкале как можно ниже. На шкале легко отмечается  размах подвижности. Для определения гибкости можно использовать следующее задание: сесть на ковёр так, чтобы пятки находились у края ковра, ноги прямые на ширине плеч, прижаты к ковру. У края ковра на полу между ступнями ног расположен кубик. Следует наклониться  и отодвинуть кубик как можно дальше. Колени не поднимать, ноги должны оставаться прямыми. Оценивается расстояние в сантиметрах от линии пяток до грани кубика, в которую ребёнок упирался пальцами.

    Подвижность позвоночника назад определяется также из исходного положения стоя. Сначала измеряется расстояние от седьмого шейного позвонка до границы крестца и копчика в прямом положении. Затем, измерение этого же расстояния производится при прогибании туловища назад (ноги в коленях прямые). Разница в сантиметрах показывает степень подвижности позвоночника назад.

    Подвижность позвоночника в стороны определяется из исходного положения стоя, стопы ног вместе. Измеряется расстояние от конца среднего пальца руки до пола. То же самое производится при наклонах туловища влево, вправо. Разница между первым и вторым измерениями в сантиметрах показывает степень подвижности позвоночника.

    Гибкость в плечевом суставе можно определить по выполнению следующего задания: поднять одну руку вверх, согнуть её в локте и отвести назад, а другую руку отвести назад, согнуть её в локте за спиной и сцепить руки сзади за спиной. Если это сделать удаётся, то подвижность в суставе нормальная, а если не удаётся, то подвижность ограничена. Упражнение следует повторить, поменяв положение рук.

    Подвижность в тазобедренном суставе определяется в угловых измерениях. Ребёнку предлагается встать боком к гимнастической стенке и взяться рукой за одну из реек. Необходимо поднять выпрямленную ногу, носок оттянуть под прямым углом и выше, а другая нога при этом прямая (опорная нога). Затем встать другим боком и проделать это движение другой ногой. Если ребёнок не может выполнить данное задание, то это говорит об ограничении подвижности.

    Выносливость определяется как способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения её качества и интенсивности.

    Физиологическую стоимость различных упражнений определяют по частоте сердечных сокращений (ЧСС)

    По изменению пульса судят об интенсивности двигательной активности.

    В физическом воспитании детей дошкольного возраста используют физические упражнения, дающие нагрузку разного характера и интенсивности:

    Большой интенсивности: ЧСС -170-150 уд./мин., длительность непрерывной работы не более 1мин. восстановительный период 3-5мин:

    Средней интенсивности: ЧСС -140-150 уд./мин., длительность непрерывной работы до 6мин, восстановительный период 2-3мин;

    Малой интенсивности: ЧСС -100-130 уд./мин., длительность непрерывной работы не более 10-12мин, восстановительный период-1мин.

    Наиболее распространенным для оценки физической работоспособности является степ-тест (подъём на ступеньку или гимнастическую скамейку высотой 35см). Детям предлагается две нагрузки возрастающей мощности: первая-подъём на скамейку с частотой восхождения 22 в минуту, вторая – с частотой восхождения30мин. Длительность каждой нагрузки 2 мин, а отдых между ними 3мин. Движения при пробе носят четырёхкратный характер (на счёт «раз» осуществляется подъём одной ногой на скамейку, «два»-другой, «три»-спуск одной ногой, «четыре»-другой).

    Объём работы, выполняемый ребёнком, рассчитывается по формуле W=P×n×h, где W=объём работы (кг/м); P-вес ребёнка (кг); n-число подъёмов на ступеньку в минуту; h-высота ступеньки (м). Норма соответствует величине учащения пульса на 15-20% при первой нагрузке и на 45-60% при второй нагрузке по отношению к исходному уровню.

    Физическая работоспособность у дошкольников может быть определена и с помощью пробы Мартинэ- Кушалевского (20 приседаний за 30с.) Результаты пробы оцениваются по изменениям частоты сердечных сокращений, дыхания и показателей артериального давления после нагрузки  и после возвращения показателей к исходной величине. В норме после функциональной пробы отмечается учащение сердечных сокращений на 25-50% относительно исходной величины, дыхания на 5-15мм рт.ст. Если возвращение всех показателей к исходной величине наблюдается на протяжении первых двух-трёх минут, то общее самочувствие ребёнка хорошее. Отклонением от нормы реакции считается учащение пульса более чем на 50% и более значительные увеличения показателей дыхания.

    Величина физической работоспособности у дошкольников имеет значительные индивидуальные колебания и зависит от физической подготовленности, физического развития детей и двигательного режима.

