Волкова Н.А. Я - человек. Читаем детям 5-7 лет.
картотека по художественной литературе (старшая, подготовительная группа)

Волкова Нина Александровна

Тема недели «Я - человек». Лексическая тема «Части тела человека»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volkova_n.a._ya_-_chelovek._chitaem_detyam_5-7_let.docx198.58 КБ

Предварительный просмотр:

Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».

Тема недели «Я - человек».

Лексическая тема

«Части тела человека».

Направление «Речевое развитие».

Образовательная область «Чтение художественной литературы».

Формирование интереса и потребности детей в чтении.

“Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный,

думающий воспитатель находит путь к сердцу ребёнка…”.     

 Василий Александрович Сухомлинский

Содержание.

Жанр

Произведение

Задачи.

Сказки

Лопатина А.А.

Скребцова М.В.

«Светик».

Познакомить детей с авторской сказкой о правах детей. Развивать осознание ребёнком своего места в обществе. Развивать познавательный интерес детей.

Болгарская сказка

«Как повздорили части тела».

Расширять знания детей о частях тела. Поощрять стремление выражать своё отношение к сюжету сказки. Воспитывать отрицательное отношение к хвастовству.

Скребцова М.В.

«Дуб и человек».

Показать детям значение дерева в жизни человека. Развивать умение вести диалог с воспитателем, быть доброжелательным и корректным собеседником.

Рассказы

Пермяк Е. А.

«Про нос и язык».

Расширять знания детей о частях тела человека. Формировать умение детей высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

Пермяк Е. А.

«Для чего руки нужны».

Формировать умение детей высказывать предположения и делать простейшие выводы. Упражнять детей в образовании существительных от глаголов. Воспитывать уважение к труду.

Осеева В. А.  

«Что легче?»

Побуждать детей рассказывать о своём восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Воспитывать отрицательное отношение детей ко лжи.

Стихо- творение

Ефремов М.

«Тело человека».

Расширять знания детей о частях тела человека. Обогащать речь детей существительными, обозначающими части тела человека.

Аким Я. Л.

«Жадина».

Формировать умение детей оценивать поступки литературных персонажей. Воспитывать отрицательное отношение к жадности

Тувим Юлиан

«Письмо ко всем детям …».

Формировать умение детей внимательно и заинтересованно слушать стихотворение. Расширять представления детей о роли гигиены для здоровья человека.

Шукшина С.

«Долго я по лужам бегал…».

Побуждать детей рассказывать о своём восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Расширять представления детей о факторах, разрушающих здоровье.

Раннева А.

 «ГрустИнка».

Развивать эмоциональную сферу, способность воспринимать эмоциональный настрой художественного произведения.

Пришелец А.

 «Наш край!»

Способствовать формированию эмоционального отношения детей к литературному произведению. Воспитывать любовь к родному краю.

Русская народная потешка

 «Тень-тень-потетень».

Упражнять детей в умение изображать сказочных животных. Воспитывать эмоциональную отзывчивость детей к народному фольклору.

Сказки

Александра Александровна Лопатина

Марина Владимировна Скребцова

«Светик».

Задачи. Познакомить детей с авторской сказкой о правах детей. Развивать осознание ребёнком своего места в обществе. Поощрять желание детей участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы. Развивать познавательный интерес детей.

Чтение.

— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно сказку о необычной девочке.

Свет Солнышка.

Рано утром проснулось солнышко и послало свои лучи на землю.

— Летите, лучи, и согрейте тех, кому холодно, посветите тем, кому темно, и подарите жизнь тому, кто ждёт её, — сказало солнышко лучам.

Разлетелись лучи во все стороны. Один золотой лучик заметил курицу, которая цыплят высиживала. Окутал лучик яйца своим теплом. Самое большое яйцо треснуло, и показался пушистый цыплёнок. Плеснул на него луч золотой краской, стал цыплёнок жёлтым.

— Здравствуй, цыплёнок, — весело сказал лучик. — Я твой солнечный брат, солнышка сынок.

— Пи-пи, лучик, помоги мне найти моих братцев, — попросил цыплёнок.

Принялся лучик остальные яйца прогревать, и из них один за другим появились цыплята.

Другой лучик попал на зелёную полянку. Смотрит, вокруг зелёные бутоны из земли поднимаются. Заскользил золотой луч по бутонам, и превратились они в цветы с жёлтыми лучистыми головками.

— Здравствуйте, одуванчики! Давайте дружить, — обрадовался лучик.

— Здравствуй, лучик, здравствуй, — мы такие же золотые, как и ты, — закивали одуванчики головками.

Третий лучик прилетел на поле пшеницы. Колосья после дождя налились соком, опустили тяжёлые головки. Стал их лучик греть и золотить. Пожелтели колосья, зёрнышки в них созрели и сладкими стали. Подняли золотые колосья головки кверху и зашелестели: — Спасибо, лучик, что поделился с нами теплом и светом.

Четвёртый лучик попал в город. Он долго летал по улицам между домами и никак не мог решить, где ему остановиться. Сначала лучик заглянул в лужицу на дороге, но она попросила: «Пожалуйста, не свети, ты высушишь меня, и я исчезну».

Потом лучик заглянул в одну из мчавшихся машин, но шофёр опустил щиток, чтобы свет не слепил его. Наконец, лучик заметил в окне одного дома бледную, прозрачную малышку. «Этой девочке не хватает света и тепла», — понял лучик.

— А теперь, разумные мои дети, на вопросы мои, пожалуйста, ответьте.

