ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
методическая разработка по физкультуре (старшая группа) на тему

Иванова Ольга Борисовна

Подвижная игра относится к тем видам игровой деятельности детей, в которых ярко выражена роль движений. В процессе организации подвижных игр с детьми возникают поистине уникальные возможности для комплексного решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, но подвижная игра в силу своей специфики является прежде всего эффективным средством укрепления здоровья и физического развития детей дошкольного возраста.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Подвижная игра относится к тем видам игровой деятельности детей, в которых ярко выражена роль движений. В процессе организации подвижных игр с детьми 5-7 лет возникают поистине уникальные возможности для комплексного решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, но подвижная игра в силу своей специфики является прежде всего эффективным средством укрепления здоровья и физического развития детей старшего дошкольного возраста.

П.Ф.Лесгафт видел в игре большую воспитательно-образовательную силу, считал ее сложным действием, упражнением более высокого порядка, нежели отдельные гимнастические упражнения, лучшим средством воспитания личности ребенка. Особо он подчеркивал тот факт, что игра ставит ребенка в такое положение, когда  его ум работает живо и энергично, чувства напряжены, действия организованны.

Подвижные игры положительно влияют и на нервную систему и увлекательный игровой сюжет вызывает у детей 5-7 лет положительные эмоции. Кроме того, он побуждает их к тому, чтобы они с неослабевающей активностью многократно проделывали те или иные игровые действия.

В подвижных играх активизируется деятельность различных анализаторов и создаются благоприятные возможности для увеличения подвижности нервных процессов и образования временных и пространственных связей. Это положительно сказывается на усвоении сложных двигательных действий, отдельных технических приемов и их сочетаний, а также содействует воспитанию воли, выдержки, дисциплинированности и т.д.

Подвижные игры имеют строгие и четкие правила, что способствует упорядочению взаимодействия участников и устраняет излишнее возбуждение.

Подвижные игры, хороший активный отдых после умственной деятельности. Особенно ценно с точки зрения оздоровления  проведение подвижных игр на свежем воздухе в течение всего года: дети становятся более закаленными, усиливается приток кислорода в их организм.

Кроме того, подвижные игры способствуют воспитанию двигательных качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе.

Подвижные игры способствуют воспитанию сообразительности, наблюдательности, внимания, воображения, быстроте мысли, развитию положительных чувств и качеств. Активные  действия в игре помогают устранить неуверенность в своих силах, застенчивость, робость.

Подвижные игры используются в детском саду как самостоятельная форма работы по физическому воспитанию. Они проводятся со всеми детьми. Кроме того, дети могут играть, объединяясь в небольшие группы.

Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной ответной реакции на сигналы «Лови!», «Беги!», «Стой!» и т.д.

Эмоциональный положительный настрой, сопровождающий игру, является важным фактором формирования физических, психических, духовных, эстетических и нравственных основ личности.

Но задача подвижных игр состоит не только в удовлетворении потребности ребенка в движении. Движения ребенка необходимо воспитывать. С этой целью с детьми проводятся занятия по развитию движений, где детей учат правильно ходить, бегать, прыгать.

П.Ф.Лесгафт, создавший систему физического воспитания, среди других средств рекомендует и подвижные игры. Говоря о работе с детьми дошкольного возраста, он указывал на преимущество игры перед упражнениями, считая их материалом наиболее доступным, понятным для детей вследствие близости их образов и сюжетов детскому воображению, а также благодаря общественному началу, заложенному в них.

Поэтому и в комплексах занятий по развитию движений, даже в группе 6-7 летних детей, большое место занимают игры. Культура движений, воспитание умения правильно ходить, быстро бегать, легко и смело прыгать – задача не только упражнений, но и подвижных игр.

В коллективной подвижной игре каждый ребенок убеждается в преимуществах общих, дружных усилий, направленных на преодоление и достижение общей цели. Так формируется взаимовыручка, доброжелательное отношение к другим, вырабатывается умение правильно оценивать свои действия.

Ребенок должен чувствовать себя в обществе сверстников как равный среди равных. Четкое выполнение движений , смелость, ловкость, находчивость усиливают чувство уверенности и помогают занять должное место в коллективе.

Ограничение действий правилами, принятыми в подвижной игре, при одновременном увлечении игрой дисциплинирует детей. Наряду с этим им приходится исполнять роли водящего, организатора игры, судьи, его помощника и т.д., что развивает организаторские навыки.

Подвижные игры положительно влияют на умственное развитие старших дошкольников. Содержание и характер заданий при проведении сюжетных игр способствует формированию представлений об окружающих предметах и явлениях, о правилах поведения, об отношениях между людьми в реальной жизни.

Исследования сенсорных систем различной модельности: зрения, слуха, тактильности – показали, что представители игровых видов спорта занимают ведущие места по показателям, характеризующим улучшение функционального состояния сенсорных систем. Игры с элементами спорта отмечаются большим разнообразием взаимодействия сенсорных систем различной модельности, что является фактором совершенствования сенсорной организации движений. По сравнению с подвижными играми игры с элементами спорта – более сложная форма деятельности. Следовательно, и влияние их на организм человека шире и глубже.

Все подвижные игры в итоге направлены на то, чтобы сделать движения детей легкими, красивыми, уверенными.

«Физическое воспитание есть огромный, но таинственный космос, через постижение которого можно приблизится к Истине и Счастью».

Н.Н.Ефименко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижная игра, как средство физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность. Дошкольное детство - период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время в этот период ребёнок находится в полной зависимости от ок...

«ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ» (статья)

Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общег...

Подвижные игры как средство физического воспитания детей дошкольного возраста

Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются различные средства: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения. Кроме того, на физическое ...

Стендовый доклад на тему "Подвижные игры как средство физического воспитания детей дошкольного возраста".

Доклад на тему "Подвижные игры как средство физического воспитания детей дошкольного возраста". Задачи: рассказать о значении подвижной игры в жизни детей, рассмотреть классификацию подвижных игр, мет...

Подвижные игры в системе физического воспитания

Подвижные игры в системе физического воспитания...

Обобщенный опыт работы на тему: «ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Обобщенный опыт работы на тему:«ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ  МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ОПЫТУ РАБОТЫ "Подвижная игра как средство физического воспитания детей младшего дошкольного возраста"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ОПЫТУ РАБОТЫ "Подвижная игра как средство физического воспитания детей младшего дошкольного возраста"...