Коллективное творчество в детском саду на занятиях образовательной области «Художественный труд».
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду на тему

Величкина Елена Александровна

Развитие у детей способностей творчески работать в коллективе  одна из важнейших задач современного образования. Динамичность мира, в котором мы живем, делает креативность не роскошью, доступной и требуемой от избранных, а повседневной необходимостью каждого человека. Высокий уровень развития творческих способностей в наше время все чаще рассматривается как необходимое условие выживания в постоянно меняющемся окружении. Особенно значима для современного человека способность творчески работать в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kollektivnoe_tvorchestvo_doshkolnikov.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Коллективное творчество в детском саду на занятиях образовательной области «Художественный труд».


Содержание:

Введение

  1. Коллективное творчество дошкольников
  2. Формы коллективного творчества

Литература


Введение:

Развитие у детей способностей творчески работать в коллективе  одна из важнейших задач современного образования. Динамичность мира, в котором мы живем, делает креативность не роскошью, доступной и требуемой от избранных, а повседневной необходимостью каждого человека. Высокий уровень развития творческих способностей в наше время все чаще рассматривается как необходимое условие выживания в постоянно меняющемся окружении. Особенно значима для современного человека способность творчески работать в коллективе.

Важность ее очевидна, однако большинством современных отечественных специалистов эта задача не воспринимается как актуальная. Это связано со многими причинами, но две из них можно признать основными.

Первая  это традиционные представления о творчестве как процессе сугубо индивидуальном. Из художественной литературы, от биографов выдающихся людей, из исследований психологов нам известно, что многие творцы прошлых эпох, отличаясь высокой креативностью, крайне негативно относились к совместной работе. Это прочно закрепилось в общественном сознании и даже считается само собой разумеющимся.

Хотя уже с конца XX века многие специалисты в области психологии творчества стали отмечать, что творческий процесс все чаще и чаще предстает перед нами в своем коллективном варианте. Большие успехи в творчестве в наше время редко достигаются кем-то индивидуально. Для мощных социальных, научных, технических, художественных прорывов требуются одновременные творческие усилия многих людей. И чтобы это произошло, этим людям надо: во-первых, быть творцами; во-вторых, уметь работать в коллективе и, в-третьих, быть способными все это сочетать Ч творить во взаимодействии с другими.

В качестве второй причины можно отметить вызванное изменениями в социальных приоритетах падение интереса к проблемам воспитания личности в коллективе. Еще в недавнем прошлом воспитательным возможностям коллектива и развитию у детей коллективизма придавали явно выраженную идеологическую окраску. Сейчас, когда потребность обслуживать эту идеологию отпала, задачи воспитания личности в коллективе отошли на периферию научных исследований, а вместе с ними оказались преданными забвению и весьма актуальные проблемы коллективного творчества.

Очень важно, чтобы работа по формированию коллективного творчества  проходила в дошкольном возрасте.

1. Коллективное творчество дошкольников.

Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчёркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности. Однако для реализации такого развития необходимы соответствующие условия. И если для развития творчества созданы условия в группе, в детском саду, дети с удовольствием рисуют, лепят, вырезают и наклеивают, конструируют разные объекты, готовы проводить за этими занятиями много времени. А каковы же эти условия? Во – первых, это положительный психологический климат в детском коллективе; во – вторых, использование таких видов деятельности на развитие творческих способностей ребёнка в группе, как лепка, аппликация, конструирование, ручной труд.

Значительное количество детей, несмотря на имеющиеся у них навыки и умения, испытывают трудности в творческом выражении. Основной причиной является: недостаточный уровень познавательных интересов, отсутствие активности, инициативности, настойчивости и умения достигать поставленной цели.

Решая проблему развития коллективного творчества, педагог должен основываться на следующих принципах: 

- творческая реализация каждого воспитанника как условие развития коллективного сотворчества;

- учет индивидуальных особенностей детей при определении ролевого места в коллективном взаимодействии;

- управленческая режиссура в постановлении процесса коллективной деятельности;

- комфортность пребывания ребенка в коллективе сверстников.

Коллективные работы с детьми создаются (начиная с младшего дошкольного возраста) по рисованию, лепке, аппликации, по одному виду или двум-трём видам на одном занятии (лепка и аппликация, аппликация и рисование, аппликация и художественный труд) .

В совместной и самостоятельной деятельности чаще всего дети выполняют изображение индивидуально, каждый свой рисунок, лепку, аппликацию. Но особое удовлетворение детям доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех детей группы. Такие картины называются коллективными работами. Они значительнее по результату для детей, вызывают у них восхищение, поистине как в стихотворении В. Маяковского: «Чего один не сделает, сделаем вместе».

