Методическая разработка по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения «Не тужим - с ПДД мы дружим»
методическая разработка по физкультуре (старшая группа)

Данилочкина Вероника Александровна
Профилактика детского дорожно–транспортного травматизма на сегодняшний день не теряет своей актуальности, так как, несмотря на некоторое снижение числа дорожно-транспортных происшествий с участием детей, их количество остается недопустимо высоким. Дети – самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их от возможной беды – обязанность родителей и воспитателей. Поэтому обучение безопасному поведению на улице нужно проводить уже в младшем возрасте. При этом педагог должен четко знать все особенности воспитания дорожной грамотности у дошкольников. В связи с этим работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить систематически и постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности. Ярким примером могут послужить интегрированные занятия по физической культуре на тему ПДД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 34»

Всероссийский конкурс «Лучший педагог по обучению

основам безопасного поведения на дорогах»

Методическая разработка

по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения

«Не тужим - с ПДД мы дружим»

Целевая аудитория: дети старшей группы детского сада,

педагоги образовательных учреждений.

Автор-составитель - Данилочкина Вероника

Александровна,

инструктор по физической культуре

г. Кировск

2025 г.

1.Введение.

Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма на сегодняшний день не теряет своей актуальности, так как, несмотря на некоторое снижение числа дорожно-транспортных происшествий с участием детей, их количество остается недопустимо высоким.

На основании Федерального Закона «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства.

Дети – самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их от возможной беды – обязанность родителей и воспитателей. Поэтому обучение безопасному поведению на улице нужно проводить уже в младшем возрасте. При этом педагог должен четко знать все особенности воспитания дорожной грамотности у дошкольников.

В связи с этим работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить систематически и постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности. Ярким примером могут послужить интегрированные занятия по физической культуре на тему ПДД.

Целевая аудитория.

Данная разработка рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.

Роль и место мероприятия в системе работы педагогического работника.

Как показывает опыт, ребенок быстрее понимает и запоминает правила дорожного движения, играя и участвуя в эстафетах.

Цели, задачи и планируемые результаты мероприятия.

Целью данной методической разработки является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

-Довести до сознания детей, необходимости получения знаний по ПДД для обеспечения собственной безопасности;

-В игровой форме закрепить знания о правилах дорожного движения, дорожных знаках;

-Приобщение детей к занятиям физической культурой и спортом;

-Способствовать созданию положительного эмоционального настроения;

-Воспитывать навыки осознанного пользования правилами дорожного движения в повседневной жизни, самодисциплину;

-Развивать эмоциональную сферу личности ребенка, в том числе умение работать в команде, память, внимание, творческое воображение, инициативу;

-Повысить процент детей, которые владеют знаниями ПДД.

Форма проведения.

- просмотр мультфильма на тему ПДД с Аркадием Паровозовым ;

- рассматривание дорожных знаков;

-поход к Светофору;

-эстафеты.

. Педагогические методы, приемы, используемые для достижения результатов.

Игровые методы и приёмы. Применение эстафет для активизации участников и повышения их интереса к занятию.

Метод объяснения и беседы. Инструктор объясняет детям правила и принципы ПДД, рассказывает, почему они важны, и как их следует соблюдать.

Метод иллюстрирования. Используют различные визуальные материалы, такие как картинки, для наглядной демонстрации знаков дорожного движения.

Интерактивные методы. Инструктор и приглашенный герой задаёт детям вопросы, проводит мозговые штурмы или дискуссии, чтобы активизировать их участие и развить познавательные способности, инициативу.

Метод поощрения и мотивации. Инструктор поощряет детей за правильное выполнение правил эстафет, быстроту, вручение призов и соблюдение ПДД, что стимулирует их интерес и мотивацию к занятию.

Ресурсы необходимые для проведения и подготовки мероприятия.

Кадровые- воспитатель исполняющий героя и педагог, отвечающий за музыкальное сопровождение и фотосьемку.

Материально-техническое обеспечение- площадку мероприятия спортивный зал, фото-видео-аудио аппаратура, спортивный инвентарь, призы.

Информационные –с правилами дорожного движения дети знакомятся на занятиях, прогулках и экскурсиях, а также на улице, на которой обозначены перекрестки, тротуары, остановка транспорта, дорожные знаки.

