Главные вкладки

    Лечебная физкультура как одна из форм физического развития и укрепления здоровья детей. Комплекс упражнений.
    план-конспект занятия по коррекционной педагогике

    Бутова   Ольга   Владимировна

    Лечебная физкультура как одна из форм физического развития и укрепления здоровья детей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл lechebnaya_fizkultura_kak_odna_iz_form_f27.08 КБ

    Предварительный просмотр:

    Лечебная физкультура как одна из форм физического развития и укрепления здоровья детей

            В статье представлена система работы по организации занятий лечебной физкультурой с детьми 3-7 лет в ДОУ комбинированного вида.

            Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе, так как здоровье - основное условие, определяющее своевременное физическое и нервно-психическое развитие ребёнка, фундамент его дальнейшего благополучия. Ведь именно в дошкольный период формируются основы физического и психического здоровья ребёнка, вырабатываются определённые черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки.

            Таким образом, проблема состояния здоровья подрастающего поколения была и остаётся достаточно актуальной. Многие учёные отмечают: на протяжении последних десятилетий в нашей стране сложилась тревожная тенденция ухудшения физического развития и состояния здоровья детей.

            По данным общероссийской статистики, количество абсолютно здоровых детей в дошкольных учреждениях не превышает 10%. Среди причин такого плачевного состояния – резкое ухудшение качества здоровья новорожденных, ухудшение экологической обстановки, кроме того, мышечная нагрузка у детей уменьшается в силу объективных причин: из-за нехватки времени у современных родителей, дети страдают гиподинамией; многие из родителей больше ориентированы на интеллектуальное развитие своих детей (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков, где детям приходится большое количество времени проводить сидя). Все эти и ряд других причин приводят к увеличению количества детей с нарушением осанки, плоскостопием, заболеванием органов дыхания. Именно поэтому возрастает роль детского сада в профилактике и коррекции заболеваний опорно-двигательного аппарата и органов дыхания.

            Эффективным средством работы с детьми дошкольного возраста является лечебная физкультура. На основании заключений специалистов детской поликлиники я формирую группы детей по диагнозам и провожу индивидуальные и подгрупповые занятия лечебной физкультурой с детьми, имеющими нарушения осанки, плоскостопие.

            Комплексы оздоровительно-корригирующей гимнастики проводятся в виде занятия. Время проведения одного занятия с детьми 3 - 4 лет – 20 - 25 минут, с детьми 5 - 6 лет – 30 - 35 минут. Комплекс оздоровительно-корригирующих упражнений выполняется 2 недели: основная часть комплекса не изменяется, варьируется только подготовительная и заключительная части. Занятия проводятся в чистом, проветренном помещении на ковриках, дети одеты легко, без обуви (в носках).

            Главной целью занятий лечебной физкультурой является профилактика и коррекция заболеваний опорно-двигательного аппарата и органов дыхания.

            Реализацию цели осуществляю через следующие задачи:

    1. Укрепление здоровья детей, содействия гармоничному физическому развитию и закаливанию организма.

    2. Активизация функции сердечно- сосудистой и дыхательной систем.

    3. Улучшение функций опорно-двигательного аппарата.

    4. Формирование и закрепление правильной осанки: достичь автоматизма при выполнении жизненно необходимых положений и движений.

    5. Предупреждение развития сколиоза и плоскостопия.

    6. Овладение основными двигательными навыками и умениями.

    7. Своевременная коррекция имеющегося патологического состояния.

    8. Повышение неспецифической реакции организма.

            В лечебной физической культуре соблюдаю следующие принципы:

            1) индивидуализации в методике и дозировке физических упражнений в зависимости от особенностей заболевания и общего состояния ребенка;

            2) системности воздействия с обеспечением определенного подбора упражнений и последовательности их применения;

            3) регулярности воздействия, которое обеспечивает развитие и восстановление функциональных возможностей организма;

            4) длительности применения физических упражнений, поскольку восстановление нарушенных функций возможно лишь при условии длительного и упорного повторения упражнений. Вот почему целесообразно проводить занятия через день;

            5) постепенного нарастания физической нагрузки в процессе курса лечения: в первые 7—10 дней нагрузка постепенно нарастает, затем выходит на определенное плато и в последние 7 дней плавно снижается;

            6) разнообразия и новизны в подборе и применении физических упражнений, целесообразно через каждые 2—3 недели обновлять 20—30% упражнений;

            7) умеренности воздействия физических упражнений, продолжительность занятий 25—30 мин в сочетании с дробной физической нагрузкой;

            8) соблюдения цикличности при выполнении физической нагрузки в соответствии с показаниями, чередование упражнений с отдыхом, упражнениями на расслабление;

            9) всестороннего воздействия на организм ребенка с целью совершенствования механизмов регуляции и адаптации к физическим нагрузкам;

            10) учета возрастных особенностей — при комплектовании групп детей с одинаковой патологией возрастной шаг должен составлять один год.