Вопросы к детям.

  • Дети, что нам дарит Солнышко?

— Летите, лучи, и согрейте тех, кому холодно, посветите тем, кому темно, и подарите жизнь тому, кто ждёт её, — сказало солнышко лучам. — Солнце дарит нам тепло, свет и жизнь.

  • Дети, кому подарил тепло и свет первый лучик?

Один золотой лучик заметил курицу, которая цыплят высиживала. Окутал лучик яйца своим теплом

  • Кого обогрел второй лучик?

Другой лучик попал на зелёную полянку. Смотрит, вокруг зелёные бутоны из земли поднимаются. Заскользил золотой луч по бутонам, и превратились они в цветы с жёлтыми лучистыми головками.

  • Дети, кому подарил своё тепло третий лучик?

Третий лучик прилетел на поле пшеницы. Колосья после дождя налились соком, опустили тяжёлые головки. Стал их лучик греть и золотить. Пожелтели колосья, зёрнышки в них созрели и сладкими стали.

  • Кого встретил четвёртый лучик?

Наконец, лучик заметил в окне одного дома бледную, прозрачную малышку. «Этой девочке не хватает света и тепла», — понял лучик.

  • Дети, вам интересно узнать, что было дальше?

Как Светик появилась на свет.

Раним весенним утром, когда все на земле ещё спали, солнечный луч увидел на подоконнике крохотную прозрачную девочку.

— Почему ты такая бледная? — спросил солнечный луч.

— Потому что я не настоящая девочка, а мечта, — ответила малышка.

— Чья мечта? — удивился солнечный лучик.

— Мама и папа мечтают о дочке во сне, — объяснила девочка.

— Почему же ты грустная? — расстроился солнечный луч.

— Я исчезну, когда мама и папа проснутся, а я хочу быть настоящей девочкой и жить вместе с ними, — заплакала малышка.

— Не плачь, — попросил солнечный луч. — Я подарю тебе жизнь. Если я отдам тебе свет и тепло, ты станешь настоящей девочкой.

Солнечный луч сверкнул и исчез, а на подоконнике лежала розовая крохотная девочка и громко плакала: «Мама! Мама!»

Родители проснулись и вскочили. Мама взяла девочку на ручки, крепко прижала к себе и воскликнула: — Я слышу, как стучит её сердечко!

— Дай и мне послушать, — попросил папа.

Он нагнул голову к дочке и обрадовано сказал:

— Как хорошо, что у нашей дочурки маленькое, но сильное сердечко!

— Дай мне подержать мою дочурку, — попросил папа у мамы.

— Только осторожнее, — ласково сказала мама и отдала дочку папе.

— Не бойся, — усмехнулся папа, — у меня сильные руки.

— Да, у тебя большие и сильные руки, — согласилась мама, — а у нашей дочурки крохотные ручки.

Мама наклонились над дочкой, чтобы посчитать её пальчики.

— Это самая красивая девочка в мире, — радовалась мама, глядя на голубые дочкины глазки и золотистые волосики. Вдруг к ней пришла тревожная мысль.

— Чья это чудесная малышка? Как она здесь появилась?

— Может, аист её принёс? — задумчиво произнёс папа.

— Не говори глупостей, мы живём в большом городе, здесь все аисты давным-давно исчезли, — объяснила мама.

— Неважно, откуда появилась эта малышка, главное – это новая жизнь. Каждый ребёнок имеет право на жизнь, — торжественно произнёс папа, и мама с ним согласилась.

Вопросы к детям.

  • Дети, как вы думаете, почему девочка из мечты ожила?

Я подарю тебе жизнь. Если я отдам тебе свет и тепло, ты станешь настоящей девочкой. Солнечный луч сверкнул и исчез.

  • Дети, как вы считаете, мама и папа обрадовались девочке?

— Мама и папа обрадовались девочке, но удивились, откуда она появилась

  • Что решили мама и папа?

— Неважно, откуда появилась эта малышка, главное – это новая жизнь. Каждый ребёнок имеет право на жизнь, — торжественно произнёс папа, и мама с ним согласилась.

  • Дети, какое право имеет каждый ребёнок?

Каждый ребёнок имеет право на жизнь.

  • Дети, вам интересно узнать, что было дальше?

Как Светик получила имя и фамилию.

Родители долго любовались дочкой, и, наконец, мама сказала:

— Надо дочурку выкупать и накормить.

— Да, будем о ней заботиться, раз эта девочка ничья, — согласился папа.

— Как ничья? — рассердилась мама, прижимая малышку к себе.

— Это наша дочурка. Посмотри, у неё глазки, как у меня, а носик похож на твой.

— У неё пушистые золотистые кудряшки, а у нас с тобой тёмные волосы, — произнёс папа.

— Это ничего не значит. Она наша, как ты не понимаешь?!

Папа ласково обнял маму с дочкой и мягко сказал:

— Не волнуйся, я все понимаю. Каждый ребёнок имеет право на имя и фамилию. Девочка будет носить нашу фамилию. Давай дадим ей имя и отпразднуем её рождение! Я предлагаю назвать дочку Александрой, что значит — защитница людей. Она будет нас защищать.

— Нет, защищать нас будешь ты, а доченьку лучше назовём Любушкой, чтобы в её жизни всегда была любовь, — ласково сказала мама.

