Главные вкладки

    Познавательно-игровой проект "Волшебные мячи" с детьми старшего дошкольного возраста
    проект по физкультуре (старшая группа) по теме

    Юсупова Лениза Фавазисовна

    Проект составлен с целью  дать информацию детям и родителям об истории мяча, его разновидностях, многообразии игр с ними и пропагандировать ЗОЖ по средствам организации активного досуга с использованием мячей разных размеров.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_volshebnye_myachi.docx36.66 КБ

    Предварительный просмотр:

    Познавательно – игровой проект «Волшебные мячи»

    с детьми старшего дошкольного возраста

    Образовательная  область: физическое развитие


    Вид проекта:  оздоровительный,  познавательно-игровой, краткосрочный


    Девиз проекта: «Мячи разные бывают, быть здоровым помогают!!!»


    Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители,  инструктор по физической культуре, воспитатели.

    Актуальность:
          Мяч – удобная, динамичная игрушка, занимающая особое место в развитии действий руки. Первые игры с мячом бесценны по своей значимости для здоровья, эмоциональной достаточности, физического и интеллектуального развития маленького ребенка. На протяжении всего дошкольного детства игры с мячом усложняются и как бы "растут" вместе с ребенком, составляя огромную радость детства. 
          Игры с мячом развивают глазомер, координацию, смекалку, способствуют общей двигательной активности. Для ребенка мяч – предмет увлечения с первых лет жизни. Ребенок не просто играет в мяч, а варьирует им: берет, переносит, кладет, бросает, катает и т.п., что развивает его эмоционально и физически. Игры с мячом важны и для развития руки малыша. 

          Движения пальцев и кистей рук имеют особое значение для развития функций мозга ребенка. И чем они разнообразнее, тем больше "двигательных сигналов" поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, а следовательно и интеллектуальное развитие ребёнка.                                          
          Игры и упражнения с мячом развивают ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность броска, развивают глазомер, ловкость, быстроту реакции; нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно как для малоподвижных, так и для  гипервозбудимых  детей. Игры с мячом развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов организма – легких, сердца.
          Можно только удивляться, замечая какое разнообразие впечатлений и действий может давать малышу обычный мяч!  А ведь ещё есть необычные мячи – один из них - Фитбол. Фитбол (англ. «fit» - оздоровление, «ball» - мяч) - это большой мяч с рожками или с ручками, либо классической круглой формы.

           Одной из инновационных технологий, используемой в физическом развитии детей является фитбол-гимнастика. Фитбол-гимнастикой могут заниматься все члены семьи. Эти занятия способствуют формированию жизненно важных двигательных навыков, развитию гибкости, прыгучести. Гимнастика на фитболе укрепляет мышцы спины и брюшного пресса (формирует навык правильной осанки); развивает вестибулярный аппарат; повышает подвижность ребёнка; развивает координацию движений; побуждает детей к проявлению самостоятельности, творчества, активности.

           Но не все дети и родители (лица их заменяющие)  знают о мячах всё и применяют в деятельности. Данный факт способствовал обоснованию выбора темы для проектной деятельности и определил приоритетные цели задачи.

    Цель проекта:

    • способствовать познавательному развитию ребенка в мире спорта и активных форм деятельности по средствам взаимодействия с мячом индивидуального характера и при сотрудничестве с взрослым (родителем, педагогом). 
      Основные задачи:
    • актуализация роли семьи в физическом воспитании  дошкольников, формирование гармоничных отношений между детьми и взрослыми;
    •  пропаганда здорового образа жизни по средствам организации активного досуга с использованием мячей разных размеров;
    • информировать родителей и детей об истории мяча, его разновидностях, многообразии игр с ним.

    Ожидаемые результаты:

    • формирование активной позиции у детей по здоровьеукреплению и здоровьесбережению по средствам игр и игровых упражнений с мячом;
    • заинтересованное отношение родителей к совместной активной деятельности с детьми, с использованием мяча;
    • Реализация проекта: с 09.11 – 10.12.2015 г.

    Подготовительный этап.

    -  постановка проблемы, определение цели и задачи проектной деятельности, прогнозирование результата;

    - исследование отношения родителей к упражнениям и играм с мячом, совместно с ребёнком;

    - определение содержания деятельности всех участников проекта

    Основной этап.