В группе имеются настольные игры по данной тематике и проводятся занятия на тему ПДД.

Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы педагогического работника, популяризирующего БДД.

Проведенная работа по обучению детей ПДД оправдала себя: дети получают знания в форме соревнований, охотно участвуют в эстафетах, учатся моделированию «дорожных» ситуаций закрепляют уже имеющиеся знания.

Результативность работы подтверждается тем, что процент детей, которые правильно и быстро отвечали на вопросы по теме ПДД увеличился. Отмечены были знания детьми правил безопасного поведения на улицах и на дорогах (в соответствии с возрастом детей), а также умение ориентироваться в дорожных ситуациях и отличное знание дорожных знаков.

2. Основная часть.

Перспективное планирование методической разработки

Задачи

Аудитория

Беседы на тему:

«Мой друг светофор», «Посмотри налево, посмотри направо», Опасности на улице и во дворе, «Внимание зебра», «Три цвета светофора», «Пешеходный переход», «Профессия -водитель». «Правила дорожного движения».

Обобщить знания детей о правилах дорожного движения, правилах поведения на улицах города, основных дорожных знаках, изучаемых в этом возрасте, сигналах светофора.

Воспитанники старшей группы

Подвижные игры:

«Автобусы», «Найди свой цвет», «Воробушки и автомобиль», «Светофор», «Перекресток», «Цветные автомобили», «Птички и автомобили», «Зебра», «Пешеходы и транспорт».

Закрепить правила дорожного движения через игровые ситуации.

Воспитанники старшей группы

Дидактические игры:

«Светофор»; «Дорожные знаки»; «Разрезные картинки», «Угадай, какой знак», «Третий лишний», «Можно-нельзя», «Важные знаки – дорожные знаки», «Сломанный светофор».

Расширить знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы.

Закрепить представление детей о светофоре.

Учить детей различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные), предназначенные для водителей и пешеходов.

Воспитанники старшей группы

Экскурсия к светофору и наблюдения: за пешеходами, за движением транспорта, за работой светофора.

Закрепить представление о назначении светофора, его сигналах, цвете, закрепить умение действовать по сигналу.

Воспитанники старшей группы

Встреча и познавательная беседа с инспектором ГАИ

Уточнить и закрепить знания детей о правилах дорожного движения: правилах безопасного поведения на улице, правилах для пешеходов и пассажиров.

Воспитанники старшей группы

Беседы с родителями на тему: «Я и мой ребенок на улице»

Сформировать понимание значимости соблюдения правил дорожного движения.

Родители воспитанников старшей группы

Просмотр серии мультфильмов на тему ПДД «Аркадий Паровозов спешит на помощь»

Познакомить с помощью мультфильмов с основами безопасного поведения на дороге, во дворе, на улице.

Воспитанники старшей группы

Итоговым мероприятием проведено развлечение «Не тужим – с ПДД мы дружим!»

В игровой форме закрепить знания о правилах дорожного движения, дорожных знаках;

Приобщение детей к занятиям физической культурой и спортом;

Способствовать созданию положительного эмоционального настроения;

Воспитывать навыки осознанного пользования правилами дорожного движения в повседневной жизни, самодисциплину;

Развивать эмоциональную сферу личности ребенка, в том числе умение работать в команде, память, внимание, творческое воображение, инициативу;

Повысить процент детей, которые владеют знаниями ПДД.

Воспитанники старшей группы

С целью комплексного оценивания качества образовательной деятельности в группе, разработана двухступенчатая система диагностики, позволяющая находить правильно построение педагогического процесса, выделить проблемное поле, разработать образовательные маршруты и пути их решения.

Диагностическая карта обследование уровня знаний детей 5-7 лет

о правилах поведения на дорогах и улицах города

Фамилия имя ребенка

Знает и применяет правила при переходе через дорогу

Знает место перехода улицы (наземный, подземный, надземный переход, возле светофора)

Знает о профессии – инспектор ГИБДД, Машине ДПС

Знает и применяет правила поведения в общественном и личном транспорте

Знает и применяет правила поведения на улице

Знает и называет названия дорожных знаков для пешеходов и водителей (в пределах 5-6 знаков)

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значений)

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

1

2

3

30

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Сравнительные показатели до начала работы методической разработки и после

В соответствии перспективному планированию проведены мероприятия с детьми и семьями воспитанников.