            ЦельПрофилактика и коррекция заболеваний опорно-двигательного аппарата и органов дыхания.

            Задачи:

    Оздоровительные: закрепление навыка правильной осанки, предупреждение нарушения осанки, посредством формирования мышечного корсета, совершенствование деятельности сердечно-сосудистой системы, укрепление дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы, формирование навыков рационального сочетания дыхания с движением, укрепление мышц стопы.

    Воспитательные: воспитывать умение действовать по сигналу инструктора, способствовать развитию уверенности в своих движениях, создавать условия для проявления положительных эмоций.

    Образовательные: упражнять в ходьбе и беге с остановкой по сигналу инструктора, в ходьбе с высоким подниманием колен, в беге в рассыпную.

            Пособия: Ребристая дорожка, канат, ребристая доска, картинки с изображением африканских животных, коврики по количеству детей, костюмы обезьяны и льва, большой зонт.

    Ход занятия

            Построение, проверка осанки.

            Физинструктор: Ровненько стоим, за осанкою следим.

    Стоят ровно пяточки, плечики, лопаточки.

    - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Африке, а до острова мы будем добираться сначала поездом, а затем самолётом. Ну что, в
    путь? В путь пойдём мы спозаранку.

            Не забудем про осанку. (Ходьба в колонне по одному под фонограмму песни “Если долго. . . ”. )

            (Ходьба перекатом с пятки на носок с движениями рук, согнутых в локтях.

    (Произносить “ чух-чух-чух”). Под фонограмму песни “ Веселый паровоз”. )

    Расправил крылья самолёт, 
    Приготовился в полёт. 
    Задрожал весь, загудел, 
    Над землёю полетел.

            (Легкий бег в колонне по одному, руки в стороны. )

            (По ходу движения проводится игра “ Гора, барханы, пальмы”. )

    - Вот мы и прилетели на этот удивительный остров. Посмотрите, как здесь красиво.         А это первые обитатели джунглей: (звучит фонограмма “Звуки джунглей”).

    Под собой не чуя ног спит под пальмой носорог. 
    На носочках мы пойдём, эту пальму обойдём. (Ходьба на носках, руки на пояс. )

    Через зарослей заслон 
    Идёт по джунглям толстый слон. 
    Не спеша слоны пошли, 
    Ноги ровные как столбы. (Ходьба с опорой на стопы и ладони. )

    По листу ползёт улитка,
    Лезет ящерица прытко. (Ползание на четвереньках. )

    У этой лошадки одежда в полоску, 
    похожа одежда её на матроску. (Ходьба с высоким подниманием колен. )

    Все убегают как от пожара,
    Пятна узрели коль ягуара. (Лёгкий бег врассыпную. )

    - Ребята, давайте укроемся в тени. Уж очень жарко. Сейчас бы не помешал легкий ветерок.

            Дыхательная гимнастика “Подуем на плечо”. И. п. - основная стойка: вдох - и. п.

    Выдох - поворот головы по команде из стихотворения.

    Подуем на плечо, подуем на другое.

    На солнце горячо и пекло- то какое. (руки в стороны, ладонями вверх).

    Подуем далеко,

    Подуем близко,

    Подуем высоко,

    Подуем низко.

    - Ну что, ребята, в путь? Перед нами пропасть. Сначала мы пойдём по канатной дороге, затем по отвесной скале и посмотрим куда выведет нас та тропинка.

            Ходьба по ребристой дорожке, по канату боком приставным шагом, руки за спину, по ребристой доске.

            Прямо спину все держите и под ноги не смотрите.

            Перед вами савана. Давайте познакомимся с её обитателями.

    Комплекс лечебной гимнастики для детей с нарушением осанки.

            Физинструктор: Узнать его нам просто, узнать его легко. Огромного он роста и видит далеко. (Жираф. )

            1. И. п. — пятки вместе, носки врозь. Руки на поясе.

