Главные вкладки

    Материал по теме:
    Мастер- класс «Профилактика плоскостопия в ДОУ и семье» (Выступление на районном методическом объединении педагогов дошкольных групп)

    Мулокаева Анжела Валерьевна

                           Мастер- класс «Профилактика плоскостопия в ДОУ и семье»

                         (Выступление на районном методическом объединении педагогов дошкольных групп) 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад № 2 «Сказка» г. Холмска муниципального образования

    «Холмский городской округ» Сахалинской области

     «Профилактика плоскостопия в ДОУ и семье» 

    мастер- класс

    (Выступление на районном методическом объединении педагогов дошкольных групп пр.№635 от 13.11.2018 г.)

     Подготовлено:

    инструктором по физической культуре:

     Мулокаевой Анжелой Валерьевной

    г. Холмск

    2018

    Мастер – класс «Профилактика плоскостопия в ДОУ и семье» подготовлен для родителей детей младших, средних групп и педагогов. В разработке представлен материал, успешно применяемый в домашних условиях для профилактики плоскостопия. Мастер – класс несет оздоровительное направление и способствует укреплению здоровья детей. Приемы и методы соответствуют содержанию материала, поставленным целям и задачам.

    ТЕМА: «Профилактика плоскостопия в ДОУ и в семье»

    Педагог: инструктор по физической культуре Мулокаева Анжела Валерьевна

    Дата проведения: 20 ноября 2018 года

    Время проведения: 10.45

    Место проведения: спортивный (музыкальный) зал

    Продолжительность мастер-класса: 45 минут

    ЦЕЛЬ: привлечение внимания родителей и педагогов, к проблеме плоскостопия  в дошкольном возрасте.

    ЗАДАЧИ:

    • обучить родителей, педагогов диагностике плоскостопия в домашних и условиях ДОУ;
    • проинформировать о причинах появления плоскостопия в раннем дошкольном возрасте.
    • разучить комплекс упражнений с предметами для предупреждения плоскостопия в домашних условиях и условиях ДОУ;
    • ознакомить родителей и педагогов с оборудованием для профилактики плоскостопия.
    • способствовать возникновению у родителей желания сотрудничать друг с другом   и педагогами.

    ОБОРУДОВАНИЕ – по количеству участников: дорожки здоровья, «Волшебная шкатулка», лист бумаги - по количеству участников, фломастеры, маты «со следками», мячи, детский крем, влажные салфетки, гимнастические палки.

     

    ХОД ВСТРЕЧИ

    Здравствуйте уважаемые родители и педагоги!

    Меня зовут Мулокаева Анжела Валерьевна, в детском саду я занимаю должность инструктора по физической культуре. Сегодня хочу вам рассказать о проблеме плоскостопии и его профилактике в условиях детского сада и дома.

    По последним данным в детском саду увеличилось число детей с этим дефектом стопы. В дошкольный период ребенок быстро растет и развивается, движения становятся его потребностью. Ребенок, страдающий плоскостопием, быстро устает от ходьбы и бега, плохо переносит статические нагрузки. Это в свою очередь отрицательно сказывается на его общефизическом развитии.

    Поэтому профилактика плоскостопия и своевременное обнаружение уплощения стопы чрезвычайно важны в период роста и развития опорно-двигательной системы организма. Именно в этом возрасте ещё возможно помочь ребёнку.

    Так что же такое плоскостопие, и какое отрицательное влияние оно оказывает на растущий организм ребенка?

    В научной медицинской литературе плоскостопие чаще всего рассматривается как дефект стопы, характеризующаяся уплощением ее свода. Порой родители не осознают серьезность этого заболевания, так как со стороны этого не заметно поначалу и, на первый взгляд, не оказывает значительного негативного влияния на ребенка.

          Однако это заблуждение может привести к печальным последствиям. Изменение формы стопы не только вызывает снижение ее функциональных возможностей, но и, что особенно важно, изменяет положение таза, позвоночника. Это отрицательное влияние на функции последнего и, следовательно, на осанку и общее состояние ребенка, ребёнку становится трудно ходить.

            С точки зрения детских ортопедов недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта.

    Например, художественная гимнастика, бег, фигурное катание, катание на роликах, спринт и т.д.

            Таким образом, укрепление опорно-двигательного аппарата, и в частности стопы, имеет большое значение.

              По форме различают нормальную (сводчатую) и уплощенную плоскость стопы. 

                    Нередко жировая подушечка на ножке вводит в заблуждение родителей при домашнем диагностировании плоскостопия. И правильно определить, есть ли у ребенка плоскостопие можно, если намазать стопу ребенка кремом и сделать отпечаток на чистом листе бумаги. В результате получится наглядная картинка стопы со всеми ее изъянами.

