Инновационная деятельность инструктора по физической культуре - "Развитие речи детей раннего возраста через движения".
методическая разработка по физкультуре на тему

Бутова   Ольга   Владимировна

Инновационная деятельность инструктора по физической культуре - "Развитие речи детей раннего возраста через движения". 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_cherez_dvizhenie.docx16.93 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационная деятельность инструктора по физической культуре - "Развитие речи детей раннего возраста через движения".

        Ребенок не говорит. Ребенок говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два-три слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребенок догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка.  Однако если вовремя помочь ребенку постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить.         Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д. У детей с речевой патологией наблюдаются и нарушения общей и мелкой моторики, плохая координация движений – отсюда неточность, неловкость, суетливость, неуверенность при выполнении разных движений, особенно мелких.

         Организованная  двигательная, активность ребёнка тесно взаимосвязана с его речью. В связи с тем, что большинство детей в группах ДОУ не разговаривают, я заинтересовалась темой «Развитие речи детей  младшего дошкольного возраста через движения». В течение трёх лет, ставила и решала следующие задачи: 

        1.  Сочетать игры и упражнения для тренировки  мелкой  и общей моторики с речевой деятельностью детей;

        2.  Сделать работу по совершенствованию речи и движений регулярной, выделив для нее оптимальное время;

        3.  Повысить интерес малышей к подобным упражнениям, превратив  их   в занимательную игру.

        Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Для  решения этих  задач  подобрала  пальчиковые  игры: «Оса», «Деревья»,«Человечек», «Замок», «Семья», «Сорока-сорока», «Очки», «Стол», «Стул», «Пила», «Капуста» и другие. Картотека пальчиковых игр составляет  более 50 наименований. Также в своей деятельности использую речевые  физминутки: «Петушок», «Крокодил», «Заинька», «Ванька-встанька», «Жук», «Самолет» и  др; подвижные игры с речевым сопровождением: «Большие ноги», «По ровненькой дорожке», «Зайчишка-трусишка», «Заяц  Егорка», «Теленок», «Домашние птицы», «Мишка-косолапый».         Уникальный  материал  по развитию речи  и  общей  моторики  представляет собой   детский фольклор.  Основные виды движения (ходьба, прыжки, бег, ползание)  выполняются  в игре, лучше запоминается  и развивается речь.         Потешки    дают  большую  возможность  для  координации  речи  с движениями. Тексты  упражнений - это рифмованные подсказки  к  заданным  движениям. Они  легко ложатся на слух  ребенка   и без специальных установок настраивают на игру.         С  помощью  стихотворного ритма  совершенствуется  произношение, происходит постановка  правильного дыхания, отрабатывается  определенный темп речи, развивается  речевой слух. Для этого использую двигательно-речевые миниатюры: «Попрыгушки»,  «Овечки», «Мишка», «Киска», «Стирка» и др.

        Все эти упражнения помогают детям на фоне игровых движений скорректировать дефекты  речи и, наоборот, основываясь на ритмике стихов развивать подвижность пальцев, координацию движений, эмоциональность. Развиваю общую и тонкую моторику параллельно, в течение всего дня, предлагая ребенку упражнения, соответствующие его возрасту и возможностям.  

        Упражнения  стремилась подбирать  так, чтобы в них содержалось больше разнообразных  движений. Мониторинг речевой деятельности  у детей раннего возраста в течении трех лет позволяет сделать вывод о том, что пальчиковые игры, речевые  физминутки, подвижные игры с речевым сопровождением, двигательно-речевые миниатюры  развивают  речь  и движения ребенка. Это игры, которые являются  синтезом  поэтического слова и  движения. Здесь движение конкретизирует образ, а слово  помогает  более  четко и выразительно  выполнять  движения. При этом   ребенок  постигает  не только общее  значение  слова, но и глубокий смысл  выражения, благодаря  образности  движений и восприятию их на эмоциональном уровне.  

Инструктор по физической культуре

О.В. Бутова, МАДОУ ДСКВ "Сказка"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей раннего возраста через разные виды детской деятельности

Учить детей внимательно рассматривать игрушки, вслушиваться в речь воспитателя; обогащать словарный запас; развивать элементарные навыки фразовой речи; побуждать к высказываниямРазвивать умение понима...

Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность

Опыт работы по вовлечению в театрализованную деятельность детей раннего возраста. Как приобщить ребенка  ск миру театра и игры с раннего возраста, с первых дней пребывания в детском саду. Работа ...

Консультация для воспитателей групп раннего возраста "Развитие речи детей раннего возраста через театральную деятельность"

В консультации помещён материал о развитии речи детей через театральную деятельность детей раннего возраста"....

Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность.

Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность....

"Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность".

Театр – это волшебный край,в котором ребёнок радуется, играя,А в игре он познаёт мир....

Карты педагогической диагностики индивидуального развития ребенка к дополнительной общеобразовательной программе коммуникативно-речевой направленности для детей от 1,6 до 2 лет «Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность»

Для реализации диагностики по дополнительной общеобразовательной программе коммуникативно-речевой направленности для детей от 1,6 до 2 лет «Развитие речи детей раннего возраста через театрализов...