Главные вкладки

    Программа кружка "Спортивный калейдоскоп"
    методическая разработка по физкультуре (старшая группа) по теме

    Соболева Александра Александровна

    Программа кружка "Спортивный калейдоскоп" для детей 5-7 лет.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Принято:

    на педагогическом совете

    МБДОУ  Детский сад № 13 «Звездочка»

    протокол  № ___

    от «____»  ____________ 2017 г.

    Утверждаю:

    Заведующий МБДОУ д/с № 13:

    ____________ Истомина О.Л.

     «_____» ___________ 2017 г.

    Программа  площадки «Спортивный калейдоскоп»

    в рамках проведения «Клубного часа»

    инструктора по физической культуре

    Муниципального бюджетного дошкольного образовательного

    учреждения «Детский сад общеразвивающего вида

    с приоритетным осуществлением деятельности

     по физическому развитию детей

    № 13 «Звездочка»

    Соболевой Александры Александровны

    на 2017–18 учебный год.

    Программа  площадки «Спортивный калейдоскоп»

    в рамках проведения «Клубного часа»

    Пояснительная записка.

    Игра  –  важный инструмент жизненной активности ребенка. Движение  – это  жизнь.  Природа  дала  ребенку  врожденное  стремление  к  движению, снабдив ценнейшим чувством  –  чувством «мышечной радости», которое он испытывает  двигаясь.  Общее  снижение  интереса  к  детской  игре,    как  в образовательной деятельности, так и  в свободное  время в определенной мере утратило значение  игр  в  решении  жизнедеятельности  ребенка.  Хотя  именно  они являются эффективным средством физического развития.

    Программа  площадки  «Спортивный калейдоскоп» разработана  на  основе  программы  Глебовой  Л.Д.,  Вальковой  И.А., Долженко Е.А., Евглевской Е.В.»Подвижные игры» и «Путешествие по тропе здоровья».

    Актуальность  данной  программы  заключается  в  том,  что  участвует  в решении одной из самых первоочередных задач современного образования  – формирование  здорового  образа  жизни  дошкольников,  через специально  организованную  двигательную  активность  ребенка.  Всем известно, что дети любят играть. Это стремление нужно умело использовать в интересах самих детей, развивая и воспитывая в них такие необходимые им качества, как сила, ловкость.

    Цель  программы:  формирование  культуры  здорового  образа  жизни детей, заинтересованного  уважительного  отношения  к  культуре  родной страны,  донесение  до  учащихся  национального  колорита  обычаев  народов России с помощью игр.

    Задачи:

    • активизировать  двигательную  активность  дошкольников  в свободное время;
    • познакомить  детей  с  разнообразием  народных  подвижных  игр  и возможностью использовать их при организации досуга;
    • формировать  умение  самостоятельно  выбирать,  организовывать  и

         проводить  подходящую  игру  с  учётом  особенностей  участников,  условий  и

         обстоятельств;

    • создавать условия для проявления чувства коллективизма;
    • развивать  сообразительность,  речь,  воображение,  коммуникативные умения, внимание,  ловкость,  сообразительность,  инициативу,  быстроту  реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;
    • воспитывать  культуру  игрового  общения,  ценностного  отношения  к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.

    Мы  должны  стремиться  к  тому,  чтобы  сделать  из  детей  не  атлетов, акробатов или людей спорта, а лишь здоровых, уравновешенных физически и нравственно людей.

    Общая характеристика программы «Спортивный калейдоскоп».

    Регулярное  включение  в  образовательный  процесс  различных  видов  игр позволяет направленно развивать и совершенствовать  двигательные функции ребенка,  в  результате  чего  формируется  новый,  более  высокий  уровень развития  таких  физических  качеств,  как  быстрота,  сила,  ловкость, выносливость, осваиваются новые виды движений.

    Знакомство  с  русскими  народными  играми,  играми  народов  России является неотъемлемой частью художественного и физического воспитания.

    У  детей  формируется  устойчивое,  заинтересованное,  уважительное отношение к культуре разных народов, создается эмоциональная основа для развития патриотических чувств.

    Новизна программы  заключается в том, что игровые формы,  связанные с  физическим  компонентом  совмещаются  со  знакомством  детей  с национальным  колоритом  народов  России,  позволяют  решить  целый комплекс  вопросов  в  работе  с  детьми,  удовлетворить  их  потребность  в движении, научить владеть своим телом, развивать не только физические, но и  умственные,  творческие  способности.  Эмоциональный  подъем  во  время игры создаёт у детей повышенный тонус всего организма. В целях наиболее

    эффективного  выявления  и  использования  ресурсов  игры   широко применяются подвижные игры и эстафеты.

    Срок реализации 1 год

    Возраст обучающихся 5-7 лет

    Форма  организации  деятельности  в  основном  –  коллективная  и

    групповая.

     

    Тематический план кружка « Спортивный калейдоскоп»

                 Тема

     Всего
    (количество часов)

     Характеристика деятельности учащихся

     

     

    1.Подвижные игры.

    3

    Усваивают основные правила в играх; учатся взаимодействовать с товарищами; развивают  выносливость, координацию движений.

    2.Малоподвижные   игры. Твистер.

    2

    Принимать и запоминать правила игры; работать  в группе: развитие координации движений, внимания, развивать речь.

    3.Настольно-     печатные игры.

             2

    Находить и различать разные виды настольных игр; осваивать правила игр; работать в группе: самостоятельно играть по правилам, правильно взаимодействовать с товарищами.

    4.Народные игры.

    3

    Понимать роль и правила игры и стремиться их запомнить; оценивать свои умения работать в коллективе.

    5.Игры со скакалкой

    2

    Понимать свою задачу в игре и стремиться ее выполнить;  запоминать правила игры

    6. Игры с мячом.

    2

    Приобретать опыт в умении передавать мяч, доводить мяч до определенной цели, бросать мяч в цель, ловить мяч.

    7. Старинные игры.

    2

    Понимать правила игры; сравнивать их, запоминать; умение работать в паре и группе.

    Итого

    16

     

     

    Ожидаемый результат:
    -           Сформированное представление о необходимости игры в жизни людей и значения игры.
    -           Приобретение практического опыта   и  знаний о разных видах игровой деятельности.
    -           Положительное отношение к игровой деятельности.
    -           Умение  точно выполнять команды  и указания ведущего.  
    -           Творчество, активность, интерес ко всем видам игр.
    -           Повышение уровня физической подготовки дошкольников.  
    -           Повышение социально-психологической комфортности в детском коллективе.