В это мгновение солнышко поднялось повыше, и целый сноп солнечных лучей влетел в комнату. Лучи окутали малышку. Её золотистые волосы, розовая кожица, голубые глазки наполнились нежным свечением и теплотой. Маленький смешной ротик заулыбался, а крохотные пальчики попытались ухватиться за солнечные лучи.

— Я поняла! — воскликнула мама. — Нам дочурку солнышко послало. Назовём её Светик, Светочка, Светлая. Ей очень подходит это имя. Посмотри, как она светится.

— Здравствуй, Светик, с днём рождения, Голубоглазка, — обрадовался папа и погладил дочку по головке.

Когда малышку выкупали и накормили тёплым молочком, она уснула. Мама с папой положили Светика на диван и побежали в магазин за новой кроваткой, коляской и всем необходимым для дочки.

Вопросы к детям.

  • Дети, о каком праве вспомнил папа?

Каждый ребёнок имеет право на имя и фамилию.

  • Дети, какое имя выбрали родители для необычной девочки?

Нам дочурку солнышко послало. Назовём её Светик, Светочка, Светлая. Ей очень подходит это имя. Посмотри, как она светится.

  • Дети, назовите, пожалуйста, своё имя и фамилию.

Дети по поочерёдно выполняют задание.

  • Как вы считаете, зачем нужны человеку имя и фамилия?

—  Дети, когда человек получает имя, он становится личностью. Каждый человек необычен, своеобразен. Фамилия связывает человека с его родными, близкими.

  • Дети, вам понравилась сказка о девочке Светик?

— Сказка — вымысел, да в ней намёк, добрым молодцам, да красным девицам урок. Дети, о чём поведала вам эта сказка? (ответы детей).

— У детей есть права.

  • Каждый ребёнок имеет право на жизнь.
  • Каждый ребёнок имеет право на имя и фамилию.

Болгарская сказка

«Как повздорили части тела»,

перевод с болгарского В. Полякова.

Задачи. Познакомить детей с болгарской сказкой «Как повздорили части тела». Расширять знания детей о частях тела. Формировать умение детей внимательно и заинтересованно слушать сказку. Поощрять стремление выражать своё отношение к сюжету сказки, самостоятельно находить для этого различные речевые средства. Воспитывать отрицательное отношение детей к хвастовству.

Чтение.

— Дети, какие части тела человека вы знаете? (ответы детей).

— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно болгарскую сказку о частях тела. Болгария – это страна в Европе. Сказка называется «Как повздорили части тела».

Однажды – было такое дело – повздорили части человеческого тела. Стали хвалиться друг перед другом и вести счёт своим заслугам, что привело к шумным спорам и окончилось раздором.

— Не будем, – сказали руки, – работать! Работайте сами, коль есть охота!

— А мы, – заявили ноги, – не будем ходить и вас всех на себе носить!

— Подумаешь, как испугали! – глаза им на это сказали. – А сможете вы обойтись без нас, без зорких глаз? Коль и об этом думать не желаете, тогда живите вы как знаете, а мы же впредь не будем ни на что смотреть!

— А мы не будем слушать! – сказали уши. – Мы непрерывно слух свой напрягаем и день-деньской мы отдыха не знаем. Нам даже и по воскресеньям покоя нет от музыки и пенья!

— Могу и я жить без забот! – воскликнул рот. – Я тоже знаю, как мне быть: не буду есть, не буду пить!

— Так, значит, с этого-то дня настанет отдых для меня! – Желудок радостно вскричал. – Я тоже ведь устал, и заявляю вам, что я, без сожаления, отказываюсь от пищеварения!

Тут голова сказала в свой черёд: — Я опасаюсь этого разлада, он нас к добру не приведёт, а, впрочем, мне и о себе подумать надо, пусть и мой мозг немного отдохнёт!

Вконец рассорившись, все замолчали. И вот работать руки перестали, не ходят ноги по дороге, не напрягают уши слух, в глазах огонь потух, рот пищу не жуёт, желудок отдыхает, и голова не размышляет. Лежит беспомощное тело, совсем оно оцепенело. Лежит под яблоней зелёной на спине и тихо плачет в тишине, от голода и жажды изнывая, и силы медленно теряя. Страдают, чахнут все наперечёт: глаза и уши, голова и рот, желудок, ноги, руки. Они все вместе терпят муки и сожалеют молча о безумном споре, который их поверг в беду и горе. Так день прошёл, за ним – другой. На третий, утренней порой, послышался какой-то стук, а после вдруг заговорила пара рук:

— Два яблока тут с дерева упали, и мы их подобрали. Быть может, рот их пожуёт? Пожалуй, было бы не худо...

Но рот в ответ сказал: — Не буду!

— Упрямец! – возмутилась голова. – Я чуть жива. И ежели стоять ты будешь на своём, то мы до вечера не доживём, погибнем из-за наших глупых споров и раздоров!..

— Да, да! – глаза сказали, – это так!

— Послушай, рот, – сказали уши, – ведь ты себе не враг, зачем упрямиться, покушай!

И ноги начали просить: — Поешь, и будем мы ходить!

Желудок тоже заявил: — Надеюсь я: никто не взыщет, готов принять любую пищу!

И вот с улыбкой робкой рот кусочек яблока жуёт. И тело сбросило с себя оцепененье, пришло оно в движенье. Руки с охотой занялись работой, и ноги живо зашагали, глаза открылись, засияли, а уши стали слушать, желудок начал пищу принимать, а голова спокойно размышлять.

— Вот и сказке конец, а кто слушал молодец. А теперь, разумные мои дети, на вопросы мои, пожалуйста, ответьте.

