Картотека физкультминуток, подвижных игр и пальчиковой гимнастики по теме «Овощи. Фрукты»
картотека по физкультуре (средняя группа)
Данная картотека может быть использованна воспитателем для проведения физминуток, пальчиковой гимнастики во время ОД и в режимных моментах.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №7 пгт Серышево
Картотека физкультминуток, подвижных игр и пальчиковой гимнастики по теме
«Овощи. Фрукты»
Воспитатель МАДОУ
Детский сад №7 пгт Серышево
Волоскова Наталья Владимировна
пгт Серышево
2025
Возрастная категория: средняя группы.
Цель: развитие общей и мелкой моторики; координация речи с движением; работа над темпом и
ритмом речи.
«Урожай».
В огород пойдем,
Урожай соберем.
(Маршировать на месте.)
Мы морковки натаскаем («Таскают». Изображать, как вытаскивают из земли
морковь.)
И картошки накопаем. («Копают». Изображать, как копают.)
Срежем мы кочан капусты, («Срезают». Изображать, как срезают у земли кочан.)
Круглый, сочный, очень вкусный, (Показывают круг руками — 3 раза.)
Щавеля нарвем немножко («Рвут». Изображать, как рвут щавель.)
И вернемся по дорожке. (Маршировать на месте.)
Н.В. Нищева
«Овощи»
Как-то вечером на грядке
Репа, свекла, редька, лук
Поиграть решили в прятки,
Но сначала встали в круг.
(Дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре круга —
водящий с завязанными глазами.)
Рассчитались четко тут же:
Раз, два, три, четыре, пять.
(Останавливаются, крутят водящего.)
Прячься лучше, прячься глубже,
Ну а ты иди искать.
(Разбегаются, приседают, водящий ищет.)
Н.В. Нищева
«Сеял дедушка горох»
Сеял дедушка горох. (Стоят лицом в круг. Совершают ритмичные прыжки на
носках, руки на поясе.)
Был горох совсем неплох. (Попеременно топают ногами на месте.)
Круглый, звонкий,
Желтый, гладкий,
Очень ровный, очень сладкий.
(Ребенок – «дед», стоящий внутри круга, совершает эти
же движения.
Приседают.)
Вдруг упал мешок с горохом. (Совершая подскоки, дети разбегаются по группе.)
Бедный дедушка заохал.
Был горох, и на тебе –
Раскатился по избе!
На слове «избе» ребенок – «дед» начинает пятнать детей.
Каждый вновь запятнанный ребенок присоединяется к
цепочке «горошин», которые выстраиваются за «дедом».
«Дед» должен собрать весь «горох».
В конце дети образуют круг. Стоят лицом в круг.
Совершают ритмичные прыжки на носках, руки на поясе.
Н.В. Нищева
«Корзина с овощами»
С большой корзиной иду в огород
На грядках растет разноцветный народ.
(Дети идут по кругу, взявшись за руки)
Тут красный, пузатый сеньор помидор.
А там кабачок, оседлавший забор.
Румяный редис принакрылся листком.
Зеленый лучок дружно всходит рядком.
Как солнышко желтая репка горит.
И с черною редькой, смеясь, говорит.
Лиловый атласный висит баклажан.
Он здесь словно гость из диковинных стран.
Вот рыжей лисицей крадется морковка.
А тут чеснока две седые головки.
И сочный, кудрявый, хрустящий салат.
(Останавливаются лицом в круг, загибают по
одному пальцу сначала на левой, потом – на
правой, на каждое название овощей)
Все дружно в корзине горою лежат. (Вновь идут по кругу, взявшись за руки)
Н.В. Нищева
«Зайка и капуста»
Тень-тень-потетень,
В огороде-то плетень.
За плетнем капуста,
Сладкая до хруста.
Зайкам хочется капусты,
В животе голодном пусто.
Зайки – прыг в огород,
А там сторож у ворот.
Убегайте, зайки, прочь,
Вы должны себе помочь.
Раз, два, три,
Зайчишек лови.
(В центре группы стоит ребенок – «сторож». Он
прикладывает руки к глазам, как бинокль. Дети – «зайки»
прыгают по группе. «Зайки» прыжками приближаются к
«сторожу», прыгают вокруг него, дразнят. На слово
«лови» «сторож» кидается ловить «зайчат». Дети
убегают за линию в конце группы.)