    Формы и виды контроля 
    -      Наблюдение педагога за игровой деятельность воспитанников;
    -      конкурсы, турниры, веселые соревнования;

    Методические рекомендации

    Объяснение  игры

                Правильное объяснение игры в значительной мере влияет на ее успех. Прежде чем начать игру, воспитатель обязан ясно представить себе ее содержание, предварительно  проанализировать ее и только после этого приступать к объяснению. Рассказ должен быть кратким: затянутое объяснение может  помешать восприятию игры. Рассказ должен быть логичным, последовательным. Любую игру следует объяснять примерно по такой схеме:

    1) название игры (можно сказать, с какой целью игра  проводится);

    2) роли играющих и их расположение на площадке;

    3) содержание игры;

    4) цель игры;

    5) правила игры.

                 Заканчивается объяснение игры ответами на вопросы  играющих.  Отвечать следует громко, обращаясь при этом ко всем.  Рассказывая о ходе игры, воспитатель, бесспорно, коснется  правил, но в конце рассказа необходимо еще раз заострить на них внимание, чтобы дети лучше их запомнили. Рассказ не должен быть монотонным, желательно выделять голосом важные игровые моменты. В рассказе не следует употреблять сложных терминов, а новые понятия необходимо объяснять. Если содержание игры позволяет использовать метод сочетания показа с рассказом, то его обязательно надо использовать.

                  Инструктор  должен обращать внимание на настроение  детей: если они отвлекаются, надо сократить объяснение или оживить его. Содержание игры подробно объясняется только тогда, когда дети играют в нее впервые. В этом случае, для того чтобы  убедиться, понятна ли игра, воспитатель спрашивает у одного-двух детей о ее содержании и правилах, после чего начинает игру. При повторениях игры следует только напомнить основное  содержание и пояснить дополнительные правила и приемы. К  восстановлению игры в памяти лучше всего привлекать самих детей.

      Дозировка и нагрузки  в  процессе  игры

                 Обязанность инструктора —  не только правильно выбрать и начать подвижную игру, но и разумно ее дозировать и вовремя закончить. Нагрузка в игре дозируется уменьшением или  увеличением общей подвижности участников. Для регулирования физической и эмоциональной нагрузки можно использовать следующие приемы:

    1. Изменять  продолжительность и количество повторений элементов игры.

    2. Увеличить или уменьшить размеры площадки.

    3. Усложнить или упростить правила игры.

    4. Использовать инвентарь большего или меньшего веса и размера.

    5. Ввести короткие перерывы.

             Конечно же, при проведении подвижных игр воспитателю сложно учитывать индивидуальные возможности и физическое состояние каждого участника в данное время. Поэтому следует исходить из выбора оптимальных нагрузок.  Инструктор должен помнить, что чрезмерные мышечные напряжения, которые  вызывают быстрое утомление, нельзя предлагать участникам в  начале игры. Интенсивные упражнения чередуются с отдыхом. Немаловажный фактор при выборе дозировки подвижной игры — это характер предшествующей деятельности и  настроение детей. Если игра проводится после больших физических или умственных усилий, надо предложить игру малоподвижную,  исключив приемы, требующие больших напряжений.   В процессе занятий подвижными играми дети осваивают  многие движения, требующие тренировки, сознательного волевого усилия.

     КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    кружка « Спортивный калейдоскоп»

    Количество часов: всего   16 часов.

    Тема площадки

    Содержание

    Дата

    1

    Подвижные игры

    «Ловишки с мячом»,  «Третий лишний», «Хитрая лиса», «Два мороза».

    Подвижные игры

    «Хвосты», «Спрячь руки за спину», «Ловля обезьян»

    Подвижные игры

    «Ловишка, бери ленту», «Бой петухов»,      «Хвост дракона» и другие по желанию детей. 

    2

    Малоподвижные игры. Твистер.

    «Земля, вода, воздух, ветер» «Что мы делали сегодня?», «Колпачок и палочка».  «Твистер».

    Малоподвижные игры. Твистер.

    «Море волнуется»,   «Три, Тринадцать, Тридцать», «Угадай, чей голосок». «Твистер».

    3

    Настольно-печатные игры.

    Настольные игры. (Игровое поле, фишки и кубик)

    Настольно-печатные игры.

    Шашки.

    4

    Народные игры.

    «Светофор»,  «Краски», «Жмурки», «Серсо», «Липкие пеньки».

    Народные игры.

    «Горелки», «Ручеек», «Филин и пташки», «Молчанка».

    Народные игры.

    «Веревочка», «Телефон», «Уголки», «Пирожок».

    5

    Игры со скакалкой.

    «Часы», «Удочка», «Я знаю пять имен…», «Лягушки и цапля», «Пауки и мухи».

    Игры со скакалкой.

    «Змейка», «Салки со скакалкой», «Зеркало», «Десять».

    6

    Игры с мячом.

    «Охотники и звери», «У кого меньше мячей», «Кого назвали, тот и ловит мяч», «Стой!».

    Игры с мячом.

    «Мяч в корзину», «Скороходы султана», «Ракета», «Вышибалы».

    7

    Старинные игры.

    «Гори, гори ясно!»,  «Мешочек», «Бабки», «Ворота».

    Старинные игры.

    «Испорченный телефон», «Горячее место», «Слон», «Городки».

    Итого:

    16 часов

    Методическое обеспечение 


    Описание игр:

    Игра «Удочка»

    Игра проводится в зале или на площадке. Для ее проведения необходима веревочка длиной 3-4 м. с мешочком, наполненным песком. Играющие становятся в круг, в центре стоит водящий с веревочкой в руках. Водящий начинает вращать веревочку так, чтобы мешочек скользил по полу под ногами подпрыгивающих игроков. Задевший мешочек становится в центр круга и вращает веревочку, а бывший водящий идет на его место. Выигрывает тот, кто ни разу не задел веревочку. При вращении веревочки нельзя отходить со своего места.

    Игра «Кошки-мышки»

    Игра Кошки-мышки: количество игроков может быть от 5 до 10. Перед началом игры нужно выбрать двух водящих кошку и мышку. Остальные играющие становятся в круг, примерно на расстоянии одного шага друг от друга, и .берутся за руки, образуя между собой ворота. Кошка стоит за кругом, мышка в круге. Кошка старается войти в круг и поймать мышку.
    При этом кошке разрешено прорывать цепь игроков, подлезать под сцепленные руки или даже перепрыгивать через них. Играющие стараются не пропустить кошку, но при этом запрещается сдвигать плечи. Если кошка наконец проберется в круг, играющие сразу открывают ворота и мышка выбегает из круга, а кошку они стараются из круга не выпускать. Если кошка поймает мышку, то они встают в круг, а играющие выбирают новых кошку и мышку.

