Главные вкладки

    Физкультурный досуг в старшей разновозрастной группе "Богатырское состязание" (посвящено к дню святого преподобного Сергия Радонежского)
    методическая разработка (старшая группа) по теме


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад №4» общеразвивающего вида

    Физкультурный досуг в старшей разновозрастной группе

    «Богатырское состязание»

    (посвящено к дню святого преподобного Сергия Радонежского)

    Подготовила:

    инструктор по физической культуре

    МДОУ «Детский сад №4»

    общеразвивающего вида

    Бойко Татьяна Николаевна

     

    Ракитянский район, 2014

    Аннотация

    Физкультурный досуг - одна из наиболее эффективных форм активного отдыха детей. Его содержание составляют физические упражнения, которые проводятся в форме веселых игр, забав, развлечений. Упражнения, выполняемые с эмоциональным подъемом, оказывают благоприятное воздействие на организм ребенка. Физкультурный досуг повышает интерес к занятиям, оказывает благотворное воздействие на организм ребёнка, закрепляет двигательные умения и навыки, развивает двигательные качества (быстроту, ловкость), способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы, развивает выдержку, внимание, смелость, упорство, организованность.

    Дети старшей группы обладают довольно широким спектром знаний, умений. Поэтому в досуги вводятся интеллектуальные задания, используются элементы математики, развития речи, конструирование. Включаются задания на развитие психических процессов. Темы досугов расширяются, они приобретают социальную, эколого-валеологическую направленность. Это может быть и разнообразное обыгрывание времен года, профессий, основ безопасности жизнедеятельности. Досуги могут быть посвящены разным видам спорта. Содержание досугов может быть основано как на русских народных играх, так и на играх разных стран. Широко используется физкультурное оборудование, предметы, включаются элементы спортивных игр.

    Так же физкультурные досуги строятся на играх соревновательного характера, эстафетах, где дети разбиваются на команды, выбирают капитанов. Такие игры требуют ловкости, сноровки, координированности движений. Они побуждают детей к творческому использованию своего двигательного опыта, к поискам самостоятельного решения поставленной задачи.

    Игры и упражнения следует чередовать таким образом, чтобы в одних участниками являлись команды в полном составе, а в других - представители от команд. Целесообразно чередовать физические упражнения с предметами и игры соревновательного характера. Эстафеты с хороводами и обще групповыми подвижными играми. При подборе заданий необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возможности, двигательную подготовленность. Важно, чтобы все дети участвовали в играх и упражнениях.

    Цель:

    1. Формирование уважения и гордости к наследию русского народа, нравственно-патриотических чувств к Родине и её истории;
    2. Создание атмосферы веселья, доброжелательности, потребности коллективного общения, дружеского состязания и удовольствия;
    3. Пропаганда здорового образа жизни.

    Образовательные задачи соответствуют образовательной области «Физическая культуры» примерной основной образовательной программы «Детство»:

    1. Расширить объём знаний детей о преподобном  Сергии Радонежском;
    2. Продолжать развивать у детей внимание, выдержку, выносливость, координацию движений, быстроту, ловкость, воображение, кругозор;
    3. Продолжать воспитывать у детей соревновательные качества, чувства взаимовыручки, поддержки;
    4. Закрепить умения и навыки, полученные на физкультурных занятиях;
    5. Обеспечить высокую двигательную активность.

    Методические приемы: художественное слово; беседа с детьми; показ педагога и детей; ОР упражнения;  словесная игра «Да – нет»; игры-соревнования; вопросы к детям – зрителям

    Место проведения:

    • Физкультурный зал.

    Оборудование:

    • Магнитофон;
    • Диск с записью «Колокольный звон», С. Намин «Богатырская сила»;  
    • Репродукция иконы святого преподобного Сергия Радонежского;
    • 2 воздушных шара;
    • 2 конуса маленьких;
    • Бумага;
    • Кегли 10 штук;
    • Канат;
    • Скамейка большая;
    • Веревка;
    • 2 обруча;
    • 2 резинки длиной 6 метров;
    • 10 мячей d 5-6 см.

