Организация двигательной деятельности детей старшей группы.
учебно-методический материал по физкультуре (старшая группа)

Андреева Надежда Геннадьевна

Движение имеет огромное значение в жизни ребенка. Когда он движется - ходит, бегает, прыгает, бросает мяч, катается на велосипеде и т.д., дыхание его ускоряется, сердце бьется чаще, а это значит, что и организм лучше работает, активизируются процессы роста и развития.

Повышение двигательной активности в течение дня способствует удовлетворению потребностей ребенка в движении, повышению устойчивости организма к различным заболеваниям; росту физической работоспособности; нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем; появлению положительных эмоций, способствующих укреплению психического здоровья.

В старшей группе «Веселые ребята» мы стараемся создавать необходимые условия для повышения двигательной активности детей и качества освоения основных видов движений.

Формами организации двигательной деятельности в нашей группе являются:

- утренняя гимнастика;

- гимнастика после дневного сна;

- образовательная деятельность (физкультурные занятия 3 раза в неделю);

- двигательно-оздоровительные физкультминутки, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика;

- двигательная деятельность детей на прогулке, подвижные игры;

- самостоятельная двигательная деятельность;

- активный отдых детей (физкультурные досуги, праздники, недели здоровья, игры – соревнования между группами и др.);

- совместные праздники и досуги родителей и детей.

Утренняя гимнастика направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Она проводится ежедневно до завтрака, на воздухе или в помещении (в зависимости от экологических и погодных условий).

Для проведения утренний гимнастики подобрали наиболее эффективные комплексы упражнения, а также в группе имеется необходимое оборудование: обручи, платочки, ленточки, мячики, флажки.

Гимнастику мы проводим в разных формах:

- Традиционный комплекс утренней гимнастики

- На основе подвижных игр

          - С использованием полосы препятствий

- с использованием разных предметов

-  С учётом выбранной темы или проекта.

Применяем в своей работе гимнастику после дневного сна, которая помогает поднять настроение и мышечный тонус у каждого ребенка, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы.

В течение года с детьми используем различные варианты гимнастики:

- разминка в постели и комплекс упражнений. Дети постепенно просыпаются лёжа в постели, в течение 3–4 минут, выполняют 4–5 общеразвивающих упражнений. Мы предлагаем упражнения из различных положений: лёжа на боку, на животе, сидя.  

- самомассаж (растирание сухой варежкой). С помощью специально приготовленных массажных рукавичек дети массажируют руки, ножки, стопы, спинки себе, друг другу, животик. Разнообразные поглаживания, легкие постукивания, пощипывание очень нравится деткам. Массаж проводится для повышения общего тонуса организма, для укрепления иммунитета и улучшения эмоционального состояния ребёнка.

 - ходьба по массажным дорожкам. Для этого было изготовлено нестандартное спортивное оборудование – коврики из бросового материала для профилактики плоскостопия, массажа ног.

Физкультурные занятия являются основной формой обучения двигательным навыкам и развития детей. Используем при этом разные виды образовательной деятельности по физическому развитию: традиционное, игровое (на основе подвижных игр, игр-эстафет, игр с элементами спорта), сюжетное, по интересам (на свободном выборе движений), тематическое.

     Ежедневно, в процессе непосредственно образовательной деятельности детей и по мере необходимости, нами проводятся физкультминутки. В тот момент, когда у детей снижается внимание и появляется двигательное беспокойство, наступает утомление, мы предлагаем несколько физкультурных упражнений стоя у своих столов или на свободном месте в группе. В работе используем разные виды физкультминуток: с текстом, с музыкальным сопровождением, в форме подвижной игры и др. Введение динамической паузы во время перерыва между НОД позволяет детям активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной позы. Она состоит из 3–4 упражнений, а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий. В конце проводим упражнение на расслабление 1–2 мин.

 

 

В работе с детьми используются здоровьесберегающие технологии. Пальчиковая гимнастика полезна абсолютно всем детям, но особенно необходима тем, у кого наблюдаются проблемы в развитии речи. Гимнастику проводим в любое время, в том числе во время занятий.

  Гимнастика для глаз проводится ежедневно, по 3-5 минут, в любое свободное время, на занятиях. Снимает зрительную нагрузку.