    Игра «У кого мяч?»

    Цель игры: постараться обмануть водящего, чтобы он не догадался, у кого из играющих мяч. Выбирают водящего. Водящий берет в руки мяч. Встав ко всем спиной, он бросает мяч через голову. Тот, кто поймает мяч, прячет его за спину, и все остальные тоже прячут руки за спину, делая вид, что у них в руках мяч. Все хором кричат, «У кого мяч?», а водящий поворачивается к игрокам и пытается угадать, у кого же мяч на самом деле. Если водящий угадает, он бросает мяч снова. Если же он ошибется, то водящим становится тот, у кого мяч.

    Игра «Классы»

    Знакомая всем с детства подвижная игра. Нужно нарисовать"классы" на твердой поверхности на улице, или наклеить при помощи липкой ленты на полу дома, потом игрок бросает биту в нарисованный первый квадрат так, чтобы она не касаясь линий. Сначала бита кидается в первый «класс», затем во второй и т. д. Как только она оказывается в нужном квадрате, игрок должен приблизиться к ней, скача на одной ноге по порядку через все «классы». Затем бита подбирается, игрок поворачивается кругом и возвращается назад, сохраняя равновесие и не наступая на линии. Игра длится до тех пор, пока игрок не наступит на линию или не потеряет равновесия; тогда наступает очередь другого игрока. Побеждает в игре "Классы" тот, кто первым проскачет от первого «класса» до восьмого.

    Игра "Солнце и месяц"

    Сзывайте на площадку для игры как можно больше мальчиков и девочек. Много игроков - игра веселее! Сперва надо назначить двух вожаков, лучше таких, которые повыше ростом: они будут изображать ворота. Выбранные должны отойти в сторонку и тихонько, чтобы другие их не услышали, сговориться, кто будет солнцем, кто месяцем. После этого солнце и месяц возвращаются на прежнее место. К их приходу все другие участники игры уже успели выстроиться вереницей. Первый упирается руками в бока, второй кладет руки ему на плечи, и все остальные кладут руки на плечи тому, кто стоит впереди него. Или так: играющие тоже становятся один за другим, потом берут друг друга за пояс или за рубашку сзади.
    Солнце и месяц берутся за руки и высоко поднимают их: получаются "живые ворота". Затем вереница с какой-нибудь песенкой идет к воротам и проходит через них. Можно петь любую песенку, например такую:
    Шла, шла тетеря,
    Шла, шла рябая,
    Шла она лугом,
    Вела детей кругом:
    Старшего,
    Меньшого,
    Среднего,
    Большого.
    С этой песенкой вереница пройдет через ворота. Солнце и месяц пропустят всю вереницу, а последнего тихонько спросят: 
    -К кому хочешь, к солнцу или к месяцу? 
    Надо тихо ответить, к кому ты желаешь пойти. И тогда солнце или месяц скажет:
    -Иди ко мне,
    - и последний из вереницы станет сбоку от того, кого он выбрал. Так вереница проходит с песенкой через ворота и раз, и два, и три, и четыре… И с каждым разом она все уменьшается, а у солнца и месяца вырастают "хвосты" - у одного покороче, у другого подлиннее. Игроки стоят возле солнца и месяца или в ряд, или гуськом - один за другим. Наконец от длинной вереницы останется двое игроков, а потом один. Солнце и месяц останавливают его и спрашивают, к кому он хочет идти. Этот последний игрок идет либо к солнцу, либо к месяцу, как пожелает. 
    После этого начинают считать: к кому перешло больше игроков - к солнцу или к месяцу. Если у солнца больше ребят, они все, вместе с солнце, дразнят месяцевых ребят:
    -Солнце греет, к нему все идут, а месяц холодный, к нему идти не хотят! 
    Если у месяца больше ребят, то они дразнят: 
    - Солнце жарит и палит, к нему не хотят идти. Месяц - ясный, ночью светит, к нему все идут! 
    И при этих словах приплясывают, прищелкивают пальцами. Если игра понравилась, можно повторить ее еще раз. Похожие игры есть у русских, латышских и удмуртских ребят.

    Игра «Море волнуется»
    Водящий говорит: "Море волнуется - раз, море волнуется - два, море волнуется - три, морская фигура, на месте замри!" Плавно передвигающиеся игроки на последнем слове замирают, изображая некое застывшее действие, характерную позицию (необязательно связанную с морем). Водящий обходит статуи и, показывая на одну из них, пытается угадать, что это за фигура. Если водящий угадывает, то фигура оживает и представляет какое-то действие. Закончив его, игрок становится водящим. Игра начинается сначала.

    В другом варианте этой игры ведущий заказывает, кого нужно изобразить: "Фигура балерины (медвежонка, розы, дождя), на месте замри". Тогда он выбирает несколько фигур, по очереди дотрагивается до них - фигуры "отмирают", делают несколько движений. Затем ведущий определяет самое красивое, артистичное исполнение - этот игрок становится ведущим. 
    Игра «Построй шеренгу, круг, колонну» 
    Дети свободно ходят в раз ных направлениях по площадке. В соответствии с сигналом ста раются быстро построиться в колонну, шеренгу, круг. Надо указать заранее, в каком месте можно встать в колонну или шеренгу. Круг желательно строить вокруг какого-нибудь ори ентира (бугорок, пень, куст, дерево, большой отдельно распо ложенный камень). 
    Правила: строиться быстро, не толкаясь, находя свое мес то; соблюдать равнение в колонне и шеренге. 
    Усложнение: распределить детей на 3—4 подгруппы; по беждает та подгруппа, которая лучше выполнит построение по сигналу.

    Игра «Гонка мячей»

    Играющие делятся на две, три или четыре команды и становятся в колонны по одному. У стоящих впереди по волейбольному мячу. По сигналу руководителя начинается передача мячей назад. Когда мяч дойдет до стоящего сзади, он бежит с мячом в голову колонны (все делают шаг назад), становится первым и начинает передачу мяча назад и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока каждый из игроков команды не побывает первым. Надо следить за там, чтобы мяч передавался с прямыми руками с наклоном назад, а дистанция в колоннах была бы не менее шага.

