Литературная викторина по творчеству Н.Н. Носова
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Кулаченкова Вера Владимировна

Ребята знакомятся с биографией писателя, путешествуют по миру Николая Носова. Знакомятся с его произведениями: отгадывают загадки, отвечают на вопросы к рассказам, участвуют в конкурсах, познавательных играх.  Во время викторины дети не только в игровой  форме закрепляют знания о творчестве Н.Н.Носова, но и развивают мыслительную деятельность, учатся работать в содружестве.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_po_proizvedeniyam_nosova_n.n.docx23.72 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная викторина по творчеству Н.Н. Носова

для детей подготовительной группы

Цель: Формировать интерес к чтению художественной литературы. Закрепление знаний детей о творчестве писателя Н.Н. Носова.

Задачи:    

  • Формировать умения узнавать и правильно называть произведения Н.Н. Носова
  • Продолжать знакомство дошкольников с биографией писателя.
  • Совершенствовать диалогическую речь, закреплять умения отвечать на поставленные вопросы взрослого. Расширять читательский кругозор детей.
  • Содействовать развитию репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления: умение аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать.
  • Развивать умение детей работать в команде слажено, умение подчинять личные интересы интересам коллектива.
  • Воспитывать культуру речевого общения, бережного отношения к книгам.

Оборудование:           

  • мультимедийная презентация о жизни и творчестве писателя Н.Н. Носова
  • предметы для конкурса № 2 «Потеряшки»: огурцы, замазка, нитки с иголкой, картошка, две корзины.
  • проектор для просмотра мультимедийных файлов.
  • жетоны для оценки результатов и визитные карточки команд, эмблемы.
  • «ромашка» с разноцветными лепестками, на обратной стороне которых иллюстрации из        произведений Н.Н. Носова.
  • атрибуты для конкурсов и игр.

Предварительная работа. Дома и в детском саду детям читают произведения Н.Н. Носова; показывают мультфильмы, снятые по его книгам. Дома им предлагают разгадать кроссворд, в котором слова вписывают родители; дают задание принести какой-либо предмет, который мог принадлежать героям произведения писателя.

Последовательность работы:

Объявление о предстоящей викторине вывешивается в родительском уголке:

           Рассказы Носова читайте –

           И в викторине побеждайте.

Н.Н. Носову в жизни приходилось быть землекопом и косарем, возчиком брёвен и рабочим кирпичного завода; он учился играть на скрипке и мандолине, торговал газетами, играл в шахматы, участвовал в школьном оркестре и пел в хоре, дрессировал собаку, увлекался фотографией, снимал кино, а потом стал детским писателем.

Носов написал: «Детским писателем я стал по тому, что, когда вырос, мне захотелось стать писателем. А стать писателем мне захотелось потому, что у меня была интересная жизнь, и мне было о чём рассказать детям»

Ход мероприятия:

Воспитатель: Ребята, всем нам очень приятно общаться с весёлыми и доброжелательными людьми. Ведь от улыбок становится всем уютней и теплее.

Игра «Привет сосед» (дети поворачиваются к своему соседу и, глядя в глаза друг другу, произносят слова)

     Привет сосед, улыбнись мне в ответ.

     Я хочу, чтобы ты не грустил, всем улыбки сегодня дарил.

Воспитатель: Сегодня ребята, мы отправляемся в путешествие. А в какое – вы узнаете, отгадав загадку:

Говорит она беззвучно,

Но понятно и нескучно.

Ты беседуй с ней чаще с ней-

Будешь в четверо умней.  (Книга)

Воспитатель: Ребята, в последнее время мы прочитали с вами много рассказов о жизни простых мальчишек и девчонок. Скажите, какие рассказы вам больше всего понравились? (ответ детей)

Воспитатель: Я вижу, у вас появились любимые герои и рассказы. А кто автор всех этих произведений?

Дети: Н.Н. Носов

Воспитатель: Правильно! Портрет Носова вы сейчас видите на экране. Н.Н. Носов очень любил детей, именно для них он писал свои произведения. Родился Николай Носов в Киеве. Маленький Николай Носов увлекался музыкой, пением, театром, химией, шахматами, радиоделом, фотографией. Он хотел знать обо всём.  Свои первые рассказы и сказки Н.Н. Носов начал сочинять для своего сына. Но однажды, в журнале «Мурзилка» появились его первые рассказы: «Затейники», «Огурцы», «Живая шляпа». Эти рассказы понравились не только детям, но и их родителям, бабушкам, дедушкам. До сих пор книги Н.Н. Носова выпускаются большими тиражами и не залеживаются на полках магазинов и библиотек. Сейчас я прочту вам стихотворение. Назовите, пожалуйста, произведения Носова, о которых в нём говорится.

С этой книжечкой сразу

Подружился ты и я,

В ней веселые рассказы,

Будто точно по заказу

Для тебя и для меня.

