Конспект занятия по «ЧХЛ» В старшей группе (5-6 лет) Тема:Чтение р.н.с. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка).
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Темборовскаяя Анастасия Владимировна

Цель:показать значение русской народной сказки, ее жизненной мудрости, победы добра над злом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_chhl.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по «ЧХЛ»

В старшей группе (5-6 лет)

Тема:Чтение р.н.с. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка).

Доминирующая образовательная область: речевое развитие

Интеграция образовательной деятельности : коммуникация,познание,социализация,чтение художественной литературы

Вид деятельности детей:Чтение художественной литературы

Цель:показать значение русской народной сказки, ее жизненной мудрости, победы добра над злом.

Предварительная работа :чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», Показ сказок с помощью настольного театра. Настольные игры «Сложи сказку» (пазлы по сказкам); дидактические игры «Угадай сказку», «Кто лишний».

Материалы и оборудование:иллюстрации к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Картина В.Васнецова «Алёнушка», клубок, сундук.

Планируемые результаты :развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог,закреплять умение у детей участвовать в драматизации, передавать художественные образы героев,закрепить умение детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений,формировать у детей умение узнавать сказку по загадке, по иллюстрации, по отрывку

Структура занятия

I

Водная часть

Сюрпризный момент

2 мин

II

Основная часть

Чтение сказки

20 мин

1.

Беседа

О сказке

2.

Драматизация отрывка

Игра

3.

Физкультминутка

У нас росла березка

III

Заключительная часть

Обобщение воспитателя,анализ занятия

3 мин

Ход занятия

#1042;водная часть:

Воспитатель

«Здравствуйте, добры молодцы.

Да красны девицы!

- Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться – доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!

Воспитатель. Где можешь ты увидеть чудеса?

Везде! Ты в лес войди, взгляни на небеса.

Природа дарит тайны нам свои.

Лишь внимательно вокруг ты посмотри.

А где животные, как люди, говорят?

И добрые волшебники там чудеса творят?

Ты ответишь без подсказки.

Ну, конечно, это … (Сказки)

Воспитатель :У нас на Руси сказки очень хороши!

Я на вас погляжу,

Сказки вам расскажу.

Вы на ус все намотайте,

Да сказки вспоминать мне помогайте!»

Воспитатель: Ребята я хочу с вами отправиться в путешествие. А отправляемся мы с вами в страну русских народных сказок. Эта страна находится за тридевять земель.

Основная часть

Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру.

Упр «Ты мне – я тебе».

(Дети встают полукругом. Ведущий бросает мяч детям. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) — Кто катился по дорожке? (Колобок.)

- Что били, били — не разбили? (Яйцо.)

- Кто разрушил теремок? (Медведь.)

- Кого Маша пирогами обхитрила? (Медведя.)

- У кого в пруду хвост примёрз? (У волка.)

- Каким зёрнышком подавился петушок? (Бобовым.)

- Какой овощ дед не мог вытянуть? (Репку.)

- Самое любимое место Иванушки – дурачка? (Печка.)

- Какая избушка была у зайчика? (Лубяная.)

- Как называют дом Бабы Яги? (Избушка на курьих ножках.)

Воспитатель: Молодцы ребята.

Воспитатель: Молодцы, я вижу, что вы хорошо знаете русские народные сказки и хочу вас пригласить посидеть, отдохнуть

Воспитатель: Почему сказки, о которых мы сейчас говорим, называют русскими народными? Как они появились? (ответы детей) рассказ воспитателя «Как появились русские народные сказки»: «Жила – была в деревне бабушка Дарья. Совсем уже старенькая стала: в поле работать не может, за скотиной ей ухаживать тяжело. Лежит она на печи, сказки придумывает. А вечером внукам эти сказки сказывает. Вот выросла ее внучка Машенька, у нее своя дочка родилась – Арина. Рассказывает Арише мама бабушкины сказки, да и сама что – нибудь еще придумывает, чтобы интересно стало. Ариша подросла и стала своим деткам мамины и бабушкиными сказки рассказывать.

Вот так – от бабушек к детям, от детей к внукам и переходили сказки. Потому – то их и называют народными. А сочинял все эти сказки народ русский - вот и получились русские народные сказки, до того интересные, что мы с вами их слушать любим»

Воспитатель: Засиделись добры молодцы, подустали красны девицы. Русский народ любит не только сказки сказывать, но и веселиться умеет, хороводы водить любит:

«У нас росла березка, -

Вот такая, Хоровод двигается по кругу,

Вот такая на последнем слове – останавливается.

«Корень да ее, -

Вот глубок, Нагибаются, стараясь

Вот так глубок» достать до пола, руками.

«Ветки да ее, -

Вот так высоки, Поднимают руки вверх,

Вот так высоки» покачивают ими.

«Листья да ее –

Вот так широки, Хоровод расходится, расширяясь.

Вот так широки»

В: Посмотрите, кто нас встречает? (изображение Аленушки и ее братца)
- Познакомьтесь, это Аленушка. Посмотрите, какой у нее сарафан, головной убор. Именно так одевались старые времена на Руси все молодые девушки. А этот неугомонный мальчик Иванушка.

