Консультация для родителей: Спортивная игра как средство развития взаимоотношений и сотрудничества детей группы компенсирующей направленности
консультация по физкультуре на тему

Аисова Нурия Хайдаровна

С первых дней пребывания в детском саду каждый педагог стремится придать отношениям детей со взрослыми и сверстниками положительную направленность. Необходимо, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно в теплой, доброжелательной атмосфере детского сада, следует поддерживать и развивать стремление каждого ребенка к общению, обогащать его личный практический опыт. Особое внимание следует уделять детям из групп компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи, т.к. у них нарушены все стороны речевого развития, они испытывают трудности в общении не только со сверстниками, но и с педагогами. Именно совместное сотрудничество, общение, взаимное уважение позволяет наполнить жизнь этих детей интересными делами, радостью от совместных побед, переживаниями в процессе выполнения общего дела, будут способствовать развитию ребенка как субъекта общения, деятельности и поведения, что, бесспорно, составит бесценный социальный опыт, столь необходимый детям во взрослой жизни. Поэтому каждому педагогу учреждения необходимо использовать педагогические методы и средства, обеспечивающие развитие сотрудничества как фактора социального созревания дошкольника, основы оптимизации атмосферы детского общества и необходимого условия для будущей полноценной учебной деятельности. Сотрудничество характеризуется согласованной деятельностью с партнером или партнерами по взаимодействию, активной помощью друг к другу, способствующей достижению целей каждого и общих целей совместной деятельности. Таким образом, в ходе интегративного взаимодействия между всеми педагогами учреждения, мною в работе с детьми компенсирующей направленности в непосредственной образовательной деятельности, в режимных моментах, для организации досугов и развлечений применяю элементы всех спортивных игр и упражнений. Ведь, как известно, наиболее ярко контакты ребенка со сверстниками проявляются в игре. Поэтому мы выбрали на наш взгляд самую оптимальную и адаптированную программу Л.Н.Волошиной «Играйте на здоровье!». Отличная черта занятий спортивными играми и упражнениями - их эмоциональность, что наиболее важно при работе с детьми групп компенсирующей напрвленнности. Положительный эмоциональный тонус является важной предпосылкой здоровья, предупреждает различные заболевания, поддерживает интерес к физическим упражнениям. Радостное настроение продолжает владеть ребенком и после занятия. Детям интересно на занятии, когда они заняты, когда время отдыха не превышает времени работы. Скука приходит тогда, когда ребята остаются без дела, когда их заставляют выполнять однообразные, монотонные движения. Разнообразие упражнений и игр увлекает детей: они порой "забывают" о времени. Познав радость и удовольствие от предложенной им деятельности, они уходят с занятия с желанием продолжить его. Программа гуманистически ориентирована, так как предлагаемый материал учитывает особенность психомоторного развития дошкольников, реальный уровень их физической подготовленности. С учетом сил и интересов ребенка воспитателям для выбора и творческого использования предлагаются разнообразные игры с элементами спорта. Игры-эстафеты, подвижные игры с элементами спорта дают возможность каждому ребенку почувствовать важность участия в совместных действиях, помощи друг другу для достижения результата и успеха, т.е. приобщают детей к универсальным ценностям человеческой жизни: доброте, коллективизму, взаимопомощи.

Программа состоит из 11 разделов с указанием примерных сроков их реализации:

 1. Катание на санках.

2. Скольжение по ледяным дорожкам.

3. Ходьба на лыжах.

 4. Хоккей.

5. Баскетбол.

6. Футбол.

7.Городки.

8. Бадминтон.

9. Настольный теннис.

10. Катание на велосипеде.

11. Летающий мяч.