    Игра «Бой петухов»

    Играющие делятся на две команды и становятся в 2 шеренги одна против другой. Между ними чертится круг диаметром 2 м. Капитаны посылают в круг по одному «петуху». «Петухи» становятся в круг на одной ноге, другую подгибают, руки держат за спиной. По сигналу «петухи» стараются вытолкнуть соперника плечом из круга или заставить его встать на обе ноги. Кому это удается – получает очко для своей команды. Когда все «петухи» примут участие в игре, подсчитываются очки. Выигрывает команда, получившая больше очков. 
         
    Игра «Скатывание шаров» 
    Эту игру лучше проводить после снегопада. Играющие делятся на несколько групп (по 5-10 человек) и расходятся по площадке. По сигналу руководителя каждая группа начинает скатывать из снега шар. Через 10-15 минут подается второй сигнал, и ребята подкатывают свои шары к руководителю. Побеждает группа, чей шар окажется больше. 
    Скатанные шары можно использовать для постройки снежной крепости, лабиринта или других сооружений из снега. 
         
    Игра «Залп по мишени» 
    В игре участвуют 3-4 команды (по 3 игрока в каждой). По числу команд надо приготовить мишени - квадратные кусочки фанеры размером примерно 25X25 см, укрепленные на подставках. 
    В начале игры мишени устанавливают в 6 шагах от черты, за которой располагаются команды. По сигналу руководителя все игроки каждой команды одновременно бросают снежки в свою мишень (каждый по одному снежку). Если в результате этого залпа какая-нибудь из мишеней перевернется, ее отставляют дальше на один шаг. 
    Побеждает команда, которая к концу игры дальше отодвинет свою мишень.

             Игра «Угадай, чей голосок»

    Один участник игры становится в круг и закрывает глаза. Дети идут по кругу, не держась за руки, и говорят: "Мы собрались в ровный круг, повернемся разом вдруг, и как скажем скок - скок - скок! - Угадай чей голосок?" Слова "Скок - скок - скок!" произносит один ребенок по указанию руководителя. Стоящий в центре должен узнать его. Тот, кого узнали, становится на место водящего.

             Игра «Краски»

    Среди играющих в красочки выбирается водящий - "монах" и ведущий - "продавец". Все остальные игроки загадывают втайне от "монаха" цвета, причем цвета не должны повторяться.
    Игра начинается с того, что водящий приходит в "магазин" и говорит: "Я, монах, в синих штанах, пришел к вам за красочкой". Продавец: "За какой?". Монах (называет любой цвет): "За голубой".
    Если такой краски нет, то продавец говорит: "Иди по голубой дорожке, найдешь голубые сапожки, поноси да назад принеси!" "Монах" начинает игру с начала. Если названная краска есть, то игрок, загадавший этот цвет, пытается убежать от "монаха", а тот его догоняет. Если догнал - "красочкой" становится водящий, если нет - игра начинается сначала.
         Игра «Земля, вода, воздух, ветер» 
    Игра актуализирует представления детей о природе, способствует расширению знаний, дает возможность детям убедиться в правильности собственных ответов. Кроме того, развивается внимание, актуализируется память. Ребята учатся слушать друг друга и ведущего, быстро реагировать.
    Размещение лучше всего организовать в форме круга. В игре можно использовать дополнительно: - игрушку, какой-то предмет, который будет передаваться.
    Игра имеет две интерпретации:
    1. Детям объясняется смысл стихий. Если ведущий говорит «земля», то ребята должны быстро назвать животных или растения, которые живут на земле. Если называется «вода», то ребята называют представителей растительного мира, если «ветер», то кружатся, если «воздух» - то те живые существа, которые могут обитать в воздухе.
    На кого укажет ведущий, или перейдет символ передачи, должен ответить .
    В течение 5 секунд нужно ответить. Ответы не должны повторяться. За неправильный ответ участники не выходят из игры, а получают штрафные жетоны. Использование жетонов позволяет детям не расстраиваться, быть более увереннее, оставаться на одном уровне с участниками игры.
    2. Во втором варианте дети проявляют в большей мере свое умение работать в группе, умение слушать ведущего. На каждую стихию дается установка- выполнить то, или иное задание. Например, если называется «воздух» - дети должны делать взмахи руками, если – «земля» , то прыгать как лягушка (как зайчик, изобразить слона, медведя, цветок и т. д.), если – «вода» - изобразить различные движения пловца, если “ветер” - подуть, покружиться, закачаться, как деревья.
    Движения могут усложняться, ведущий может меняться. В конце игры может быть подведен итог, на котором ребятам предлагается попробовать вспомнить, какие животные и растения были названы и подытожить богатство и разнообразие природного мира.
       
    Игра «Светофор» была одной из моих любимых игр детства. Незатейливые правила игры позволяли собрать целую ватагу ребят, которые с удовольствием в нее играли. Игра "Светофор" подходит как для садовской малышни, так и для деток-школьников. Для этой игры не нужны никакие приспособления, только сами дети. Я рекомендую эту игру воспитателям детского сада, которые учат и повторяют с малышами цвета. Малыши в игре хорошо запоминают цвета, а заодно дают выплеснуться своей энергии. Заинтриговала? Тогда давайте я вас познакомлю с правилами этой игры.
    Правила игры "Светофор" совсем легкие. Считалкой выбирают водящего, затем рисуют на земле (асфальте) две линии - это дорога. Можно нарисовать дорогу мелом, если у вас асфальтовая площадка - краской, если детвора играет в эту игру часто. На траве можно просто положить две яркие ленточки.
    Вы можете экспериментально выбрать нужную ширину дороги в зависимости от количества игроков и их возраста. Водящий ребенок стоит на дороге спиной к остальным детям, а играющие стоят цепочкой за проведенной линией. Водящий ребенок называет какой-либо цвет, игроки ищут этот цвет в своей одежде. Если названный цвет есть, то игрок спокойно переходит через дорогу и становится за отчерченную линию. Если же нужного цвета у ребенка нет, то он должен перебежать дорогу так, чтобы водящий не поймал его. Пойманный малыш становится водящим. 
         
    Игра "Ручеек" 
    Игру эту знали и любили еще наши прабабушки, и дошла она до нас почти в неизменном виде. Здесь нет необходимости быть сильным, ловким или быстрым, эта игра иного рода - эмоционального, она создает веселое и жизнерадостное настроение. Правила просты. Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, которому пара не досталась, идет к истоку «ручейка» и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало "ручейка"... И, проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так "ручеек" движется долго, беспрерывно - чем больше участников, тем веселее игра. 
         