    Оценка функции равновесия производится по выполнения разных заданий. Статическое равновесие можно определить в модифицированной пробе М.И. Ромберга: стоять на черте в обозначенном на полу месте так, чтобы носок сзадистоящей ноги вплотную примыкал к пятке впередистоящей ноги, стопы расположены на этой прямой линии, вес тела равномерно распределён на обе ноги, руки опущены вниз, туловище прямо, смотреть вперёд. Фиксируется длительность стояния в секундах в пределах 3мин, а также некоторые качественные показатели выполнения задания: расположение ног, характер балансирования. Ошибкой и прекращением выполнения задания считается схождение с места хотя бы одной ногой, поворот, переступание, смещение пятки или носка с линии.

    Для оценки функции статического равновесия М.Гуревичем и Н.Озерецким (30-е годы XX века) предлагались следующие задания:

    Для детей 4 лет: и.п. пятка правой (левой) ноги примыкает к носку левой (правой) ноги; стопы расположены по правой линии, рука вдоль туловища, сохранять данную позицию необходимо в течение 15с. с закрытыми глазами. Смещение ног с первоначальной позы, схождение с места, балансирование расценивается как минус.

    Для детей 5 лет: и.п. то же, но устоять на носках с закрытыми глазами; для детей этого возраста норма 10с.

    Для детей 6 лет: встать на одну ногу, другая нога согнута, приставлена стопой к колену и отведена в сторону под углом 90o; для детей этого возраста норма 10с. После 30с. отдыха то же повторить с опорой на противоположную ногу

    Для оценки темпов прироста показателей физических качеств, следует учитывать данные В.И. Усакова.

    Речь идёт о приросте индивидуальных показателей в течение года. Оценка групповых показателей прироста должна включать средний результат по группе и коэффициент вариации, корреляции. Если коэффициент вариации уменьшается, то это положительная тенденция в осуществлении индивидуального подхода к каждому ребёнку. Если же коэффициент вариации увеличивается, то это чаще всего объясняется тем, что сильные, более развитые дети уйдут вперёд. Средние показатели по группе оцениваются в соответствии с представленной шкалой.

    Средние показатели челночного бега (10×30) и обегания препятствий

            (данные Е.Н. Вавиловой.)

    Возраст.

    Мальчики.

    Девочки.

    Средний результат.

    Обегание препятствий.

    Средний результат.

    Обегание препятствий

    4года

    14,5±1,6

    8,5

    14,0±1,5

    9,5

    5лет

    12,7±1,5

    7,2

    13,0±1,5

    8,0

    6лет

    11,5±1,

    5,6

    12,1±1,0

    6,0

    7лет

    10,5±1,1

    5,0

    11,0±1,0

    5,5

    Показатели физической работоспособности детей (кг/м/мин).

    Возраст.

    Мальчики.

    Девочки.

    4 года

    109±20,1

    105±18,7

    5лет

    135±31,5

    128,4±23,6

    6лет

    154,1±43,6

    136,4±36,8

    7лет

    208,4±46,0

    199,3±47,2

    Шкала оценок темпов прироста физических качеств дошкольного возраста.

    Темпы прироста.

    Оценка.

    За счёт чего достигнут прирост.

    До 8%

    неудовлетворительно

    Естественный рост.

    8-10%

    удовлетворительно

    Естественный рост и естественная двигательная активность

    10-15%

    хорошо

    Естественный рост и целенаправленная система физического воспитания.

    Свыше 15%

    отлично

    Эффективное использование естественных сил природы и физических упражнений.

    Таблица контрольных нормативов.

    Норматив.

    Ι младшая группа.

    ΙΙ младшая группа.

    Средняя группа.

    Старшая группа.

    Подготовительная группа.

    Бег 10 м.

    10,2с.

    Бег 30 м.

    13,5с.

    9,5-10с.

    7,5-7,9с.

    7,2с.

    Прыжки в длину с места.

    30см.

    40см.

    50см.

    80-90см.

    100см.

    Прыжки в длину с разбега.

    130-150см.

    180см.

    Прыжки вверх с места.

    20см.

    25см.

    30см.

    Прыжки в высоту с разбега.

    40см.

    50см.

    Метание мешочка.

    2,5-3м.

    4м.

    5-5,5м.

    5-7,5см.

    6-8,5см.

    Метание набивного мяча.

    90см.

    130см.

    250см.

    300см.

    Спрыгивание в глубину.

    15см.

    20-25см.

    40см.

    40см.

    45см.

    Задачи этапного контроля.

    Начало учебного года (сентябрь).

    Конец учебного года (май).

    Распределить детей на подгруппы в соответствии с уровнями физической подготовленности.