В каждый из 11 разделов программы и методических рекомендаций включен блок "Теоретическая подготовка", в котором определяются темы и содержание бесед с детьми, дается информация на доступном для дошкольников уровне, а именно: история возникновения игр, национальное отношение к играм с элементами спорта, достижения и успехи России, местных спортсменов в данной области спорта. Включается познавательный материал: какие бывают мячи и зачем мяч нужен человеку, почему игра называется так или иначе, из каких материалов изготовлен инвентарь для игр? Планируют беседы о коллективных действиях в команде, организации взаимопомощи в обучении, оказании первой помощи при ушибах, травмах. Разнообразные способы достижения цели в игре, относительная самостоятельность действий, отсутствие жесткой регламентации дают возможность широкого выбора деятельности, развития творческих двигательных способностей, благоприятно сказываются на проявлении самостоятельности, инициативности, находчивости. Использование психогимнастических упражнений на разминке в середине или в конце занятия позволяет всем детям почувствовать ситуацию успеха: правильно все, что они делают, разыгрывая тот или иной образ; при этом каждый делает это по-своему, как может. Возникающие мышечные ощущения и эмоции каждый ребенок может уловить и научиться их произвольно регулировать. Подвижные игры с элементами спорта характеризуются частой сменой положения тела и его звеньев, движений и двигательных действий как сложных систем. Таким образом, происходит взаимодействие между сенсорными и моторными компонентами, различными уровнями их организации, что сопровождается образованием новых двигательных программ. Заключительная часть занятия заканчивается этюдами на расслабление мышечного тонуса, как бы закрепляя положительный эффект, стимулирующий и упорядочивающий психическую и физическую активность детей: приводится в равновесие их эмоциональное состояние, улучшаются самочувствие и настроение. Можно использовать для этого не только этюды, но и хоровое пение под музыку с элементами танцев, хоровод, наконец, скандирование каких-нибудь любимых веселых стихов, сопровождая его движениями. Чтобы рационально использовать время занятий и избежать ожидания «своей очереди» и психического перенапряжения, в Программе игры с передачей эстафеты заменены играми-эстафетами командного характера, в которых действия выполняются коллективно: взявшись за руки («неразрывные цепи»), за пояс в приседе («сороконожка») или «цепочкой», одновременно друг за другом («попрыгунчики», «обведи кеглю» и др.). Наиболее эффективными в повышении двигательной активности детей являются задания, которые выполняются фронтально, одновременно всей группой детей: «Кто скорее перенесет шарик на ракетке?», «Чья бита улетит дальше?», «Пронзи кольцо» и др. Внесение коррективов в методику проведения игр-эстафет и игровых упражнений позволяет повысить моторную плотность занятий на 6-8%. Часто двигательная активность детей зависит от умения передвигаться «цепочкой» и взаимодействовать в команде. Поэтому непременными правилами таких игр-эстафет должны быть следующие: — не обгонять друг друга; — если при передвижении потерял мяч, шарик — становись в конец «цепочки» и не мешай другим; — не терять товарищей при передвижении, не разрывать «цепочку» (если в эстафете дети держат друг друга за руки, плечи, пояс). В ходе разучивания элементов спортивных игр дошкольник учится слушать, выполнять четкие правила, быть внимательным, согласовывать свои движения с движениями других играющих, и, конечно же, дружить и находить взаимопонимание со сверстниками. Так это не просто игры, а уже осознанные командные соревнования, спортивные игры хороши и тем, что наглядность результатов во взрослой жизни им особенно доступна: будь то первенство России по футболу, баскетболу или настольному теннису. Что так же является значительным стимулом для еще большего сближения родителей и детей, развитию общих интересов, совместного проведения досуга, переживаний и побед. В программе предусмотрены и домашние задания для совместного выполнения с детьми, которые нами обсуждается при встрече. Отличная черта занятий спортивными играми и упражнениями - их эмоциональность. Положительный эмоциональный тонус является важной предпосылкой здоровья, предупреждает различные заболевания, поддерживает интерес к физическим упражнениям. Радостное настроение продолжает владеть ребенком и после занятия. Детям интересно на занятии, когда они заняты, когда время отдыха не превышает времени работы. Скука приходит тогда, когда ребята остаются без дела, когда их заставляют выполнять однообразные, монотонные движения. Разнообразие упражнений и игр увлекает детей: они порой "забывают" о времени. Познав радость и удовольствие от предложенной им деятельности, они уходят с занятия с желанием продолжить его. Особенно полезны подвижные игры для дошкольников застенчивым деткам! Активные подвижные игры помогают им преодолеть робость. В запале игры малыш забывает о своем стеснении и просто наслаждается действием и успехом, когда все у него получается.