Вопрос к детям.

  • Что послужило причиной ссоры частей тела?

Однажды – было такое дело – повздорили части человеческого тела. Стали хвалиться друг перед другом и вести счёт своим заслугам, что привело к шумным спорам и окончилось раздором.

  • Что произошло, когда поссорились части тела?

Лежит беспомощное тело, совсем оно оцепенело. Лежит под яблоней зелёной на спине и тихо плачет в тишине, от голода и жажды изнывая, и силы медленно теряя. Страдают, чахнут все наперечёт: глаза и уши, голова и рот, желудок, ноги, руки.

  • Как тело исцелилось?

— Все части тела дружно работали. Уши услышали стук упавшего яблока, глаза увидели яблоко, руки подняли яблоко, голова дала умный совет упрямому рту, рот жевал яблоко, желудок яблоко переварил, в волшебную силу превратил. Сила по телу бежала. И тело сбросило с себя оцепененье, пришло оно в движенье. Руки с охотой занялись работой, и ноги живо зашагали, глаза открылись, засияли, а уши стали слушать, желудок начал пищу принимать, а голова спокойно размышлять.

— Сказка — вымысел, да в ней намёк, добрым молодцам, да красным девицам урок. Дети, какой урок дала вам эта сказка? (ответы детей).

— Дети, себя не восхваляйте, о других не забывайте.  В одиночку – слабы, вместе – сильны.

Марина Владимировна Скребцова

«Дуб и человек».

(Для детей 6-7 лет).

Задачи. Познакомить со сказкой Марины Владимировны Скребцовой «Дуб и человек», помочь детям понять её смысл. Показать детям значение дерева в жизни человека. Развивать умение детей вести диалог с воспитателем, быть доброжелательным и корректным собеседником. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

Чтение.

— Дети, сядем рядком, да послушаем ладком. Расскажу я вам то ли быль, то ли сказку. Слушайте, пожалуйста, внимательно.

«Дуб и человек».

Рос в одной деревне могучий дуб. Жил возле дуба старый дед. Однажды привёл дед к дубу своего внука и говорит:

— Попроси у дуба, чтобы он силу тебе дал.

Потрогал внук шершавую тёмную кору в крупных бороздах и спрашивает:

— Дедушка, разве дуб может силу человеку дать?

— Тому, кто по-доброму просит, дуб всегда силу даёт. Все в деревне об этом знают. Матери детей к дубу приносят, чтобы он здоровье им дал. Больных к дубу приводят, чтобы сила дерева в них перелилась, — объяснил старик.

— Дедушка, смотри, у дуба листья с полукругами, а жёлуди в шапочках. Сорви мне одну ветку, я хочу их лучше рассмотреть, — попросил внук.

Нельзя ветки ломать у дуба, сам что-нибудь потеряешь, — объяснил дед.

Прошло время. Умер старик, а внук взрослым стал. Пришёл он к соседу и говорит:

— Помоги мне дуб срубить. Надоел, его огромная крона весь свет загораживает.

— Да ты что? — удивился сосед. — Все в деревне дуб любят. Он нас от бед охраняет.

— Я в приметы не верю, — ответил новый хозяин.

— Неужели тебе не жалко такое могучее дерево рубить. В голодные годы его жёлуди и животных, и людей спасали. Мы кашу из них делали и даже кофе варили.

— А мне света белого не видно. Его листья всю осень, а порой и зиму на ветках держатся, — рассердился хозяин и решил сам срубить дерево на следующий день.

Ночью разыгралась буря. Сверкали молнии, ураган ломал ветки деревьев. Старый дуб скрипел сучьями, с ветром разговаривал:

— Не хочу больше жить, ветер. Мне всего пятьсот лет, а сила моя исчезла. Прежде возле меня всегда добрые люди жили. А теперь человеческого тепла рядом нет, значит, умирать пора.  

Послышался треск, дуб накренился. Хозяин в ужасе подумал: «Если он на дом мой упадёт, ничего от дома не останется». Он выбежал на улицу и взмолился:

— Не падай, дружище! Крепкий ты ещё. Говорят, дубы до двух тысяч лет живут.

Хозяин обнял дерево, поддерживать стал. Дуб затрещал и качнулся так сильно, что земля вздрогнула, и хозяин в этот момент проснулся. Сияло утреннее солнце, дуб стоял, как прежде. Хозяин посмотрел на него и сказал:

— Живи на здоровье, богатырь.

С тех пор хозяин с дубом лучшими друзьями стали.

— Вот и сказки конец, а кто слушал молодец. А теперь, разумные мои дети, на вопросы мои, пожалуйста, ответьте.

Вопросы к детям.

  • Дети, что посоветовал дед внуку, когда привёл его к дубу?

— Попроси у дуба, чтобы он силу тебе дал.

  • Дети, как вы думаете, в чём сила человека?

— Сила человека в здоровье.

  • Кому даёт силу дуб?

— Тому, кто по-доброму просит, дуб всегда силу даёт. Все в деревне об этом знают. Матери детей к дубу приносят, чтобы он здоровье им дал. Больных к дубу приводят, чтобы сила дерева в них перелилась.

  • Почему нельзя ломать ветки дуба?

Нельзя ветки ломать у дуба, сам что-нибудь потеряешь.

  • Почему внук, когда вырос, решил срубить дуб?

— Помоги мне дуб срубить. Надоел, его огромная крона весь свет загораживает.

  • Что сказал сосед, в ответ на просьбу помочь срубить дуб?

