"Здоровьесберегающие технологии в физическом развитии дошкольников"
консультация по физкультуре

ТатьянаТанаева

Как говорил великий педагог Василий Александрович Сухомлинский: «Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_k_pedsovetu.docx29.16 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольный возраст обосновано считается наиболее важным периодом в процессе формирования и становления личности человека. В данном возрасте наиболее интенсивно развиваются разные способности. Формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в дошкольном возрасте закладывается и развивается фундамент здоровья и происходит развитие физических качеств, которые необходимы для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что в свою очередь создает условия для формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

Оценка состояния здоровья дошкольников показывает, что в последнее время количество абсолютно здоровых детей в нашей стране уменьшилось с 23 до 15 % и увеличилось количество детей, которые имеют хронические заболевания, с 16 до 17.3% Приблизительно 20-27% детей относится к категории часто и длительно болеющих.

Это связано с тем, что большинство детей, начиная с дошкольного возраста страдают дефицитом движение и сниженным иммунитетом. У детей снижается мышечная нагрузка из-за ряда причин: дети мало играют и гуляют на улице, да и дома некоторые родители излишне занимаются интеллектуальным и творческим развитием своих детей. Это также обусловлено с множеством негативных явлений современной жизни: тяжелыми социально-экономическими условиями, экологическим неблагополучием, массовым распространением алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательных учреждений и семьи. Поэтому в наше время главными задачами встают здоровье человечества, здоровье будущего поколения.

Как говорил великий педагог Василий Александрович Сухомлинский: «Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В настоящее время в дошкольных учреждениях уделяется очень много внимания здоровьесберегающим технологиям, которые направленны на решение одной из самых главных задач дошкольного образования –это сохранение, поддержание и обогащение здоровья детей. И поэтому, бесспорно, актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов, которые повысят эффективность оздоровительной работы в дошкольных учреждениях. Дошкольное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, которые направленны на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Существуют различные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии». Главным назначением таких новых технологий является объединение педагогов, психологов, медиков, а самое главное самих детей, для сохранения, укрепления и развития здоровья.

Так что же такое «здоровьесберегающая технология»? По мнению одного из ведущих ученых в области физического воспитания детей В.Д.Сонькина – это: условия обучения и воспитания ребенка в образовательном учреждении; рациональная организация образовательного процесса; соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим. Таким образом, целью здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении является - обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как целостности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений его оберегать, поддерживать и сохранять.

Несомненно, что одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, а значит и моя - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Поэтому и возникла необходимость создания условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья дошкольников.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Для осуществления и-образовательного процесса немаловажное значение имеет педагогически грамотно организованная предметно-пространственная среда. Совместно с родителями мы создали «Уголок здоровья», в котором разместили «Уголок доктора», ростомер, плакат «Тело человека», с помощью которого дети изучают свое тело. Оформили альбом «Гигиена и здоровье», подобрали картотеку комплексов и упражнений по здоровьесбережению.

В нашей группе имеется «Уголок книги», в котором мы сделали подборку книг на актуальную тему, оформили альбомы по с иллюстрациями о здоровом питании, закаливании и другие. Совместно с родителями оформили книгу загадок о здоровье, гигиене, физкультуре и спорте. Дети с удовольствием выполняют задания, связанные с ЗОЖ, опубликованные в различных журналах.

В «Уголке художественной деятельности» ребята всегда могут найти занятие по интересам, раскраска, пластилин или краски, так как развитие мелкой моторики способствует развитию здоровья. В младшем возрасте дети особенно любили рисовать пальчиками.

Для двигательной активности в нашей группе оборудован «Уголок физического развития», в котором имеется все необходимое для занятий физкультурой и спортом. Это гимнастические палки, кегли, скакалки, канат, кольцебросы, мячи, гантели, набивные мячи, массажные мячи, массажные дорожки, обручи. Часть оборудования выполнена совместно с родителями из бросового материала, атрибуты постоянно пополняются и обновляются. Дети очень любят играть заниматься с оборудованием, таким образом снимая психическое и физическое напряжение и удовлетворяя потребность в двигательной активности.

Поскольку ведущий вид деятельности дошкольников -это игра, то мы часто играем в сюжетно-ролевые игры. Если в младших группа играли просто в «доктора», то с возрастом сюжеты усложняются. С детьми старшего возраста играем в «Поликлинику», где работают доктора разных специальностей, «Вызов доктора на дом», «Процедурный кабинет», «Аптека». Через игру дети понимают важность заботы о своем здоровье. Для того, что бы разнообразить игру и сделать ее более ярко и увлекательной, постоянно меняем и дополняем атрибуты.

В повседневной совместной деятельности с детьми мы часто организуем поисковую деятельность, создавая проблемные ситуации и задавая проблемные вопросы. Дети учатся размышлять, доказывать, делать умозаключения. Для большей эффективности все задания даются в игровой форме.