    Откорректировать подгруппы детей по уровнями физической подготовленности.

    Составить план работы с детьми в соответствии с уровнями физической подготовленности.

    Дать анализ динамики показателей физического развития, физической подготовленности и работоспособности детей (по стандартам, индивидуальным приростам).

    Составить план работы с детьми в летний период.

    Педагогический контроль физического воспитания дошкольников.

    Педагогический контроль в физическом воспитании – это система показателей, дающих объективную информацию о динамике (положительной или отрицательной_ физических параметров детей (физическое развитие, физическая подготовленность, работоспособность и состояние здоровья) в процессе их жизнедеятельности, определяющая перспективы роста и развития.

    Выделяют следующие задачи педагогического контроля:

    1.Выявить уровень физического развития, физической подготовленности и работоспособности детей.

    2.Подтвердить или отвергнуть выбранный путь достижения показателей физического развития, физической подготовленности и работоспособности.

    3.Осуществить индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании детей.

    Динамика перечисленных показателей может быть получена при помощи трёх видов контроля: этапного, текущего, оперативного.

    Этапный контроль осуществляется 2 раза в год (в начале и конце учебного года, таблица).

    Содержание этапного контроля включает различные тесты, которые позволяют увидеть целостную картину физического состояния каждого ребёнка, и предполагает участие специалистов разных профилей, однако у воспитателя, инструктора физического воспитания должны быть все данные обследования детей.

    Текущий контроль проводится 1-2 раза в год и реализует следующие задачи,

    1.Собрать информацию о физической подготовленности детей в относительно небольших промежутках времени.

    2.откорректировать списки подгрупп детей по уровням физической подготовленности.

    3.Внести коррективы в план работы с детьми.

    Показатели физического развития текущим контролем не фиксируются, так как изменяются у детей медленно. Осуществляется регистрация таких параметров, которые изменяются в течение месяца, недели. В связи с этим в этот вид контроля включаются тесты на физические качества, двигательные умения и навыки.

    Оперативный контроль осуществляется педагогами по необходимости. Его задача является получение срочной информации о физическом состоянии конкретного ребёнка для индивидуальной работы,  как на занятии, так и в повседневной жизни.

    Контроль должен осуществляться либо во время упражнения, либо сразу же после его выполнения. Педагог может оценить функциональное состояние, физические качества, двигательные умения и навыки ребёнка.

    При тестировании физической подготовленности детей следует соблюдать определённые правила. Исследования лучше проводить в первой половине дня, в физкультурном зале, хорошо проветриваемом помещении или на площадке. Температура воздуха должна быть не выше +18С°, одежда детей – облегчённой. Подготовка к проведению тестирования заключается в обработке его форм и отборе протоколов для занесения результатов. Накануне и в день тестирования режим дня детей не должен быть перегружен физически и эмоционально.

    Дети приглашаются небольшими подгруппами в зависимости от возраста и методики обследования. Перед тестированием следует провести стандартную разминку всех систем организма в соответствии со спецификой тестов. Время выполнения разминки, характер, дозировка и последовательность упражнений одинаковы как в первом, так и в последующих исследований.

    Необходимо обеспечить спокойную обстановку, избегать появления у ребёнка отрицательных эмоций, соблюдать индивидуальный подход, учитывать возрастные особенности.

    Форма проведения тестирования физических качеств детей должна предусматривать их стремление показать наилучший результат: дети могут сделать 2-3 попытки. Время между повторениями одного и того же теста должно быть достаточным для ликвидации возникшего после первой попытки утомления. Порядок выполнения теста сохраняется постоянным и не меняется ни при каких обстоятельствах. Как правило, тестирование проводят одни и те же педагоги, соблюдая точность фиксирования показателей.

    Тестирование должно проводиться в одинаковых стандартных условиях, что снизит возможность ошибки в результатах и позволит получить более объективную информацию за исследуемый период. Вместе с тем нельзя подсказывать приёмы, касающиеся  техники исполнения основных видов движений.

    При проведении тестов на воздухе (бег выносливость и др.), необходимо учитывать условия окружающей среды (атмостферное давление, температура воздуха, скорость ветра, характер местности и др.), так как они могут менять функции организма человека.

    Использование предложенной диагностики физической подготовленности детей помогают воспитателю выявить причины отставания в освоении программного материала по физической культуре, создать предпосылки для оптимизации процесса физического воспитания в дошкольном учреждении.

