«Чтение литературных произведений экологического содержания во всех возрастных группах»
учебно-методический материал по художественной литературе

Молодькова Ольга Ивановна
К выбору книги для чтения детям следует относиться очень серьезно, ответственно. 
Прежде всего, нужно использовать литературу, рекомендованную программой детского сада. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_hud._literatury_ekologicheskogo_soderzhaniya.docx7.75 КБ

Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ САД «БРУСНИЧКА»

Выступление на тему «Чтение литературных произведений экологического содержания во всех возрастных группах». (Памятки   для педагогов всех групп  «литературные произведения экологического содержания по программе ДОУ»)

К выбору книги для чтения детям следует относиться очень серьезно, ответственно. Прежде всего, нужно использовать литературу, рекомендованную программой детского сада. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, А. Майкова, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, И. Соколова-Микитова, а также С. Есенина, А. Толстого, К. Паустовского, В. Бианки, Н. Сладкова, Н. Павловой, Е. Серовой и др. Вместе с тем за пределами программы остается еще много замечательных книг о природе, с которыми воспитатель должен познакомить детей. Это книги Ю. Дмитриева, Г. Снегирева и др. Важно отбирать высокохудожественную литературу.

Если проанализировать детскую литературу вообще, то вряд ли найдется автор, у которого нет произведения, где затрагивается тема природы. Значительную часть своего творчества посвятили природе многие поэты и писатели: К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, Ф.Тютчев, А.Фет, А.Майков, В.Бианки, М.Пришвин, К.Паустовский, Б.Житков и многие другие. Художественная литература считается одним из видов искусства, именно поэтому она позволяет воздействовать не только на сознание ребенка, но и на его чувства.

Большое значение на формирующийся эстетический вкус ребенка оказывают  иллюстрации в книгах. Отмечают, что эффективность восприятия дошкольниками текста без иллюстраций снижается почти вдвое. Рисунок и слово в детской книге органически взаимосвязаны.  Иллюстрации должны быть связаны с замыслом писателя, должны помочь ребенку понять основные моменты содержания книги, подсказать, как относится автор к героям и их поступкам, дополняя тем самым смысл текста;

Экологическое воспитание младших дошкольников построено на использовании героев классических русских народных сказок («Репка», «Курочка Ряба», «Колобок» и др.), поэтому в ДОУ должны быть отдельные издания этих сказок с красочными иллюстрациями, чтобы у детей сложился устойчивый зрительный образ их персонажей. Перед началом чтения рекомендуется приготовить необходимый иллюстративно-наглядный материал. Малышам лучше не читать произведение, а рассказывать его наизусть, сопровождая рассказ демонстрацией иллюстративно-наглядного материала. Короткие сказки лучше рассказывать два раза подряд. При повторном чтении дети с удовольствием договаривают фразы, имитируют голоса и поведение животных и т.д.  

В средней группе природоведческая книга используется для расширения, уточнения представлений детей о природе и углублении их знаний.

(Памятки   для педагогов всех групп  «литературные произведения экологического содержания по программе ДОУ»)Например, в средней группе внимание воспитанников обращается на то, что в лесах живут разные животные: хищные звери (волк, лиса) и животные, которые питаются растениями (заяц, белка, лесная мышь, лось). Ребята узнают много интересного о диких зверях, помогаю сформировать правильные представления об их внешнем виде.

В старшем возрасте интересные и полезные знания о диких животных дети почерпнут из книг: Л.Толстого «Зайцы», «Как волк угощал своих детей»; М.Пришвина «Еж», «Белка», «Беличья память», «Медведь»; Е.Чарушина «Моя первая зоология»?  Мамин- Сибиряк «Серая шейка» и др. В сказках, сочетая волшебные образы с реальными знаниями о диких животных, учат ребенка различать вымысел и реальную действительность. Часто перед чтением воспитатель обращается к опыту детей, настраивая их на восприятие произведения. В старших группах дети с удовольствием интересуются литературой о природе, энциклопедического характера, особенно о животных.

Воспитатель:

Молодькова О.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для воспитателей всех возрастных групп «Подбор круга произведений для слушания».

Рекомендация для воспитателей всех возрастных групп «Подбор круга произведений для слушания»....

Игры-тренинги экологического содержания (для всех возрастных групп)

Игровой тренинг - одна из форм организации эколого-ориентированной деятельности детей дошкольного возраста. Данный игровой процесс предполагает развитие интересов детей, формирование познавательн...

Дидактические игры экологического содержания на каждую возрастную группу

Дидактические игры экологического содержанияна каждую возрастную группу...

План реализации краткосрочной проектной деятельности в МДОУ «Детский сад № 128» по физическому развитию через экологическое воспитание для всех возрастных групп «Экология и спорт»

Актуальность проблемы: В работе с детьми по экологическому воспитанию широко используется интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь различных видов деятельности — физической культуры, м...

Картотека художественных произведений для всех возрастных групп

Сказки очень важны для развития ребенка, с этим никто спорить не собирается. Но важно при этом подбирать сказки, подходящие по уровню развития ребенка....

Методическая разработка "Диагностика экологических знаний детей всех возрастных групп"

Подборка диагностических материалов по экологическому воспитанию у детей дошкольного возраста....