Методическая тема : Подвижная игра, как средство повышенной двигательной активности детей дошкольного возраста
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа)

В методической теме рассматривается предполагаемая работа по формированию и укреплению определенных физических навыков детей старшего и подготовительного возраста: укреплению мышц верхней части тела,согласованности действий в командах,синхронизации,координации движений,формировании умении и навыков самостоятельно выполнять упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая тема 31.13 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование работы по самообразованию и методической теме образовательной деятельности 

педагога инструктора по физической культуре Ивчик Татьяны Арсентьевны

 старшего дошкольного возраста на 2020– 2021 учебный год 

 

Название методической темы: Подвижная игра как средство повышенной двигательной активности

Пояснительная записка 

С введением ФГОС в дошкольных организациях требования к квалификации инструктора по физической культуре определены достаточно категорично: профессиональное образование в области физкультуры и спорта. Дошкольный возраст – важнейший период формирования личности, когда закладывается прочная основа физического здоровья человека. Состояние здоровья ребёнка – это ведущий фактор, который определяет способность успешно выполнять требования, предъявляемые к нему условиями жизни и воспитания в детском учреждении и семье.

Приоритетным направлением в работе с детьми дошкольного возраста должно быть физическое воспитание дошкольников, направленное на повышение сопротивляемости детского организма к неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды, усвоение теоретических знаний из области физической культуры, формирование двигательных умений и навыков, развитие физических и психических качеств и способностей, интереса и потребности в физическом совершенствовании, всестороннем формировании личности ребенка.

     Физическое воспитание дошкольников должно предусматривать систему физических упражнений, приносящих ребенку положительные эмоции, исключение стрессовых ситуаций и страха перед выполнением движений; достаточную интенсивность и большое разнообразие двигательных действий; многовариативность форм физкультурно – оздоровительной работы и активного отдыха детей, возможность индивидуального и дифференцированного подхода к подбору упражнений; частую смену нагрузок и отдыха в режиме дня ребенка; преемственность в деятельности детей разных возрастных групп дошкольной образовательной организации; гибкий график проведения оздоровительных мероприятий в зависимости от состояния здоровья, утомления, климатических и погодных условий; сезонность применения физических упражнений; ежедневное проведение занятий по физической культурой; взаимосвязь физического воспитания с другими сторонами воспитания.

     Организационными формами работы по физической культуре в дошкольной образовательной организации являются: физкультурные занятия; физкультурно – оздоровительная работа в режиме дня (утренняя гимнастика, подвижные и спортивные игры, физкультминутки, закаливающие мероприятия в сочетании с физическими упражнениями); активный отдых (физкультурные досуги, спортивные праздники, Дни здоровья, туристические походы); самостоятельная двигательная деятельность детей; работа с семьей. Самостоятельная двигательная деятельность детей дошкольного возраста протекает под наблюдением педагога. Содержание и продолжительность занятий физическими упражнениями определяются самими детьми. Характер этих занятий зависит от индивидуальных данных, подготовленности, возможностей и интересов дошкольников. Успешное решение задач физического воспитания возможно лишь при осуществлении индивидуального подхода к детям во взаимосвязанной работе дошкольной образовательной организации и семьи.

Все формы и виды работы взаимосвязаны и дополняют друг друга. В совокупности они создают необходимый двигательный режим, обеспечивающий ежедневные занятия ребенка физической культурой.

Таким образом, в дошкольном возрасте основной физического здоровья ребенка следует считать уровень развития и особенности функционирования его органов и систем. Уровень развития обусловлен программой, которая природой заложена в каждом ребенке и опосредована его базовыми потребностями. Именно удовлетворение доминирующих базовых потребностей является условием индивидуально – гармоничного развития ребенка.

   Современный педагог, работая с дошкольниками, призванный заботиться о здоровье ребенка, не вправе относиться к нему как к уменьшительной копии взрослого человека, так как каждому возрастному периоду свойственны свои особенности строения и функционирования. На этом и основано активное внедрение по укреплению физического здоровья дошкольников в практику моей методической темы «Подвижная игра как средство повышенной двигательной активности».   

