Главные вкладки

    СЕМИНАР «РАЗНООБРАЗИЕ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ И ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ В ДОО»
    методическая разработка (старшая группа) по теме

    Экен Надежда Ивановна

    Игровые упражнения с мячом как средство развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл modul_1._igr._upr._s_myachom.docx27.27 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда

    Центр развития ребенка – детский сад № 102

    СЕМИНАР

    «РАЗНООБРАЗИЕ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ

    ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ И ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ В ДОО»

    Модуль 1. Игровые упражнения с мячом как средство развития ловкости

    у детей старшего дошкольного возраста

    Воспитатель

    Экен Надежда Ивановна

    г. Калининград

    2015 г.

    Часть 1. Теоретические основы развития ловкости

    у детей старшего дошкольного возраста

    при организации игровых упражнений с мячом

    Физическое воспитание – одно из необходимых условий правильного развития детей. Приобщение к спорту с раннего детства дает человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство дружбы. Полноценное физическое развитие детей возможно лишь при комплексном использовании средств физического воспитания: природных факторов, гигиенических мероприятий и физических упражнений. Большое место во всестороннем физическом развитии детей занимают спортивные упражнения, а также элементы спортивных игр. Овладение всеми видами спортивных упражнений имеет важное значение для разносторонней физической подготовленности детей.

    В разделе физического воспитания, действия детей с мячом включены начиная со второго года жизни. Они занимают значительное место среди других средств физического воспитания и усложняются от группы к группе за счет введения дополнительных заданий, а также более сложных способов выполнения. В подготовительной к школе группе, кроме подбрасывания мяча разными способами с различными заданиями, метаний на дальность и в цель, предусмотрено формирование навыков ведения, отбивание мяча, ловли, передачи, а также забрасывание мяча в корзину.

    Обычно мяч рассматривают, в основном, как средство для развития физических качеств – ловкости, меткости, силы. Однако возможности этой игрушки далеко не исчерпываются этим. Мяч может способствовать развитию не только физических, но и многих психических способностей. Прежде всего, это общение и способность принимать и отдавать, выпускать и удерживать мяч.

    Основная цель – научить ребенка обхватывать и удерживать в руках круглые предметы разного объема (маленький мяч, который он может удерживать в одной руке, или большой, который можно удерживать только двумя руками), осуществлять броски разной дальности и точности.

    Для детей от 1 года до 2 лет интереснее просто скатывать мяч с наклонной плоскости или бросать его в произвольном направлении. Для детей постарше задание можно усложнить, побуждая закатывать мяч вопределенной ширины воротца, ямку.

    Мяч как основной, наиболее удобный для бросания и метания предмет должен постоянно находиться в свободном распоряжении детей.

    Действие с мячом занимают большое место в работе по физической культуре, используются всеми детьми в самостоятельных играх и упражнениях. Бросание и ловля, метание укрепляют мышцы плечевого пояса, туловища, мелкие мышцы рук, способствуют развитию глазомера, меткость. Они требуют также хорошей координации движений. Игры с мячом развивают ловкость, ритмичность и точность в движении.

    Воспитатель показывает, что с мячом можно выполнять разнообразные действия, помогает детям приобрести собственный двигательный опыт, умение обращаться с мячом: держать его в двух или одной руке, обхватывая пальцами, отталкивать, катать, бросать. После многочисленных упражнений появляется своеобразное «чувство мяча».

    Детей третьего года жизни воспитатель объединяет уже в подгруппы по трое – пятеро и играет с ними.

    В каждой возрастной группе мячи должны быть разных размеров – от маленьких (резиновых и теннисных) до больших надувных. Упражнения с ними приучают детей без лишнего напряжения владеть разным хватом мяча: маленький мяч плотно обхватывать пальцами одной руки, в действиях с большим мячом пальцы обеих рук расставляются пошире.

    Сам воспитатель должен правильно показать детям движение с соблюдением всех основных требований техники или для показа подготовить ребенка, умеющего хорошо выполнять упражнение.

    Катание – полезное упражнение, помогающее овладеть мячом, тренирующее мышцы пальцев и кисти, приучающее правильно оценивать направление движения мяча и необходимые при этом мышечные усилия.

    Бросание и ловля – более сложное движение, требующие глазомера. При ловле мяча важно правильно оценить направление его полета, а при броске сочетать необходимое направление с силой броска. Полезно подбрасывание мяча вверх. Оно связано с активным выпрямлением, как бы потягиванием за брошенным предметом, и это упражнение, помимо укрепления мышц плечевого пояса, содействует хорошей осанке.

    Метание – движение ациклического типа. В дошкольном возрасте ребенку доступно метание вверх, вперед, вниз. Оно способствует развитию всех групп мышц, особенно плечевого пояса, а также воспитанию ловкости, гибкости, быстроты, равновесия, глазомера.