В течение дня практически ежеминутно провожу работу по здоровьесбережению детей. Свою работу я начинаю с утреннего приема детей. В эти первые минуты очень важно приветствие, улыбка, ласковое обращение к ребенку по имени. Стараюсь удивиться и восхититься любой мелочи (красивое платье, новая машинка, модная стрижка). Тем самым стараюсь создать благоприятный эмоциональный фон. Видя настроение ребенка, осуществляется индивидуальный подход к каждому воспитаннику. Я предлагаю ребенку совместную деятельность, включение в игру со сверстниками, почитать книгу, а кому-то хочется просто посидеть на диванчике или уединиться.

Далее утренняя гимнастика, которая дает положительный настрой на весь день, а умывание водой проходит, как закаливающая процедура, так же как и массаж ладошек и пальчиков.

Любой прием пищи сопровождается короткой беседой о пользе продуктов, из которых приготовлено то или иное блюдо, во время приема пищи также закрепляем правила этикета.

Полоскание рта после приема пищи водой комнатной температуры – это профилактика кариеса.

Физкультурная и музыкальная деятельность также проходит в движении и игровой форме. Регулярные занятия укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. А музыкальное сопровождение улучшает психологическое состояние ребенка.

Проводились такие занятия: «Моя семья», «Путешествие в страну здоровья», «Поможем Винни-Пуху», «Полезные и вредные продукты», «Где живут витаминки?», «Мой режим дня».

На занятиях рисовали «Мой любимый вид спорта», «Дети делают зарядку!", делали аппликации «Витамины на нашем столе» и др.

В нашей группе мы стараемся соблюдать санитарно-гигиенический режим: личная гигиена сотрудников, соблюдение режима питания, режима дня, кварцевания, сквозное проветривание, влажная уборка.

Организация свободной деятельности в течение дня способствует закреплению знаний и навыков, полученных в непосредственно образовательной деятельности. Для снятия психологической нагрузки и усталости мы предлагаем детям дидактические и настольные игры. В ходе самостоятельных игр реализуются основные потребности детей в движении, игре и общении.

В вечернее и свободное от занятий время в первой половине дня разучивали стихи о здоровом образе жизни, отгадывали загадки, знакомились с пословицами и поговорками о ЗОЖ. Читали художественную литературу на актуальную тему: Т.А. Шорыгина «Осторожные сказки», Г.К. Зайцев «Уроки Мойдодыра, К.И. Чуковский «Мойдодыр», Г. Остер «Петька-микроб». А. Барто «Девочка чумазая», С. Михалков «Прививка», чтение научно-популярной литературы (энциклопедия для детей «Почемучка»). Беседовали на такие темы: «Где прячется здоровье?», «Глаза – главные помощники!», «Чтобы уши слушали!», «Осанка - стройная спина», «Полезные продукты» и другие.

Большую роль в оздоровлении детей играют прогулки, которые проводятся по основным составным частям: наблюдение, труд, подвижная игра, самостоятельная деятельность.

Последовательность варьируется в зависимости от времени года, от интенсивности предыдущих занятий, от индивидуальных особенностей детей.

Моей задачей является обеспечение безопасности детей, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не замерз или не перегрелся.

Таким образом, в процессе ежедневного использования здоровьесберегающих технологий расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются навыки, физические качества (быстрота, ловкость, выносливость, сила и гибкость)

Свою работу по этой проблеме мы строим в тесном взаимодействии с семьей. В начале второй младшей группы было проведено анкетирование родителей, «Какое место занимает физкультура в вашей семье», «Физическое развитие ребенка», по результатам которого было понятно, что родители не владеют достаточными знаниями о возрастных особенностях детей. Поэтому были проведены консультации на тему «Возрастные и индивидуальные особенности развития ребенка», «Воспитание здорового ребенка», «Еще раз о курении».

В процессе организации здоровьесберегающего пространства родители участвовали во всех наших начинаниях: помогли оформить «Центр здоровья», красочно оформили картотеки игр по здоровьесбережению, помогли приобрести атрибуты и игры для развития предметно-пространственной среды. Совместно с родителями были проведены физкультурные праздники «Мама,

папа, я – дружная семья», «День защитника Отечества». Родители участвовали в непосредственно образовательной деятельности в группе. Совместно с родителями оформлены фотовыставки «Моя здоровая семья», «А мы жили - не тужили, с физкультурою дружили!» Таким образом, анализируя все мероприятия, мы сделали выводы, что родители заинтересованы в укреплении физического и психического здоровья детей, родители овладели первоначальными навыками валеологической грамоты.

С целью выяснения знаний у дошкольников, в начале работы над данной проблемой мной была проведена диагностика. По результатам которой были выявлены следующие показатели:

-владение культурно - гигиеническими навыками: владеют 13(62%), частично владеют 8(38%) детей;

-представление о здоровом образе жизни имеют 14(67%), частично имеют 7(33%) детей; - представление о безопасном образе жизни имеют 12(57%), частично имеют 9(43%) детей.

В результате проводимой мной систематической работы, в группе значительно снизилась заболеваемость, дети достаточно хорошо овладели культурно –гигиеническими навыками, ребята имеют представления о своем теле, способах ухода за ним, дети осознано понимают важность заботы о своем здоровье. Дети в группе стали более раскрепощенными, самостоятельными, даже те ребята, кто в младшем возрасте с неохотой участвовал в образовательном процессе, сейчас с удовольствием участвуют во всех режимных моментах и мероприятиях.