    Следует отметить большой интерес у старших дошкольников к выполнению тестовых испытаний. Как показали наблюдения, большая часть детей этого возраста (60%) постоянно стремится сопоставить свои результаты с показателями сверстников. Некоторые дети (30%) даже задумываются над тем, как улучшить свои показатели, стараются неоднократно повторять одно и то же задание, обращаются к воспитателю за помощью и стремятся добиться хороших результатов. И лишь немногие (10%) остаются пассивными и инертными.

    Начиная со второй младшей группы в этапном и текущем видах контроля сохраняются одни и те же тесты, что позволяет выявлять динамику физической подготовленности по идентичным показателям.

    Во время тестирования важно учитывать:

    -индивидуальные возможности ребёнка;

    -особенности проведения тестов, которые должны выявлять даже самые низкие незначительные отклонения в двигательном развитии ребёнка.

    Наилучшие результаты, полученные в процессе тестирования, педагог заносит в индивидуальную карту физической подготовленности ребёнка. Тесты, определяющие физическую подготовленность детей раннего возраста, специфичны и могут отличаться по годам, что объясняется не только ростом детей, но и формированием опорно-двигательного аппарата.

                                                                  Рекомендации для родителей.

    Одежда и обувь занимающихся физической культурой.

    (спортивная форма).

    1.Одежда детей должна быть удобной, безопасной, не стеснять их движений, соответствовать состоянию их здоровья, условиям занятий, физической нагрузке и отвечать эстетическим представлениям о спортивной форме.

    2. Обувь должна быть спортивной, обеспечивать правильное формирование стопы, безопасность движений (резиновая подошва) и отвечать задачам занятия (чешки или кеды).

    3. Одежда и обувь, предназначенная для занятий физическими упражнениями, должна быть сменной и не использоваться детьми в качестве повседневной.

    Требования к одежде детей 3-7 лет в помещении.

    Температура воздуха С°

    Одежда.

    Допустимое число слоёв одежды в области туловища.

    18-20

    Хлопчатобумажное бельё, платье из полушерстяной или толстой хлопчатобумажной ткани, колготы, для старших дошкольников гольфы, на ногах туфли.

    2-3

    21-22

    Хлопчатобумажное бельё, платье (рубашка) из тонкой хлопчатобумажной ткани с коротким рукавом, гольфы, на ногах лёгкие туфли или босоножки.

    2

    23 и выше.

    Тонкое хлопчатобумажное бельё или без него, лёгкое платье, летняя рубашка без  рукавов, носки, на ногах босоножки.

    1-2

    Индивидуальная карта физического развития и физической подготовленности дошкольника.

    Фамилия, имя______________________________________________________

    Возраст на дату обследования.   _______________

    № ДОУ.___________________________

    Дата обследования.__________________________

    Наименование показателя.

    Единица измерения.

    Результат.

    Сентябрь.

    Май.

    Показатели двигательной активности во время тестирования.

    Время бега на 10м с хода.

    с.

    Время бега на 30м со старта.

    с.

    Время челночного бега (10×30м).

    с.

    Бег на выносливость:

    дистанция;

    продолжительность

    м.

    мин.

    Длина прыжка с места.

    см.

    Длина прыжка с разбега.

    см.

    Высота прыжка вверх с места.

    см.

    Прыжки через скакалку.

    Количество

    Дальность броска набивного мяча, весом 1кг. из-за головы, стоя.

    см.

    Бросок теннисного мяча.

    м.

    Подбрасывание и ловля мяча.

    Количество

    Отбивание мяча от пола.

    Количество

    Статическое равновесие.

    с.

    Подъём из положения лёжа на спине.

    Количество

    Наклоны вперёд из положения стоя на скамейке.

    см

    Показатели двигательной активности на физкультурном занятии.

    Объём (количество движений).

    движения

    Продолжительность.

    мин.

    Интенсивность.

    движения

    мин.

    Объём (количество движений).

    движения

    Продолжительность.

    мин.

    Интенсивность.

    движения

    мин.

    Показатели физической подготовленности.

    №п/п

    Тесты, единицы измерения.

    Дата обследования.

    Результат

    Оценка.

    Результат

    Оценка.

    1

    Равновесие (с.)

    2.

    Бег на 30м (с.)

    3.

    «Челночный бег» 3× 10м (с.)

    4.

    Прыжок в длину с места.

    5.

    Сгибание туловища.

    6.

    Разгибание туловища

    7.

    Общая оценка.



    Предварительный просмотр:

    Статья на тему: «Значение  пальчиковых игр

    в развитии детей дошкольного  возраста»

    Старший воспитатель

    МОУ детский сад №51

    Белозерова Л.В.