    Образовательная область в соответствии с ФГОС ДО – физическое развитие

     

    Ход мероприятия

    Инструктор по физ. культуре: Слышите! Слышите! Колокольный звон! Он оповещает нам о дне памяти святого преподобного Сергия Радонежского! Вот его портрет на одной из икон (репродукция иконы «Сергий Радонежский»)

    Девочка:

    Сегодня праздник твой, о Сергий преподобный!

    И торжествует Лавра, бьют колокола.

    Идёт всяк нищ к тебе, духовно суть голодный,

    Твои благие поминаются дела…

    Инструктор по физ. культуре: Ребята перед нами стоит икона преподобного Сергия Радонежского. Кем был Сергий?

    Дети: Святым, чудотворцем, заступником земли Русской.

    Инструктор по физ. культуре:  Верно, ребята, Сергий Радонежский был великим русским святым, молитвенником и заступником земли Русской.  И сейчас я вам расскажу о его житие. Слава про Радонежского чудотворца и молитвенника перед Богом облетела всю землю Русскую. К Сергию Радонежскому приходили не только простые люди, но и князья. Просили помощи в государственных делах. К преподобному Сергию приезжал Дмитрий Донской – это великий князь Московский. Защитник Отечества, прозванный Донским в честь битвы близ реки Дон. Он приезжал за благословением на битву с татаро – монголами. Сергий Радонежский дал ему в помощь двух монахов – Пересвета и Ослябю, которые в миру принадлежали к воинскому сословию и были богатырями.

    По легенде, Сергий сказал князю: «Не страшись! Ты победишь!» Дмитрий Донской и русские воины разбили войско захватчиков, многие пали героями в Куликовской битве. Но и позднее лавра преподобного Сергия всегда была на защите нашего Отечества. Недаром же она была построена как монастырь-крепость. (Показывает воспитанникам план монастыря.) Она защищала сердце Руси –  ее столицу, Москву, от врагов.

    Во все времена наша земля русская была под надежной защитой. В стародавние времена Русь-матушку охраняли богатыри, воины отважные, умелые, сильные духом. Всегда на Руси чтили силу богатырскую и прославляли ее в сказаниях, песнях, былинах.

    И наши мальчики уже подросли и стали сильными, смелыми. Ну, чем не богатыри? Покажите нам вашу удаль молодецкую и силу богатырскую и находчивость. За вашу смекалку, ум, быстроту вы будете получать красную фишку. И в конце состязания посчитаем фишки у каждой команды и определим, какая команда богатырей выиграет.

    Девочка:

    Надо сильным быть, чтоб не устать.

    Смелым, чтоб не испугаться,

    И умелым нужно стать, чтоб  с врагом с оружием сражаться!

    Инструктор по физ. культуре: Станем-ка, как богатыри, супротив друг друга, да разомнемся перед состязанием серьезным.

    Под фонограмму «Богатырская сила» С. Намина все участники выполняют физические упражнения с гантелями.

    - А теперь проведем состязания и определим, чья команда сильнее и быстрее.

    - Готовы?!

    Дети: Да.

    Инструктор по физ. культуре:

    - Какой же богатырь без коня?

    1. Эстафета «Конный поединок»

    Нужно зажать воздушный шарик между ног, руку поднять, вверх изображая копьё   над   головой, и в таком положении   пробежать дистанцию. Воздушный   шарик передается следующему в команде.  Выигрывает та команда, кто быстрее выполнит задание.

    - Оружием для стрельбы служил лук, на нашем состязании, вместо лука  будут снежки, но здесь тоже своя сложность и надо такими легкими снежками попасть в цель. Богатыри будут состязаться в меткости. Выигрывает та команда, кто быстрее выполнит задание.

    1. Эстафета «Кто самый меткий»

    Из листа бумаги комкается “снежок”. По команде  запускается снежок в цель. Целью служат расставленные в ряд кегли. Выигрывает та команда, кто быстрее выполнит задание.

