Семинар - практикум «Значение подвижных игр в жизни ребенка». Ответственный: Хасанова Г.С. воспитатель гр. «Фантазеры»
материал по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Игра является незаменимым средством совершенствования движений; развивая детей, способствует формированию быстроты, выносливости, координации движений. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                         «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 40»                                                                                                           ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ «СОРОЧАТА»

Семинар - практикум

«Значение подвижных игр в жизни ребенка».

     

                                              Ответственный: Хасанова Г.С.                                                                     воспитатель гр. «Фантазеры»

                                                                                   

г. Нижневартовск

Цель: совершенствование  работы  в дошкольном отделении по физическому развитию, расширение компетентности педагогов по организации двигательной активности детей.

Задачи: 

  1. Формировать преставления педагогов о понятиях  «двигательная активность», «подвижная игра».
  2. Создавать условия для сохранения и укрепления физического и психического здоровья участников образовательного процесса.
  3.  Разработать методические рекомендации к подвижным играм  и упражнениям по всем возрастным группам.
  4. Применять на практике полученные знания и умения.
  5.  Приобщать к нормам здорового образа жизни.

Ход семинара – практикума:

  1. Торжественное открытие  семинара-практикума.
  2. Выступление «Подвижная игра – путь к познанию мира».
  3. Выступление «Методика организации подвижной игры».
  4. Просмотр мультимедийной  презентации «Подвижная игра в детском саду».
  5. Практическая часть: подготовить презентацию 2 подвижных игр:

Группа «Непоседы» – хороводные игры

Группа «Знайки» – игры с выбором водящего

Группа «Почемучки» – народные подвижные игры

Группа «Фантазеры» – игры с правилами

  1. Знакомство педагогов с памяткой «Организация подвижной игры».
  2. Круглый стол: подведение итогов.

Подвижные игры в развитии детей дошкольного возраста

Дети, приходя в образовательное учреждение, сталкиваются с одним из первых неприятных сюрпризов, - это… «запрет на движение». Такую ситуацию Н.А. Амосов обозначил как явное противоречие условий социальной жизни законам биологии. Природа дала ребенку врожденное стремление к движению, снабдив его ценнейшим чувством – чувством «мышечной радости». Двигательная активность – одна из основных, генетически обусловленных биологических потребностей человеческого организма, которую дает человеку сама жизнь. Работая мышцами, ребенок не только расходует, но и копит энергию, которая дает ему возможность строить тело, мозг, интеллект. Чем активнее работают мышцы, тем более жизнеспособен человек. В период интенсивного роста и развития ребенка ведущей для развивающегося организма является костно-мышечная система, а все остальные развиваются в прямой зависимости от нее, в том числе – головной мозг.

Активная двигательная деятельность (систематические занятия физическими упражнениями) способствует:

  • росту и развитию костей и мышечной ткани;
  • стимуляции обменных процессов в организме;
  • повышению защитных свойств организма.

К числу внешних условий, обеспечивающих бодрость от двигательной активности относятся:

  • «свободные движения» в форме игр (мышечная работа);
  • возбуждение сердца и дыхания (удовольствием и движением);
  • влияние холода на кожу (игры и прогулки на открытом воздухе).

Очень важно физически тренировать детей с раннего возраста. В этом отношении трудно переоценить значение в системе физического воспитания детей целесообразно подобранных подвижных игр.

Этот термин используется для обозначения большой группы игр, ведущая цель которых – физическое развитие и оздоровление детей.  Я.А. Коменский называл семь основных правил подвижной игры:

  • движение;
  • физическая раскованность и свобода;
  • общественный характер;
  • состязательность, которая приводит к «колебанию духа между надеждой и страхом»;
  • наличие правил, т.к. без них «игроки разбегаются или пускаются в ссоры и драки»;
  • легкость, которую приобретает каждый ее участник;
  • ограниченность во времени – «у каждой игры должен быть свой конец, так как чрезмерно затянувшаяся игра надоедает».

