Подвижные игры как система совершенствования физических и нравственных качеств детей дошкольного возраста
учебно-методический материал по физкультуре по теме

Забавчук Анна Вячеславовна

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СИСТЕМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

 ФИЗИЧЕСКИХ И НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В. А. Сухомлинский

 

Последнее время перед образованием встает вопрос: какие направления должны стать приоритетом в работе педагога ДОУ в современных условиях?

Первым и самым главным направлением является защита и развитие здоровья ребенка, не только физического но и нравственного. Подвижные игры являются одним из структурных элементов системы воспитания и развития дошкольников.

Цель педагога состоит в том, чтобы показать, что подвижные игры способствуют повышению физической и умственной работоспособности, укреплению здоровья, закаливанию организма.

Подвижные игры и  эффективны потому, что важной психофизической особенностью детей является их повышенная жизненная активность, стремление к постоянному пребыванию в движении.

Подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей, а также повышают функциональную деятельность организма.

Подвижные игры в большой степени способствуют воспитанию физических качеств:

-      быстроты;

-      ловкости;

-      силы;

-      выносливости;

-      гибкости,

и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе.

Большинство подвижных игр требуют от участников быстроты, поэтому мы постарались выбрать подвижные игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время, например: «Стоп», «Пас на ходу», «Быстро возьми», «По местам» и т. д..

Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствуют развитию ловкости, поэтому мы выбрали такие игры, как «Мышеловка», «Будь ловким», «Хитрая лиса» и т. д

Для формирования силы мы использовали игры, которые требуют проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений, например: такие подвижные игры «Удочка», «Не попадись», «С кочки на кочку»т. д.

Игры с многократными повторениями напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости, поэтому мы выбрали такие подвижные игры, например: «Пингвины», «Перелет птиц» и т. д

Для совершенствования гибкости мы использовали подвижные игры, которые связанны с частым изменением направления движений, например: «Салки с ленточкой», «Лягушки и цапли» и т. д..

Детский сад является стажировочной площадкой ГАУ ДПО МО «Института Развития Образования» по теме «Духовно-нравственное воспитание детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО». В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней физической подготовленности и гармонического физического развития. Подвижные игры позволяют решать задачи не только физического развития, но и духовного воспитания.

Для себя мы разделили эти игры на 4 раздела и постарались выбрать русские народные игры, которые способствуют развитию нравственного отношения и культуре, направленные на духовное воспитание.

1.    В первом разделе мы подобрали подвижные игры, отражающие отношение человека к природе. Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Игры первого раздела воспитывают доброе отношение к окружающему миру.

Например: “Гуси-лебеди”, “Волк во рву”, “Волк и овцы”, “Вороны и воробьи”, “Змейка”, “Зайцы в огороде”, “Пчелки и ласточки”, “Кошки-мышки”, “У медведя во бору”, “Коршун и наседка”, “Стадо”, ” Хромая лиса”, “Филин и пташки”. “Лягушата”, “Медведь и медовый пряник”, “Зайки и ежи”, “Ящерица”, “Хромой цыпленок”, “Оса” и их различные варианты.

 

2.    С историческим наследием русского народа знакомит второй раздел– “Быт русского народа”, в котором мы выбрали игры, отражающие повседневные занятия наших предков.

Например: “Дедушка-рожок”, “Домики”, “Ворота”, “Встречный бой”, “Заря”, “Корзинки”, “Каравай”, “Невод”, “Охотники и утки”, “Ловись рыбка”. “Птицелов”, “Рыбаки”, “Удочка”, “Продаем горшки”, “Защита укрепления”, “Захват флага”, “Шишки, желуди, орехи”, а также различные их варианты.

3.    С большим интересом современные дошкольники познакомились с играми сверстников прошлых столетий, составляющими третьего раздела. Отобранные игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию.

Например: “Бабки”, “Городки”, “Горелки”, “Городок-бегунок”, “Двенадцать палочек”, “Жмурки”, “Игровая”, “Кто дальше”, “Ловишка”, “Котлы”, “Ляпка”, “Пятнашки”, “Платочек-летуночек”, “Считалки”, “Третий – лишний”, “Чижик”, “Чехарда”, “Кашевары”, “Отгадай, чей голосок”, “Веревочка под ногами” и др.

 

4.    В четвертом разделе мы постарались собрать игры, которые отражают стремление детей стать сильнее, победить всех, возможность помериться силой.

Например: “Тяни в круг”, “Бой петухов”, “Достань камешек”, “Перетяни за черту”, “Борящаяся цепь”, “Цепи кованы”, “Перетягивание каната”, “Перетягивание прыжками”, “Вытолкни за круг”. “Защита укрепления”, “Сильный бросок”, “Каждый против каждого”, “Бои на бревне” и их различные варианты.

 

Все эти 4 раздела подразумевают знакомство детей с историей возникновения каждой из игр.

На протяжении всей игры необходимо поддерживать интерес детей к ней разными средствами во всех возрастных группах:

-      интригующий вопрос к малышам.