— Да ты что? — удивился сосед. — Все в деревне дуб любят. Он нас от бед охраняет. Неужели тебе не жалко такое могучее дерево рубить. В голодные годы его жёлуди и животных, и людей спасали. Мы кашу из них делали и даже кофе варили.

  • Дети, почему дуб не хотел больше жить?

— Не хочу больше жить, ветер. Мне всего пятьсот лет, а сила моя исчезла. Прежде возле меня всегда добрые люди жили. А теперь человеческого тепла рядом нет, значит, умирать пора.  

  • Дети, как вы считаете, что такое человеческое тепло?

Человеческое тепло – это любовь ко все: людям, животным, растениям. Это сострадание, желание помочь, поддержать, умение прощать.

  • Дети, что сказал хозяин дубу, когда хорошо подумал?

— Не падай, дружище! Крепкий ты ещё. Говорят, дубы до двух тысяч лет живут. Живи на здоровье, богатырь.

— Сказка — вымысел, да в ней намёк, добрым молодцам, да красным девицам урок. Дети, чему вас научила сказка «Дуб и человек»? (Ответы детей).

—  Сказка разумна да хитра, много правды скрывает она. Только добрым людям помогают деревья.

Рассказы

Евгений Андреевич Пермяк

«Про нос и язык».

Задачи.  Познакомить детей с рассказом Евгения Андреевича Пермяка «Про нос и язык». Расширять знания детей о частях тела человека. Формировать умение детей высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Обогащать речь детей глаголами.

Чтение.

— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно рассказ русского писателя Евгения Андреевича Пермяка «Про нос и язык».

У Кати было два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язычок один, и нос тоже один.

— Скажи, бабушка, – просит Катя, – почему это у меня всего по два, а язычок один и нос один?

— А потому, милая внучка, – отвечает бабушка, – чтобы ты побольше видела, больше слышала, больше делала, больше ходила и меньше болтала, и нос свой курносый куда не надо не совала.

Вот, оказывается, почему языков и носов бывает только по одному. Ясно?

— А теперь, разумные мои дети, на вопросы мои, пожалуйста, ответьте.

Вопросы к детям.

  • Дети, почему у человека один нос и один язык?

— А потому, милая внучка, – отвечает бабушка, – чтобы ты побольше видела, больше слышала, больше делала, больше ходила и меньше болтала, и нос свой курносый куда не надо не совала.

  • Девочка что делала язычком?
  • Дети, как вы думаете, что означает слово «болтала»?
  • Когда о человеке говорят, что он много болтает?

— О человеке говорят, что он болтает, когда он говорит много ненужного, глупого.

  • Дети, как можно по-другому рассказать, что человек говорит?

Педагог повторяет слова, которые сказали дети, и добавляет свои.

— Человек умеет говорить и болтать, разговаривать и беседовать, рассказывать и подсказывать, рассуждать и спорить, спрашивать и отвечать, шептать и кричать, лепетать и бормотать, жаловаться и объяснять.

— Восхитительно, дети! Слова похожие назвали, что делает язычок рассказали.

Евгений Андреевич Пермяк

«Для чего руки нужны».

Задачи.  Познакомить детей с рассказом Евгения Андреевича Пермяка «Для чего руки нужны». Формировать умение детей высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Упражнять детей в образовании существительных от глаголов. Воспитывать уважение детей к труду.

Чтение.

— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно рассказ русского писателя Евгения Андреевича Пермяка «Для чего руки нужны».

Петя с дедушкой большими друзьями были. Обо всём разговаривали. Спросил как-то дедушка внука: — А для чего, Петенька, людям руки нужны?

— Чтобы в мячик играть, — ответил Петя.

— А ещё для чего? — спросил дед.

— Чтобы ложку держать.

— А ещё?

— Чтобы кошку гладить.

— А ещё?

— Чтобы камешки в речку бросать…

     Весь вечер отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал. Только по своим рукам обо всех других судил, а не по трудовым, рабочим рукам, которыми вся жизнь, весь белый свет держится.

— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком, так издревле на Руси приглашали к разговору. К разговору, когда человек делится своими мыслями.  

Вопросы к детям:

  •  Дети, как вы считаете, для чего нужны руки?
  •  Дети, что умеют ваши руки?
  •  Как вы думаете, руки взрослых умеют больше, чем ваши руки?
  •  Дети, что это за трудовые, рабочие руки, которыми вся жизнь, весь белый свет держится?

— Дети, на вопрос хором отвечаем, разные профессии вспоминаем.

Лексический материал.

  • Чьи руки хлеб пекут? … (пекаря).
  • Чьи руки грузовики водят? … (водителя).
  • Чьи руки дома строят? … (строителя).
  • Чьи руки стену штукатурят? … (штукатура).
  • Чьи руки окна стеклят? … (стекольщика).
  • Чьи руки помещения убирают? … (уборщика, уборщицы).
  • Чьи руки металл сваривают? … (сварщика).
  • Чьи руки монеты чеканят? … (чеканщика).

— Дети, трудовые, рабочие руки создают все необходимые нам предметы, делают нашу жизнь уютной.

Валентина Александровна Осеева 

«Что легче?»

Задачи. Познакомить детей с рассказом Валентины Александровны Осеевой «Что легче?» Побуждать детей рассказывать о своём восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Поддерживать интерес детей к народным поговоркам. Воспитывать отрицательное отношение детей ко лжи.

Чтение.

— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно рассказ русской писательницы Валентины Александровны Осеевой «Что легче?»

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой — боятся: — Попадёт нам дома!

Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

— Я скажу, — говорит первый, — будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.

— Я скажу, — говорит второй, — что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.

— А я правду скажу, — говорит третий. — Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.

Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка— глядь, лесной сторож идёт.

— Нет, — говорит, — в этих местах волков.

Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь — вдвое.

Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут — в гости идёт. Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь — вдвое.

А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тётка да и простила …

— Дети, внимание ваше проверяю, на вопросы ответить предлагаю.

Вопросы к детям.

  • Почему мальчики боялись идти домой?

— Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой — боятся: — Попадёт нам дома!

  • О чём думали мальчики, стоя на дороге?

— Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

  • Дети, как вы поступили на месте мальчиков?
  • Почему третий мальчик решил сказать правду??

— А я правду скажу, — говорит третий. — Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.

  • Дети, по вашему мнению, что легче: соврать или правду сказать?

— Дети, резва ложь, да от правды не уйдёшь. Тайное всегда становится явным. Доброе дело — правду говорить смело.

Стихотворение

М. Ефремов

«Тело человека».

Задачи. Познакомить детей со стихотворением М. Ефремова «Тело человека». Расширять знания детей о частях тела человека. Обогащать речь детей существительными, обозначающими части тела человека. Развивать общую моторику детей, координацию речи с движениями.

Игра.

— Дети, что такое тело человека? (предположения детей).

— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение

Что такое наше тело?

Что оно умеет делать?

Улыбаться и смеяться,

Прыгать, бегать, баловаться…

Наши ушки звуки слышат.

Воздухом наш носик дышит.

Ротик может рассказать.

Глазки могут увидать.

Ножки могут быстро бегать.

Ручки все умеют делать.

Пальчики хватают цепко

И сжимают крепко-крепко.

Чтобы быть здоровым телу,

Надо нам зарядку делать.

Ручки мы поднимем: «Ох!»,

Сделаем глубокий вдох!

Наклонимся вправо-влево…

Гибкое какое тело!

И в ладошки вместе: «Хлоп!»

И не хмурь красивый лоб!

Потянулись-потянулись…

И друг другу улыбнулись.

Как владеем мы умело

Этим стройным, сильным телом!

— Дети, назовите, пожалуйста, части тела человека? (ответы детей).

— Замечательно! Молодцы, дети!

Весёлые упражнения «Тело человека».

— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте.

Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Что такое наше тело?

Что оно умеет делать?

Улыбаться и смеяться,

Прыгать,

бегать, баловаться…

Встаём прямо, пожимаем плечами,

Руки в стороны.

Руки на пояс, наклоны головы влево – вправо.

Прыжок.

Бег на месте, руки согнуть в локтях.

Наши ушки звуки слышат.

Воздухом наш носик дышит.

Ротик может рассказать.

Глазки могут увидать.

Прикрываем ладонями уши.

Руки вниз. Глубокий вдох – выдох.

Показываем пальцем на рот.

Прикрываем ладонями глаза и открываем.

Ножки могут быстро бегать.

Ручки все умеют делать.

Пальчики хватают цепко

И сжимают крепко-крепко.

Бег на месте, руки согнуть в локтях.

Стоим прямо, руки вперёд.

Пальцы в замок.

Сжать ладошки, не расцепляя пальцы.

Чтобы быть здоровым телу,

Надо нам зарядку делать.

Ручки мы поднимем: «Ох!»,

Сделаем глубокий вдох!

Руки на пояс.

Руки в стороны.

Руки вверх.

Руки вниз, глубокий вздох – выдох.

Наклонимся вправо-влево…

Гибкое какое тело!

И в ладошки вместе: «Хлоп!»

И не хмурь красивый лоб!

Руки на пояс, наклон вправо,

Наклон влево.

Хлопнем в ладоши.

Положим ладонь на лоб.

Потянулись-потянулись…

И друг другу улыбнулись.

Как владеем мы умело

Этим стройным,

сильным телом!

Встаём на носочки, руки вверх.

Встаём прямо, руки вниз, улыбаемся.

Руки на пояс, поворот вправо.

Поворот влево.

Встаём прямо.

— Великолепно, дети! Упражнения выполняли, части тела назвали.

Яков Лазаревич Аким

«Жадина».

Задачи. Познакомить детей со стихотворением Якова Лазаревича Акима «Жадина». Формировать умение детей оценивать поступки литературных персонажей. Побуждать детей рассказывать о своём восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Воспитывать отрицательное отношение детей к жадности.

Чтение.

— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение детского поэта Якова Лазаревича Акима «Жадина».

Кто держит

Конфету свою

В кулаке.

Чтоб съесть её

Тайно от всех

В уголке.

Кто, выйдя во двор,

Никому из соседей

Не даст

Прокатиться

На ве-

        ло-

            си-

               педе,

Кто мелом,

Резинкой,

Любою безделицей

В классе

Ни с кем,

Ни за что

Не поделится —

Имя тому

Подходящее дадено,

Даже не имя,

А прозвище:

ЖАДИНА!

Жадину

Я ни о чём

Не прошу.

В гости я

Жадину

Не приглашу.

Не выйдет из жадины

Друга хорошего,

Даже приятелем

Не назовёшь его.

Поэтому —

Честно, ребята, скажу —

С жадными

Я никогда

Не дружу!

А теперь, разумные мои дети, на вопросы мои, пожалуйста, ответьте.

Вопросы к детям.