Запас двигательной энергии ребенка, особенно ребенка младшего возраста, настолько велик, что он сам реализует потребность в движении естественным путем – в игре, и это было хорошо известно с древних времен.

Игра была спутником человека с незапамятных времен. Прогрессивные русские ученые – педагоги, гигиенисты (П.Ф.Лесгафт, А.П.Усова и многие другие) раскрыли роль игры как деятельности, способствующей качественным изменениям в физическом и психическом развитии ребенка, оказывающей разностороннее влияние на формирование его личности.

 Основатель российской системы физического воспитания. Ф.Лесгафт отводил игре большое место. Определяя игру как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни. «Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами». Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др. 

По мнению М.Н.Жукова, «подвижная игра – относительно самостоятельная деятельность детей, которая удовлетворяет потребность в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил».

А  В.Л. Страковская считает, что «подвижная игра – это  средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых качеств».

Подвижные игры способствуют формированию жизненно важных качеств личности как:

  • инициатива,
  • целенаправленность,
  • ответственность,
  • критичность мысли,
  • настойчивость в преодолении трудностей,
  • быстроту реакции,
  • координации движений,
  • ловкости.

Но несомненно то, что в формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает разностороннее воздействие на организм ребенка.                             Давайте вместе вспомним какоеОздоровительное: игра является незаменимым средством совершенствования движений; развивая их, способствует формированию быстроты, выносливости, координации движений. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность.
Велика роль подвижной игры и в
умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.

Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Совместные действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.    Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу.

В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Они овладевают поэтической образной речью.

В игре происходит:

  • формирование дружного детского коллектива;
  • самостоятельности;
  • положительного отношения к труду;
  • становление личности ребенка;
  • формирование здоровья.

Таким образом, подвижные игры оказывают комплексное разностороннее влияние на ребенка.

Подвижные игры проводятся с детьми ежедневно. В утренние часы, до завтрака, целесообразно дать детям возможность поиграть самостоятельно. Для этого нужно вынести различные игрушки, помочь малышам найти себе занятие, подбадриванием, шуткой способствовать созданию у них бодрого, радостного настроения.

 Воспитатель может провести игровые упражнения с несложными заданиями, простые игры спокойного характера с небольшими группами детей или с некоторыми детьми индивидуально. Более подвижная игра, организованная со всей группой детей, может заменить утреннюю гимнастику. Такая игровая форма проведения утренней гимнастики может быть использована в начале года, когда в коллективе много новых детей, впервые пришедших в детский сад. Игра привлекает их своей эмоциональностью, возможностью активно действовать, выполнять движения в меру своих способностей. Со временем, когда дети привыкнут действовать в коллективе, вводится утренняя гимнастика, состоящая из отдельных упражнений.

 Нецелесообразна активная двигательная деятельность и сразу после завтрака.

 Перед занятиями уместны игры средней подвижности, для малышей это игры чаще всего индивидуального порядка.

 Наиболее полезны и целесообразны подвижные игры на свежем воздухе, во время прогулки. Лишь в ненастную погоду (сильный дождь, ветер, холод) игры надо организовывать в помещении, но при этом желательно использовать зал, так как в групповых комнатах не всегда возможно полноценно провести подвижную игру с большим количеством детей.

 На утренней прогулке после занятий проводятся разные по характеру подвижные игры. Их количество и длительность в отдельные дни недели не одинаковы.

 При подборе игр учитываются предшествующие занятия. Так, после занятий по родному языку, рисованию, лепке целесообразно провести игру с более активными действиями. Однако после занятий, потребовавших от детей сосредоточенного внимания, не рекомендуется разучивать новые игры.

         Не исключаются подвижные игры и в дни, когда есть музыкальные и физкультурные занятия. В такие дни подбирают подвижные игры с менее активными действиями и проводят их не в начале, а в середине прогулки.