    I неделя

    1. опрос родителей «Играете ли Вы с ребёнком дома в мяч?» и исследовательское наблюдение детей «Использование детьми мяча в самостоятельной деятельности».
    2. Беседы с детьми о возникновении мяча на темы: «Путешествие мяча», «Какие мячи есть в спортивном зале и как их использовать?»

    II неделя

    1. Папка – передвижка для родителей на тему: «Игры с мячом» (содержит подвижные игры для всей семьи). (Приложение 1)
    2. Проведение занятия по физкультуре  с использованием мяча в ОВД и подвижных играх.
    3. Консультация на тему: «Как выбирать фитбол?  Фитбол-гимнастика» (Приложение 2)

    III – IV неделя

    1. Досуг с детьми «Страна весёлых и волшебных мячей » ( Приложение 3)
    2. Рисование по теме  «Мячи разных видов спорта»

    Результат проекта

    • Родители и дети познакомились с видами и историей мяча;
    • Заинтересованное отношение родителей к совместной активной деятельности с детьми, с использованием мяча;
    • Увлечённое  использование мячей детьми в группе в самостоятельной деятельности и отличные  спортивные показатели работы с мячом.

    Приложение 1

    Уважаемые родители!

    Сегодня мы с вами вместе увидим, как можно с помощью простой игрушки - мяча, интересно и качественно подготовить ребенка к обучению в школе.

    Для многих людей мяч - одна из первых любимых игрушек. И не удивительно. Мяч незаменим для развития общей и мелкой моторики, координации движений, скорости реакции, ловкости, внимания, смекалки. С его помощью ребенок учится взаимодействовать с другими людьми. Меняются материалы, из которых изготавливают мячи, совершенствуется дизайн, но неизменными остаются те его волшебные свойства, которые помогают детям играть, тренировать мышцы, дружить, говорить!

    Известно, чтобы помочь физическому развитию ребенка, надо с помощью физических упражнений задавать нагрузку его мышцам. Но, чтобы мышцы работали слаженно, ими управляет мозг. Не случайно говорят, что движение - это работа мозга.

    Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих ученых. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Формирование сложных движений происходит при участии речи. И, наоборот, точное, динамичное выполнение упражнений для ног, рук, туловища, головы подготавливает совершенствование движений артикуляторных органов - губ, языка, нижней челюсти. В подготовительной к школе группе у детей продолжают формироваться такие навыки, как: бросание мяча вверх, о землю и ловля его двумя руками (не менее 20 раз подряд); одной рукой (не менее 4-6 раз подряд); бросание мяча вверх и ловля его с хлопками; перебрасывание мяча друг другу различными способами (снизу, из-за головы, от груди, с отскоком от земли); отбивание мяча о землю одной рукой  (не менее 7 раз подряд); отбивание мяча о землю поочередно правой и левой рукой.

    Я познакомлю вас с играми с мячом, направленными на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, развитие умения слышать звуки речи. В эти игры могут играть члены семьи (мама, папа, бабушка, дедушка) со своим ребенком, можно предложить эти игры на детском празднике (дне рождении), когда собираются гости-дошкольники. Познакомившись с этими играми,  дети могут играть и самостоятельно со своими друзьями.

    Уважаемые родители, давайте сейчас вместе с вами поиграем в эти игры!

    1. Игра «Назови, какую знаешь посуду (фрукты, домашних животных и т.д.)»

    Вариант 1: Подбрасывая мяч вверх, взрослый и ребенок по очереди называют группу предметов (сковородка, кастрюля, тарелка, ложка и т.д.)

    Вариант 2: Дети стоят в ряд, взрослый предлагает по очереди подбрасывать мяч вверх, называя предметы посуды.

    2. Игра «Назови одним словом»

    Взрослый называет несколько предметов и предлагает назвать их одним словом. Например: «Сорока, ворона, синица, воробей, грач». Ребенок отвечает на вопрос («Птицы») и подбрасывает мяч вверх с хлопком.

    «Кровать, стол, стул, шифоньер, диван», «Стрекоза, бабочка, муха, жук» и т.д.

    3. Игра «Скажи наоборот»

    Взрослый бросает мяч ребенку, называя слово, ребенок ловит мяч, называет антоним и бросает мяч взрослому (короткий - длинный, большой - маленький, высокий - низкий, толстый - тонкий, весело - грустно, день - ночь, далеко - близко, быстро - медленно и т.д.)

     4. Игра «Скажи ласково»

    Взрослый бросает мяч ребенку, называя слово. Ребенок ловит мяч, называет слово, образованное с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса, и бросает мяч взрослому (стул - стульчик, нож - ножик, паук - паучок, флаг - флажок, дерево - деревце и т.д.)

    5. Игра «Детёныши»

    Взрослый называет животное, бросая ребенку мяч с отскоком о пол, Ребенок возвращает мяч тем же способом и называет его детёныша (кошка - котенок, собака - щенок, коза - козленок, корова - теленок, лошадь - жеребенок и т. д.)

    6. Игра «Кто как голос подает?»

    Взрослый называет животное, бросая ребенку мяч с отскоком о пол. Ребенок возвращает мяч тем же способом и называет способ подачи голоса. Корова (мычит), змея (шипит), волк (воет), лошадь (ржет) и т.д.

    7. Игра «Что умеет делать животное?»

    Ребенок, отбивая мяч о пол одной рукой, называет действие животного. Например, кошка: сидит, лежит, спит, ест, бегает, мяучет, играет.

    8. Игра «Кто умеет летать (плавать, ползать и т. д.)?»

    Взрослый спрашивает: «Кто летает?». Ребенок, подбрасывая мяч вверх на каждое слово, называет животных, которые летают (птицы, стрекозы, жуки). Взрослый спрашивает: «Кто плавает?» Ребенок, подбрасывая мяч вверх на каждое слово, называет животных, которые плавают (утки, гуси, рыбы, киты) и т.д.

    9. Игра «Услышь звук»

    Взрослый называет слова. Если заданный звук есть в слове, то ребенок мяч подбрасывает, если нет, то отбивает от пола. Например, на звук [ж] можно предложить такие слова: жук, змея, кожа, важный, кофта, бумага, бумажный.

    10. Игра «Найди словечко»

    Называть слова на заданный звук (или все слова с заданным звуком: где звук стоит не только в начале, но и в середине и конце слова), по очереди со взрослым, подбрасывая мяч вверх с хлопком. Примерные слова на звук [м]: морковь, мыло, мука, майка, компот, замок, комар, дом, сом.

    11. Игра «Отстучи слово»

    Отбить мяч о пол двумя руками или одной рукой столько раз, сколько слогов в слове. Примерные слова: лапа, дорога, телевизор, аквариум.

    12. Игра «Я знаю»

    Взрослый предлагает ребенку назвать пять (семь) предметов к обобщающему понятию, отбивая при этом мяч о пол двумя руками или одной рукой. Например: Я знаю пять (семь) животных: собака - раз, кролик - два и т.д.

    13. Игра «Где мяч?»

    Вариант 1. Ребенок выполняет задание с мячом: «Подними мяч над головой, положи мяч около правой ноги, положи мяч перед собой, сзади от себя» и т. д.

    Вариант 2. Ребенок отвечает на вопрос: «Где лежит мяч? » (на столе, на полу, в углу, около стола, под столом, за шкафом)

    14. Игра «Чего нет?»

    Взрослый, отбивая мяч поочередно правой и левой рукой на каждое слово, говорит «Есть деревья». Ребенок, отбивая мяч поочередно правой и левой рукой на каждое слово, отвечает «Нет деревьев». Предлагаются существительные единственного и множественного числа: есть забор - нет забора, есть окно - нет окна, есть столы - нет столов и т.д.

    Спасибо, уважаемые родители! Теперь Вы знаете, как весело и увлекательно можно с помощью мяча помочь  ребенку подготовиться к обучению в школе.

                                                               Приложение №2

    Как выбирать фитбол ребёнку

    Подбирать мяч каждому ребёнку надо по росту, так, чтобы при посадке на мяч между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой был прямой угол. Правильная посадка предусматривает также приподнятую голову, опущенные и разведённые плечи, ровное положение позвоночника, подтянутый живот.

    Оптимальные размеры больших мячей для детей: 3-4 года - диаметр 45 см.; 5-6 лет - 50 см.; 7-10 лет - 55 см.

    При выборе фитбола следует обратить внимание на его качество: он должен быть упругим, прочным; швы должны быть практически незаметны и во время занятий не должны ощущаться.

    Упражнения и игры для детей на фитболе

    «Мельница». Сидя на мяче. Выполнить взмахи руками вперёд-назад с одновременными покачиваниями на мяче.

    «Самолёт». Упражнение выполняется сидя на мяче, руки в стороны. Выполняем наклоны вправо и влево, задевая руками пол.

    «Прокати мяч». Стоя на правой ноге, мяч перед ребёнком, левая нога на мяче, руки в стороны. Прокатывать мяч ногой вперёд и назад.

    «С горки». Сидя на мяче, руки в упоре сзади на мяче. Выполняя шаги ногами, спуститься на пол и назад.

    «Мостик». Лёжа животом на мяче, руки в упоре на полу. Поднять ноги от пола, удержать равновесие.

    «Лягушка на болоте». Поставьте 5 кеглей (пластиковые бутылки) по кругу - это камыши. Ребенок, сидя на мяче - лягушка, он прыгает между кеглями, стараясь их не уронить.

    «Чехарда». Все игроки по очереди перепрыгивают через фитбол мяч, который находится в середине комнаты, опираясь на мяч руками. Выбывает из игры тот, кто не смог перепрыгнуть.

    Приложение 3    

    Конспект развлечения «Страна весёлых и волшебных мячей»

    Цель: формировать у дошкольников привычки здорового образа жизни и  укреплять   интерес к физической культуре и спортивным играм с мячом.

    Задачи: продолжать  укреплять здоровье детей, развивать быстроту двигательных реакций детей в игровых упражнениях с мячом, ориентировку в пространстве, закреплять умение детей участвовать в играх с элементами соревнования.

    Оборудование и инвентарь: мячи разных размеров, фитболы по количеству детей, шляпы, корзины, дуги, «волшебный» бочонок, обручи.

    Ход развлечения

          Дети заходят в зал и выстраиваются в шеренгу. В зале по кругу разложены фитболы по количеству детей. Забегает клоун Клёпа с большим мячом в руках.

    Клёпа. Здравствуйте, ребята! Я - весёлый клоун Клёпа! (здоровается с каждым, трясёт их за руки, обнимает). Друзья, вы не поверите, прямо сейчас мимо меня проскакал вот этот мячик, еле поймал, он не ваш? (ответы детей). Ой, мяч, кажется волшебный, что – то шепчет мне в ухо. Послушаем ее? Этот мяч  вам оставили жители страны веселых мячей. Они вас приглашают в гости. Ой, а я там уже бывал, это удивительная страна! Там так весело, а сколько там разных мячей, и больших, и маленьких. Сходим к ним в гости ребята, я дорогу хорошо знаю. Занимайте скорей места  на фитбольном поезде и поехали! (дети садятся на фитболы и выполняют ОРУ).

    1.«Все сели?» И.п. - сидя на фитболе, руки на коленях,  на 1-2 –повороты головы влево, 3-4 –то же вправо;

    2. «Поезд тронулся» И.п. - то же, руки к плечам, на 1-4- вращение плечевого сустава вперёд, 5-8-назад;

    3. «Укачало» И.п. - то же, руки на поясе, на 1-4-вращение туловища влево, 5-8- вправо; 

    4. «Едем лёжа» И.п. - лёжа на фитболе, руки на полу, на 1-4- ходьба на руках вперёд, 5-8-назад;

    5. «Разминаем ноги» И.п. - то же, на 1- правую ногу вверх, 2-и.п, 3-4- то же левой;

    6. «Подъезжаем!» И.п. - сидя на фитболе, держась за ручки, прыжки по кругу.

    Клёпа. Ребята, пока не доехали, я хочу задать несколько интересных вопросов и загадок, если у вас не будет ответа, помогут взрослые. И так, вопросы такие:

    1.Стукнешь о стенку – а я отскочу,

    Бросишь на землю – а я подскочу.

    Я из ладоней в ладони лечу.

    Смирно лежать я никак не хочу (Мяч)        

    2. Какие бывают мячи по форме?

    3. В какую игру играют овальным мячом?

    4. Что такое "бол", что означает фитбол?

    5. Куда спортсмен забрасывает мяч в игре в баскетбол?

    6.Чем ведут мяч в футболе?

    7.Чем ведут мяч в баскетболе?

    8. Как называется необычный мяч с перьями?

    9.Куда забивают мяч в футболе?

    10. В какой игре играют с клюшкой? (Ответы детей и взрослых)

    Клёпа. Вот и приехали, сейчас начнём веселиться, прыгать и скакать, как мячи этой волшебной страны. Первая игра – эстафета с мячами самого большого размера, называется:

    1.«Быстро садись» - дети под музыку двигаются вокруг фитболов (их количество меньше, чем детей, они убираются постепенно), после остановки музыки, каждый старается сесть на фитбол, кто не успел, тот выходит из игры.

    2. «Кенгуру» - прыжки на двух ногах до кеглей и обратно, мяч зажат между коленями.        

    3. «Перевозка мячей» - первый участник берёт три мяча среднего размера, добегает и  оставляет их в обруче, второй приносит мячи обратно и т.д.

    4. «Передача мяча по кругу» - две команды образуют круг. Водящий начинает передавать мяч из рук в руки. Игра заканчивается тогда, когда мяч обратно окажется в руках водящего. (II вариант – игроки стоят спиной к кругу)

    5. «Мяч в шляпе» - первый участник бежит (подлезая под дугу) со  шляпой в руках к корзине с маленькими мячами, кладёт один мяч, возвращается обратно и передаёт шляпу следующему, тот кладёт следующий мяч и т.д.

    6. «Муравьи» - на полу разбросаны маленькие мячи, участники 2 команд собирают их ногами сидя на  полу и кладут в свою корзину без помощи рук, подводится итог.

    7. «Хоккей на траве по - нашему» - вести маленький мяч с клюшкой для гольфа и забить его в ворота, быстро взять мяч в руки и передать следующему игроку.

    Клёпа. Ребята, вам понравилось в стране весёлых и волшебных мячей? А какое задание с мячом было самым интересным? А какое задание было самым сложным? А вам хотелось бы попасть в эту страну ещё раз? (Ответы детей).

          Друзья,  пока мы не уехали из этой страны, я хотел бы сделать вам сюрприз. Он  не сладкий, не кислый, но волшебный. Я ведь не только весёлый клоун, а ещё волшебник – фокусник. Хотите, фокус покажу? А вы мне поможете.

     (Клёпа показывает фокус «Волшебный бочонок»)

          Ребята, огромное спасибо вам за такую встречу! Мне кажется, у вас очень много знаний о мячах, вы дружите с ними, а ещё вы очень ловкие, быстрые, весёлые и дружные ребята! Я люблю и уважаю таких детей. Но нам пора обратно домой, поэтому садитесь на наш поезд, и в добрый путь!

    (Дети под музыку скачут на фитболах и выходят из зала)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий познавательного-игрового конкурса "Парикмахерская" для детей старшего дошкольного возраста.

    Задачи: уточнить и закрепить знания детей о профессиях людей, работающих в парикмахерской, воспитывать взаимопомощь и взаимовыручку.Предварительная работа:1.Конкурс проводится в музыкальном зале...

    Сценарий познавательного-игрового конкурса "Парикмахерская" для детей старшего дошкольного возраста.

    Сценарийпознавательного - игрового конкурса«Парикмахерская»для детей старшего дошкольного возраста.Задачи: уточнить и закрепить знания детей о профессиях людей, работающих в парикмахерской...

    Творческая работаПоделку можно сделать вмести с детьми старшего дошкольного возраста 5-7лет (из салфеток), а также с детьми среднего, младшего возраста 4-5 . Поделка выполнена в технике аппликация из ладошек- старшая группа Ооржак Анастасия,Оолак Чайырлаш

    Поделку можно сделать вмести с детьми старшего дошкольного возраста 5-7лет (из салфеток), а также с детьми среднего, младшего возраста 4-5 (из бумаги). Поделка может быть как подарком и  пособием...

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВОЗДУХ И ЕГО СВОЙСТВА»

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста«ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВО...

    Конспект познавательно-игровой непосредственно-образовательной деятельности для старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) «В гостях у солнышка»

    Непосредственно образовательная деятельность является интегрированной, так как посредством различного содержания и видов деятельности достигается основная цель образовательного мероприятия....

    Конспект совместной познавательно-игровой деятельности (сюжетно-ролевой игры) с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Ветеринарная клиника "Айболит"

    Дети в ходе игровой деятельности познакомятся с профессией ветеринарного врача, его работой с больными животными....