    Внимание: ребенка следует посадить на низкий стульчик, лист бумаги положить перед его стопами. Одновременно нанести краситель на обе ступни. Опустить ноги ребенка на лист бумаги, не прижимая. Взять ребенка, одновременно за обе руки и поставить его на лист бумаги помогая сохранить равновесие. Важно следить, чтобы ребенок вставал на лист бумаги двумя ногами одновременно, не делая дополнительных «переступательных» движений.

    (Педагог предлагает взрослым провести диагностику своих стоп)

      - Плоскостопие может быть врожденным (встречается крайне редко!) и приобретенным. Наиболее частыми причинами последнего – слабость мышечно-связочного аппарата стопы (например, в результате рахита или чрезмерных нагрузок), ношение неправильно подобранной обуви, косолапость, травмы стопы, голеностопного сустава, лодыжки, а также паралич нижних конечностей (чаще всего после полиомиелита – так называемое паралитическое плоскостопие).

      Наиболее ранние признаки плоскостопия – быстрая утомляемость ног, ноющие боли (при ходьбе, а в дальнейшем и при стоянии) в стопе, в мышцах голени и бедра, в пояснице. К вечеру может появиться отек стопы, исчезающий за ночь.

     В профилактике плоскостопия важную роль играет правильный выбор обуви: она не должна быть тесной или слишком просторной. При начинающемся плоскостопии, кроме подбора обуви, необходимо уменьшить нагрузка на свод стопы при стоянии и ходьбе, вкладывать в обувь супинаторы.

    ДЕТСКАЯ ОБУВЬ должна соответствовать анатомо-физиологическим особенностям стопы ребенка, быть мягкой и легкой, прочной, на гибкой подошве. Необходимо, чтобы она была достаточно свободной, не ограничивала движение пальцев и имела небольшой каблук, так как он предупреждает развитие плоскостопия и предохраняет пятку от ударов. Высота каблука не должна быть больше 1/14 длины стопы. У детей в возрасте до 8 лет стопа ежедневно удлиняется в среднем на 11мм, в связи с чем обувь рекомендуется обновлять каждые 6 месяцев. Необходимо следить за тем, чтобы детская обувь всегда была сухой и чистой. Длительное ношение тесной обуви приводит к отклонению большого пальца наружу, а 4-5 пальцев – внутрь.

            Успешная профилактика и коррекция плоскостопия возможна на основе комплексного использования всех средств физического воспитания: гигиенических факторов (гигиена обуви и правильный ее подбор в соответствии с назначением) и физических упражнений (специальные комплексы упражнений, направленные на укрепление мышц стопы, голени и формирование сводов стопы).

    Работа по профилактике и коррекции плоскостопия у детей в условиях ДОУ должна осуществляться систематически и поддерживаться родителями в домашних условиях.

    В процессе профилактики плоскостопия у детей обязательно:

    • следим за осанкой;
    • обращаем внимание на то, чтобы они всегда держали корпус и голову прямо;
    • следим, чтобы они не разводили широко носки ног при ходьбе.

    Мышечно – связочный аппарат ног укрепляют:

    • ежедневная гимнастика и занятия спортом;
    • ходьба босиком в теплое время года по неровной почве.

    При первых признаках плоскостопия ребенка следует показать врачу, специалисту в данной области медицины.

    Основу лечения составляет специальная гимнастика, гигиена и массаж ног с использованием особых предметов: деревянных палочек, мешочков с песком, верёвок, мячей, ткани.  При этом индивидуально подобранные упражнения полезно сочетать с обычными, укрепляющими мышечно-связочный аппарат стопы. В конце дня рекомендуются теплые ванны с последующим массажем свода стопы и супинирующих мышц. Массаж – необходимая часть комплексного лечения плоскостопия. Он позволяет нормализовать тонус мышц стопы и голени: укрепить ослабленные, растянутые мышцы и расслабить напряженные, а это очень важно для восстановления их согласованной работы. Кроме того, улучшая кровообращение и иннервацию, массаж способствует улучшению питания мышц, связок и костей стопы. Приносит облегчение в случае боли в стопах и восстанавливает нормальные условия для развития и роста нижних конечностей.

    Инструктор по физической культуре обращается к присутствующим:

     китайская пословица гласит: «Расскажи - я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать, и я пойму» и переходит к практической части.

    Педагог предлагает собравшимся построиться в колонну по одному для выполнения упражнений по предотвращению или исправлению плоскостопия (далее идёт демонстрация способа выполнения следующих упражнений).

