Материалы городского круглого стола «Инновационные образовательные технологии в преемственности ДОО и НОО», 29.01.2019
методическая разработка по физкультуре
Материалы городского круглого стола «Инновационные образовательные технологии в преемственности ДОО и НОО», 29.01.2019 по теме: "Психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника
Подготовил:
Инструктор по физической культуре
Сныткина Л.Д.
Непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника представляет собой процесс физического, психического и социального созревания и охватывает все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных средств, происходящие под воздействием окружающей действительности.
Физическое развитие связано с изменением роста, веса, увеличением мышечной силы, совершенствованием органов чувств, координации движений и т.д.
В процессе психического развития происходят существенные изменения в познавательных, волевых, эмоциональных процессах, в формировании психических качеств и черт личности.
Социальное развитие ребенка, осуществляется в процессе его включения в жизнь общества, проявляется в изменении его поведения, отношения к окружающим, в особенностях участия в делах коллектива и т.д.
Потребность в движении составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития.
В последнее время отмечается не только низкая двигательная активность, но и состояние здоровья детей.
Распределение детей по группам здоровья в 2018 – 2019 учебном году
№ | Группа | Группы здоровья | |||
I | II | III | IV | ||
1 | Вторая младшая группа № 1 | 4 | 22 | - | 1 |
2 | Средняя группа № 4 | 1 | 26 | - | - |
3 | Старшая группа № 2 | 1 | 25 | 2 | - |
4 | Старшая группа № 8 | 2 | 19 | 4 | - |
5 | Подготовительная к школе группа № 3 | 1 | 25 | - | - |
6 | Подготовительная к школе группа № 5 | 3 | 23 | 1 | - |
7 | Подготовительная к школе группа № 6 | - | 24 | 2 | - |
8 | Средняя группа № 7 | 2 | 27 | 2 | - |
ИТОГО | 14 | 194 | 11 | 1 | |
6,3% | 88% | 5,3% | 0,4% |
В нашем понимании психолого-педагогические условия – это совокупность психолого-педагогических средств, методов, способов педагогического взаимодействия, информационного содержания, особенностей психологического микроклимата, обеспечивающая возможность целенаправленного педагогического воздействия на воспитанников для формирования определенных качеств личности.
Психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья обучающихся:
- Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным психофизическим особенностям развития;
- Личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков;
- Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки;
- Создание развивающей образовательной среды, способствующей развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;
- Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность;
- Профессиональное развитие педагогов в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Психофизиологические особенности дошкольника и младшего школьника
Как мы видим психофизиологическая разница между старшим дошкольником и младшим школьником не столь велика.
Для сохранения и укрепления здоровья важна систематическая работа с детьми по воспитанию ценностных ориентаций на физическое и духовное развитие, здоровый образ жизни, формирование потребности и желаний к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом, развитие волевых и нравственных качеств.
Психолого-педагогические условия обеспечивающие личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми
Использование приобретенных умений и навыков в повседневной жизни и деятельности
- Педагоги предоставляют возможность детям самостоятельно отбирать способы действий по обеспечению здоровья в игровых ситуациях.
- Предоставляют возможность практического овладения навыками соблюдения безопасности при выполнении дыхательной, артикуляционной, пальчиковой гимнастики, самомассаже пальцев и ладоней рук и т.д.
- Поощряют самостоятельную двигательную активность детей, поддерживают положительные эмоции.
Поддержка и развитие детской инициативы
- Педагоги поддерживают стремление у детей развивать координацию и гибкость движений, крупную и мелкую моторику рук.
- Поддерживают стремление детей узнавать о возможностях собственного организма, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, становление ценностей здорового образа жизни.
Поощрение творческой двигательной деятельности
- Предоставляют возможность детям использовать воображаемые ситуации, игровые образы на физкультурных минутках, утренней гимнастике и т.д.
- Предоставляют возможность активно использовать предметы для самостоятельной двигательной деятельности.
- Предоставляют возможность детям использовать элементы двигательной активности в разных видах деятельности.
- Предоставляют возможность детям видоизменять подвижные игры новым содержанием, усложнением правил, введением новых ролей.
Поддержка диалогов детей о событиях физкультурной и спортивной жизни детского сада, города, страны, поощрение использования различных источников информации.