Дети садятся на стульчики

-Ребята, я хочу прочитать вам сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
(Воспитатель читает сказку)

Чтение сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Беседа

В: С кем жили Алёнушка и Иванушка? (С дедушкой и бабушкой, но они умерли)

-Что случилось потом с ними? (Аленушка взяла Иванушку и пошла, искать работу)

-Какая беда случилась с Иванушкой? (Иванушка попил из козьего копытца)

- В кого превратился Иванушка? (Иванушка стал козлёночком)

-Послушался ли он мудрого совета сестры? (Нет)

-Можно ли сказать об Иванушке, что он послушный, покладистый? Почему? (Нет, надо прислушиваться к советам старших)

·​ Какой по характеру Иванушка? Почему вы думаете так? (Глупый, упрямый)

·​ Как вы думаете, кто заколдовал воду в козьем копытце? (колдунья)

·​ Можно ли сказать о колдунье, что она добрая? Почему вы думаете так? Обоснуйте свой ответ? (Нет, она злая, завистливая)

- Как вы думаете, какое настроение у героини этой картины? Почему? Что произошло с Аленушкой? (Колдунья столкнула Аленушку в воду, перехитрила купца. Она обернулась Аленушкой и велела зарезать козленочка).

-Как вы думаете, кто не поверил хитростям колдуньи? (Козлёночек).

-Представьте, что было бы, если бы козлёнок не узнал о хитростях колдуньи? (Алёнушка и Иванушка погибли бы).

- Кто спас Аленушку? ( Купец).

-Как можно назвать поступок купца? Почему вы думаете так? ( Поступок купца можно назвать хорошим, добрым).

-Для чего в сказке даются мудрые советы? ( Чтобы стали люди умнее и не повторяли ошибок героев сказок).

- Как вы думаете, что победило в сказке: добро или зло? Почему вы думаете так? ( Победило добро)

Упр. «Закончи предложение»

Воспитатель: А теперь, ребята, Аленушка хочет с вами поиграть в игру «продолжи предложение».

Я прочитаю начало предложения, а вы попробуйте его продолжить.
«Остались Аленушка да Иванушка …. » (одни-одинешеньки)
«Идут они по дальнему пути, по широкому … .»(полю)
«Залилась Аленушка … .» (слезами)
«О чем плачешь красна - … .» (девица)
- Ребята, красна-девица – это красивая, пригожая девушка.

Драматизация отрывка

Рассказчик: Пошла Алёнушка работать в поле и братца

с собой взяла.

Идут они по широкому полю и захотелось

Иванушке попить:

Иванушка: Сестрица Алёнушка, я пить хочу!

Алёнушка: Подожди, братец, дойдём до колодца.

Рассказчик: Шли, шли они - солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает!

Стоит коровье копытце- полно водицы.

Иванушка: Сестрица Алёнушка, напьюсь я из копытца?

Алёнушка: Не пей братец- телёночком станешь!

(Рассказчик: Братец послушался, пошли они дальше.

Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает!

Стоит лошадиное копытце, полно водицы.

Иванушка: Сестрица Алёнушка, напьюсь я из копытца?

Алёнушка: Не пей братец- жеребёночком станешь!

Рассказчик: Вздохнул Иванушка и пошли они дальше.

Идут- солнце высоко, колодец далеко, жар

донимает, пот выступает.

Стоит козье копытце- полно водицы.

(Иванушка берёт козье копытце, показывает всем).

Иванушка: Сестрица Алёнушка, мочи нет: напьюсь

я из копытца?

Алёнушка: Не пей братец- козлёночком станешь!

Рассказчик: Не послушался Иванушка, напился из козьего копытца и - стал козлёночком.

- Молодцы, ребята, хорошо справились. А теперь нам пора в обратный путь.

-Раз, два, три , повернись, в детском саду очутись.

Заключительная часть

В: Ну вот мы с вами и вернулись в группу.

- Какую сказку мы сегодня прочитали?
-Назовите героев сказки?
- Кто знает, что главное было в этой сказке?
- Правильно, каким бы сильным не было зло, добро его одолеет.

Рефлексия

В:Понравилось ли вам наше путешествие?

- Что было интересным для вас?

Ребята, все сегодня были очень активные, хорошо справлялись с заданиями и отвечали на вопросы. Всем большое спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой для детей подготовительной группы по сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Конспекткомплексного занятия по развитию речи иознакомлению с художественной литературой для детей подготовительной группы по сказке«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».Цель: показать знач...

Сценарий непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы на тему: "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка".

Конспект предназначен для детей подготовительной группы. Цель: закрепить счёт в пределах 10....

Конспект НОД по ОО «Речевое развитие» направление «Развитие речи» в младшей группе «Сказка» по теме: «Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Данное занятие проводила как открытый просмотр. НОД полностью соответствует ФГОС с интеграцией образовательных областей....

Самоанализ НОД по ОО «Речевое развитие» направление «Развитие речи» в младшей группе «Сказка» по теме: «Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Самоанализ НОД  в младшей группе по теме:    «Чтение русской народной сказки   «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»....

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе чтение русской народной сказки "Сесрица Алёнушка и братец Иванушка"...