     

    1.     Катание гимнастической палки разного диаметра стопой.

    2.     Ходьба по дорожкам здоровья.

    3.     «Волшебная шкатулка» - упражнение с пробками -захватывание пальцами стоп мелких предметов и перекладывание их в другую сторону (тоже пальцами стоп другой ноги).

    4.     Игра «Собери платочек в маленький комочек ногой».

    5.     «Художник» - рисование карандашом, зажатым пальцами ног, рисуем на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой.

    6.   «Едем-едем на велосипеде» (необходимо сесть напротив друг друга на небольшом расстоянии, руки в упоре сзади, упираются в стопы друг друга. Выполняют поочередные движения, имитируя езду на велосипеде.)

    7. «Передай конверт». (Конверт из плотной бумаги захватывается большим и указательным пальцами ноги, затем, поворачивая и выпрямляя ногу, передается следующему человеку. Конверт можно заменить деталями «Лего»)

    8. «Поиграй с мячом» -захват и удержание мяча среднего размера двумя стопами, перекладывание с места на место.

     (Далее педагог просит всех занять свои места.)

     Таким образом, достижение результата в обозначенной проблеме может быть обеспечено лишь в тесном контакте воспитателя, инструктора по физическому воспитанию и родителей. В ДОУ работа по профилактике плоскостопия является одним из важных факторов укрепления здоровья детей и включена в комплексы ежедневной утренней гимнастики и физкультурных занятий. И если родители будут следовать рекомендациям, регулярно выполнять упражнения, которым научились сегодня, то данную проблему ребёнка можно решить.

              А закончить свое выступление я хочу одной притчей.

    Давным-давно, на горе Олимп жили–были Боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали думать: каким должен быть человек. Один из богов сказал«Человек должен быть сильным», другой сказал«Человек должен быть здоровым», третий сказал«Человек должен быть умным». А один из богов сказал так«Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье.

    Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие – за высокие горы. А самый мудрый из богов сказал«Здоровье надо спрятать в самого человека. Пусть он его поищет».

        Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Но мы же знаем, что наше здоровье и здоровье наших детей зависит от нас, берегите его и будьте здоровы!

    Литература:

    1. Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников: рекомендации, занятия, упражнения[Текст] /авт.-сост. Анисимова, Т.Г; Ульянова, С.А.; под редакцией Ерёминой, Р.А. -Волгоград: Учитель, 2011. -146 с.

    2.  Селиверстов, В.И. Современные приоритетные направления развития коррекционно-педагогической работы в дошкольном образовании [Текст] / В.И. Селиверстов // Дошкольное воспитание. -  1997. -  № 12. - с. 2-6.

    3.  Сергеев, И. Профилактика плоскостопия // Дошкольное воспитание. 1985. №6. – 58-60 с.

    4. Страковская, В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет [Текст] / В.Л. Старковская - М.: Новая школа, 2010. - 288с.

    5.  Шарманова, С.Б.Федоров А.И. Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами физического воспитания [Текст] : Учебное пос. / С.Б. Шарманова, А.И. Федоров. - Челябинск: Урал ГАФК, 2009. - 112с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на районном методическом объединении педагогов ДОУ «Интеграция образовательных областей в ходе проведения непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в младших группах»

    Выступление на районном методическом объединении педагогов ДОУ «Интеграция образовательных областей в ходе проведения непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в ...

    Выступление на районном методическом объединении педагогов дошкольного образования.

    «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»   ...

    Выступление на районном методическом объединении педагогов дошкольного образования «Личностно-ориентированный подход в рамках реализации ФГОС»

    Выступление на районном методическом объединении  педагогов дошкольного образования«Личностно-ориентированный подход в рамках реализации ФГОС»...

    Приказ о проведении районного методического объединения педагогов дошкольных групп

    С целью совершенствования педагогического мастерства и повышении профессиональной компетенции педагогов МБДОУ...

    Презентация «Профилактика плоскостопия в ДОУ и семье» (Выступление на районном методическом объединении педагогов дошкольных групп пр.№635 от 13.11.2018 г.)

    Презентация «Профилактика плоскостопия в ДОУ и семье»Выступление на районном методическом объединении педагогов дошкольных групп пр.№635 от 13.11.2018 г.)...

    Выступление на городском методическом объединении педагогов дошкольного образования в рамках проведения единого методического дня

    Выступление на городском методическом объединении педагогов дошкольного образования в рамках проведения единого методического дня на тему:«Эффективные способы организации деятельности как р...