 Спортивные игры укрепляют крупные группы мышц, развивают психофизические качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость. В спортивных играх у ребенка повышается умственная активность, ориентировка в пространстве, развивается сообразительность, быстрота мышления, происходит осознание собственных действий. Ребенок учится согласовывать свои действия с действиями товарищей; у него воспитывается сдержанность, самообладание, ответственность, воля и решительность; обогащается его сенсомоторный опыт, развивается творчество. Чрезвычайно важно учитывать развивающую роль радости, сильных переживаний, незатухающий интерес к результатам игры. Увлеченность ребенка игрой усиливает физиологическое состояние организма. Многое так же будет зависеть в ходе игры от согласованности движений детей, их умении договариваться и находить общий язык в команде, разумно распределять роли, выбирать капитанов команды.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

Спортивная игра как средство развития взаимоотношений и сотрудничества детей группы компенсирующей направленности

Подготовила: инструктор по физической культуре

ГБОУ ООШ № 20 г. Новокуйбышевска

структурное подразделение «Детский сад «Гномик»

Аисова Нурия Хайдаровна

С первых дней пребывания в детском саду каждый педагог стремится придать отношениям детей со взрослыми и сверстниками положительную направленность. Необходимо, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно в теплой, доброжелательной атмосфере детского сада, следует поддерживать и развивать стремление каждого ребенка к общению, обогащать его личный практический опыт. Особое внимание следует уделять детям из групп компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи, т.к. у них нарушены все стороны речевого развития, они испытывают трудности в общении не только со сверстниками, но и с педагогами. Именно совместное сотрудничество, общение, взаимное уважение позволяет наполнить жизнь этих детей интересными делами, радостью от совместных побед, переживаниями в процессе выполнения общего дела, будут способствовать развитию ребенка как субъекта общения, деятельности и поведения, что, бесспорно, составит бесценный социальный опыт, столь необходимый детям во взрослой жизни. Поэтому каждому педагогу учреждения необходимо использовать педагогические методы и средства, обеспечивающие развитие сотрудничества как фактора социального созревания дошкольника, основы оптимизации атмосферы детского общества и необходимого условия для будущей полноценной учебной деятельности. Сотрудничество характеризуется согласованной деятельностью с партнером или партнерами по взаимодействию, активной помощью друг к другу, способствующей достижению целей каждого и общих целей совместной деятельности. Таким образом, в ходе интегративного взаимодействия между всеми педагогами учреждения, мною в работе с детьми компенсирующей направленности в непосредственной образовательной деятельности, в режимных моментах, для организации досугов и развлечений применяю элементы всех спортивных игр и упражнений. Ведь, как известно, наиболее ярко контакты ребенка со сверстниками проявляются в игре. Поэтому мы выбрали на наш взгляд самую оптимальную и адаптированную программу Л.Н.Волошиной «Играйте на здоровье!». Отличная черта занятий спортивными играми и упражнениями - их эмоциональность, что наиболее важно при работе с детьми групп компенсирующей напрвленнности. Положительный эмоциональный тонус является важной предпосылкой здоровья, предупреждает различные заболевания, поддерживает интерес к физическим упражнениям. Радостное настроение продолжает владеть ребенком и после занятия. Детям интересно на занятии, когда они заняты, когда время отдыха не превышает времени работы. Скука приходит тогда, когда ребята остаются без дела, когда их заставляют выполнять однообразные, монотонные движения. Разнообразие упражнений и игр увлекает детей: они порой "забывают" о времени. Познав радость и удовольствие от предложенной им деятельности, они уходят с занятия с желанием продолжить его. Программа гуманистически ориентирована, так как предлагаемый материал учитывает особенность психомоторного развития дошкольников, реальный уровень их физической подготовленности. С учетом сил и интересов ребенка воспитателям для выбора и творческого использования предлагаются разнообразные игры с элементами спорта. Игры-эстафеты, подвижные игры с элементами спорта дают возможность каждому ребенку почувствовать важность участия в совместных действиях, помощи друг другу для достижения результата и успеха, т.е. приобщают детей к универсальным ценностям человеческой жизни: доброте, коллективизму, взаимопомощи.