Н.В. Нищева
Пальчиковая гимнастика.
«Овощи»
Я – зеленая капуста, (Руки перед собой образуют круг.)
Без меня в кастрюле пусто. (Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю».)
Листья снимите с меня,
И останусь только я!
(Разводим руки в сторону.)
О.И. Крупенчук
«Урожай»
Осень в гости к нам идет,
Урожай с собой несет:
(Попеременно: хлопки, удары кулачками.)
Капусту круглую, (Локти развести в стороны. Пальцы обеих рук соединить
подушечками в форме шара (капуста).)
Картошку смуглую, (Сжать обе руки в кулаки (картошка).)
Морковку сладкую, (Собрать пальцы правой руки вместе, а большой палец
спрятать. Пальцы направлены вниз.)
Свеколку гладкую. (Соединить пальцы правой руки подушечками и слегка
округлить (свекла).)
Е.А. Савельева
«У Лариски — две редиски»
У Лариски — Две редиски.
У Алешки — Две картошки.
У Сережки-сорванца — Два зеленых огурца.
А у Вовки — Две морковки.
Да еще у Петьки - Две хвостатых редьки.
(По очереди разгибают пальчики из кулачка,
начиная с большого, на одной или обеих руках.)
В. Волина
«Овощи».
Раз – капуста, два – горошек,
Три – редис такой хороший.
А четыре – репка
Желтый мячик крепкий.
Пять – пузатый кабачок,
Все зажали в кулачок.
(На каждое название овоща загибают по одному пальцу на
обеих руках, начиная с большого.)
Н.В. Нищева
«Приглашаем в огород»
Приглашаем народ: (Сделать руками жест «к себе».)
Заходите в огород! (Развести руки в стороны перед собой.)
Проходите между гряд - (Указательные и средние пальцы обеих рук, как ножки,
«шагают» по столу.)
Там огурчики лежат, (Изобразить огурец, для этого сложить пальцы в форме
овала.)
Помидоры висят,
Прямо в рот хотят.
(Изобразить помидор, для этого сложить пальцы в форме
круга.)
Рядом зреет репка
Ни густа, ни редка.
(Изобразить репу, для этого сложить пальцы в форме
сердечка.)
Наберем мы овощей (Округлить левую руку как лукошко, а правой рукой
«класть» в него воображаемые овощи.)
Для себя и для друзей. (Показать рукой на себя, потом на окружающих.)
О.А. Новиковская
«Капуста»
Тук. Тук. Тук.
Раздается в доме стук.
Мы капусту нарубили,
(Ритмичные удары ребром ладони по столу.)
Перетерли, (Ладошки трутся друг о друга.)
Посолили, (Указательный и средний пальцы трутся большой.)
И набили плотно в кадку. (Удары обеими руками по столу.)
Все теперь у нас в порядке. (Отряхивают руки.)
Н.В. Нищева
«Капуста»
Что за скрип? Что за хруст? (Потереть кулак о кулак.)
Это что еще за куст? (Изобразить куст капусты: соединить ладони в области
запястья вместе, пальцы раздвинуть.)
Как же быть без хруста? (Потереть ладонь о ладонь.)
Если я – капуста! (Изобразить кочан капусты: левую руку сжать в кулак, а
правой ладонью его обхватить.)
Летом жарко, летом душно - (Обмахивать себя руками, как веером.)
Просит дождика капуста. (Пальцами обеих рук (поочередно) стучать по столу,
изображая дождь.)
О.А. Новиковская
«Морковка»
Красный нос в землю врос, (Изобразить морковку: собрать пальцы правой руки
вместе, а большой палец спрятать. Пальцы направлены
вниз.)
А над ним зеленый хвост. (Изобразить ботву морковки: к правой кисти сверху
приставить левую с растопыренными пальцами.)
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
(Убрать левую кисть, изображающую ботву, оставить
только саму «морковку.)
О.А. Новиковская
«Картошка»
И зелен, и густ
На грядке куст.
(Изобразить куст картошки: показать левую кисть с
растопыренными пальцами.)
Покапай немножко, Правой ладонью изобразить лопату, которой
подкапывают «куст».)
Под кустом – картошка. (Изобразить клубни картофеля: сжать кулаки.)
О.А. Новиковская
Подвижные игры и пальчиковая гимнастика по теме «Фрукты. Сад».
Подвижные игры (физкультминутки).