Итоговым мероприятием проведено развлечение «Не тужим – с ПДД мы дружим!»

Описание хода мероприятия.

Дети с воспитателем заходят в спортивный зал под музыку и строятся в одну шеренгу, все одеты в защитные светоотражающие жилеты.

Инструктор по физической культуре в образе инспектора ГБДД приветствует детей!

Инструктор:

- Здравствуйте! В этом году вы ходите в детский сад с родителями, а в следующем году вы будете ходить в школу и переходить дорогу самостоятельно.

-И давайте мы свами проверим, как вы хорошо знаете правила дорожного движения!

-Проверим? (-Да!)

Инструктор:

-Я буду задавать вопрос, а вы будете на него отвечать?

-Почему нельзя внезапно появляться перед близко идущим транспортом? Кто знает? (-Потому-что может задавить машина!)

Инструктор:

-Как называются люди, которые передвигаются пешком? (-Пешеходы!)

Инструктор:

-А по какой части улицы передвигается пешеход? (-По тротуару!)

Инструктор:

-Назовите виды транспорта? (- Наземный, водный, воздушный, подземный!)

Инструктор:

-Какие вы молодцы! Ответили на все вопросы. Предлагаю вам сделать веселую разминку!

Разминка с ленточками в руках под песню про светофор!

Громкий стук в дверь, вбегает Аркадий Паровозов).

Инструктор:

-Ой ребята! Слышите кто-то к нам пришел, кто же это?

Аркадий Паровозов:

-Здравствуйте, дети! Я услышал, что в группе №8 говорят о правилах дорожного движения, и я вам хочу помочь их повторить и закрепить.

- Нужно помнить, нужно знать

-Правила дорожного движения!

-Потому что все возможно. Потому что все бывает. Потому что мимо, дети, я могу не пролетать!

-Хочу у вас провести экзамен по правилам дорожного движения.

-А для того, чтобы экзамен прошел весело и интересно, проведем его в виде спортивных эстафет и закрепим наши знания!

Эстафета «Пешеходный переход»

Аркадий Паровозов:

- Ребята, вам нужно пройти по подземному переходу (показывает знак), затем оббежать конус и вернуться сначала по надземному переходу. А затем спокойным шагом пройти по пешеходному переходу – зебре (показывает знак), но перед этим обязательно посмотреть направо и налево.

Инструктор:

-Когда будете заканчивать эстафету хлопком передайте эстафету следующему участнику.

Аркадий Паровозов:

-Вы отлично справились! Переходим к следующей эстафете! Я хочу проверить знаете ли вы сигналы светофора!

Эстафета «Сигнал светофора»

На площадке от старта до финиша расставляют стойки. Дети каждой команды встают друг за другом цепочкой, берутся за руки у стойки-старта. В руках у ведущего игры мешочек с шариками (мячиками) красного, жёлтого, зелёного цвета. Капитаны по очереди опускают руку в мешочек и достают по одному шару. Если капитан достал красный или жёлтый шар, то команда стоит на месте; зелёный – передвигается к следующей стойке. Чья команда быстрее придёт к финишу, та и выиграла.

Аркадий Паровозов:

- Ребята, а знаете ли вы, что велосипедистам и самокатчикам запрещено пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, не спешиваясь?

Сейчас мы закрепим ваши знания веселой эстафетой.

Эстафета «Самокаты»

Каждой команде выдается самокат. В одну сторону нужно проехать на самокате, огибая конус, а обратно спешится перед пешеходным переходом и перевести самокат.

Очко получает команда, которая не нарушила правила и справилась быстрее.

Эстафета «Пристегни куклу»

Инструктор:

- Ребята, а вы знаете, что дети должны быть пристёгнуты ремнём безопасности и находиться в специальном кресле, когда едут в автомобиле? (-Да!!!)

Инструктор:

-Вот сейчас и проверим ваши знания!!!

Аркадий Паровозов показывает, как правильно усадить в кресло и пристегнуть.

Дети усаживают куклу в автокресло, пристегивают ремни.

Садятся в автомобиль детский и объезжают конусы.

Эстафета «Отгадай дорожный знак»

Воспитатель показывает дорожный знак, команды выполняют задание по очереди. За каждый правильно названный знак получают очко.

В конце идет подсчет очков. Выигрывает та команда, которая больше всего назвала правильно знаков.