Например, "Хотите быть летчиками? Бегите на аэродром. "Что делает наша кошечка? А давайте попробуем повторить…

-      Огромный эффект имеет обыгрывание атрибутов.

 Например, воспитательница надевает маску-шапочку: "Смотрите дети какой большой косолапый мишка пришел к вам играть. ", или: "Сейчас я кому-нибудь надену шапочку, и у нас будет зайчик. Ловите его! " Или: "Угадайте, кто прячется за моей спиной? " - говорит воспитательница, манипулируя звучащей игрушкой.

-      Предварительное объяснение игры для старших дошкольников происходит с учетом возросших психологических возможностей детей. Это учит их планировать свои действия.

Принципиально важной является последовательность объяснения задач игры;

-      Если в игре есть слова, то специально разучивать их во время объяснения не следует, дети естественно запомнят их в ходе игры.

-      Если игра знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить с ними отдельные важные моменты. В остальном схема действий воспитателя сохраняется.

Руководитель должен уметь правильно распределять игровые роли в коллективе, чтобы приучать играющих к взаимоуважению во время совместного выполнения игровых действий, к ответственности за свои поступки, самооценке, чтобы оказать положительное влияние на формирование физических качеств.

 

В заключении можно сказать, что систематическое проведение подвижных игр развивает у детей умение управлять своими движениями. Благодаря игре ребёнок учится действовать ловко, целесообразно, быстро. Во время подвижных игр дошкольники упражняются в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазанье, бросании, ловле, увёртывании. Подвижные игры построенные на движениях, требующих больших затрат энергии, улучшают функцию сердечнососудистой и дыхательной систем.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podv.igry_zabavchuk.pptx2.42 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г. МУРМАНСКА № 95 ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СИСТЕМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ Воспитатель: Забавчук Анна Вячеславовна

Слайд 2

«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В . А. Сухомлинский

Слайд 3

Цель педагога состоит в том, чтобы показать, что подвижные игры способствуют повышению физической и умственной работоспособности, укреплению здоровья, закаливанию организма.

Слайд 4

Два блока игр: 1. Подвижные игры, направленные на воспитание физических качеств дошкольников 2. Подвижные игры направленные на духовное воспитание дошкольников

Слайд 5

Подвижные игры в большой степени способствуют воспитанию физических качеств: быстроты; ловкости; силы; выносливости; г ибкости. Эти физические качества развиваются в комплексе.

Слайд 10

Подвижные игры направленные на духовное воспитание, мы разделили на 4 раздела: 1 раздел –подвижные игры, отражающие отношение человека к природе. 2 раздел – знакомит с историческим наследием русского народа. 3 раздел - игры сверстников прошлых столетий. 4 раздел - игры , которые отражают стремление детей стать сильнее, победить всех, возможность помериться силой.

Слайд 18

Поддержание интереса детей разными средствами во всех возрастных группах : интригующий вопрос; обыгрывание атрибутов; п редварительное объяснение игры; последовательность объяснения задач игры; е сли в игре есть слова, то специально разучивать их во время объяснения не следует, дети запомнят их в ходе игры; е сли игра знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить с ними отдельные важные моменты.

Слайд 19

Значение подвижных игр: с овершенствование физических способностей ребенка; у крепление здоровья и повышение защитных сил организма; с оздание условий для положительного психоэмоционального состояния детей; р азвитие психических качеств: внимание, память, воображение, самостоятельность и инициатива; в оспитание и формирование личностных качеств; укрепление нервной системы значение подвижных игр.

Слайд 20

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья " Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей дошкольного возраста "

     Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой силой. Подвижные игры являются традиционным средством педагогики....

Индивидуальная программа профессионального развития инструктора по физической культуре Сафаргалеевой Г.С. «Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей дошкольного возраста».

Индивидуальная программа профессионального развития инструктора по физической культуре Сафаргалеевой Г.С. на тему:                «Подвижная игра ка...

Индивидуальная программа профессионального развития инструктора по физической культуре Сафаргалеевой Г. С. на тему: «Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей дошкольного возраста».

Подвижные игры создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому выбранную мною тему «Подв...

Отчет по индивидуальной программе профессионального развития инструктора по физической культуре Сафаргалеевой Г.С. с.Кунашак 2018г "Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей дошкольного возраста".

Цель самообразования.Повысить эффективность реализации задач по физическому воспитанию дошкольников в условиях внедрения ФГОС на основе использования подвижных  игр...

«Стимулирование и совершенствование физических качеств у детей дошкольного возраста посредством использования нестандартного оборудования»

Игры и упражнения с использованием мишени способствуют развитию глазомера, скоростно-силовых качеств, согласованности действий рук, туловища и ног, равновесия, ловкости, навыков пространственной ориен...

Самообразование инструктора по физической культуре на тему: «Подвижная игра как средство формирования основных видов движения детей дошкольного возраста» 2022 учебный год

В дошкольном детстве происходит формирование разных по структуре и характеру основных движений. Это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание, которые не только широко п...