    Игра «Успей занять место» 
    Играющие образуют круг и рассчитываются по порядку номеров. Водящий становится в центре круга. Он громко называет два каких-либо номера. Вызванные номера должны немедленно поменяться местами. Воспользовавшись этим, водящий старается опередить одного из них и занять его место. Оставшийся без места идет водить. 
    Номера, присвоенные участникам в начале игры, не должны меняться, когда тот или иной из них временно становится водящим.

           «Белые медведи».
    Белые медведи – подвижная коллективная игра для детей старшего дошкольного возраста. Развивает активные творческие двигательные действия, мотивированные сюжетом игры. 
    Описание игры. 
    На краю площадки, представляющей собой море, очерчивается небольшое место – льдина. На ней стоит водящий — «белый медведь». Остальные «медвежата» произвольно размешаются по всей площадке. 
    «Медведь» рычит: «Выхожу на ловлю!» — и бежит ловить «медвежат». Поймав одного «медвежонка», отводит его на льдину, затем ловит другого. После этого два пойманных «медвежонка» берутся за руки и начинают ловить остальных играющих. В это время «медведь» отходит на льдину. Настигнув кого-нибудь, два «медвежонка» соединяют свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками, и кричат: «Медведь, на помощь!». «Медведь» подбегает, осаливает пойманного и отводит на льдину. Следующие двое пойманных также берутся за руки и ловят остальных «медвежат». Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все «медвежата». 
    Побеждает последний пойманный игрок, который и становится «белым медведем». 
    Правила игры. 
    1. На краю площадки, представляющей собой море, очерчивается небольшое место – льдина, на которой стоит водящий — «белый медведь». 
    2. Остальные «медвежата» произвольно размешаются по всей площадке. 
    3. «Медведь» рычит: «Выхожу на ловлю!» — и бежит ловить «медвежат». 
    4. Поймав одного «медвежонка», отводит его на льдину, затем ловит другого. 
    5. Два пойманных «медвежонка» берутся за руки и начинают ловить остальных играющих.

    1. Поймав кого-нибудь, два «медвежонка» соединяют свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками, и кричат: «Медведь, на помощь!»
    2. «Медведь» подбегает, осаливает пойманного и отводит на льдину.
    1. Следующие двое пойманных также берутся за руки и ловят остальных «медвежат».
    2. Когда будут переловлены все «медвежата» - игра заканчивается.
    3. Побеждает последний пойманный игрок, который и становится «белым медведем».

    Примечание. 
    Пойманный «медвежонок» не может выскальзывать из-под рук окружившей его пары, пока его не осалил «медведь». 
    При ловле запрещается хватать играющих за одежду, а убегающим выбегать за границы площадки. 
         
    «Ромашка» 
    Ромашка – игра, развивающая актерские и другие способности.. 
    Описание игры. 
    Для игры понадобится ромашка, сделанная из бумаги, на обратной стороне лепестков которой написаны разные смешные задания. Игроки по очереди отрывают лепесток и выполняют эти задания (например: поют песню, рассказывают стишок и т.д.) 
    Правила игры. 
    1.Из бумаги делается ромашка, на лепестках которой с обратной стороны написаны смешные задания. 
    2.Участник отрывает лепесток и выполняет, написанное задание. 
    3.Игроку, исполнившему свое задание лучше всех, вручается приз. 
         
    «Часы» 
    Часы - веселая, подвижная игра со скакалкой. Развивает выносливость и внимание. 
    Описание игры. 
    Играют 10-15 человек. Все хором произносят: «Тик-так, тик-так». Двое, заранее выбранных игроков, в том же ритме вертят скакалку, остальные выстраиваются в очередь. Первый игрок прыгает через скакалку один раз и встает в конец очереди, второй – два и т.д. 
    Если игрок собьется при прыжках или ошибется в счете – он меняется с одним из тех, кто держит скакалку. При этом счет начинается сначала. 
    Задача игроков – прыгать как можно дольше, не сбиваясь. 
    Правила игры. 
    1.Все хором произносят: «Тик-так, тик-так».

    1. Выбирают двух игроков, которые будут вертеть скакалку в том же ритме.
    2. Остальные по очереди прыгают через скакалку.
    1. Первый прыгает один раз и встает в конец очереди, второй – два и т.д.
    2. Игрок, сбившийся при прыжках или ошибившийся в счете – меняется с одним из игроков, крутящих скакалку.

          «Хвосты» 
    Хвосты - очень веселая подвижная игра для детей старшего дошкольного возраста на развитие реакции. 
    Описание игры. 
    В эту игру играют по два человека. Игрокам за пояс заправляют по куску веревки, чтобы сзади свешивался "хвостик". Игрок должен выдернуть "хвостик" у своей пары, в то же время следя, что бы пара не выдернула хвостик у него самого. 
    Правила игры. 
    1.Играющие делятся на пары. 
    2.За пояс играющим заправляют веревку, которая висит сзади вместо хвоста, примерно на 2/3 длины.

    1. По сигналу (можно включить веселую музыку) играющий должен отобрать "хвост" у своего противника и одновременно защищать свой собственный.
    2. Оставшийся без хвоста считается проигравшим и с этого момента не может отбирать хвост у своего противника.

    Примечание. 
    Можно играть одновременно и большим количеством игроков. К примеру 4-5 человек будут пытаться отобрать "хвосты" друг у друга, а победит тот, кто соберет больше всех "хвостиков". 
         
    «Три, Тринадцать, Тридцать». 
    Три, Тринадцать, Тридцать – игра, которая хорошо развивает внимание и быструю реакцию детей. 
    Описание игры. 
    Участники игры заранее оговаривают: какое из чисел – какое действие обозначает. 
    Игроки строятся в шеренгу на расстоянии вытянутых в стороны рук. 
    Если водящий (воспитатель) говорит «три» - все игроки должны поднять руки вверх, при слове «тринадцать» - руки на пояс, при слове «тридцать» - руки вперед и т.д. (Можно придумать самые разные движения). 
    Игроки должны быстро выполнить соответствующие движения. 
    Правила игры.

    1. Участники заранее договариваются - какое из чисел – какое действие обозначает.
    2. Игроки строятся в шеренгу на расстоянии вытянутых в стороны рук.
    3. Водящий называет определенное число – участники должны быстро выполнить соответствующее действие.
    4. Водящий может называть числа в любом порядке.
    5. Игрок, допустивший ошибку, отходит на один шаг назад и там продолжает игру.
    6. Выигрывает тот, кто по окончании игры останется на исходной позиции.