  Дыхательная гимнастика внедряется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, на физкультминутках, во время занятий, а также после сна - во время общей гимнастики. Правильное дыхание помогает избежать гайморита, астмы, неврозов, избавляет от насморка, головной боли, простуды, расстройства сна, помогает быстро восстановить работоспособность после физического и умственного утомления.

Большое внимание уделяется созданию условий полноценной двигательной активности у детей на прогулке. Регулярно на прогулках планируем подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности. В подвижные игры играем со всей группой или подгруппами. Приучаем детей следить за выполнением правил, правильно выполнять разные упражнения. Дети нашей группы очень любят играть в народные игры «Удочка», «Иголка с ниткой», «Золотые ворота», в игры с правилами «Гуси-лебеди», «Краски», «Хитрая лиса», «Бездомный заяц» и др. С большим желанием дети участвуют в играх-эстафетах соревновательного характера в которых отрабатывается бег, прыжки, метание, лазанье.  

  Чтобы заинтересовать детей, вызвать желание заниматься спортом читаем им рассказы, стихи о спорте, рассматриваем иллюстрации. В группе имеется иллюстрации о видах спорта, о знаменитых спортсменах Чувашии, России, картотеки подвижных, малоподвижных игр с атрибутами, комплекс утренних гимнастик, гимнастики после дневного сна, картотека физминуток для активности разных групп мышц.

Большую роль в двигательном режиме играет самостоятельная двигательная деятельность в течение дня. Для активизации самостоятельной двигательной активности значительную роль играет предметно-развивающая среда, которая должна быть насыщенной, доступной, безопасной, трансформируемой. Для этого в нашей группе имеется спортивный уголок, который пополнен разнообразным физкультурным инвентарем (мячи, обручи, флажки, мешочки, косички, ленты, платочки, шапочки для подвижных игр,  настольные игры, спортивные игры, дартс, скакалки, кольцебросы и т.д. Много атрибутов из бросового материала, нетрадиционного оборудования (коврики для профилактики плоскостопия, массажные рукавички, нейроскакалки, «Эстафетные галоши», скоростная координационная лестница, моталки, эспандеры и т.д.).

 Для того чтобы сформировать у детей стремление к занятиям спортом, потребность в здоровом образе жизни, бодрое и жизнерадостное настроение мы организовываем физкультурные досуги «Вечер чувашских народных игр», «Мы солдаты» и т.д.  На физкультурные праздники мы приглашаем родителей.

Регулярно проводится работа с родителями. Для пропаганды двигательной активности детей дома в родительском уголке помещаем памятки, рекомендации, проводим групповые и индивидуальные консультации и беседы по физическому воспитанию детей, в вайбере постоянно для родителей отправляем спортивные праздники, подвижные игры на прогулке, развлечения. Привлекаем родителей к пополнению спортивного инвентаря в группе и на прогулке. Оформлена фотогазета «Веселые и активные выходные» с целью о стремлении семей и детского сада прививать детям любовь к спорту.

В детском саду необходимо проводить постоянную работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций, при тесном взаимодействии с семьёй. 

При правильной организации двигательной активности в семье и в детском саду ребёнок растёт и развивается в соответствии со своим возрастом. У него хороший аппетит, сон, уравновешенное поведение, положительные формы общения со взрослыми и сверстниками. Его деятельность разнообразна и соответствует возрастным возможностям.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_dvigatelnoy_deyatelnosti.docx2.83 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация двигательной активности в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ

Принимая во внимание ситуацию широкого распространения нарушений опорно-двигательного аппарата и общего недоразвития речи среди современных детей, можно сказать, что коррекционная, оздоровительн...

Организация двигательной активности старших дошкольников в режиме дня.

«Движение – это жизнь» - эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека, бесспорен. Но далеко не все понимают, как важна он...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа

Образовательная область - "Музыка". Маршрут разработан  по программе "Ладушки"  И.Каплуновой, И.Новоскольцевой, 2009 год....

"Организация двигательной деятельности старшего дошкольного возраста с помощью технологии ТИКО-моделирования".

При организации двигательной активности ребенка существует  две ПРОБЛЕМЫ:- как обеспечить объем суточной двигательной активности, который необходим для сохранения умственной и физической работосп...

Мастер- класс « Особенности организации двигательной активности в группах младшего дошкольного возраста»

Теоритическая часть.        Двигательная активность – жизненно необходимая потребность, важный   фактор роста и развития растущего организма....

Консультация для педагогов «РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ»

Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей. Поэто...