Программа состоит из 11 разделов с указанием примерных сроков их реализации:

 1. Катание на санках.

2. Скольжение по ледяным дорожкам.

3. Ходьба на лыжах.

 4. Хоккей.

5. Баскетбол.

6. Футбол.

7.Городки.

8. Бадминтон.

9. Настольный теннис.

10. Катание на велосипеде.

11. Летающий мяч.

В каждый из 11 разделов программы и методических рекомендаций включен блок "Теоретическая подготовка", в котором определяются темы и содержание бесед с детьми, дается информация на доступном для дошкольников уровне, а именно: история возникновения игр, национальное отношение к играм с элементами спорта, достижения и успехи России, местных спортсменов в данной области спорта. Включается познавательный материал: какие бывают мячи и зачем мяч нужен человеку, почему игра называется так или иначе, из каких материалов изготовлен инвентарь для игр? Планируют беседы о коллективных действиях в команде, организации взаимопомощи в обучении, оказании первой помощи при ушибах, травмах. Разнообразные способы достижения цели в игре, относительная самостоятельность действий, отсутствие жесткой регламентации дают возможность широкого выбора деятельности, развития творческих двигательных способностей, благоприятно сказываются на проявлении самостоятельности, инициативности, находчивости. Использование психогимнастических упражнений на разминке в середине или в конце занятия позволяет всем детям почувствовать ситуацию успеха: правильно все, что они делают, разыгрывая тот или иной образ; при этом каждый делает это по-своему, как может. Возникающие мышечные ощущения и эмоции каждый ребенок может уловить и научиться их произвольно регулировать. Подвижные игры с элементами спорта характеризуются частой сменой положения тела и его звеньев, движений и двигательных действий как сложных систем. Таким образом, происходит взаимодействие между сенсорными и моторными компонентами, различными уровнями их организации, что сопровождается образованием новых двигательных программ. Заключительная часть занятия заканчивается этюдами на расслабление мышечного тонуса, как бы закрепляя положительный эффект, стимулирующий и упорядочивающий психическую и физическую активность детей: приводится в равновесие их эмоциональное состояние, улучшаются самочувствие и настроение. Можно использовать для этого не только этюды, но и хоровое пение под музыку с элементами танцев, хоровод, наконец, скандирование каких-нибудь любимых веселых стихов, сопровождая его движениями. Чтобы рационально использовать время занятий и избежать ожидания «своей очереди» и психического перенапряжения, в Программе игры с передачей эстафеты заменены играми-эстафетами командного характера, в которых действия выполняются коллективно: взявшись за руки («неразрывные цепи»), за пояс в приседе («сороконожка») или «цепочкой», одновременно друг за другом («попрыгунчики», «обведи кеглю» и др.). Наиболее эффективными в повышении двигательной активности детей являются задания, которые выполняются фронтально, одновременно всей группой детей: «Кто скорее перенесет шарик на ракетке?», «Чья бита улетит дальше?», «Пронзи кольцо» и др. Внесение коррективов в методику проведения игр-эстафет и игровых упражнений позволяет повысить моторную плотность занятий на 6-8%. Часто двигательная активность детей зависит от умения передвигаться «цепочкой» и взаимодействовать в команде. Поэтому непременными правилами таких игр-эстафет должны быть следующие: — не обгонять друг друга; — если при передвижении потерял мяч, шарик — становись в конец «цепочки» и не мешай другим; — не терять товарищей при передвижении, не разрывать «цепочку» (если в эстафете дети держат друг друга за руки, плечи, пояс). В ходе разучивания элементов спортивных игр дошкольник учится слушать, выполнять четкие правила, быть внимательным, согласовывать свои движения с движениями других играющих, и, конечно же, дружить и находить взаимопонимание со сверстниками. Так это не просто игры, а уже осознанные командные соревнования, спортивные игры хороши и тем, что наглядность результатов во взрослой жизни им особенно доступна: будь то первенство России по футболу, баскетболу или настольному теннису. Что так же является значительным стимулом для еще большего сближения родителей и детей, развитию общих интересов, совместного проведения досуга, переживаний и побед. В программе предусмотрены и домашние задания для совместного выполнения с детьми, которые нами обсуждается при встрече. Отличная черта занятий спортивными играми и упражнениями - их эмоциональность. Положительный эмоциональный тонус является важной предпосылкой здоровья, предупреждает различные заболевания, поддерживает интерес к физическим упражнениям. Радостное настроение продолжает владеть ребенком и после занятия. Детям интересно на занятии, когда они заняты, когда время отдыха не превышает времени работы. Скука приходит тогда, когда ребята остаются без дела, когда их заставляют выполнять однообразные, монотонные движения. Разнообразие упражнений и игр увлекает детей: они порой "забывают" о времени. Познав радость и удовольствие от предложенной им деятельности, они уходят с занятия с желанием продолжить его. Особенно полезны подвижные игры для дошкольников застенчивым деткам! Активные подвижные игры помогают им преодолеть робость. В запале игры малыш забывает о своем стеснении и просто наслаждается действием и успехом, когда все у него получается.