           «Что мы делали сегодня?» 
    Что мы делали сегодня - подвижная и очень веселая, озорная игра, помогающая развивать воображение детей, актерские и другие способности. 
    Описание игры. 
    Выбирается водящий. Он на время выходит из комнаты. Остальные участники договариваются о том, какие действия будут изображать. 
    Водящий возвращается и обращается к ним с вопросом: 
    - Что вы делали сегодня? 
    Дети отвечают: 
    - Что мы делали, не скажем, но сейчас тебе покажем! 
    И начинают изображать любые действия (плавают, подметают, копают, играют на скрипке и т.д.). 
    По этим движениям водящий угадывает, чем они занимались. Если угадает, то выбирают другого водящего. Если нет, то водящий снова уходит, а играющие задумают другое действие. 
    Правила игры.

    1. Выбирается водящий, который выходит из комнаты.
    2. Участники договариваются какие действия будут изображать.
    3. По возвращении, водящий спрашивает «Что вы делали сегодня?»
    4. Дети, после слов «Что мы делали, не скажем, но сейчас тебе покажем!», изображают задуманные действия .
    5. Если водящий угадает, выбирают другого водящего.

    Примечание. 
    Можно играть и так: водящий изображает действия, а остальные угадывают. Выигрывает угадавший первым. Он и становится новым водящим. 

            «Волны по кругу» 
    Волны по кругу - динамичная, веселая игра для развития реакции детей старшего дошкольного возраста.  
    Описание игры. 
    Стулья устанавливаются плотно друг к другу по кругу. Стульев столько, сколько игроков. Один из игроков (водящий) встает в центр круга. Остальные игроки садятся на стулья, а один из стульев остается свободным. Водящий должен успеть сесть на свободный стул, пока другие передвигаются туда - сюда, мешая ему. Когда водящему удается занять место на стуле, новым водящим становится игрок, который не успел помешать ему. 
    Водящий может отдавать команды участникам "Вправо" (игроки должны переместиться по часовой стрелке на одно место), "Влево" (игроки должны переместиться против часовой стрелки на одно место) или команда "Хаос". При команде "Хаос" участники должны быстро поменяться местами, ведущий старается сесть на любой свободный стул. Игрок, занявший стул, который был свободным до команды "Хаос", становится водящим. 
    Правила игры. 
    1. В помещении устанавливаются стулья по кругу, в количестве равному количеству игроков. 
    2. Водящий встает в центр круга. 
    3. Водящий должен сесть на свободный стул, а остальные игроки должны мешать ему, двигаясь влево и вправо, закрывая собой это место. 
    4. Ведущий может отдавать команды "Направо", "Налево", "Хаос". 
    5.При команде "Налево" - каждый игрок перемещаются на соседний стул против часовой стрелки. 
    6.При команде "Направо" - каждый игрок перемещаются на соседний стул по часовой стрелке. 
    7.При команде "Хаос" - все игроки меняют свое расположение случайным образом. 
    8.Если водящий занял стул, то игрок не успевший ему помешать, становится новым водящим. 
    9.При команде "Хаос" водящим становится тот игрок, кто сел на стул, который до команды был свободным. 
         
    «Хвост дракона» 
    Хвост дракона - веселая и подвижная игра для детей подготовительной к школе группы, развивающая внимание, реакцию и ловкость. В нее играют, в основном, в закрытом помещении — в большой комнате, в спортзале или раздевалке. Количество играющих не менее 4 человек (но чем больше, тем интереснее и веселее). 
    Описание игры. 
    Игроки встают друг за другом, взяв впереди стоящего за талию (как бы образуя дракона/змейку). Стоящий впереди — голова дракона, задний — хвост. 
    «Голова» дракона пытается поймать свой «хвост», а «хвост» должен увернуться от «головы», при этом все остальные звенья дракона/змейки не должны расцепляться. 
    Когда передний игрок поймает заднего, пойманный становится «головой». Остальные меняются местами по желанию. Игра продолжается. 
    Правила игры. 
    1. Игроки строятся друг за другом, держась за талию впереди стоящего, образуя дракона. 
    2. Первый игрок - «голова» пытается поймать последнего-«хвост», при этом остальные не должны расцепляться. 
    3. Когда первый игрок поймает последнего, пойманный становится «головой». 
    4.Остальные меняются местами по желанию. 
    5. Игра начинается сначала.

     

    Русские народные игры.

    «Жмурки»

    Одному  из  играющих  –  жмурке  –  завязывают  глаза,  отводят  его  на

    середину  комнаты  и  заставляют  повернуться  его  несколько  раз  вокруг  себя,  а

    затем спрашивают:

    - Кот, кот, на чём стоишь?

    - На квашне.

    -Что в квашне?

    - Квас.

    - Лови мышей, а не нас.

    После этих слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит. Кого он

    поймал, тот становится жмуркой.

    «Кот и мыши»

    Играющие встают в два ряда лицом друг к другу, берутся за руки, образуя

    небольшой проход. В одном ряду стоят коты, в другом  –  мыши. Игру начинает

    первая пара: кот ловит мышь, а та бегает вокруг играющих. В опасный момент

    мышь  может  спрятаться  в  коридоре,  образованном  сплетёнными  руками

    играющих.  Как  только  кот  поймал  мышь,  играющиё  встают  в  ряд.  Начинает

    игру вторая пара. Игра заканчивается , когда коты переловят всех мышей.

    «Горелки»

    Играющие  встают  парами  друг  за  другом.  Впереди  всех  стоит  водящий.

    Играющие нараспев говорят слова:

    - Гори, гори ясно,

    - Чтобы не погасло

    - Стой подоле

    - Гляди на поле,

    - Едут там трубачи

    - Да едят калачи

    - Погляди на небо:

    - Звёзды горят,

    - Журавли кричат:

    - Гу, гу, убегу,

    - Раз, два, не воронь,

    - А беги на огонь!

    После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон

    вдоль  колонны.  Водящий  старается  запятнать  одного  из  них.  Если  бегущие

    игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем водящий запятнает одного

    из  них,  то  они  встают  впереди  первой  пары,  а  водящий  вновь  горит.  Игра

    повторяется.

    «Краски»

    Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки

    –  краски.  Каждая  крска  придумывает  себе  цвет  и  тихо  называет  его  хозяину.