  • Дети, кого называют жадиной?

— Кто мелом, резинкой, любою безделицей в классе

ни с кем, ни за что не поделится —

имя тому подходящее дадено,

даже не имя, а прозвище: ЖАДИНА!

  • Как автор стихотворения относится к жадным людям?

— Жадину я ни о чём не прошу.

     В гости я жадину не приглашу.

  •  Может ли жадный человек стать хорошим другом?

— Не выйдет из жадины друга хорошего, даже приятелем не назовёшь его.

Честно, ребята, скажу — с жадными я никогда не дружу!

  • Дети, а вы будете дружить с жадиной?
  • Почему, вам не хочется дружить с жадиной?
  • Дети, как нужно поступать, чтобы тебя не назвали жадиной?

— Дети, жадность унижает. С жадным никто не дружит.

Юлиан Тувим 

«Письмо ко всем детям по одному очень важному делу»,

 (перевод с польского Сергея Владимировича Михалкова).

Задачи. Познакомить детей со стихотворением Юлиана Тувима «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу». Формировать умение детей внимательно и заинтересованно слушать стихотворение. Расширять представления детей о роли гигиены для здоровья человека. Воспитывать желание детей заботиться о своём здоровье.

Чтение.

Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно письмо польского поэта Юлиана Тувима ко всем детям по очень важному делу.

Дорогие мои дети!

Я пишу вам письмецо:

Я прошу вас, мойте чаще

Ваши руки и лицо.

Все равно, какой водою:

Кипячёной, ключевой,

Из реки, иль из колодца,

Или просто дождевой!

Нужно мыться непременно

Утром, вечером и днём –

Перед каждою едою,

После сна и перед сном!

Тритесь губкой и мочалкой!

Потерпите – не беда!

И чернила, и варенье

Смоет мыло и вода.

Дорогие мои дети!

Очень, очень вас прошу:

Мойтесь чище, мойтесь чаще –

Я грязнуль не выношу.

Не подам руки грязнулям,

Не поеду в гости к ним!

Сам я моюсь очень часто.

До свиданья!

                       Ваш Тувим.

Вопросы к детям.

  • Дети, как вы считаете, почему поэт призывает мыться чище, мыться чаще?

Мойтесь чище, мойтесь чаще –

Я грязнуль не выношу.

  • Дети, как вы относитесь к грязнулям?

— Дети, чтоб здоровье сохранить, чистым должен каждый быть. Чистая вода — для любой болезни беда.

Светлана Шукшина

«Долго я по лужам бегал…»

Задачи. Познакомить детей со стихотворением Светланы Шукшиной «Долго я по лужам бегал…» Формировать умение детей внимательно и заинтересованно слушать стихотворение. Побуждать детей рассказывать о своём восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Расширять представления детей о факторах, разрушающих здоровье. Воспитывать желание заботиться о своём здоровье.

Чтение.

Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение.

Долго я по лужам бегал,

Сильно ноги промочил

И, как водится, ребята,

Сильный насморк подхватил.

Носик мой совсем не дышит.

Он «заложен», он «забит».

И от этого мученья

Очень голова болит.

Плачу я, и нос мой плачет,

Сморкаюсь – не сморкается,

Пора леченье начинать

Так, как полагается.

Ноги парю я с горчицей,

Прячу в тёплые носки,

В носик капаю лекарство

И шепчу: «Ну, помоги!»

Смело я дышу над паром

С эвкалиптовым отваром,

Морской водичкою солёной

Промываю нос больной.

Регулярное леченье

Приносит вскоре облегченье.

Неужели нос мой дышит?

Неужели я здоров?!

Помня с насморком мученья,

Обещаю без сомненья

Нос беречь и очищать,

От микробов, от простуды

Хорошенько защищать.

Вопросы к детям.

  • Дети, как вы считаете, почему мальчик заболел?
  • Как вы считаете, мальчик поступил правильно или нет, когда бегал по лужам?

Педагог выслушивает мнение всех детей, желающих ответить.

  • Дети, как бы вы поступили на его месте?
  • По вашему мнению, что нужно делать, чтобы сохранить здоровье?

Педагог выслушивает мнение всех детей, желающих ответить.

Дети, заболеть легко — вылечиться трудно, здоровье оберегайте, по лужам не гуляйте.

Алёна Раннева

 «ГрустИнка».

Задачи. Познакомить детей со стихотворением Алёны Ранневой «ГрустИнка». Развивать эмоциональную сферу детей, способность воспринимать эмоциональный настрой художественного произведения. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

Чтение.

Дети, что такое радость? (ответы детей).

Радость – это положительная эмоция человека. Дети, какая эмоция противоположна радости? (ответы детей).

Грусть – это отрицательная эмоция человека. Дети, как можно по-другому назвать грусть? (предположения детей).

Грусть – это печаль, тоска, кручина, уныние, отчаяние, горе. Дети, когда вам бывает грустно? (рассказы детей).

Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение.

Грустная грустинка,

Как тебя прогнать?

По щеке слезинка

Катится опять.

Потому что ложка

Утонула в каше,

Потому что Гошка

Подружился с Машей.

И колючий дождик

За окошком льёт,

А с работы мама

Долго не идёт.

Потерялся утром

Мой пушистый зайчик,

И никто не спросит:

Что с тобой, мой мальчик?

— Дети, внимание ваше проверяю, на вопросы ответить предлагаю.

Вопросы к детям.