    Часть 2. Практическая (старшая группа)

    Содержание упражнений для детей старшей группы (5-6 лет):

    1. Катание мяча, шарика с попаданием в предметы (кегли, бабки и др.), катание «змейкой» между предметами.
    2. Бросание мяча вверх и ловля его двумя руками (не менее 10 раз подряд).
    3. Бросание мяча вверх и ловля его одной рукой (не менее 4-6 раз подряд).
    4. Бросание мяча друг другу с хлопком.
    5. Бросание мяча друг другу и ловля из положения сидя.
    6. Бросание мяча друг другу и ловля с поворотом кругом.
    7. Бросание мяча друг другу и ловля с отскоком от земли.
    8. Бросание мяча друг другу и ловля в движении.
    9. Отбивая мяч о землю двумя руками стоя на месте (не менее 10 раз подряд).
    10. Отбивать мяч о землю двумя руками, продвигаясь вперед шагом в прямом направлении на расстояние 5-6 м.
    11. Отбивать мяч о землю одной рукой (правой и левой), продвигаясь вперед.
    12. Отбивать мяч о стенку с хлопком, поворотом, отскоком от земли.
    13. Метание в горизонтальную цель снизу правой и левой рукой с расстояния 3-4 м.
    14. Метание в вертикальную цель (цель которой на высоте 2 м от земли) правой и левой руки.
    15. Метание вдаль предметов разного веса правой и левой рукой.
    16. Забрасывание мяча в баскетбольную корзину.
    17. Бросание двумя руками набивного мяча (вес до 1 кг) от груди и из-за головы.

    Содержание упражнений для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет):

    1. Бросание мяча вверх и ловля двумя руками (не менее 20 раз подряд).
    2. Бросание мяча вверх и ловля одной рукой (не 10 раз подряд).
    3. Бросание мяча друг другу с хлопком, с поворотом, с отскоком от земли, в косом направлении.
    4. Бросание мяча друг другу в разных положениях: стоя лицом и спиной, стоя на коленях, сидя по-турецки, лежа.
    5. Катание друг другу набивного мяча.
    6. Бросание набивного мяча вперед снизу, от груди, через голову назад.
    7. Отбивание мяча о землю поочередно одной и другой рукой несколько раз подряд.
    8. Отбивать мяч о землю двумя руками, продвигаясь бегом на расстояние 6-8 м.
    9. Отбивать мяч о землю одной рукой, продвигаясь вперед в прямом направлении.
    10. Отбивать мяч о землю, продвигаясь по кругу.
    11. Отбивать мяч о землю, двигаясь «змейкой».
    12. Метание в горизонтальную цель правой и левой рукой с расстояния 4-5 м.
    13. Метание вдаль на расстояние 6-12 м правой и левой рукой.
    14. Метание в вертикальную цель правой и левой рукой.
    15. Метание в цель из исходных положений стоя на коленях, сидя, лежа.
    16. Метание в движущую цель правой и левой рукой.
    17. Метание вдаль с нескольких шагов.
    18. Забрасывание мяча в баскетбольную корзину с места и с2-3 шагов.
    19. Отбивание мяча через сетку несколькими игроками с передачей друг другу (элементы волейбола).
    20. Бросание и ловля мяча от стены с разными заданиями: с отскоком от земли, с поворотом кругом, по косому направлению, с перепрыгиванием через отскочивший мяч.
    21. Метание вдаль и вверх предметов разного веса и формы.

    Игры с передачей, ловлей мяча.

    «10 передач».

    Задачи. Учить детей передавать-ловить мяч, развивать умения согласовывать действия с товарищами, воспитывать стремление помочь товарищу правильно выполнять движения.

    Описание игры. Дети становятся парами на расстоянии 1,5-2 метра друг от друга. У каждой пары мяч. По сигналу дети начинают передавать мяч друг другу заданным способом, стараясь не уронить его на землю. Побеждает пара, быстрее сделавшая 10 передач без падения мяча.

    Методические указания. Обращать внимание детей на то, что мяч необходимо ловить, не касаясь им груди, а бросать его партнеру на уровне груди.

    «Обгони мяч».

    Задачи. Учить передавать, ловить мяч, воспитывать ответственность перед командой.

    Описание игры. Играют 2 или 4 команды. Игроки каждой команды становятся по кругу и выбирают водящих, которые имеют мяч. После сигнала воспитателя водящие отдают мяч игроку, стоящему справа от них, а сами бегут влево, обегают круг и становятся на свое место. Получившие мяч передают следующим справа и т. д. Когда первый возвращается на свое место, бежит следующий игрок. Игра продолжается до тех пор, пока все не обегут круг, а мяч не возвратится к водящему. Выигрывает команда, быстрее закончившая игру.