   

Цель: Разработать и апробировать комплекс подвижных игр и отследить влияние подвижных игр на двигательную активность

Задачи:

-Определить физические качества детей дошкольного возраста

-Классифицировать подвижные игры

-Составить систему работы по взаимодействию с семьей по физическому развитию на учебный год

 

Предполагаемый результат работы с детьми: В результате проведенной работы предполагается, формирования и укрепления определенных физических навыков: укреплять мышцы верхней части тела, согласовывать действия в командах, синхронизировать координацию движений, формировать умение и навыки самостоятельно выполнять упражнения, совершенствовать речевые навыки общения, совершенствовать память, внимание, получать положительные эмоции.

Укреплять, развивать, управлять мышечными усилиями, легко выполнять движения, овладевая новыми, добиваться эффекта в двигательной деятельности. Развивать физические качества в подвижных играх, в которых дети принимают активное самостоятельное участие, то есть, осуществляют сознательную деятельность. Самостоятельно развивать способность использовать подвижные и спортивные игры.

  

Предполагаемый результат самообразования:

- Разработать систему физических заданий, способствующих укреплению физического развития дошкольников

-Обосновать необходимость использования различных видов деятельности в процессе развития физических навыков и умений дошкольников

- Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой методической, педагогической литературы

- Знакомиться с новыми авторскими программами по физическому воспитанию дошкольников

- Изучать опыт инструкторов по физической культуре из методических журналов, статей, и других электронных образовательных ресурсов

- Посещать семинары, совещания инструкторов по физической культуре на базе ИМЦ Красносельского района

- Участвовать в районных мероприятиях, конкурсах по физической культуре Красносельского района

- Принимать участие в конкурсах, открытых занятий, праздниках ДОУ

- Представлять информационную поддержку семьи и компетентности родителей в вопросах физического развития дошкольников     

месяц

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-

коммуникативное

развитие

Художественно-эстетическое

развитие

Физическое

Развитие

Формы работы с детьми

Организация среды

Формы работы с родителями

Октябрь

Осмотр спортивного зала, инвентаря. «Спортивные сказки»

Т. Шорыгина

Цель:

Наглядный показ образца деятельности.

Заучивание считалочки.

"На золотом крыльце сидели"

Цель: Развитие внимания , восприятия.

Свободное общение.

Тема: «Что умеет мое тело?»

Цель: Закреплять умение составлять рассказ, свободно высказываться.

Чтение рассказа.

С. Могилевская. «Восемь голубых дорожек».

Цель: Развивать воображение, внимательность.

Спортивный танец- разминка «Шла, коза по лесу»

Цель: Подготовить мышцы к физической нагрузке.  

Игра «Подбрось-поймай мяч», «Передай быстро!».

Цель: 

Упражнять в подбрасывании и ловле мяча.

Мячи среднего размера.

Цель: Развивать скорость реакции, ловкость.

Достижение согласованности в действиях в команде.

Предоставление наглядной информации, знакомство с темой.

Цель: Наглядное ознакомление с играми в мяч.

Ноябрь

Обсуждение, рассматривание  иллюстраций. «Зимние и летние виды спорта».

Цель: Наглядный показ способа действия

Расчет по порядку. Придумать свое правило для игры «Удочка»

Цель: Освоение знаний , самостоятельный анализ ситуации.

Беседа по О.Б.Ж.

Тема: "Детские травмы и спорт."

Цель: Формирование основ безопасности  спорте.

Игры под бубен «Успей взять предмет»

Цель:  Развивать ловкость в движении, координацию движений.

ОРУ с имитацией летних и зимних видов спорта по показу инструктора

Цель: Развивать двигательные качества, чувство ритма.

Игра с прыжками

«Удочка», «Кто лучше прыгнет», «С кочку на кочку»

Цель: Совершенствовать прыжки на двух ногах стоя на месте, приземляясь на носки .

Выставка иллюстраций «Зимние виды спорта» для детей, папка передвижка.

Цель: Наглядное ознакомление о зимних видах спорта. (Презентация)

Выставка игр с прыжками для детей и родителей, папка передвижка.

Цель: Представление наглядной информации о играх с прыжками.

Декабрь

Дидактические спортивные игры ассоциации, инсценировки.

Цель: Знакомства с разными видами спорта.

Разучивание новых считалок  « Раз, два, три, четыре ,пять»

Цель: Обогащение знаний и представления о математике через двигательную активность.