    Детский возраст – это время интенсивного формирования и роста тела, развитие функций всех систем организма и психики, раскрытия способностей становления личности. Вместе с тем это благоприятный период для положительного воздействия на развитие детей средствами физической культуры. Именно в детском возрасте имеются все условия для всестороннего гармоничного физического развития, образования, воспитания и оздоровления.

    Ученые И.П. Павлов и др., которые изучали деятельность детского мозга, психику детей, отмечали  большое стимулирующее значение функций руки. На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей, была выявлена следующая закономерность: если развитие  движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя и общая моторика при этом может быть нормальной и  даже выше нормы.

    Таким образом, ученые пришли к выводу, что формирование речевых областей  совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи.

    Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

    В 20 веке многие исследователи как А.Р.Лурия , А.Валлон, Л.А.Венгер, Ж. Плаже и др. доказали, что сенсомоторное  развитие составляет фундамент умственного развития.

    Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка - это ещё одна складочка в коре больших полушарий. Упражнения в повседневной жизни очень важны для маленьких детей. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга.

    Психологи отмечают, что умственные способности ребёнка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной.

    Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.

    Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. 

    Мелкая моторика  это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.  В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Ребёнок, у которого достаточно хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития памяти и внимания, связной речи.

    Игра является основной деятельностью в детском возрасте. В ней ребенок познает мир, через неё он учится взаимодействовать, развивается, понимает, что его любят. Пальчиковые игры интуитивно использовались нашими предками для забав взрослых с подрастающим поколением. И только в 19 веке, благодаря наблюдениям немецкого педагога Фридриха Фрёбеля, они обрели статус самостоятельной развивающей методики, вошедшей в систему дошкольного обучения.

    Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

    Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений. Эти игры как бы воссоздают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются.

     Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

    Пальчиковые игры и упражнения помогают избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учат соблюдению речевых пауз. Когда ребенок выполняет упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. Малыш учится вслушиваться и понимать смысл речи, концентрировать свое внимание, развивается воображение и фантазия. В результате освоения упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. Кроме того, через пальчиковые игры ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений, развивает умение подражать взрослому. 

    Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга, но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

    Текст пальчиковых игр взрослому надо произносить как можно четче и выразительней, а движения выполняются параллельно тексту. Пальчиковые игры развивают не только мелкую моторику рук ребенка, большинство пальчиковых игр несут также и обучающую нагрузку. Одни пальчиковые игры направлены на изучение счета, другие знакомят малыша с названиями частей тела и самих пальчиков.

     Выполняя упражнение, сначала объясните, как выполняется то или иное упражнение, покажите положение пальцев и кисти. Пальчиковые игры для детей необходимо предлагать от простого к сложному. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания. Только если ребёнок действует неправильно, надо снова показать ему верное положение. Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребёнок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. Можно научить ребёнка в случае необходимости самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.

    Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками.

    Таким образом, мелкая моторика рук связана с формированием всех психических процессов, а также формирует самостоятельность ребенка, а следовательно развивает мелкомоторные функции, координацию движений, концентрацию внимания, умение довести выбранную работу до конца, получить удовольствие от сделанного очень важно и для формирования личности человека в целом. 

    Список литературы:

    1.Бардышева Т.Ю. Умелые пальчики. – М.:ООО ТД Изд-во Мир книги,2008.

    2.Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов/ А Е. Белая. – М.: АСТ: Астрель: Профизд

    3.Жукова О. Развитие руки: просто, интересно, эффективно // Дошкольное воспитание, 2011. - №11. –С.12-15.

    4.Игры для малышей от 2 до 6 лет / Сост. Р. Граббет. - М.: Росмэн, 2011- 160 с.

    11.Соколова Ю.А. Игры с пальчиками. –М.: Просвещение, 2004.- 20 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья на тему: «Роль семьи в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста (нетрадиционные техники рисования)»

    «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мас...

    Статья на тему: «Научно - методические основы развития речи детей в педагогической системе М. Монтессори »

    Актуальность работы обусловлена возросшим количеством детей с речевыми нарушениями. Использование педагогической системы М.Монтессори позволяет осуществлять развитие и коррекцию личности работы, макси...

    Статья на тему: "Тестопластика, как средство развития речи у детей дошкольного возраста"

    Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста.Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необхо...

    Статья на тему:"Роль игры в развитии речи детей"

    Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, м...

    статья на тему: "Психолого – педагогические условия развития деятельности детей старшего дошкольного возраста".

      Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы  МКДОУ детский сад №15  являются одними из важнейших условий. Требования к психолого-педагогическ...

    Статья на тему: Роль игр в развитии, воспитании и обучении детей

    Игры, всегда являлись и являются традиционным средством педагогики, так как именно в них  гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствуют развитию активной и пассивной...