Таким образом, подводя итоги проделанной мною работы, хочется привести сравнительный анализ заболеваемости детей моей группы за весь период работы. Она снизилась по сравнению с периодом начала работы, а также снизился процент часто болеющих детей, возросла посещаемость, не отмечалось вспышек инфекционных заболеваний и случаев детского травматизма. Все это говорит о плодотворной, систематической работе по охране и укреплению здоровья воспитанников .Стоит отметить, что реализуемый комплекс оздоровительных мер, направленный на охрану и укрепление здоровья воспитанников благоприятно влияет на рост и развитие детского организма.

Проведенный итоговый мониторинг показал, что результаты значительно улучшились, а именно, 18 воспитанников из 21 овладели культурно гигиеническими навыками, в соответствии с возрастом. Этим же дети теперь имеют представления о здоровом образе жизни, что составило 92%.

Поэтому считаю необходимым продолжать работу в данном направлении, так как приобщение дошкольников к здоровому образу жизни, на основе здоровьесберегающих технологий, должна стать одним из приоритетных направлений в деятельности каждого дошкольного образовательного учреждения.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

Одна из проблем с которой я столкнулась в процессе работы это то, что все взаимодействия по физическому оздоровлению детей в детском саду теряют свою эффективность в период длительного пребывания детей дома. Особенно остро данная проблема стоит в праздничные дни, в период отпусков: большинство детей не имеют дневного сна, сокращается и ночной сон в связи с просмотром телепередач, игр с компьютером и другими гаджетами. Редко в какой семье имеется хотя бы маленький спортивный уголок. Дети мало общаются со сверстниками, мало играют в подвижные игры во дворе, редко бывают на природе. Все это создает предпосылки к перенапряжению нервной системы, а хроническое недосыпание и утомление отрицательно влияют на физическое и нервно - психическое развитие дошкольников. Конечно это еще зависит и от бюджета семьи и жилищно-бытовых условий.

Если заболевают дети в моей группе, то мной было замечено, что в большинстве случаев это происходит после выходных. Все эти проблемы требуют большой разъяснительной и просветительской работы с родителями.

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников не может проходить без практической составляющей. Пример здорового образа жизни родителей важен, но понятие ЗОЖ для дошкольников немыслимо без физического развития самого малыша. Пока ему не нужны спортивные нагрузки, однако комплекс мер по укреплению физического состояния необходим.

Результаты проведенного мною анкетирования показал, что родители в недостаточной степени владеют знаниями о формировании основ здорового образа жизни. Анализ деятельности также показал, что наибольшее затруднение вызывало формирование активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни, развитие у дошкольников инициативности, самостоятельности и ответственности.

Список литературы:

1. «Здоровьесберегающая система ДОУ». Авторы – составители М. А. Павлова, М. В. Лысогорская. Волгоград. Издательство «Учитель» 2008

2. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С. 21 – 28.

3. Евдакимова Е. С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ// Управление ДОУ. 2004. N1.

4. Журналы «Дошкольное воспитание».

5. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999.

6. Маханева М. Д. Работа ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка. Управление ДОУ. 2005. N 5.

7. Новые здоровье сберегающие технологии в образовании и воспитании детей. С. Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности. -N2. -С. 171-187.

8. Панкратова И. В. Растим здоровое поколение // Управление ДОУ. 2004. N1.

9. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). – М.: ВЛАДОС, 2002.

10. Утробина К. К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. – М., 2006.

11. Формирование основ здорового образа жизни // Управление ДОУ. 2006. N 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании дошкольников.

Использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании дошкольников. 1.      Необходимость использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ.2....

Здоровьесберегающие технологии в физическом развитии старших дошкольников

Здоровьесберегающие технологии в физическом развитии  старших дошкольников...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ По теме «Использование кинезиологии как нетрадиционной здоровьесберегающей технологии в физическом развитии и оздоровлении дошкольников»

Происходящие изменения в обществе и принятые стандарты дошкольногообразования выдвинули новые требования к системе образования. Дошкольноеучреждение призвано создать условия для интеллектуального, тво...

"Здоровьесберегающие технологии в физическом развитии дошкольников и их применение в условиях ФГОС ДО"

Общее положение о педагогической технологии.Применение здоровьесберегающих технологий в соответствии с требованиями ФГОС ДО,Направление физического развития детей  дошкольного возраста в условиях...

«Использование здоровьесберегающих технологий в физическом развитии дошкольников»

laquo;Использование здоровьесберегающих технологийв физическом развитиидошкольников»...

КПК "Здоровьесберегающие технологии в физическом развитии дошкольников и их применение в ФГОС ДО"

КПК "Здоровьесберегающие технологии в физическом развитии дошкольников и их применение в ФГОС ДО"...

Использование здоровьесберегающих технологий в физическом развитии дошкольников

laquo;Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы&r...