    Когда  все  краски  выбрали  себе  цвет  и  назвали  его  хозяину,  он  приглашает

    одного из покупателей. Покупатель стучит:

    - Тук,тук!

    - Кто там?

    - Покупатель.

    - Зачем пришёл?

    - За краской.

    - За какой?

    - За голубой.

    Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди

    голубые сапожки, поноси да назад принеси!» Если покупатель угадал краску, то

    забирает её себе. Выигрывает тот покупатель, который больше всего набирает

    себе краски.

    Игры народов России

    «Юрта» (Башкирская народная игра)

    Группа ребят делится на четыре маленьких подгруппы, каждая из которых

    образует  круг  по  углам  площадки.  В  центре  каждого  круга  стоит  стул,  на

    котором  повешен  платок.  Взявшись  за  руки  идут  четырьмя  кругами,

    перемещаясь в один общий круг, и поют:

    - Мы весёлые ребята,

    - Собираемся в кружок.

    - Поиграем, и попляшем,

    - И помчимся на лужок.

    По окончании мелодии они быстро бегут в свои кружочки, берут  платочки

    и натягивают их над головой в виде крыши. Получается юрта.

    «Липкие пеньки» (Башкирская игра)

    Три-четыре  игрока  садятся  на  корточки как можно  дальше  друг  от  друга.

    Они  изображают  липкие  пеньки.  Остальные  играющие  бегают  по  площадке,

    стараясь  не  подходить  близко  к  пенькам,  чтобы  те  их  не  задели  руками.

    Осаленные становятся пеньками. Пеньки не должны вставать со своих мест

    «Ловишки» (Татарская игра)

    По  сигналу  все  играющие  разбегаются  по  площадке.  Водящий  старается

    запятнать  любого  из  игроков.  Каждый,  кого  он  запятнает,  становится  его

    помощником.  Взявшись  за  руки,  вдвоём,  затем  втроём  и  так  далее  они  ловят

    бегающих пока, не переловят всех.

    «Угадай и догони» (Татарская игра)

    Играющие садятся на скамейку в один ряд. Впереди садится водящий. Ему

    завязывают  глаза.  Один  из  игроков  подходит  к  нему,  кладёт  руку  на  плечо  и

    называет  его  по  имени.  Водящий  должен  отгадать,  кто  это.  Если  имя  названо

    правильно, игрок задевает водящего по плечу, давая понять, что нужно бежать.

    Угадав  водящий  должен  снять  повязку  и  догнать  убегающего.  Если  водящий

    неправильно назвал имя, тогда подходит другой.

    «Лисички и курочки» (Татарская игра)

    На  одном  конце  площадки  находятся  курочки  и  петухи.  На

    противоположном – лисичка. Курочки и петушки ходят по площадке, делая вид,

    что клюют зёрна. Когда к ним подкрадывается лисичка, петухи кричат: «Ку-ка-ре-ку!» По этому сигналу курочки и петухи бегут на свою сторону, а лисичка

    бросается за ними, стараясь запятнать любого из игроков.

    «Солнце» (Игра народов Сибири)

    Все играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу. Ведущий-солнце  сидит  на  корточках  в  центре  круга.  Игроки  разбегаются,  когда  солнце

    встаёт.  На  сигнал  «Раз,  два,  три  –  в  круг  скорей  беги!»  те,  кого  ведущий  не

    задел, возвращаются в круг.

    «Рыбаки и рыбки» (Игра народов Сибири)

    На полу лежит шнур в форме круга – это сеть. В центре круга стоят рыбаки,

    остальные  –  рыбки.  Рыбки  бегают  по  всей  площадке,  забегая  в  круг.  Рыбаки

    ловят их. Ловить можно только в кругу. Кто поймает больше рыбок, тот лучший

    игрок.

    Эстафеты

    «Эстафета с мячом».

    Эстафета  —  один  из  излюбленных  видов  олимпийских  игр  древности  и

    современности. Попробуем проверить силу и ловкость.

    Ребята выстраиваются в две команды и выполняют задания эстафеты.

    для выполнения заданий эстафеты нужно внимательно слушать задание для

    каждого  участника  эстафеты  и  постараться  выполнить  его  в  точности  с

    инструкцией.  Каждый  участник  эстафеты  выполняет  свое  задание,

    возвращается, передает мяч следующему игроку команды и становится в конец

    своей команды.

    Первый участник — бег с мячом, держа его в руках перед собой.

    Второй участник — держит мяч над головой;

    Третий участник — бежит, зажав мяч коленями;

    Четвертый  участник  —  бежит  с  мячом,  держа  его  на  вытянутой  правой

    руке;

    Пятый участник — бежит с мячом, держа его на вытянутой левой руке;

    Шестой учасгник — держит мяч на правом плече, придерживая его рукой;

    Седьмой участник — держит мяч на левом плече, придерживая его рукой;

    Восьмой участник — бежит, держа мяч за спиной;

    девятый участник — бежит, ударяя мячом о пол.

    десятый участник — бежит, перекладывая мяч из одной руки в другую.

    «Эстафета зверей».

    Ученики делятся на 2—4 равные команды и выстраиваются в колонны по

    одному, одна параллельно другой. Играющие в командах принимают названия

    зверей:  «Медведи»,  «Зайцы»,  «Лисы»  и  др.  Перед  впередистоящими  игроками

    проводится стартовая черта. Впереди каждой колонны на расстоянии примерно

    10—20 м ставится стойка (булава). На расстоянии 2 м от старта чертится линия

    финиша.  Учитель  громко  вызывает  любого  зверя.  Игроки,  носящие  имя  этого

    животного,  выбегают  вперед,  обегают  стоящий  напротив  них  предмет  и

    возвращаются обратно. Тот, кто первым прибежит в свою команду, выигрывает

    очко для своей команды. Учитель вызывает зверей вразбивку, некоторых может

    вызвать 2 раза.

    «Перенос мячей».

    10 теннисных, а лучше малых резиновых мячей лежат в кругу. В 10—15 м

    от  него  чертятся  еще  два  круга  диаметром  1  м,  в  каждом  из  которых

    располагается  по  одному  участнику  от  каждой  команды.  По  команде  оба

    участника  устремляются  к  кругу  с  мячами  и,  захватив  руками  как  можно

    больше  мячей,  переносят  их  в  свой  круг,  после  чего  бежит  следующий

    участник. Участники выполняют перебежки до тех пор, пока не перенесут все

    мячи.