  • Дети, как вы считаете, какое настроение у мальчика?
  • Дети, почему вы считаете, что мальчику грустно?

По щеке слезинка катится опять.

  • Дети, как вы думаете, почему грустит мальчик?

И колючий дождик за окошком льёт, а с работы мама долго не идёт.

— Дети, иногда нам бывает грустно, но долго грустить нельзя, можно заболеть. Поэтому, дети, если вам грустно, подумайте о чём-нибудь хорошем, весёлом и улыбнитесь.  Дети, долго не грусти, вы здоровье берегите. Радость в сердце жить должна. очень нам она нужна.

Антон Пришелец

 «Наш край!»

Задачи. Познакомить детей со стихотворением Антона Пришелца «Наш край!» Способствовать формированию эмоционального отношения детей к литературному произведению. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения. Воспитывать любовь к родному краю.

Чтение.

— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение Антона Пришелца – поэта-песенника.

То берёзка, то рябина,

Куст ракиты над рекой.

Край родной, навек любимый,

Где найдёшь ещё такой?!

От морей до гор высоких,

Посреди родных широт

Всё бегут, бегут дороги

И зовут они вперёд!

Солнцем залиты долины,

И куда ни бросишь взгляд –

Край родной, навек любимый,

Весь цветёт, как вешний сад!

Детство наше золотое

Всё светлее с каждым днём!

Под счастливою звездою

Мы живём в краю родном!

— Дети, почему так говорят: «Край родной, навек любимый, где найдёшь ещё такой(предположения детей).  

Педагог подбадривает детей.

— Не стесняйся своего мнения! Нам важно знать, что думает каждый из вас.

Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.

— Не перебивай, пожалуйста, товарища. Уважай мнение товарища.

Педагог выслушивает высказывания всех детей. Подводит итог сказанному.

— Дети, народная мудрость гласит: «Нет в мире краше Родины нашей».

Русская народная потешка

 «Тень-тень-потетень».

Задачи.  Познакомить детей с русской народной потешкой «Тень-тень-потетень». Упражнять детей в умение изображать сказочных животных. Воспитывать эмоциональную отзывчивость детей к народному фольклору.

Чтение.

Дети сидят вокруг ковра или сцены на стульчиках.

— Дети, в театральную мастерскую приглашаю, в актёров поиграть предлагаю. Актёры, послушайте, пожалуйста, внимательно, русскую народную потешку.

Тень-тень, потетень,

Выше города плетень.

Сели звери под плетень,

Похвалялися весь день.

Похвалялася лиса:

 Всему свету я краса!

Похвалялся зайка:

 Поди догоняй-ка!

Похвалялися ежи:

 У нас шубы хороши!

Похвалялся медведь:

 Могу песни я петь!

— Актёры, вам нужно сыграть роли животных, что похвалялись друг перед другом.

На сцену могут выходит одновременно несколько детей, но они должны стоят свободно, не мешая друг другу.

— Похвалялась лиса. Лиса идёт, красуется своей шубкой, хвостом, нежным голосом говорит: «Всему свету я краса». Актёры, кто хочет сыграть роль лисы и похвалиться: «Всему свету я краса»?  Желающие дети изображают лису. Зрители аплодируют.

Похвалялся зайка.  Зайка весело подпрыгивает на месте, звонко говорит: «Поди, догоняй-ка!»? Актёры, кто хочет сыграть роль зайки и похвалиться: «Поди, догоняй-ка!»    Желающие дети изображают зайку. Зрители аплодируют.

Похвалялись ежи. Ежи важно поворачиваются из стороны в сторону, показывая всём свою шубу, важно говорят; «У нас шубы хороши!». Актёры, кто хочет сыграть роль ежей и похвалиться: «У нас шубы хороши!»?    Желающие дети изображают ежей. Зрители аплодируют.

Похвалялся медведь. Медведь – хозяин леса, гордый, сильный. Уверенным голосом всём сообщает: «Могу песни я петь»? Актёры, кто хочет сыграть роль медведя и похвалиться: «Могу песни я петь». Желающие дети изображают медведя. Зрители аплодируют.

— Дети, а мы люди тоже гордимся тем, что умеем. Теперь каждый из нас по очереди назовёт то, чем он сам гордится, что он научился делать хорошо. Например: «Я – Саша, я горжусь тем, что научился хорошо…».

Каждый ребёнок рассказывает о том, чем он гордится.

Дети, каждому из вас есть чем гордиться, каждый научился делать что-либо важное и нужное. А я горжусь тем, что в моей группе такие умные и талантливые дети.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волкова Н.А. День знаний. Читаем детям 5-7 лет.

Тема недели «День знаний». Картотека бесед....

Волкова Н.А. Мой дом. Читаем детям 5-7 лет.

Тема недели «Мой дом». Картотека бесед с детьми 5-7 лет....

Волкова Н.А. Краски осени. Читаем детям 5-7 лет.

Тема недели «Краски осени». Картотека бесед с детьми 5-7 лет....

Волкова Н.А. Домашние животные. Читаем детям 5-7 лет.

Тема недели «Животный мир». Лексическая тема «Домашние животные и их детёныши»....

Волкова Н.А. Народная культура. Читаем детям 5-7 лет.

Тема недели «Народная культура и традиции»....

Волкова Н.А. Наш быт. Читаем детям 5-7 лет.

Тема недели «Наш быт». Лексическая тема «Мебель»....

Волкова Н.А. Дикие животные. Читаем детям 5-7 лет.

Лексическая тема «Дикие животные и их детёныши»....