Игры в стихотворной форме, разучивание

стихотворения «Мы веселые ребята.»

Цель: Развивать память, внимание, скорость реакции в беге

Прослушивание музыкального сопровождения Песня- гимн А. Пахмутовой и Н. Добронравова

«Гимн российских спортсменов».

Цель: Получать позитивное настроение, положительные эмоции.

Хороводные игры «Карусель»,

Цель:

Упражняться в   синхронности действий в команде, в беге

Игра с бегом «Мы веселые ребята», «Ловишки», «Гуси-Лебеди»

Цель:

Развивать согласованность действий, скорость  реакции в беге  

Демонстрация  

дополнительной спортивной формы бегуна зимой и летом (беговая обувь, костюм, шорты, футболка)

Цель: Расширение воображения.

кругозора.

Папка – консультации для родителей игр с бегом (зимой, летом)  

Цель:

Приобщение родителей к совместно деятельности через игры с бегом.

Январь

Игры- экспериментирование (Метательные виды спорта)

Цель: Приобретения представления о видах спорта.

Моделирование ситуации, способы  броска предмета в цель или даль доступными средствами.

Цель: Развитие речи и обогощение словарного запаса.

Сюжетно-ролевые игры «Попади в цель»

Цель: Расширять  понятия действий о точности броска в цель.

Загадки о видах спорта

Цель: Расширять словарный запас.

Утренняя гимнастика

«Баскетболиста».

Цель: Подготовить мышцы и суставы к работе.

Спортивная игра «Попади в цель». «Баскетбол»,

Цель:

Развивать, координацию движений, глазомер

Организация инвентаря, мешочки, теннисные,

арабские, баскетбольные.

Цель: Совершенствование умения  пользоваться инвентарем во время игры.

Рекомендации для укрепления. мышц плечевого пояса.

Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей.

Февраль

Игры с танцевальными элементами

Цель: Услышать и воспроизвести в движениях игры чувство ритма.

Разучивание девизов команд.

Цель: Формировать доброжелательное поведение, согласованность действий.

Использование сюжетных рассказов "История Олимпийских игр".

Цель:

Передать представление о истории развития Олимпийских игр.

Слушание звуков природы

Цель:

Релаксация, умение расслабления.

Логометрические игры. Маршировка,разные виды ходьба.

Цель: Преодоление речевых нарушений в подвижных играх

Досуг с подвижными играми «Охотники и зайцы», «Передал- садись»,

«Третий лишний» 

Цель: Формирование умения навыков самостоятельно выбирать и играть в подвижные игры.

Музыкальное Сопровождение

Цель: Развивать чувство ритма в подвижных играх.

Индивидуальные беседы рекомендации по теме: «Развитие моторного восприятия»

Цель:

Развитие мелкой моторики.

Март

Игры-соревнования в командах

Цель:

Формирование согласованности действий в команде.

Разгадывание загадок на тему «виды спорта»  

 

Цель: Закреплять знания из окружающей жизни по теме: «Спорт».

Игры с использованием предметов.

Цель: Расширять разнообразие игр с парашютом.

Чтение командных речёвок

Цель:

Совершенствовать память, внимание.

Пальчиковые игры по лексическим темам.

Цель: Развивать мелкую моторику.

Беседы, разговоры, чтения. А. Попова «Сказка о том, как обруч стал символом Олимпийских игр». Игра «Пролезь в обруч»

Цель:  Совершенствовать навыки речевого общения.

Выставка с изображением спортивных соревнований.

Цель:

Знакомство с разнообразием видов спорта.

Рекомендации упражнений направленные на развитие  координации движений. Цель: Закреплять умение держать осанку, укреплять мышцы верхней части тела.

Апрель

Беседы о здоровом питании спортсменов

Цель: Представление о правильном сбалансированном питании спортсменов

Самостоятельное придумывание диеты для спортсмена

Цель: Представление о здоровым образом жизни

Сценки из рассказов "Скакалочка" В.Тумайкин

Цель:

Развивать  воображение

внимание, память

Прослушивание песни о спорте.

" Делай как я"

Цель:

Получать положительные эмоции, настрой

Утренняя гимнастика  « Делай как я!».

Цель: Укреплять мышцы верхней и нижней части тела

Праздник-соревнование с использованием игр - эстафет «Мы спортсмены»

Цель: Согласованность действий в командах, развивать скорость реакции, ловкость, глазомер

Выставка полезных продуктов питания.

