Методическая разработка конспекта индивидуального занятия с ребенком с синдромом Дауна по освоению навыка ходьбы.
учебно-методический материал по физкультуре (младшая группа)

Карлова Нина Степановна

На фоне значительных успехов в вопросах социальной адаптации детей с синдромом Дауна, остается актуальной проблемма правильного двигательного развития этих дтей. В данной методической разработке представленна поэтапный процесс освоения навыка ходьбы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx20.4 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское Государственное

Казенное Учреждение здравоохранения

«Специализированный психоневрологический дом ребенка № 13

Адмиралтейского района»

Методическая разработка конспекта индивидуального занятия с ребенком с синдромом Дауна по освоению навыка ходьбы.

Выполнила:

Инструктор по физической культуре

Карлова Нина Степановна

Санкт-Петербург, 2020

АКТУАЛЬНОСТЬ

Несмотря на значительные успехи в вопросах социальной адаптации детей с синдромом Дауна, остается актуальной проблема правильного двигательного развития этих детей.

Необходимо создание соответствующих условий, при которых двигательные возможности ребенка реализовывались бы наиболее успешно с целью раннего формирования двигательного профиля, наиболее оптимального для детей с синдромом Дауна.

Существующая у ребенка с синдромом Дауна естественная потребность в движении в силу специфических причин имеет ряд особенностей. Долгое время считалось, что люди с синдромом Дауна хотя и отстают в двигательном развитии, но со временем осваивают все необходимые навыки в обычной последовательности, а отставание развития движений по срокам неразрывно связывалось с задержкой умственного развития. Именно поэтому изучение проблем в области двигательного развития в основном ограничивалось описанием и уточнением сроков освоения такими детьми тех или иных навыков и этапов двигательного развития. Не учитывалось, что дети с синдромом Дауна наряду с отставанием в интеллектуальном развитии имеют не менее серьезные проблемы с развитием движений – врожденный гипотонус, недостаточные и однообразные реакции равновесия, сложности с любыми движениями, требующими ротации туловища и неправильные образцы движений.

Вследствие указанных особенностей и недостаточного чувства равновесия, двигательное  поведение  детей с синдромом Дауна при отсутствии специальной помощи характеризуется статичностью и малой вариативностью. ограничивается преимущественно симметричными образцами движений с большой площадью опоры. Кроме того, возникшие в раннем возрасте неправильные двигательные паттерны становятся патологической базой для развития последующих двигательных навыков.

Контингент: дети с синдромом Дауна

Цель:

Освоение новой двигательной локомоции в рамках формирования двигательного профиля.

Задачи:

  • Укрепление мышц туловища;
  • Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы, профилактика плоскостопия;
  • Развитие координации движений и вестибулярного аппарата;
  • Эмоционально-психологическая разрядка.

Материалы и оборудование:

Игрушки-каталки,   мячи.              
Фитболы

Гимнастические стенки.

План-конспект занятий c детьми с синдромом Дауна

освоение умения ходить

(уровень психомоторного развития – стоит у опоры)

Занятие №1

  1. Знакомство с оборудованием зала ФК.
  2. Проведение  диагностики уровня двигательного развития:
  • характеристика позы сидя,
  • возможность самостоятельного перехода в положение сидя,
  • наличие ротационных движений,
  • характеристика ползанья,
  • характеристика положения стоя (величина опоры),
  • активность ребенка,
  • эмоциональное состояние,
  • тонус мышц,
  • подвижность суставов.

Занятие №2

  1. Освоение умения стоять с изменением характера опоры:
  • опираясь спиной,
  • опираясь руками о горизонтальную плоскость,
  • опираясь руками о вертикальную плоскость,
  • опираясь одной рукой,
  • не держась руками.

Освоение умения стоять следует выполнять на каждом занятии в зависимости от усвоения навыка.

2. Упражнения на фитболе:

  • в положении лежа на животе раскатывать мяч по появления упора ног,
  • упражнения на равновесие в положении сидя на мяче,
  • упражнения на ротацию туловища в положении лежа на спине,
  • прыжки (сгибание ног в коленных и тазобедренных суставах) в положении стоя.

              3.   Приседания.

   4.  Ползанье по неровной поверхности.

Занятие № 3.

  1. Освоение умения ходить вдоль опоры:

- в положении стоя перенос веса тела с одной ноги на другую,

- ходьба вдоль  горизонтальной опоры,

- ходьба вдоль вертикальной опоры,

- переход от одной опоры к другой,

  • увеличение расстояния между опорами.