Фантазёры-почемучки!

Ваша жизнь полна вопросов,

И на радость много книжек

Сочинил писатель Носов.

Есть про гору и про кашу,

Про находчивость и про

Телефон, ступеньки, Сашу,

Про заплатки и метро,

Про живую шляпу, кляксу,

Про замазку и каток

И как ехал в чемодане

Пёс по имени Дружок.

Как на бампере катались

Дошколята-сорванцы,

Как карасика меняли

И как огород вскопали,

Как калошу прибивали

И как ночью возвращали

Сорванные огурцы.

Ответы: «Фантазёры», «На горке», «Машина каша», «Находчивость», «Телефон», «Ступеньки», «Саша», «Заплатка», «Метро», «Живая шляпа», «Клякса», «Замазка», «Каток», «Дружок», «Автомобиль», «Карасик», «Огородники», «Шурик у дедушки», «Огурцы».

Воспитатель: Сегодня в нашей группе объявлена викторина. Вы хотите принять в ней участие? (Ответ детей)

У нас две команды: команда «Фантазёры» и команда «Затейники». Команды занимают свои места.

Воспитатель: Мы с вами отправимся в путешествие по рассказам Н.Н. Носова. Вас ждут различные конкурсы. По результатам этих конкурсов мы выявляем команду, которая лучше всего знает произведения этого писателя.

1 конкурс называется «Отгадай рассказ по иллюстрации»

На каждом лепестке этой ромашки иллюстрация произведения Н.Н. Носова. Вы должны определить, из какого рассказа этот отрывок. Команда совещается в течении минуты, отвечает капитан. Если ответа нет или он неправильный, то этот вопрос переходит другой команде. Капитан команды «Фантазеры» тяните ваш лепесток.

  1. Предполагаемый ответ детей: рассказ «Огородники» (за правильный ответ команда получает 1 жетон)

Воспитатель: Капитан команды «Затейники»- выбирайте свой лепесток.

  1. Предполагаемый ответ детей: рассказ «Живая шляпа».

Воспитатель: Команда «Фантазёры» следующий вопрос вам.

  1. Предполагаемый ответ детей: Это рассказ «Замазка»

Воспитатель: И последний вопрос команде «Затейники».

  1. Предполагаемый ответ детей: рассказ Носова «Автомобиль».

Воспитатель: Обе команды приняли активное участие в этом конкурсе и правильно узнали все произведения. Посчитаем жетоны.

Подсчет жетонов и оглашение результатов первого конкурса).

2 конкурс называется «Потеряшки»

Воспитатель: У вас на столах стоит корзинка с предметами. Эти предметы из рассказов Н.Н. Носова. Они потерялись и не могут найти свой рассказ. Давайте поможем им. Рассмотрите предметы и скажите, как называются рассказы Носова, из который пришли предметы.

  • Свисток (принадлежал Виталику из рассказа «Карасик»)
  • Огурцы (из рассказа «Огурцы»)
  • Кастрюля (в ней Мишка варил свою кашу)
  • Нитки с иголкой (из рассказа «Заплатка)
  • Лопата и песок (из рассказа «На горке»)
  • Котёнок
  • Шляпа (упала с комода, накрыла кота Ваську и стала «живой шляпой»)
  • Лопата (с её помощью строили горку ребята во дворе)
  • Картошка (из рассказа «Живая шляпа»)
  • Ружьё (из рассказа «Три охотника»)

(За каждый правильный ответ даётся жетон)

Воспитатель: Наши предметы отправляются на свои места.

3 конкурс называется «Угадай из какого рассказа эпизод».

  • Здесь всё моё! И стол мой, и буфет мой, и всё, что в буфете, тоже моё. (Барбоска)
  • Посижу здесь до вечера. Ночью волчишка заснёт, я от него удеру. (Охотник из рассказа «Три охотника»)
  • Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату. (Живая шляпа)
  • Не хочу в милицию! Не хочу! Лучше я заблуженный буду! (Алик из рассказа «Милиционер»)
  • «Сумел порвать, сумей зашить» («Заплатка»)
  • Вот тебя сейчас песочком посыплю и заберусь на неё (На горке)
  • Дорогой товарищ милиционер! Вы неправильно записали номер. (Друзья из рассказа «Автомобиль»)
  • Это с тобой дружок разговаривает. Слышишь, как он кусает трубку зубами? (Мишка из рассказа «Телефон»).

Игра «Попади в шляпу»

4 конкурс «Что лишнее?» Необходимо по набору картинок, назвать какая из них лишняя, и из какого произведения остальные картинки.

Наборы картинок: 

- Рыба, удочка, огурцы, помидоры (рассказ «Огурцы»)

- Шляпа, картофель, лыжная палка, собака (рассказ «Живая шляпа»)

- Брюки, иголка, нитки, швейная машинка (рассказ «Затейники»)

- Свисток, рыба, кот, конфета (рассказ «Карасик»)

- Ведро, стакан, чайник, кружка (рассказ «Мишкина каша»)

(за каждый правильный ответ команда получает жетон).