Аркадий Паровозов:

-Ребята вы сдали экзамен и показали хорошие знания ПДД! Я теперь спокоен за вас! Вы в безопасности!

Далее идет общий подсчет очков за все эстафеты. Объявляется команда победитель и вручение призов- светоотражающих брелков.

Инструктор:

-Ребята, вам понравилось соревноваться?

-Какая эстафета вам запомнилась и показалась самой интересной?

-Какие правило мы с вами повторили?

Аркадий Паровозов:

- Вы молодцы, а я полетел в другой садик! Проверю их знания!

Каждому ребенку жмет руку и просит соблюдать правила.

Методические советы по организации, проведению и подведению итогов мероприятия.

Проведенному мероприятию должна предшествовать предварительная работа педагогов непосредственно в группе:

-Экскурсии к проезжей части и светофору;

-Беседы на тему ПДД;

-Беседы с родителями и сотрудниками ГБДД;

-Обязательно знакомство с будущем героем мероприятия, посредством просмотра мультфильма.

Список использованной литературы.

1. Авдеева Н.Н.- Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003;

2. Ахмадиева Р. Ш., Воронова Е. Е., Минниханов Р. Н. и др. -Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах. ГУ, НЦ БЖБ, 2008.;

3. Бордачева И. Ю. наглядно дидактическое пособие «Дорожные знаки» для детей 4 – 7 лет Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013 г;

4. Кирьянов В.Н. «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» методическое пособие. - М., «Тритий рим», 2000 г;

5. Поддубная Л.Б. «Правила дорожного движения подготовительная группа», - Волгоград, «Корифей», #1075;.;

6. Саулина Т.Ф. Три сигала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010г.;

7. Хромцева Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице. Учебное пособие – М.: Центр педагогического образования, 2007.;

8. Интернет -ресурсы.

Приложение

Дорожные знаки

Пешеходный переход - Данный знак представлен в форме квадрата. Он сообщает пешеходам, что на отдельном месте проезжей части имеется возможность пересечь дорогу. А тот же знак с одним и тем же изображением, но в форме треугольника, создан для водителей, которые в данной области проезжей части должны быть внимательными

Подземный переход - Это информационный знак, информирующий лиц о наличии данного перехода, чтобы воспользоваться им, если нужно перейти дорогу

Место остановки автобуса - Предназначен для уведомления граждан о том, что именно в этом месте осуществляется остановка маршрутных транспортных средств. Устанавливать знак нужно прямо у места высадки и посадки пассажиров

Осторожно, дети! - Внутри знака нарисованы бегущие детки. Обычно эти знаки весят рядом с детскими учреждениями, например, школы, детские сады, лагерь и т. д.

Въезд запрещен - Этот «кирпич» — как его называют в народе — знают все. Ведь он запрещает въезд всех транспортных средств в данном направлении, включая велосипед.

Место стоянки - Именно тут можно припарковать свой автомобиль. Очень часто под знаком парковки есть дополнительные белые таблички, они показывают, как именно можно припарковаться, например, параллельно бордюру.

Движение запрещено - Есть улицы или участки дорог, где запрещено движение транспортных средств в обоих направлениях. Об этом водителю сообщает этот знак. Знак устанавливают с обеих сторон улицы или участка дороги. Увидев его, водители объезжают этот участок.

Дорожные работы - Предназначен для предупреждения участников движения о проводимых ремонтных работах на дороге. Он говорит, что водитель должен ожидать появления на полосе препятствий: ограждений, заборов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме «Обучение детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения»

Методическая разработкапо теме«Обучение детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения»...

Методическая разработка по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения

Данная методическая разработка позволяет системно и целенаправленно познакомить детей с правилами дорожного движения и безопаностью на дорогах....

«Методическая разработка по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения»

Проект «Знатоки дорожного движения!»Тип проекта:  долгосрочный, информационный, творческо-исследовательский.Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, ро...

Методическая разработка По теме: «Обучение детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения»

                               Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей ПДД несомненна.Ежегод...

Методическая разработка по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения

Организация работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения...

Методическая разработка по обучению детей младшего дошкольного возраста правилам дорожного движения «Правила дорожные знать положено»

Методическая разработкапо обучению детей младшего дошкольного возраста правилам дорожного движения«Правила дорожные знать положено»...