    «За мячом».

    Задачи. Учить передавать, ловить мяч двумя руками от груди, развивать умения ориентироваться на площадке, воспитывать ответственность перед командой.

    Описание игры. Дети делятся на несколько команд. Каждая команда делится на  две колонны, которые становятся одна против другой на расстоянии 2-3 метра. У водящего мяч. После сигнала водящий передает мяч противстоящему в колонне ребенку по команде, а сам бежит в конец противоположной колонны, т. е. за мечом. Поймавший тоже передает мяч напротив стоящему и отправляется за мячом. Игра продолжается пока все игроки не вернутся на свои места, а мячи не окажутся у водящих.

    Методические указания. Дети быстрее поймут, куда бежать после передачи мяча, если им объяснить, что они должны передвигать вслед за мячом, по тому направлению, куда они бросали мяч.

    Игры для обучения ведению мяча.

    «Ловец с мячом».

    Задачи. Учить детей вести мяч в правильной стойке правой и левой рукой бегом, меняя направление и скорость передвижения, воспитывать честность и справедливость.

    Описание игры. Дети с мячами свободно передвигаются по площадке, один из них водящий. Его цель, ведя мяч, задеть рукой кого-либо. Если ему это удается, то тот, кого он задел становится водящим, а водящий игроком.

    Методические указания. Вначале роль водящего выполняет воспитатель, а в дальнейшем – ребенок, свободно управляющий мячом.

    Игры с бросками мяча в корзину.

    «Пять бросков».

    Задачи. Учить детей бросать мяч в корзину, развивать меткость, точность движений, воспитывать честность и справедливость.

    Описание игры. Дети располагаются на расстоянии 1,5-2 метра от корзины. По сигналу воспитателя все дети бросают мячи в корзину. Побеждает тот, кто быстрее попадет 5 раз в корзину, указанным способом.

    Игры с ловлей, передачей  и ведением мяча.

    «Мяч капитану».

    Задачи. Учить применять в игре разнообразные движения с мячом, согласовывать свои действия с действиями партнера.

    Описание игры. Дети делятся на две команды. В каждой команде выбирается капитан, который становится в кружок, нарисованный в конце чужой площадке. Дети бросают мяч своему капитану, а противники стараются перехватить мяч и передать его своему капитану.

    Методические указания. Мяч можно вести, передавать товарищу по игре, нельзя бежать с ним.

    Литература

    1. Адашкявичене Э.Й. Баскетбол для дошкольников. М.: Просвещение, 1983.
    2. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1980.
    3. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. М.: Просвещение, 1978.
    4. Осокина Т.И., Тимофеева  Е.А., Фурмина Л.С. Игры и развлечения детей на воздухе.  М.: Просвещение, 1978.
    5. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для воспитателя дет.сада. М.: Просвещение, 1983.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект "Использование народных игр в физическом развитии и оздоровлении детей дошкольного возраста"

    ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Развивать интерес у детей к подвижным играм, предоставлять возможность организовывать их самим. ЗАДАЧИ: •Прививать интерес к русским народным подвижным играм. •Повысить уровень зна...

    Театр физического развития и оздоровления детей "Утро в лесу"

    Театр физического развития и оздоровления детей (раздельная физкультура) - девочки старшей группы...

    Применение нестандартного оборудования в физическом развитие и оздоровлении детей

    обобщение опыта работы по использованию и изготовлению нестандартного материала. фотографии нестандартного оборудования....

    Памятка для воспитателей "Семицветик - цветок здоровья" о нетрадиционных методах в лечебно - профилактическом направлении программы "Здоровья" по физическому развитию и оздоровлению детей в дошкольном учреждении.

    Памятка для воспитателей "Семицветик - цветок здоровья" о нетрадиционных методах в лечебно - профилактическом направлении программы "Здоровья" по физическому развитию и оздоровлению детей в дошкольном...

    Инновационные формы физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста

    Инновационные формы физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности . Образовательная область «Физическое развитие» по программе Н.Н. Ефименко «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» «Путешествие в подводный мир» с ис

    Создание оптимальных двигательно-игровых условий для эффективного освоения детьми базовой двигательной программы (от лежаче-горизонтированных положений к прямостоянию)....

    Использование авторской системы Н.Н. Ефименко «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» и эстетического направления «Горизонтальный пластический балет» на занятиях по физической культуре в ДОУ.

    Автор программы  Ефименко Н.Н  говорит о необходимости превратить скучные, однообразные занятия по физической культуре в увлекательные спектакли, дарящие детям радость движения и приносящие ...