«Ежик и барабан».
С барабаном ходит ежик, Бум-бум-бум!
Целый день играет ежик, Бум-бум-бум!
(Маршируют по кругу, изображая игру на
барабане.)
С барабаном за плечами, Бум-бум-бум!
Ежик в сад забрел случайно, Бум-бум-бум!
(Идут по кругу, спрятав руки за спину.)
Очень яблоки любил он, Бум-бум-бум! (То одной, то другой рукой подносят ко рту
воображаемое яблоко.)
Барабан в саду забыл он, Бум-бум-бум. (Останавливаются, разводят руками.)
Ночью яблоки срывались, Бум-бум-бум. (Руки на поясе, прыжки на месте.)
И удары раздавались, Бум-бум-бум. (Прыжки.)
Зайцы здорово струхнули, Бум-бум-бум!
Глаз до зорьки не сомкнули, Бум-бум-бум!
(Делают «ушки» из ладошек, медленно приседают,
сидят, дрожат, закрывают глаза руками.)
Н.В. Нищева
«Апельсин»
Мы делили апельсин.
Много нас, а он один.
(Идут по кругу взявшись за руки.)
Это долька – для ежа.
Это долька – для стрижа.
Это долька – для утят.
Это долька – для котят.
Это долька – для бобра.
(Останавливаются лицом в круг.
Загибают по одному пальцу, начиная с большого, на
каждое название животного.)
А для волка – кожура. (Изображают пасть волка двумя руками.)
Он сердит на нас – беда!!! (Приседают. Закрывают голову руками.)
Разбегайся, кто куда! (Разбегаются.)
Н.В. Нищева
Пальчиковая гимнастика.
«Сад».
Сад забором оградили, (Изобразить забор: сложить ладони вместе так, чтобы
пальцы одной ладони оказались между пальцами другой.)
Чтоб деревья дольше жили. (Изобразить деревья обеими руками (ладони расположить
вертикально, кончиками пальцев вверх, пальцы
растопырить) и слегка ими покачивать.)
Чтобы в садик с улицы (Развести руки перед собой, изображая улицу.)
Не ходили курицы (Обеими руками изобразить «Петушка» (указательный
палец касается большого – получается «клюв», остальные
пальцы веером подняты вверх – это «гребешок»).)
О.А. Новиковская
«Мы весной сажали сад».
Мы весной сажали сад, (Изобразить деревья обеими руками (ладони расположить
вертикально, кончиками пальцев вверх, пальцы
растопырить) и слегка ими покачивать.)
А Семен лежал у гряд. (Положить ладони под щеку.)
Вот мы яблоки едим, (Поднести ко рту «яблоко» - сложенные вместе два
кулака, пощелкать зубами.)
А Семену не дадим. (Погрозить указательным пальцем.)
Нам лентяев здесь не надо - (Помахать кистями рук перед грудью из стороны в
сторону.)
Выходи Семен из сада! (Одновременно махнуть кистями обеих рук в направлении
от себя.)
О.А. Новиковская
«Солнышко».
Я рисую желтый круг - (Правым указательным пальцем «нарисовать» в воздухе
круг.)
Много палочек вокруг. (Показать указательные пальцы.)
Это солнышко сияет - (Скрестить руки на уровне запястий, пальцы
растопырить, словно это солнечные лучи.)
Дом (Соединить руки у себя над головой так, чтобы получилась
«крыша».)
И сад наш согревает. (Изобразить деревья обеими руками (ладони расположить
вертикально, кончиками пальцев вверх, пальцы
растопырить) и слегка ими покачивать.)
О.А. Новиковская
«Фрукты».
Желтый – желтый наш лимон, (Одноименные пальцы соединяются подушечками –
показываем лимон.)
Кислым соком брызжет он. (Пальцы резко разводим в стороны.)
В чай его положим (Соединяем большой, указательный и средний пальцы
одной руки и «опускаем лимон в чай».)
Вместе с желтой кожей. (Пальцы в том же положении, делаем вращательные
движения – «помешиваем чай».)
О.И. Крупенчук
«Собираем фрукты».
Я не бью баклуши -
Собираю груши!
(Левая рука полукругом перед грудью – «корзина», правая –
«рвет груши с дерева и кладет в корзину».)
Яблоки сорву – друга позову (Смена рук.)