    Побеждает та команда, которая перенесет больше мячей.

    «Достань».

    Исходное положение  —  носки и пятки вместе, руки соединены за спиной

    (кисть одной захватывает запястье другой). Приседая, игроки должны, не сходя

    с места и не опираясь руками о пол, поднять находящийся возле пяток малый

    мяч (шайбу, кубик) и положить в корзину.

    Побеждает  команда,  которая  из  5  попыток  добьется  успеха  большее

    количество раз.

    «Подбери мяч».

    В круг диаметром 1 м становится участник с малым мячом в руках. Сзади него

    лежат 5—10 теннисных мячей. По сигналу участник подбрасывает мяч и, пока тот

    находится  в  воздухе,  пово—  рачивается  и  поднимает  как  можно  больше  мячей,

    затем, не выходя из круга, ловит подброшенный мяч. Побеждает команда, которой

    удастся подобрать большее количество мячей.

    «Посадка картофеля».

    Каждая команда строится в колонну. Между колоннами раскладывают 5 малых

    гимнастических обручей в 2 ряда.

    В руках у детей, стоящих первыми в колоннах, корзины с теннисными мячами.

    По  команде  первые  номера  каждой  команды  кладут  в  каждый  обруч  по  одному

    теннисному мячу, бегут в колонну ко вторым участникам эстафеты и передает  им

    корзину.  Следующий  участник  быстро  собирает  все  мячи  и  передает  корзину  с

    мячами и т.д.

    Побеждает команда, у которой меньше штрафных очков.

    «Эстафета».

    Команды  строятся  в  шеренги.  Перед  ними  проводится  общая  линия  старта.

    Впереди,  за  15—20  м,  ставятся  в  ряд  три  городка  на  расстоянии  1,5  м  один  от

    другого.  Первые  номера  от  каждой  команды  встают  за  линией  начала  бега.  По

    команде «Марш!» они выбегают вперед, а следующие по порядку бегуны от каждой

    команды  занимают  их  места  на  старте.  Выбежавшие,  достигнув  своих  городков,

    обегают  их  с  правой  стороны  и,  возвращаясь  обратно,  касаются  правой  рукой

    правой ладони очередных игроков своей команды, после чего занимают свои места

    в шеренге. Очередные игроки выбегают вперед, повторяя действия первых игроков.

    «Делайте, пожалуйста».

    Участники строятся в шеренгу лицом к ведущему. Ведущий, подавая команды,

    сопровождает их показом физических упражнений. Участники должны выполнять

    упражнения в том случае, если ведущий, подавая команду «делайте...», произносит

    слово  «пожалуйста».  В  противном  случае  команде  начисляется  штрафное  очко  за

    каждого  нарушившего  это  условие.  Жюри  подсчитывает  количество  ошибок  в

    каждой  команде  и  после  5  минут  игры  подводит  общий  итог  соревнования.

    Побеждает команда, у которой меньше штрафных очков.

    «Метание мешочков». 

    Около одной из сторон площадки проводится линия шириной 10 м, отмеченная

    у  концов  флажками.  Впереди,  на  расстоянии  5  м  от  этой  линии,  параллельно

    проводится еще одна линия, а дальше через каждый метр обозначаются еще 15—20

    контрольных линий. Очередной участник встает за линию с флажками (на равном

    расстоянии один от другого) и получает три мешочка с песком размером 15—20 см

    по 200 г каждый. По команде ведущего из положения стоя участник бросает с места

    мешочки один за другим как можно дальше. За сколько метров от начальной черты

    упадет мешочек, столько очков и получает метатель.

    «Скороходы султана»

    В центре площадки выбирают почётное место. Из участников формируются две команды, это скороходы. «Султан» отделяется от остальных играющих и забрасывает мяч как можно дальше. В это время все скороходы, закрыв глаза, тихо стоят и слушают, куда упадёт мяч. Услышав стук мяча о землю, они бегут его искать. Нашедший старается незаметно передать мячик игроку своей команды. Долго держать мяч в руках нельзя. Двигаясь к цели, его одновременно нужно перекидывать друг другу, не давая в руки соперников. Побеждает группа, представитель которой первым принесёт «султану» мячик и положит его на почётное место.

    Список  литературы:

    1..  Журнал « Дошкольное воспитание» N 1 -  2003 г.

    2.  Журнал « Дошкольное воспитание» N 2 -  2004 г.

    3..  Журнал «Учимся, считаем, играем» N 10 , 2005 г.

    4.Е.А. Алябьева «Игры для детей 4-7 лет: развитие речи и воображения», 2009 год

    Список методической литературы:

    1.  С.А. Лёвина,  С.И.Тукачёва «В помощь преподавателю начальной школы «Физкультминутки». Выпуск 1. -  Волгоград , Издательство «Учитель», 2010.

    2. Н.В. Архангельский «Нравственное воспитание» - Москва «Просвещение», 1979

    3. Л.П. Салеева  «Использование  игровых  ситуаций при обучении младших  школьников»  - Москва «Просвещение», 2005

    4. П.Г.Федосеева  « Игровая деятельность на занятиях по экологическому воспитанию» - Волгоград, ИТД «Корифей»,  2009

    Технические средства обучения:

    Аудиопроигрыватель.
    Персональный компьютер.
    Мультимедийный проектор
    Экранно-звуковые пособия
    Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конкурско-игровая программа "Музыкальный калейдоскоп"

    КОНКУРСНО-ИГРОВАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ...

    Сценарий новогодней развлекательной программы "Новогодний калейдоскоп"

    Всем известно, что игра для дошкольников является одним из главных видов деятельности, в котором наиболее успешно развиваются все психические процессы.  Творческие способности у детей проявл...

    Музыкально-игровая программа Осенний калейдоскоп

    Совместная деятельность-одно из условий для эмоционального благополучия дошкольников...

    Сенсорное развитие детей раннего возраста через реализацию авторской программы «Разноцветный калейдоскоп»

    Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира.  Успешность умственного, физического, эстетического воспитани...

    Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 3– 4 лет "Спортивный калейдоскоп"

    Игра - самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников, отвечающая их жизненно важным потребностям. Игра занимает важнейшее место в жизни малыша и является главным средством воспитания ...

    Программа "Ритмический калейдоскоп"

    Программа по обучению дошкольников основам хореографического искусства для детей 5-7 лет....

    Программа "Музыкальный калейдоскоп"

    Программа по логоритмике для детей младшего возраста...