 В режиме дня подвижные игры могут быть организованы как со всей группой, так и по подгруппам. Это зависит от характера игровых действий, количества играющих, их подготовленности, условий проведения и других факторов. Так, если детей в группе много, а места в помещении или на площадке недостаточно, организуют игры по подгруппам. Игровые упражнения также проводятся чаще всего небольшими группами или с отдельными детьми.

 Для обеспечения достаточной двигательной активности детей в режиме дня программа по физической культуре (Программа воспитания и обучения в детском саду, - М., 1985) предусматривает определенную длительность не только физкультурных занятий, но и ежедневных подвижных игр на прогулках (как на утренней, так и на вечерней).

 Для детей третьего года жизни в дни, когда проводятся физкультурные занятия, длительность подвижных игр может быть 6-8 мин. В другие дни (без физкультурных занятий) следует проводить подвижные игры в сочетании с различными физическими упражнениями. Их общая длительность может доходить до 10-15 мин. 

 С детьми четвертого года длительность подвижных игр и физических упражнений на прогулке в дни физкультурных занятий составляет 6-10 мин. В остальные дни, когда занятия по физической культуре не проводятся, время для проведения подвижных игр увеличивается до 15-20 мин. 

 На вечерней прогулке можно проводить подвижные игры, как со всей группой детей, так и с небольшими подгруппами, но желательны игры малой подвижности. Для этого времени хороши игры с текстом, с пением, хороводные. Их длительность от 5 до 10 мин. 

С детьми старшего дошкольного возраста длительность подвижных игр и физических упражнений на прогулке составляет 8- 12 мин. В остальные дни, когда занятия по физической культуре не проводятся, время для проведения подвижных игр увеличивается до 20 – 25  мин. 

Классификация подвижных игр

Подвижные игры делят на элементарные и сложные. Элементарные в свою очередь делят на сюжетные и бессюжетные, игры-забавы, аттракционы.

Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила. Сюжет отражает явления окружающей жизни (трудовые действия людей, движение транспорта, движения и повадки животных, птиц и т. д.), игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Правила обусловливают начало и прекращение движения, определяют поведение и взаимоотношения играющих, уточняют ход игры. Подчинение правилам обязательно для всех.

Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные (небольшими группами и всей группой). Игры этого вида используются во всех возрастных группах, но особенно они популярны в младшем дошкольном возрасте.

Бессюжетные подвижные игры  «Ловишки»,  «Перебежки»  не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными  наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве.

В дошкольном возрасте используются подвижные игры с элементами соревнования (индивидуального и группового), например: «Чье звено скорее соберется», «Кто первый через обруч к флажку» и др. Элементы соревнования побуждают к большей активности в выполнении двигательных заданий. В некоторых играх («Перемени предмет», «Кто скорее до флажка») каждый ребенок играет сам за себя и старается выполнить задание как можно лучше. Если эти игры проводятся с разделением на команды (игры-эстафеты), то ребенок стремится выполнить задание, чтобы улучшить результат команды.

К бессюжетным относятся также игры с использованием предметов (кегли, кольцеброс, «Школа мяча» и др.). Двигательные задания в этих играх требуют определенных условий, поэтому они проводятся с небольшими группами детей (двое, трое и т. д.). Правила в таких играх направлены на порядок расстановки предметов, пользования ими, очередность действий играющих. В этих играх наблюдаются элементы соревнования с целью достижения лучших результатов.

В играх-забавах, аттракционах двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования, при этом несколько детей выполняют двигательные задания (бег в мешках и др.), остальные дети являются зрителями. Игры-забавы, аттракционы доставляют зрителям много радости.

К сложным играм относятся спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей). В дошкольном возрасте используются элементы этих игр и дети играют по упрощенным правилам.

Подвижные игры различаются и по их двигательному содержанию:

 - игры с бегом, прыжками, метанием и др.

По степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий, различают игры большой, средней и малой подвижности.

К играм большой подвижности относятся те, в которых одновременно участвует вся группа детей и построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки.

Играми средней подвижности называют такие, в которых тоже активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движение выполняется подгруппами.

В играх малой подвижности движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна.

  Игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила. Живое общение воспитателя с детьми во время игры, эмоциональное ее проведение, объективный анализ результатов помогают более сознательному отношению детей к своему поведению в игре, благоприятно влияют на воспитание дружного коллектива.

Методика проведения подвижных игр.

Требование к организации и проведение подвижных игр.

Руководящая роль  при проведении игр должна принадлежать педагогам,   инструктору по  физической культуре, родителям.

В процессе проведения игры воспитатель должен:

     

      -    укрепить здоровье занимающихся;

  • воспитывать мотивацию к ЗОЖ;
  • содействовать формированию жизненно важных навыков и умений;
  • воспитывать у детей морально-волевые и физические качества;
  • прививать организаторские навыки.

Процесс обучения игре должен носить воспитывающий характер. Воспитатель должен хорошо знать коллектив играющих, правила игры и владеть педагогическим мастерством в руководстве игрой, должен предотвратить недостаточную организованность, чрезмерную возбудимость, споры, нечеткое соблюдение правил.

Подготовка к проведению игры.

Выбор подвижной игры зависит:

  • от педагогических задач, которые ставятся перед занятие;
  • подбор игрового материала, который определяю многие факторы — это возрастные особенности детей, их развитие, физическая подготовленность, количество детей и условия проведения игры; при выборе игры нужно учитывать форму занятий (занятие или праздник) на занятии время ограниченно. На праздниках проводятся массовые игры и аттракционы, в которых могут принимать участие дети разного возраста.

Выбор игры непосредственно зависит от места ее проведения (зал, открытая площадка, зимние игры). При проведении игры на воздухе необходимо учитывать состояние погоды.

Выбор игры зависит также от наличия пособий и инвентаря. Из-за отсутствия составляющего инвентаря и неудачной его замены игра может расстроиться. Обязательно нужно подготовить инвентарь (флажки, мячи, скакалки, обручи и т. д). Инвентарь должен быть красочным, ярким заметным в игре.

Воспитатель должен подготовить обстановку, предварительно продумать моменты в игре, которые вызовут у детей интерес к игре.

Организация играющих.

Первое важное условие — разместить играющих,   выбрать место для объяснения игры.

Дети расставляются так, чтобы они видели, слышали рассказ воспитателя. При объяснении игры нельзя ставить детей лицом к солнцу или к окну.

Объяснение игры.

Рассказ должен быть кратким, лаконичным, последовательным. В младшей группе все объяснения игры делаются, как правило, в ходе игры. Не прерывая ее, воспитатель размещает и перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать. В старших группах  воспитатель объясняет правила до начала игры.

Рекомендуется придерживаться следующего плана изложения:

  • название игры (можно сказать, с какой целью проводится игра),
  • цель игры (определения победителя),
  • ход игры,
  • роль играющих и расположение их на площадке,
  • правила игры.

Объяснение игры нужно сопровождать показом.

Выделение водящих:

Желательно, чтобы в этой роли побывало как можно больше детей.

Выделить водящих можно разными способами:

  • по назначению воспитателя  (этот способ используется, когда руководитель не знает группу детей)
  • способ выбора по жребию (считалка)
  • по выбору играющих  (он позволяет коллективное желание детей, которые обычно выбирают наиболее достойных.)
  • по результатам предыдущих игр.

Распределение на команды:

  • по усмотрению воспитателя,
  • путем расчета на 1-2,
  • путем фигурной маршировки или расчета движущейся колонны,
  • по назначению капитанов.

Капитанам отводится важная роль . Он помощник воспитателя. Наблюдает за соблюдением правил игры, учитывает результат игры, раздают и расставляют инвентарь.