  2. Упражнения на фитболе:

  • упражнения на равновесие в различных исходных положениях,
  • прыжки в положении стоя.  

3. Приседания.

  1. Ползанье через препятствия, под планкой.

Занятие №4

  1. Освоение умения стоять без опоры:

- постепенное увеличение времени стояния.

  1. Упражнения на фитболе:

- хлопанье по мячу ладошками,

- упражнения на равновесие в различных исходных положениях.

  1. Приседания, подъем из положения сидя на скамейке.
  2. Ходьба на четвереньках.
  3. Переход из положения стоя «по-медвежьи» в положение стоя:
  • с фиксацией сзади за туловище,
  • с промежуточным упором рук на уровне колен.

Занятие № 5

  1. Освоение умения ходить с поддержкой:
  • ходьба за две руки,
  • ходьба-падение,
  • ходьба с игрушкой - каталкой,
  • ходьба за одну руку.
  1. Упражнения на фитболе:
  • упражнения на равновесие в различных исходных положениях,
  • ходьба по мячу,
  • ходьба с толканием мяча перед собой.
  1. Лазанье по наклонной плоскости, по горизонтальной лестнице.
  2. Приседания, переход в положение на четвереньки.

Занятие № 6

1. Освоение навыка самостоятельной ходьбы:

  • сильная мотивация,
  • постепенное увеличение расстояния.
  1. Упражнения на фитболе: Упражнения на фитболе:
  • упражнения на равновесие в различных исходных положениях,
  • прыжки на мяче.
  1. Лазанье по наклонной лестнице, по модульным ступеням.
  2. Приседания, подъем на низкую ступеньку.

Занятие № 7

  1. Нормализация ходьбы:
  • увеличение расстояния,
  • обучение останавливаться во время ходьбы,
  • ходьба с опущенными руками, с предметом в руках.

2. Упражнения на фитболе:

  • упражнения на равновесие в различных исходных положениях,
  • ходьба на мяче.

    3. Лазанье через предметы, вниз по модульной лестнице.

4.  Приседания, подъем на несколько невысоких ступенек.

Занятие № 8

  1. Совершенствование ходьбы:
  • ходьба по неровной поверхности,
  • ходьба с остановкой и поворотом,
  • увеличение скорости ходьбы.

2.  Упражнения на фитболе:

  • упражнения на равновесие в различных исходных положениях,
  • самостоятельные прыжки на мяче у опоры.

3.   Перешагивания через предметы.

    4.     Подъем и спуск с предметов.

         Во время каждого занятия необходимо повторять и закреплять навыки, приобретенные на предыдущем занятии. Переходить к выполнению следующего задания только после усвоения двигательного навыка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия с ребенком с синдромом Дауна на тему: «Домашние животные»

Цель: развитие подражательной речевой деятельностиЗадачи:1.     Вызывание звукоподражания;2.     Выполнение действий по речевой инструкции и по подражанию;3....

Методическая разработка конспект индивидуального занятия с ребенком с умственной отсталостью

Придя в школу, умственно отсталые дети не должны почувствовать, что они не как все. (Сухомлинский В.А.)...

Методическая разработка конспекта индивидуального занятия по плаванию с ребенком с синдромом Дауна

Дети с синдромом Дауна, с первых месяцев жизни получавшие специализированную помощь, направленную на стимуляцию их двигательного развития, к трем годам овладевают базовыми навыками крупной моторики, н...

Конспект индивидуального занятия с ребенком с синдромом Дауна на тему: «Домашние животные» средняя группа

Конспект индивидуального занятия с ребенком с индромом Дауна на тему: «Домашние животные» средняя группа...

Методическая разработка. Конспект Индивидуального занятия по логопедическому обследованию ребенка "Обследование понимания речи"

Цель: Выявление дефектов понимания речи.Задачи:1.Обследовать понимание слов               2.Обследовать понимание предложений...

Методическая разработка конспекта индивидуального занятия с ребенком с синдромом Дауна по освоению навыка ходьбы.

На фоне значительных успехов в вопросах социальной адаптации детей с синдромом Дауна, остается актуальной проблемма правильного двигательного развития этих детей. В данной методической разработке пред...

Методическая разработка конспекта индивидуального занятия с ребенком с синдромом Дауна по освоению навыка ходьбы.

На фоне значительных успехов в вопросах социальной адаптации детей с синдромом Дауна, остается актуальной проблемма правильного двигательного развития этих детей. В данной методической разработке пред...