Поэтому одной из форм проведения как в совместной деятельности, так и в самостоятельной деятельности в старших группах в детском саду являются коллективные работы, итогом которых становятся общие картины, панно, композиция в лепке.

В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:

- договариваться о совместной работе, её содержании;

- работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;

- планировать свою работу, определять её последовательность, содержание, композицию, дополнения;

- радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

Все коллективные работы должны иметь целевое назначение. Воспитатель подводит детей к тому, чтобы вместе создать картину, сделать украшения к празднику, украсить группу, коридор, зал, выполнить панно для досуга, ко дню рождения ребёнка, декорации к играм, спектаклям, афиши, книжку-ширму в подарок, проиллюстрировать сказки, стихотворения, кадры к фильму и т. д.

Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться друг с другом и со взрослыми:

- в начале года дети работают рядом и общаются в основном с воспитателем;

- на втором этапе они начинают разговаривать друг с другом, сначала о деле, потом подчёркивая, что сосед делает не так, утверждаясь в том, что сами выполняют задание правильно;

- постепенно под руководством взрослого дети начинают общаться друг с другом: планируют, договариваются, спрашивают, подсказывают, радуются, хвалят товарища и прочее.

К взрослому дети обращаются тогда, когда не могут договориться самостоятельно. Здесь важно подсказать, как лучше договариваться, в каком случае уступить друг другу, если надо, научить работать вместе, дружно, с удовольствием.

В основном коллективные работы проводятся с детьми одного возраста. При организации работы важно правильно объединить детей для выполнения совместных действий с учетом их поведенческих особенностей. Исследователи выделяют несколько типов детей в зависимости от их способности к доброжелательному общению и взаимодействию. Это общительно-дружелюбные, общительно-враждебные, необщительно-дружелюбные и необщительно-враждебные дети. Необходимо учитывать эти особенности при организации совместной деятельности. Так, общительно-дружелюбных детей можно объединить с детьми, принадлежащими другим типам. Общительно - враждебных нельзя объединять друг с другом и с необщительно-враждебными, а необщительно-враждебных, кроме того, нецелесообразно объединять друг с другом. Если же возникает необходимость работы в группе общительно - и необщительно-враждебных детей, она обязательно должна быть "усилена" 2-3 общительно-дружелюбными детьми.

Легче организовывать детей для выполнения коллективной работы по лепке, аппликации, конструировании, сложнее в рисовании, но в практике существуют разнообразные формы организации, которые помогают решать задачи в разных видах деятельности. Эти формы организации коллективных работ постепенно усложняются в зависимости от возраста детей.

2. Формы организации коллективного творчества

1. Совместно-индивидуальная

(ребенок-участник деятельности - выполняет часть работы индивидуально, а на завершающем этапе она становится частью общей композиции) .

2. Коллективно изобразительная деятельность на основе совместно-

последовательной формы организации

(результат действия выполненного одним становится предметом деятельности другого) .

3. Совместно-взаимодействующая

(формирования умений планировать координировать свою деятельность и оценивать объективно результаты коллективного творческого труда) .

Так, дети младшей группы создают каждый отдельную картину, а в конце у них будет общая картина. При соединении всех работ вместе в конце занятия получаются картины «Цветущий луг», «Лес», «Цыплята на траве» и т. д.

А старшие дети выполняют более сложное и разнообразное задание («Улица города» - транспорт, дома, деревья, люди т. д.) . Чтобы детям не мешать друг другу при создании коллективной работы, каждый определяет зону своей деятельности, т. е. договариваются, кто где будет рисовать.

Руководство педагога на разных этапах осуществления плана коллективной творческой деятельности имеет свои особенности. На первом этапе, планируя коллективные действия, педагог стремится к созданию мотивационного резонанса - возникновению у каждого ребенка желания включиться в коллективное дело. Важно объединить детей общей целью, привлекательностью будущего результата деятельности, вызвать эмоциональный подъем, хороший деловой азарт. Привлекательностью к общему делу является предоставление детям разнообразных изобразительных материалов. Так, например, для аппликации целесообразно использовать не только готовую цветную бумагу, но и вырезки из газет и журналов, готовые рисунки детей; для лепки использовать и тесто, и пластилин с глиной, в рисовании восковые и цветные карандаши, акварель и гуашь, разный строительный материал.

Эффективным приемом, позволяющим определить подгруппы детей, стремящихся к совместной деятельности, может стать День детских интересов. В этот день дети занимаются своими любимыми делами, из которых видно, из скольких и каких детей формируются подгруппы детей и по каким интересам.