5 конкурс «Математика»

  1. Какую ступеньку забыл Петя? (шестую)
  2. Сколько веселых охотников было в рассказе Н.Н. Носова? (Три: дядя Федя, дядя Ваня, дядя Кузьма).
  3. За какое количество огурцов Павлика не стали наказывать? (за один).
  4. Сколько щенков родилось у собаки Дианки ?(шесть).
  5. Сколько лет было Мишутке и Стасику в их фантазиях? (140 и 95)
  6. Сколько вёдер мороженого съел однажды Мишутка? (Одно).

6 конкурс «Съедобное»

  1. Вместо того чтобы смотреть фильм, мальчики искали замазку и ели…. (мятные пряники). Сколько их было? (Два). А откуда мальчики взяли замазку? (Стекольщик замазывал на зиму рамы).
  2. Сколько порций мороженого купили фантазёры? (одно). На сколько частей разделили? (на три части). Какое был мороженое? (На палочке; наверно эскимо).
  3. Сколько варенья съел Игорь в рассказе «Фантазёры»? (полбанки).
  4. История, с каким овощем отучила Котьку брать чужое?  

Летом сладкий и зеленый

В зиму жёлтый и солёный. (Огурец)

  1. В каком рассказе дети учились готовить и что они сварили? (Мишкина каша).
  2. Что попросил Барбос у кота Васьки, чтобы успокоиться? (Кусок колбаски) А чем угощал Барбос Бобика, когда тот у него в гостях был? (Киселём и пирогом).

7 конкурс «Рисование»

8 конкурс « Блиц-вопросы» для болельщиков  (за каждый правильный ответ ребенок получает жетон):

  1. Как называется рассказ, в котором Мишутка и Стасик сочиняли небылицы? (Фантазёры)
  2. Чем швырял Володя в шляпу в рассказе «Живая шляпа»? (Картофель)
  3. Как звали мальчика в рассказе «Заплатка» (Бобка)
  4. В каком журнале Н.Н. Носов напечатал свой первый рассказ? (Мурзилка).
  5. На что обменял Виталик рыбку? (Милицейский свисток).
  6. В какой сказке Н.Н. Носов рассказал нам о человечках коротышках? (Приключения Незнайки и его друзей).
  7. Что нарвали на колхозном огороде мальчики? (Огурцы)
  8. Самый знаменитый житель цветочного города? (Незнайка).
  9. Какой рассказ Н.Н. Носова содержит в названии вид рыбы? (Карасик).

Рассказы Н.Н. Носова – остросюжетные, динамичные, насыщенные неожиданными комическими ситуациями, читать их не просто интересно, а сверх интересно. Написанные в послевоенные годы, они до сих пор не потеряли своей актуальности. Герои рассказов- неутомимые выдумщики, фантазёры….

Ожидаемые результаты:

  • У детей сформировано умение узнавать и правильно называть произведения Н.Н. Носова. Дошкольники знают биографию писателя.
  • Владеют диалогической речью, умеют отвечать полным ответом на поставленные вопросы взрослого. Сформирована культура речевого общения, любовь, интерес и бережное отношение к книгам.
  • Дошкольники умеют аргументировать свои ответы, анализировать, обобщать и классифицировать полученную информацию.
  • Сформировано умение действовать в команде, подчинять личные интересы интересам команды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА ПО РАССКАЗАМ Н.Н.НОСОВА

Программное содержание: - уточнить знания детей о произведениях Н.Носова; - воспитывать любовь к художественной литературе. Предварительная работа: - чтение первых десяти глав из книги Н.Носова «П...

Литературная викторина по творчеству Н.Н.Носова

Соревнование двух команд "Винтик" и "Шпунтик".Занимательные и разнообразные конкурсы с использованием презентации....

конспект занятия по теме : «Литературная викторина по произведениям Н.Н. Носова»

В игровой форме обобщить и систематизировать знания детейо жизни и творчестве Н.Н.Носова...

Литературная викторина по произведениям Н.Н. Носова

Литературная викторина по произведениям Н.Н. Носова для детей подготовительной группы детского сада.Цель: Закрепить знания детей о творчестве Н.Н. Носова....

Литературная викторина по произведения Н.Н. Носова.

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы детский сад N9 1553 литературная викторина по произведениям Николая Николаевича Носова старшая группа (январь 2012 г.) Составила и пр...

Литературная викторина по произведениям Н.Н.Носова. Для детей подготовительных групп

Цели:1.        В игровой форме обобщить и систематизировать знания воспитанников о жизни и творчестве Н.Н. Носова, расширять кругозор.2....

Литературная викторина по произведениям Н.Н. Носова

В игровой форме систематизировать и обобщить знания детей о жизни и творчестве Н.Н. Носова...