Руководство процессом игры:

Необходимо начать игры организованно и своевременно. Игра начинается по условному сигналу (команда, свисток, хлопок в ладоши, взмах рукой или флажком).

Затем воспитатель следит за ходом игры, за поведением отдельных игроков. Воспитатель должен заинтересовать детей игрой.

Судейство.

Судья обязан строго следить за точностью выполнения правил, приемов в игре. Правильное судейство в подвижных играх способствует воспитанию у детей честности, уважению к судье и правилам.

Дозировка в процессе игры:

  • установление кратковременных перерывов или проведение игры без перерывов.
  • Увеличение или уменьшение количества повторений игры или ее отдельных эпизодов.
  • Увеличение или уменьшение общего времени на игру.
  • Удлинение или сокращение дистанций для перебежек, расширение или уменьшение площадки для игры.
  • Увеличение или сокращение числа игроков в команде.

Окончание игры:

Очень важно закончить игры своевременно. Преждевременное окончание игры нежелательно, так же и затягивание ее. Давать сигнал к окончанию игры лучше всего тогда, когда участники получили от нее удовольствие, но не переутомились. Об окончании игры можно предупредить словами: «Осталась одна минута», «Играем до одного очка», «Последний водящий»

 и т.д.

Подведение итогов игры:

Определение результатов игры, выявление ошибок, неверных действий имеет большое воспитательное значение. По окончанию игры воспитатель должен объявить ее результаты. Для этого он создает спокойную обстановку, собирает сведение у помощников о замеченных ошибках, дисциплине в командах.

При определении результатов игры надо учитывать, не только быстроту, но и качество выполнения задания. Полезно отметить тех, кто лучше остальных действовал на площадке (особенно в  младшем возрасте).

Необходимо разобрать игры, указав на ошибки, допущенные участниками в технических приемах и тактике. При выборе лучше усваиваются правила, уточняются детали игры, улаживаются конфликты. К разбору полезно привлекать помощников и самих занимающихся. Это приучает участников критически мыслить, повышает сознательную дисциплину, усиливает интерес к дальнейшим играм.

        

Список использованной литературы:

Э. Степаненкова. Методика физического воспитания. М.-2005 г.

М.А. Васильева. Программа воспитания и обучения в детском саду. М.-2005 г.

Л.А. Вахрушева. Подвижные игры в здоровом образе жизни. Барнаул – 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум "Значение сенсорного воспитания в развитии детей дошкольного возраста"

Семинар предлагает вспомнить теоретические основы сенсорного воспитания. Предлагает познакомиться с интересными играми по сенсорному развитию. Предлагается практическая часть, где педагоги из бросовог...

Семинар-практикум "Значение логико-математических игр в умственном развитии детей старшего дошкольного возраста"

Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлет...

Семинар-практикум: «Организация подвижных игр на прогулке»

Цель: расширить знания у педагогов о повышении двигательной активности детей на прогулке за счѐт проведения подвижных игр. Задачи: - формировать представление педагогов о понятиях «дви...

Семинар практикум "Роль подвижных игр в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста"

Рекомендации по проведению подвижных игр с дошкольникамиИгра должна приносить радость. Не заставлять ребёнка играть, а создать условие для возникновения интереса.При проведении подвижных игр исп...

Семинар-практикум "Включение подвижных игр с мячом в разные формы работы с детьми в перерывах между занятиями”

Семинар-практикум "Включение подвижных игр с мячом в разные формы работы с детьми в перерывах между занятиями&rdquo...

Семинар-практикум « Значение логических игр при подготовке к школе».

Предлагаю вам поговорить на тему «Значение логических игр при подготовке к школе»....

Семинар - практикум "Значение логико-математических игр в умственном развитии детей старшего школьного возраста"

Семинар-практикум для воспитателей старших и подготовительных групп "Значение логико-математических игр в умственном развитии детей старшего школьного возраста"...