Чищу я банан - (Левая рука «держит банан», правая – «чистит банан».)
Другу тоже дам! (Протянуть руку вперед с бананом.)
О.И. Крупенчук
«Компот»
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много, вот.
(Левую ладошку сложить «ковшиком», а указательным
пальцем правой руки «размешивать в ней».)
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и сахарный песок.
(Загибать пальчики, начиная с большого, на обеих руках.)
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.
(Опять «варить» и «размешивать».)
Н.В. Нищева
«Фрукты».
Вот на белом блюдце в ряд
Фрукты спелые лежат:
Раз – чудесный апельсин,
Два – душистый мандарин,
Три – в атласном платье слива,
Аппетитна и красива!
А четыре – это груша.
Хочешь эту грушу скушать?
(Загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с
больших пальцев, на каждое название фрукта.)
Н.В. Нищева
«Арбуз».
Посмотрите, вырос мяч! (Левой рукой обхватить правый кулак.)
Только он не мчится вскачь, (Совершать руками движения вверх-вниз, как скачет мяч.)
На бахче он у меня (Положить кисти на стол.)
И растет день ото дня (Постепенно раздвигать пальцы и перевести их в позу
«Шарик» (кисти соединены на уровне запястья, пальцы
растопырены, округлены.)
О.А. Новиковская
«Яблоко».
Круглое, румяное (Изобразить яблоко: соединить два кулака вместе.)
Растет оно на ветке. (Изобразить деревья обеими руками (ладони расположить
вертикально, кончиками пальцев вверх, пальцы
растопырить) и слегка ими покачивать.)
Любят его взрослые (Поднять руки вверх.)
И маленькие дети. (Опустить руки вниз, ладони держать параллельно полу.)
О.А. Новиковская
Список литературы:
1. Коноваленко, В. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые
упражнения. – М., 2014. – 16 с.
2. Крупенчук, О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Младшая группа детского сада. –
СПБ, 2015 – 32 с.
3. Крупенчук, О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Средняя группа детского сада. –
СПБ, 2015 – 32 с.
4. Нищева, Н. В. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с
ОНР.- СПб., 2007.-240 с.
5. Нищева, Н. В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для
детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет)). – СПб. , 2013. – 624 с.
6. Новиковская, О. А. Ломашни йлогопед. Чистоговорки, скороговорки, пальчиковые игры,
стихи для развития речи / О. Новиковская. – М.: 2015. – 96 с.
7. Савельева, Е. А. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников. – СПб. , 2013.
– 64 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека подвижных игр и пальчиковой гимнастики по темам «Домашние и дикие животные и птицы»
Предлагается картотека, содержащая подвижные игры (физкультминутки) и пальчиковую гимнастику.Возрастная категория: вторая младшая группа.Цель: развитие общей и мелкой моторики; координация речи с движ...

Картотека подвижных игр и пальчиковой гимнастики по теме «Овощи. Фрукты»
Картотека подвижных игр и пальчиковой гимнастики по темам «Овощи. Фрукты» Предлагается картотека, содержащая подвижные игры (физкультминутки) и пальчиковую гимнастику.Возрастная категория: вторая...

Картотека подвижных игр и пальчиковой гимнастики по теме «Овощи. Фрукты»
Картотека подвижных игр и пальчиковой гимнастики по теме «Овощи. Фрукты»...
Картотека подвижных игр и пальчиковой гимнастики по теме «Овощи. Фрукты»
Картотека подвижных игр и пальчиковой гимнастики по теме «Овощи. Фрукты»...

Картотеки речевых игр, художественной литературы, пальчиковой гимнастики на тему " Овощи"
При знакомстве детей с миром овощей используется художественная литература, развивающие игры, пальчиковая гимнастика и другой материал. Предлагаю картотеки для расширения знаний по теме ...

Картотека пальчиковых игр по темам: "Овощи", "Фрукты"
Уважаемые педагоги и родители детей дошкольного возраста с ОВЗ, предлагаю вашему вниманию картотеку пальчиковых игр по лексическим темам: «Овощи», «Фрукты». Эти игры вы м...
Подвижные игры и пальчиковая гимнастика по теме "Овощи и фрукты"
Подвижные игры и пальчиковая гимнастика включает в себя игры для развития координации движений, ориентации в пространстве и мелкой моторики пальцев рук, что способствует синхронизации работы полушарий...