 Спортивные игры укрепляют крупные группы мышц, развивают психофизические качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость. В спортивных играх у ребенка повышается умственная активность, ориентировка в пространстве, развивается сообразительность, быстрота мышления, происходит осознание собственных действий. Ребенок учится согласовывать свои действия с действиями товарищей; у него воспитывается сдержанность, самообладание, ответственность, воля и решительность; обогащается его сенсомоторный опыт, развивается творчество. Чрезвычайно важно учитывать развивающую роль радости, сильных переживаний, незатухающий интерес к результатам игры. Увлеченность ребенка игрой усиливает физиологическое состояние организма. Многое так же будет зависеть в ходе игры от согласованности движений детей, их умении договариваться и находить общий язык в команде, разумно распределять роли, выбирать капитанов команды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики у детей" (по здоровью сберегательным технологиям)

Родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка и как правильно подготовить его к школе. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мы...

Консультация для родителей "Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики у детей" (по здоровью сберегательным технологиям)

Родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка и как правильно подготовить его к школе. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мы...

Консультация для родителей «Коммуникативные игры как средство развития навыков общения у детей».

Коммуникативные игры –так называют игры для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях. В коммуникативные игры можно...

Игра по речевому развитию «Волшебные нити» в старшей группе компенсирующей направленности

Анастасия КириловаИгра по речевому развитию «Волшебные нити» в старшей группе компенсирующей направленностиМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад ...

Консультация для родителей «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста»

В настоящее время учеными уже доказана взаимосвязь речи и деятельности рук, что в свою очередь положительно влияет на развитие: «если движения пальцев развиты хорошо, то, соответственно, и речь ребенк...

Конспект занятия по развитию связной речи для детей группы компенсирующей направленности от 5 до 6 лет "Моя Родина - Россия"

Занятие направлено на формирование представлений о России как многонациональном государстве....

Использование нейроигр как средство развития высших психических функций в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.Нейропсихологические игры - это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозгов...