Главные вкладки

    Статья "Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей в ДОО" из опыта работы.
    тест по физкультуре по теме

    Червинская Эльмира Фирудиновна

    Из опыта работы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tekst_-_kopiya.docx25.42 КБ

    Предварительный просмотр:

    СП «Детский сад№7 ГБОУ СОШ№30 г.о.Сызрань»,

    инструктор по физической культуре Червинская Э.Ф.

    СИСТЕМА РАБОТЫ

    ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ДОО.

    (из опыта работы)

    Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед детским садом. Для  полноценного физического развития, сохранения и укрепления здоровья дошкольников необходимо создавать  оптимальный двигательный режим, что достигается за счет  использования  разнообразных форм  двигательной деятельности.

    Формы организации физического воспитания — это воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности ребенка, основу которой составляет двигательная активность.

    К формам организации физического развития в ДОО  относятся:

    • физкультурные занятия;
    • физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультминутки, упражнения после дневного сна, закаливающие мероприятия;
    • самостоятельная двигательная деятельность детей;
    • активный отдых: туристские прогулки, физкультурный досуг, физкультурные праздники, дни здоровья.

    Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня

    Утренняя гимнастика.

    Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков.

    Увлекательная, подобранная в соответствии с возрастными потребностями и возможностями детей дошкольного возраста, утренняя гимнастика, способствует развитию у детей интереса к занятиям физической культурой и спортом, воспитанию в детях целеустремленности, организованности, инициативности, желания ежедневно выполнять физические упражнения, формирует основы здорового образа жизни.

    Используются различные формы проведения утренней гимнастики:

    – традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений;

    – обыгрывание какого-либо сюжета: «На прогулке», «Мы на луг ходили», «Воробушки» и др.; много интересных сюжетов можно найти в программе «Прыг-скок команда».

    – игрового характера из 3-4 подвижных игр.

    – с использованием элементов ритмической гимнастики, танцевальных движений, хороводов;

    – оздоровительный бег (проводится на участке  с постепенным увеличением расстояния, интенсивности, времени); 3-4 года- в медленном темпе непрерывно в течение 50-60 с, 4 - 5 лет - 1.0 - 1.5 мин., 5-6 лет -  1,5 - 2,0 мин., 6-7 лет.-  2-3мин.мин.

    – с использованием полосы препятствий (можно создавать различные полосы препятствия с использованием разнообразных модулей).

    – с использованием простейших тренажеров (детский эспандер, гимнастический ролик и т.д.) и тренажеров сложного устройства («Велосипед», «Гребля», «Беговая дорожка», «Батут» и др.) [

    Дошкольники, посещающие спортивные секции, танцевальные кружки с радостью откликаются на предложение провести утреннюю гимнастику. Дети  показывают интересные силовые упражнения, упражнения на растяжку, танцевальные элементы.

    Каждый из детей подготовительной к школе группе в течение года обязательно проводит комплекс утр. гимнастики в группе. Почувствовать себя в роли ведущего – значимое событие для каждого ребенка.

    Закаливание.

    Эффективным средством укрепления здоровья, снижения заболеваемости и повышения уровня работоспособности детей является закаливание организма. Закаливание – это как повседневные  процедуры, включенные  в режимные моменты, так и специально организованные мероприятия. Эффективность их влияния на организм возрастает, если они сочетаются с физическими упражнениями. Самым благоприятным периодом для закаливания является лето, а самым мощным закаливающим фактором, гармонично сочетающий в себе приятное и полезное — плавание. Занятия на воде комплексно воздействуют на весь организм.  В нашем саду есть для этого прекрасная возможность. Лето – пора короткая, а жарких дней в ней еще меньше. Поэтому организовать систематическую работу по обучению детей плаванию не всегда получается. Однако, просто купание в бассейне доставляет огромную радость детям, а игры и конкурсы на воде только усиливают это удовольствие.

    Физкультурные занятия — основная форма организованного систематического обучения физическим упражнениям.

     Эта форма работы является ведущей для формирования правильных двигательных умений и навыков, создает благоприятные условия для усвоения общих положений и закономерностей при выполнении физических упражнений. Именно на физкультурных занятиях происходит последовательное обучение движениям и двигательным действиям: правильной, ритмичной, лёгкой ходьбе, бегу, умению прыгать с места и с разбега, разным видам метания, лазанья, сохранению равновесия.

    Типы физкультурных занятий характеризуются большим разнообразием.

     I. По содержанию:

    1.гимнастика и подвижные игры,

    2.обучение спортивным упражнениям и элементам спортивных игр,

    3.развитие ориентирования;

    4.занятия-походы (элементарный туризм).

     II. По использованию методов работы:

    1.большое место в детских садах занимают занятия смешанного типа (когда на одном занятии происходит разучивание одних упражнений, закрепление и совершенствование других);

    2.игровой тип занятий;

    3.сюжетный тип занятий;

    4.занятие может также предусматривать только закрепление и совершенствование движений;

    5.контрольный тип занятий (педагог определяет уровень усвоения материала за квартал, полугодие, год).

    При этом структура физкультурных занятий не меняется, они отличаются задачами содержания, подбором упражнений и формой проведения.

    В последнее время все большую популярность приобретает такая организационно-методическая форма образовательной деятельности как  круговая тренировка.

    Круговая тренировка на занятиях  применяется для повышения тренирующего эффекта, совершенствования двигательных навыков на стадии закрепления основных движений.

    Упражнения выполняются в порядке последовательного прохождения 4-5 «станций» — мест, где расставляется соответствующее оборудование. Оборудование располагается в зале или на спортивной площадке по кругу (по периметру) так, чтобы путь через него образовывал замкнутый контур.

    Особенности построения занятия по методу круговой тренировки

    • использование хорошо освоенных упражнений
    • последовательное выполнение упражнений в процессе прохождения «станций», расположенных «по кругу»
    • смена тренирующих упражнений на «станциях»
    • регламентация работы и отдыха на каждой «станции»
    • последовательное включение в работу различных мышечных групп и систем организма
    • многократное выполнение определенных движений, в условиях точного дозирования нагрузки

    Достоинства круговой тренировки

    • совершенствование основных движений и развитие физических качеств и способностей
    • повышение общей физической подготовки детей, развитие выносливости к различным физическим нагрузкам
    • регулирование моторной плотности занятия, развитие умственных способностей, умения совмещать умственную и двигательную деятельности
    • воспитание коллективизма, взаимопомощи, целеустремленности, ответственности

    Большое внимание на занятиях в детском саду уделяется использованию  акробатических упражнений, так как акробатика развивает у детей гибкость, ловкость, чувство равновесия, координацию, точность движения,   прыгучесть.

    Наблюдая за детьми  дошкольного возраста в их свободной двигательной деятельности, можно обратить  внимание на их легкое и свободное манипулирование телом. За счет природной гибкости позвоночника, растяжки мышц и высокой подвижности суставов дети легко переходят из одной гимнастической позы в другую. Однако без систематических физических упражнений дети  теряют природную способность, их движения становятся скованными. Акробатические упражнения  - прочный фундамент общей разносторонней физической подготовленности, т. к. здоровье во многом зависит от гибкости и эластичности позвоночника, подвижности суставов, мышечного тонуса и т.д.

    Большое внимание на занятиях уделяется общеразвивающим  упражнениям, выполняемым с предметами: гимнастическими палками, скакалками, большими и малыми мячами, обручами. При освоении новых двигательных навыков придумывается образный рассказ, хорошо понятный по содержанию. Например, бег с высоким подниманием колен - «лошадка», прыжки в приседе - «как мячики», ходьба мелким шагом – «лилипуты», широким - «великаны», бег «кошечкой». При осваивании группировок и перекатов, детям дается задание «кто плотнее сделает калачик при перекате в группировке», кто при исполнении  « рыбки» достанет до носа, кто лучше прогнется в «лодочке», у кого самый высокий мост и т.д.

    Лыжная подготовка

    В старшей и подготовительной к школе группах организуется лыжная подготовка. Погодные условия не всегда позволяют сделать эту работу систематической, однако мы стараемся использовать каждый «благоприятный» день. Сначала обучаем детей ходьбе на лыжах ступающим шагом. Этот способ передвижения развивает равновесие и ритм. Затем дети учатся передвигаться на лыжах скользящим шагом. С каждым занятием отмечается большая согласованность в движениях рук и ног, увеличиваются скорость передвижения, длина шагов; движения становятся относительно равномерными, скользящими. Дети правильно выполняют повороты,  при падении стараются мягко упасть на бок. И это значимые достижения, если учесть тот факт, что большая часть детей на лыжах ни разу не стояла. Родители очень рады такой возможности, потому что лыжи имеются далеко не в каждой семье, либо не всегда родители находят время для совместных лыжных прогулок.

    Физкультурные уголки.

    Для обеспечения двигательной активности детей в группах организованы физкультурные уголки. В них представлено как традиционное, так и нетрадиционное (нестандартное) оборудование, изготовленное руками педагогов и родителей. В этих уголках есть ростомер, уголок «Проверь осанку», где ребенок может самостоятельно отслеживать изменения в росте, проверить осанку, помериться в силе и ловкости с друзьями. Физкультурные уголки  пользуются популярностью у детей, а периодическая сменяемость оборудования стимулирует двигательную активность.

    Активный отдых.

    Туристические походы. Туристические походы - одна из наиболее активных форм совместного отдыха. Это - общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность. Такая форма организации досуга стала хорошей традицией в нашем саду. Каждый год с детьми подготовительной к школе группы мы отправляемся в поход.  Для того чтобы простую прогулку превратить в поход, в разных уголках территории детского сада и за ней (мы имеет такую возможность) организовываем различные станции, на которых знакомим  детей с основами жизни в природных условиях, закрепляем на практике знания основ безопасного поведения на природе,  бережного и внимательного отношения к окружающей среде.

    Физкультурные досуги и праздники.

    Наряду с перечисленными формами двигательной активности немаловажное значение имеет активный отдых, физкультурно-массовые мероприятия. К таким мероприятиям относится день здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на воздухе, игры-соревнования, спартакиады.

    Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности.

    Дни здоровья

    Для прочного усвоения детьми элементарных принципов, составляющих основу ЗОЖ,   раз в квартал /полугодие  организуем День здоровья. Такие дни всегда наполнены целым комплексом  мероприятий. Тема здоровья прослеживается  во всех режимных моментах: завтрак чемпиона, занятия для детей  с медицинской сестрой, выставка семейных рисунков либо фотографий по теме. В ходе любой непосредственно образовательной деятельности воспитатели  рассматривают проблемы культуры здоровья человека, правил безопасного поведения. Все это оказывает большое влияние на развитие представлений детей о здоровье.

    Семейные спортивные праздники.

    Система физкультурно-оздоровительной работы заключается не только в работе с детьми, но и во взаимодействии с родителями. Многие родители чрезмерно увлечены интеллектуальным развитием своих детей, забывая о том, что укрепление их здоровья, содействие физическому и психическому развитию в настоящее время особенно значимо. Всем известно, что положительного результата можно добиться, лишь сделав родителей своими союзниками. Мы стараемся вызвать у них интерес к физической культуре и укреплению здоровья детей, максимально привлекая к своей работе. Самое интересное и запоминающееся для родителей – участие в наших спортивных соревнованиях и физкультурных досугах. После этих мероприятий они в полной мере ваши союзники, единомышленники, партнеры.

    Физкультурные праздники и развлечения.

    Невозможно представить себе жизнь ребёнка в детском саду без весёлых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований. Праздник – это всегда положительные эмоции, радостное общение, весёлые соревнования, искренний радушный смех, удивление и восторг, а положительные эмоции, творчество – важнейшие факторы оздоровления.

    Спартакиады и эстафеты всегда вызывают здоровый азарт.

    Физкультурные праздники, посвященные календарным датам, проходят ярко, с музыкальным сопровождением и заранее подготовленными номерами.

    Развлечения, построенные на каком-либо сюжете, не только стимулируют двигательную активность, но и развивают познавательный интерес дошколят.

    Т.о., правильно организованная воспитательно-образовательная работа в ДОО нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия способствует сохранению и укреплению здоровья детей, формирует привычку к здоровому образу жизни.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на родительском собрании в старшей группе (5-6 лет) "Работа по сохранению и укреплению здоровья детей". Воспитатель МДОУ д/с "Росинка" г. Балашова Дронова И.В.

    Здоровый образ жизни  — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера наг...

    «Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста в условиях взаимодействия детского сада и семьи».

            В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что в настояще...

    Работа по сохранению и укреплению здоровья детей в старшей-подготовительной группе. Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

    Технологии сохранения и стимулирования здоровья    Технологии здоровому образу жизни  Коррекционные технологии...

    Работа по сохранению и укреплению здоровья детей в нашей группе..

    Работа по сохранению и укреплению здоровья детей в нашей старшей-подготовительной группе....

    Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей "Здоровый малыш"

    Цель: обеспечение сохранения здоровья и воспитание валеологической культуры дошкольника, формирование необходимых знаний, умений и навыков по ЗОЖ, применение их в повседневной жизни.Задачи:1....

    Комплексная система работы по сохранению и укреплению здоровья детей на 2017 – 2018 учебный год

    В процессе оздоровления детей необходимо формировать у них осознанное отношение к своему здоровью, учить их понимать значение и преимущество хорошего самочувствия, позволяющего им участвовать в общих ...