    - А теперь проверим вашу силушку.

    1. Эстафета «Перетягивание каната»

    Дети крепко берутся за разные края каната и стараются перетянуть правую (левую) сторону через линию, отмеченную на полу. Выигрывает та команда, кто быстрее выполнит задание.

    А сейчас мы с вами отдохнем и поиграем в игру «Да – нет»

    Игра «Да - нет»

    Наша Родина сильна

    Да

    И у нас она одна

    Да

    На Руси богатыри есть

    Да

    Им всегда хвала и честь

    Да

    Илья Муромец герой

    Да

    Он был самый молодой

    Нет

    Соловья он победил

    Да

    Из автомата подстрелил

    Нет

    Алёша Попович тоже герой

    Да

    Он сильный, смелый, молодой

    Да

    Он в Киеве граде дружинником был

    Да

    Карабаса в бою победил

    Нет

    На танках боролись богатыри с врагом

    Нет

    Они воевали с мечом и копьём

    Да

    Добрыня Никитич был слабым и хилым

    Нет

    Он змея сумел победить своей силой

    Да

    Гордимся мы нашими богатырями

    Да

    Хотим ли быть такими же сами

    Да

    Инструктор по физ. культуре:  

    Пока готовятся богатыри к следующему состязанию

    Поиграем с  их болельщиками

    И каждый правильный ответ

    Богатырям очки принесет!

    Вопросы для детей:

    1. Каких русских богатырей вы знаете. (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Василий Буслаев.)
    2. У одного из русских богатырей была дочка, которая тоже выросла смелой да удалой. Недаром смогла она собственного мужа спасти от гнева князя Владимира. Как её звали, и каким образом она смогла перехитрить князя? (Василиса Микулишна, дочь Микулы Селяниновича. Спасла своего мужа Ставра Годиновича, нарядившись в платье мужское татарское и представившись послом из Золотой Орды.)
    3. С кем пришлось сражаться Илье Муромцу. (С Соловьём – разбойником возле речки Смородинки, с Идолищем поганым, с Калином – царём.)
    4. Как назывался головной убор богатыря? (Шлем.)
    5. При создании, какого военного головного убора ХХ века за основу был взят богатырский шлем? (Будёновка.)
    6. Как назывался тяжёлый панцирь, сплетённый из металлических колец. (Кольчуга.)
    7. Чтобы орудовать этим рубящим холодным оружием, надо иметь немалую силу. Оно состоит из клинка и рукоятки. Часто, в древности, в рукоятку воины засыпали горсть родной земли или клали мощи святых, отсюда пошёл обычай целовать оружие перед боем – считалось, что прикосновение к нему даёт особый оберег его владельцу. (Меч.)
    8. Это колющее оружие на длинном древке. Из-за длинной рукоятки обычно поединок воинов «один на один» начинается с использования именно этого оружия. (Копьё, пика.)
    9. Это оружие оборонительного назначения. При сражении воин прикрывает им своё тело. (Щит.)
    10. Оружие для удара непосредственно по противнику. Оно состояло из рукоятки и тяжёлой круглой ударной части. (Булава.)

    - А теперь самое сложное испытание.

    1. Эстафета «Полоса препятствий»

    На разной высоте натянуты резинки. Задание для команд – под одной резинкой проползти, через другую перепрыгнуть, взять один из мячей, лежащий в обруче и вернуться обратно.

    Инструктор по физ. культуре:  Каких богатырей я ловких

                                                             Увидела сейчас.

                                                             Что значит – тренировка,

                                                             Просто высший класс.

    - Вот и закончились наши состязания

      Это были большие испытания.

    И в завершении наши девочки хотят посвятить мальчикам стихи.

    1 девочка: 

    Спасибо вам, богатыри русские,

    за ваши подвиги ратные.

    В благодарность от нас примите эти угощения.