    1-подняться на носки, локти отвести назад, свести лопатки. 2-вернуть

    Мечта жирафа - головой
    Достать до тучки дождевой.

    Кобра встала у нас на пути, Замри! 
    Со змеёй никогда не шути.

            2. И. п. - стоя на коленях, руки на поясе.

    1- наклон назад (не прогибаться).

    2- и. п.

    В песках он движется вперёд

    И на спине свой горб несёт. (Верблюд)

            3. И. п. - стоя на четвереньках.

    1-выпрямить ноги, опора на всю стопу.

    2-и. п.

    Почему взъерошен кот, и кто покоя не даёт? В джунглях живут большие коты-Это гепарды, пантеры и львы.

    И. п. - то же. Упражнение “Кошечка”.

    Это я, это я очень смирная змея. То калачиком свернусь, то по струнке вытянусь.

            4. И. п. - лежа на животе, руки положить под лоб. “Самовытяжение”.

    Скачет квакушка, не рот, а ловушка. Попадают в ловушку и комар и мушка.

            5. И. п. - то же.

    1-кисти к плечам, ладони от себя. Голову, плечи, локти приподнять, лопатки соединить. Держать от 4 - 10 сек. (3-6 раз) 2- и. п.

    Перед нами Нил-река, широка и глубока. Через реку поплывём, брызги сыпятся кругом.

            6. И. п. - то же. “Плавание”.

    Упражнение на расслабление “На берегу”.

    Шея не напряжена и расслаблена спина.

    Всем становится понятно, что расслабление приятно.

    На спинке скоробей лежит и И усами шевелит.

            7. И. п. - лёжа на спине. “Ножници” руками. (15-20 сек. )

    Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Я на спинке полежу.

            8. И. п. - то же, руки вдоль тела. Поочерёдное приподнимание прямых ног над полом.

    Кто на свете ходит в каменной рубахе?
    В каменной рубахе ходят черепахи.

            9. И. п. - то же, колени подтянуть к груди, обхватить руками, голову подтянуть к коленям. Перекаты вперёд, назад.

    Черепашка Рура на спинку перевернулась,
    Черепашка, эй, на ножки встань скорей.

    Слышатся раскаты грома.

            Ребята, давайте скорее спрячемся, сейчас пойдёт дождь. Дети прячутся под большим зонтом. “Шум дождя”.

    Раздаётся львиный рык. 
    Страшен гривы этой гнев. 
    Царь зверей конечно лев. 
    А мы - охотники на льва.

            Подвижная игра “ Охотники на льва”.

    1,2,3 - круг скорее собери.

            Ребята, смотрите, какие лианы. А кто это там наверху?

    Дети. Обезьяны.

            Она скакать по веткам может и обожает строить рожи. И очень любят есть бананы кривляки обезьяны.

            Появляется обезьянка - ребёнок в костюме.

            Физинструктор: Ой, ребята, одна из них спустилась к нам. Посмотрите, как обезьяны любят шалить.

            Упражнение на координацию речи и движения “Обезьяны”. Физинструктор: Хорошо мы занимались. Наши мышцы напрягались. Напрягались, расслаблялись. А сейчас мы скажем всем : “ Красота - залог здоровья! Занимайтесь на здоровье!”


    Инструктор по физической культуре

    О.В.Бутова


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация. «Физическое развитие и укрепление здоровья детей в 1 младшей группе»

    Основными задачами педагога в области физического развития и укрепления здоровья являются 4 направления работы:Формирование представлений о ценностях здорового образа жизни;Работа по профилактике и сн...

    Доклад к педагогическому совету "Совершенствование форм физического развития и укрепления здоровья детей" на тему: "Роль подвижной игры в развитии движений детей дошкольного возраста".

    Игра и двигательная активность в дошкольном возрасте являются необходимым условием полноценного и гармоничного развития ребенка. В движении постигаются все тайны мира. Исследовательская деятельность р...

    Отчёт по самообразованию на тему: "Роль подвижных игр в физическом развитии и укреплении здоровья детей младшего дошкольного возраста»

    В 2015-2016 учебном году я работала по теме самообразования: «Роль подвижных игр в физическом развитии и укреплении здоровья детей младшего дошкольного возраста»Важным направлением физического воспита...

    Тема по самообразованию: «Взаимодействие с семьями воспитанников по физическому развитию и укреплению здоровья детей».

    Через движение и игру к воспитанию здорового ребенка. Играя оздоравливать, играя воспитывать, играя обучать....