Компонентами образовательной среды в дошкольной образовательной организации являются:
- содержание дошкольного образования;
- развивающая предметно-пространственная среда;
- взаимодействие участников образовательных отношений.
Содержание дошкольного образования определяется:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 г. Москвы «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 79 «Соловушка» на 2018-2019 учебный год;
- Возрастными особенностями и спецификой индивидуального развития детей.
Для укрепления здоровья детей и предупреждения заболеваний необходимо не только повышать уровень их двигательной активности, но и систематически проводить активные закаливающие мероприятия, а также использовать новые формы по организации образовательной деятельности по физическому воспитанию.
Развивающая предметно-пространственная среда представлена специально организованным пространством, материалами, оборудованием, электронными образовательными ресурсами и средствами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья.
Взаимодействие участников образовательных отношений - это согласованная деятельность педагогов, детей и родителей (законных представителей) направленная на решение задач сопровождения личностного и возрастного развития дошкольников.
Также одним из условий обеспечения сохранности и укрепления здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольников и младших школьников является организация сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями и другими социальными партнерами.
Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста предполагает организацию работы с родителями (законными представителями) в различных формах взаимодействия:
- презентация дошкольного образовательного учреждения. Родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, об оказываемых услугах, работе специалистов (логопед, психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель).
- дни открытых дверей, позволяют родителям познакомиться с работой всего коллектива детского сада, увидеть, как строятся образовательные отношения.
- родительская инициатива, позволяет родителям самим предстать в роли воспитателей, инструкторов по физической культуре.
- совместные праздники и досуги, развлечения позволяют родителям активно участвовать в проводимых мероприятиях. Традиционными праздниками стали: спортивные состязания с участием пап в празднике, посвященном 23 февраля, Новый год, выпускной, 8 Марта, день Здоровья.
- тематические выставки;
- проектная деятельность. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогам в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.
- Педагогические советы с участием родителей;
- участие в фотоконкурсах и фотовыставках;
- изготовление портфолио воспитанника;
- официальный сайт МБДОУ «Детский сад № 79 «Соловушка»;
- традиционные формы работы: анкетирование, консультации, индивидуальные беседы, наглядная пропаганда.
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в соответствии с ФГОС дошкольного образования, как одно из условий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечивается курсовой подготовкой педагогов, консультированием, самообразованием, изучением опыта коллег, трансляцией своего собственного опыта.
Таким образом, создание психолого-педагогических условий с учетом особенностей психофизического развития в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте обеспечивает сохранность и укрепление здоровья в процессе физического, психического и социального созревания., а также преемственную связь между ними.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол «Использование игровых технологий в обучении детей безопасному поведению на дороге»
Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из н...
ВИДЕО: Круглый стол- презентация для воспитателей инновационной образовательной технологии «Использование технологии «Синквейн» по развитию речи дошкольников»
«Использование технологии «Синквейн» по развитию речи дошкольников» ...
Круглый стол "Инновационные технологии в ДОУ в условиях реализации ФГОС"
материалы педагогического совета...
ДОКЛАД НА ГОРОДСКОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ музыкальных руководителей дошкольных учреждений тема: «Инновационные образовательные технологии в музыкальном воспитании дошкольников»
Доклад по парциальной программе "Волшебная палитра"...
Благодарность Управления образования и молодежной политики Администрации города Смоленска за активное участие в работе городского круглого стола «Инновационные образовательные технологии в преемственности ДОО и НОО», 07.02.2019
Благодарность Управления образования и молодежной политики Администрации города Смоленска за активное участие в работе городского круглого стола «Инновационные образовательные технологии в преем...
Программка городского круглого стола «Внедрение инклюзивной практики в образовательную среду», 15.02.2019
Программка городского круглого стола «Внедрение инклюзивной практики в образовательную среду», 15.02.2019...
Благодарственное письмо за активное участие в работе городского круглого стола «Формирование цифровой образовательной среды ДОО в условиях реализации ФГОС дошкольного образования», 17.02.2021
Благодарственное письмо за активное участие в работе городского круглого стола «Формирование цифровой образовательной среды ДОО в условиях реализации ФГОС дошкольного образования», 17.02.2...