Следующим этапом в коллективном взаимодействии является распределение ролей предстоящей деятельности между детьми. Для того чтобы участие в общем деле помогло каждому ребенку раскрыться со стороны лучших качеств, педагогу важно выявить индивидуальные способности и склонности каждого участника. При этом его задача не просто изучить ребенка, а "преподнести" проявления его индивидуальной неповторимости и помочь увидеть его лучшие черты всем детям. С этой целью возможна организация выставок личных достижений, смотров талантов и способностей, акцентирование педагогом внимания детей на поступках и деятельности того или иного ребенка. Выявление индивидуальных особенностей детей позволяет педагогу наметить перспективу развития коллективного творчества.

Другой вариант организации сотрудничества детей заключается в том, что общая цель деятельности выполняется несколькими подгруппами и итоговый результат зависит от качества работы каждой подгруппы. Деятельность такого типа вызывает чувство удовлетворения у каждого ее участника, у ребенка возникает ощущение полезности и личного вклада в общее дело, что придает ему уверенность в своих силах. Например, дети с удовольствием участвуют в оформлении панно на стене групповой комнаты "Волшебная страна Детства", «Космос» и т. д. Разделившись по собственному желанию на подгруппы, дети самостоятельно решают вопросы о том, какой сюжет будет отражен их группой на общем изобразительном поле.

Заключительные этапы коллективного взаимодействия связаны с достижением, осознанием и оценкой значимости полученного результата. При этом педагог акцентирует внимание детей на личном вкладе каждого в общее дело, подчеркивает, что без совместных усилий реализация коллективного замысла была бы невозможна. Хорошо, когда успешность коллективной деятельности оценивается не только самими детьми, но и людьми, мнением которых они дорожат - родителями, другими воспитателями, детьми других групп.

Для систематического проведения занятий по коллективному творчеству в каждом детском саду создаётся перспективный план, отбираются темы, материалы, продумываются формы организации. Так, коллективные работы могут реализовываться на нескольких занятиях. Цикл занятий на одну тему предусматривает постепенное решение поставленной задачи. Например, тема «Улица города»: на первом занятии создаётся город, на втором занятии на другом листе – транспорт, в конце занятия оба листа соединяются. На третьем занятии выполняют людей и дополняют город по своему желанию (деревьями, цветами, облаками, солнцем и пр.)

А что же мешает успешному развитию детского творчества? Самым существенным недостатком в работе педагогов, мешающим развитию детского творчества, является излишняя опека ребёнка, т. е. вмешательство воспитателя в сам творческий процесс ребёнка, навязывание своей идеи работы. Следующим недостатком, отрицательно сказывающимся на развитие детского творчества, следует считать ограниченность материалов, предлагаемых детям для рисования, аппликации и лепки, ограниченность детьми способов изображения. Самый отрицательный недостаток работы в развитии детского творчества, неправильное руководство детским творчеством и низкий уровень квалификации педагога, т. е в педагоге отсутствует творческий потенциал для решения данного вопроса.

Перед воспитателями и родителями вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад вырастить не только сознательным членом нашего общества, не только здоровым и крепким человеком, но и — обязательно! — инициативным, думающим человеком, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы ни взялся. И активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит вокруг возможность для совершенствования.

Литература:

  1. Грибовская А. А. “ Коллективное творчество дошкольников. Конспекты занятий”. Москва Творческий центр Сфера,2004.-192с
  2. Комарова Т.С. “Детское художественное творчество”– Москва, Мозаика– Синтез, 2005.-105с.
  3. Комарова Т.С., Савенков А.И. “Коллективное творчество дошкольников. – Москва. Педагогическое общество России, 2005.-128с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностические таблицы по образовательной области "Художественный труд.лепка"

Диагностические таблицы по ОО " Художественный труд.Лепка"для первой и второй младшей группы...

Организация коллективного творчества в детском саду.

В статье рассматриваются методы и приёмы развивающие коллективное творчество у детей в области изобразительной деятельности....

Методические рекомендации по организации коллективного творчества в детском саду.

В статье предложены методические приемы по организации коллективного творчества по изобразительной деятельности....

Образовательная область : «Художественный труд» Тема: «Пасхальное яйцо»

Закрепление знаний детей о народном творчестве, его истории, о народных и православных праздниках.Продолжать знакомить детей с элементами аппликации.Повторить технику выполнения.Развивать чувство...

Коллективное творчество в детском саду

Развитие у детей творчески работать в коллективе - одна из важнейших задач современного образования в детском саду..  Это дело — коллективное, потому что планируется, готовится, совершается...