    2 девочка: 

    Богатырского здоровья

    Вам хотим мы пожелать,

    Лучше всех на лыжах бегать

    И в футбол всех обыграть.

    3 девочка: 

    Пусть удача будет с вами

    Только вы дружите с нами.

    Нам во всем вы помогайте,

    От других нас защищайте!

    4 девочка: 

    В общем, милые мальчишки,

    Мы откроем вам секрет:

    Лучше вас на белом свете

    Ничего, конечно, нет.

     

    Инструктор по физ. культуре: Подошло к концу наше состязание.  Давайте посчитаем фишки и определим победителя. Команду победителей мы награждаем золотыми медалями, а вторую команду – серебряными за богатырскую силу и доблесть. Девочки тоже принимали активное участие и поэтому получают сладкие призы.

    Из века в век

    Твой ясный свет

    Сияет над Россией.

    Твой образ Пресвятой

    Живёт в сердцах людей.

    Ты открываешь к Истине пути

    И воскрешаешь силы,

    Даруя Миру Свет

    Любви и радости своей.

    Использованная литература:

    1. Грядкина Т.С. Образовательная область «Физическая культура». – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. – 160с.
    2. Подольская Е.И. Сценарии спортивных праздников и мероприятий для детей 3-7 лет. Волгоград: Учитель, 2009. – 174с.
    3. Подольская Е.И. Физическое развитие детей 2-7 лет: сюжетно-ролевые занятия. - Волгоград: Учитель, 2013. – 246с.
    4. Филиппова С.О. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения: Методическое пособие для руководителей физического воспитания. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2011. – 416.

    Интернет ресурсы:

    1. http://www.vstrecha-obninsk.ru/fotogalereja/reprodukci-kartin-sergija-radonezhskogo 
    2. http://dvorko.svrussia.com/detstvo.html 
    3. http://zvezdautra.ru/stihi-posvyascheniya/svyatoj-sergij-radonezhskij.html 
    4. http://www.abc-people.com/shop/nikon_radonezh.htm 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    СВЯТОЙ УГОЛ Непосредственно-образовательная деятельность с элементами мастер-класса средствами музейной педагогики по духовно-нравственному воспитанию на примере жития Преподобного Сергия Радонежского детей старшего дошкольного возраста

    Аннотация: В детском саду создана предметно – развивающая среда этнографический музей «Русская горница», а 18.05.2011года музей получил статус этнографического  музея  «Русская горница». Муз...

    Интеллектуальная викторина «Колесо истории», посвященная 700-летию памяти Преподобного Сергия Радонежского

    Цель игры:использование возможностей  игровых методов для формирования духовно-нравственного идеала на примере жизни святого Преподобного Сергия Радонежского.Задачи: способствовать восприятию Пре...

    Буклет по духовно-нравственному воспитанию "К 700-ЛЕТИЮ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО"

    Материал по духовно-нравственному воспитанию детей, можно использовать как информационный материал для родителей воспитанников....

    Конспект занятия-беседы о преподобном Сергии Радонежском для детей подготовительной к школе группе

    Ознакомительное занятие для детей подготовительной к школе группе в рамках познания окружающего мира...

    Духовно-нравственное воспитание. Преподобный Сергий Радонежский.

    Методическая разработка из опыта работы. Знакомство с жизнью Сергия Радонежского. Формирования представления о традиционных духовно-нравственных ценностях....

    Конспект образовательной деятельности в форме беседы в подготовительной группе «Преподобный Сергий Радонежский — святитель земли Русской»

    Предварительная работа: Рассматривание с детьми серии картинок «Яичко к Пасхе», выделяя их характерные особенности росписи («крашенки», «писанки», «крапинки»). Беседа о празднике «Пасха». Рассматриван...

    КОНСПЕКТ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ДОСУГА В старшей разновозрастной группе НА ТЕМУ: «ВЕЧЕР ПОДВИЖНЫХ ИГР»

    ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:·        - приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:- формированию опорно-двигательной системы организма,- развитию равнове...