Цель: Обогащать знания о пользе овощей и фруктов

Совместные беседы, игры:

«Играем вместе».

Цель: Повышение оптимизации настроения  командного духа, сплоченности

                                                           Список используемой литературы и интернет ресурсов:

 Октябрь

1. Агапова И.А. Подвижные игры для дошкольников, М.; АРКТИ, 2008г

2. Ф. Клас, Ф. Улла : Издательский дом Мещерякова, 2009г

3. С. А. Могилевская «Восемь голубых дорожек». Издательство: Энас- Книга, 2016г

4. Т.А. Шорыгина «500 загадок считалок для детей» Сфера, 2019г

5. Т.А. Шорыгина «Спортивные сказки» Сфера, 2019г

6.Флешноситель с музыкальной записью

Ноябрь

1.Вареник Е.Н. Физкультурно- оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет – М.: ТЦ Сфера, 2009

2. Горохова М. Ю. Развитие активности и самостоятельности детей дошкольного возраста.

3. ОБЖ детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры. Полынова В.К. Дмитриенко. З. С. Детство- Пресс: ОБЖ, 2019г

4. От рождения до школы. примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой М.А.

Декабрь

1. Громова О.Е. Спортивные игры для детей. - Сфера, 2009г

2. Зимонина В.А. Воспитание ребенка - дошкольника. Расту здоровым. М.: ВЛАДОС,2003

3.От рождения до школы. примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой М.А.

4. Т.А. Шорыгина «500 загадок считалок для детей» Сфера, 2019г

5.Флешноситель с музыкальной записью

Январь

1.Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре: пособие для воспитателя детского сада. М.

2.Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ, 2005г

3.От рождения до школы. примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой М.А.

4. Т.А. Шорыгина «500 загадок считалок для детей» Сфера, 2019г

Февраль

1.От рождения до школы. примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой М.А.

2. Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет.- М.:Владос, 2003г

3. М. Куруськина. Энциклопедия. Спорт. Проф-пресс, 2019г

4. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учебное пособие. М.: Академия, 2006г

 Март

1. Былеева Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры.- М. ФиС,2002г

2.М.Н.Жуков Подвижные игры.- М.- Издательство: Академия .- 2000г

3.М. Куруськина. Энциклопедия. Спорт.Проф-пресс, 2019г

4. Л.В. Русскова. Л.И. Баканенкова.-М.,2002г

5.Т.А. Шорыгина «500 загадок считалок для детей» Сфера, 2019г

Апрель

1. Былеева Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры. - М. ФиС,2002г

2.М.Н.Жуков Подвижные игры. - М.- Издательство: Академия .- 2000г

3.От рождения до школы. примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой М.А.

4.В.Тумайкин «Скакалка. Сказка». Издательство «Символ-Плюс» 2017г

5.Флешноситель с музыкальной записью


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Подвижная игра, как средство развития двигательной активности детей дошкольного возраста."

Подвижная игра, как средство развития двигательной активности детей дошкольного возраста во всех возрастных группах....

Мастер-класс с воспитателями: «Спортивные подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста»

Мастер-класс с воспитателями:«Спортивные подвижные игрыкак средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста» Притча:Давным-давно, на горе Олимп жили–были бо...

Игра как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста при обучении плаванию

Для обеспечения нормального физического развития ребенка необходима двигательная активность с первых дней его жизни. Специфика детского возраста создает неограниченные условия для закладки возможно бо...

«Подвижные игры, как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста»

Эффективным средством развития двигательной активности детей дошкольного возраста являются подвижные игры. Подвижная игра – это осмысленная и интенсивная деятельность ребенка, характеризующаяся ...

Подвижная игра как средство развития двигательной активности детей дошкольного возраста

В настоящее время каждый человек знает, что физкультура и спорт полезны для здоровья. И действительно невозможно представить здорового ребенка неподвижным, хотя, к сожалению, малоподвижных детей все ч...

Консультация для педагогов на тему: «Музыкально подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: Повысить профессиональную компетентность коллег в вопросах внедрения спортивных игр как средства повышения двигательной активности детей , направленной на сохранение и укрепления здоровья детей....