Главные вкладки

    Рабочая программа по дополнительному образованию "Волшебная бумага"
    методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

    Подгорнова Людмила Сергеевна

    Рабочая программа по кружку "Волшебная бумага" для детей 4-7 лет

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                       МБДОУ «ЦРР- детский сад «Сказка»

       ОП «Детский сад «Ромашка» комбинированного вида»

    Принято                                                                                                        

    на педагогическом совете№1

    от 31.08 2016г.

                      Утверждено

            зам. директора - заведующий

            ОП «Детский сад «Ромашка»

            комбинированного вида»

             ___________Н.П.Акимова

            Рабочая программа

               по дополнительному                  

                      образованию

               «Волшебная бумага»

             для детей 4-7 лет

     

                                                                                     

                                                                  Воспитатель

                                                                  Подгорнова Л.С.


           Пояснительная записка

    «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».

                                                                                                         

                                                                                                              Сухомлинский В.А.

    Сегодняшнее время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате совместного общения, игры, в результате осознания результата своей деятельности, фантазии.

    Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами  в условиях дошкольного образовательного учреждения.

    Оригами – это сложение различных  фигур из разноцветных квадратных листов бумаги. Сами эти цветные листы бумаги тоже называют по-японски оригами.

    Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

    Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Разработка тонких и точных движений необходимо ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом, деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать.

    Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

    Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

    Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

    Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

    Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

    Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги фигурки животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.

    В процессе складывания фигур оригами дети познакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно  происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста. Кроме этого дети узнают  много  нового, что относится  к геометрии и математике.

    Простейшие способы конструирования поделок основаны на умении складывать квадрат пополам, по вертикали или диагонали и последовательном сгибании бумаги  сначала вдоль, а потом поперек, подравнивая стороны к противоположным углам.

    По мнению многих авторов, эти действия доступны детям дошкольного  возраста. Также не стоит забывать о том, что оригами развивает мелкую моторику рук, а,  следовательно, и речь (речевой центр и центр, управляющий  мелкими движениями пальцев, находятся рядом в головном мозге человека, взаимно влияют друг на друга).

    В программе указаны основные цели и задачи обучения. Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления оригами за весь период обучения. Программа знакомит с необходимым оборудованием для занятий  совместной деятельности. Поможет внести детей в мир искусства оригами с помощью исторических  сведений и фактов.

    В программе представлены методические рекомендации по ознакомлению и обучению детей с оригами, учетом их возрастных особенностей. Программа способствует развитию знаний, умений, навыков, необходимых для обучения в школе.

    В плане подготовки детей к школе работа с оригами ценна еще тем, что посредством этой деятельности формируются важные качества детей:

    • умение слушать воспитателя
    • принимать умственную задачу и находить способ ее решения
    • переориентировка сознания детей с конечного результата на способы выполнения
    • развитие самоконтроля и самооценки
    • осознание собственных познавательных процессов

    Цель программы

    Ознакомление  детей с  искусством оригами,  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

    Задачи программы:

    ОБУЧАЮЩИЕ:

    • Знакомить  детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
    • Формировать  умения следовать устным инструкциям.
    • Обучать  различным приемам работы с бумагой.
    • Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать  словарь ребенка специальными терминами.
    • Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

    РАЗВИВАЮЩИЕ:

    • Развивать внимание, память, логическое и пространственное  воображения.
    • Развивать мелкую моторику  рук и глазомер.
    • Развивать  художественный  вкус, творческие способности и фантазии детей.
    • Развивать у детей способность работать руками, приучать  к точным движениям пальцев,  совершенствовать мелкую моторику рук, развивать  глазомер.
    • Развивать пространственное воображение.

    ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

    • Воспитывать интерес к искусству оригами.
    • Расширять коммуникативные способностей детей.
    • Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
    • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.   

    Программа «Волшебная бумага» рассчитана на 3 года (средняя, старшая и подготовительная к школе группы) .Для успешного освоения программы занятия в численность детей в группе кружка должна составлять  10-12 человек. Занятия проводятся  один раз в неделю, во второй половине дня.

     Продолжительность занятий  для средней группы-20 минут, для старшей группы-25 минут, для подготовительной к школе группы – 30  минут.

    Год  обучения

    Количество занятий

    Кол-во
    детей
    в группе

     В месяц

       в год

    1  (средняя группа)

    4

    28

        10 -12

    2( старшая группа)

    4

    28

         10-12

    3  (подготовительная к школе  группа)

    4

    28

         10-12

                       Периодичность занятий: 1 раз в неделю.

             Возраст детей: 1 год обучения- 4-5 лет; 2 год обучения-5-6 лет;

                 3 год обучения-6-7 лет

    Принципы реализации программы

    Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.

    Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.

    Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.

    Принцип личностно-ориентированного общения. В  процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом,  а не просто пассивно перенимают его опыт.  Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми

    Ожидаемые результаты:

    В результате обучения по данной программе дети:

    • Научатся  различным приемам работы с бумагой;
    • Будут  знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
    • Научатся  следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами
    • Будут  создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
    • Разовьют  внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
    • Познакомятся  с искусством оригами;
    • Овладеют  навыками культуры труда;
    • Улучшат  свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

    Формы подведения итогов реализации программы

    • Составление альбома детских работ.
    • Проведение выставок детских работ.  
    • Создание коллективных композиций
    • Участие в конкурсах

    Оценка результативности программы

    В качестве контроля на каждом этапе работы проводится диагностика уровня развития детей посредством искусства оригами с целью проверки эффективности проведенной работы. Диагностическая работа   строится исходя из основных задач каждого этапа.

    Работа с родителями

    Предусматривает регулярное  индивидуальное консультирование,  проведение родительских собраний, совместное выполнение работ родителей и детей  с целью ознакомления родителей с особенностями оригами, способами изготовления поделок и т.д. Разработан цикл консультаций по темам:

    «Что такое «оригами»?»,  «История искусства оригами», «Поделки своими руками», «Рука развивает мозг».

    Методическое объединение    

    программы

    Методы и приемы обучения:

    -наглядные (рассматривание иллюстраций, показ педагога,   пример)

    -словесные  (беседа, рассказ, сказка, объяснение, описание)

    -практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки)

    Формы реализации программы

    Реализация программы предполагает осуществление специально  организованных  занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым темам.

    ОБЩИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

    Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о предполагаемом предмете складывания.

    1. Подготовка к занятию (установка на работу).
    2. Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений):
    • повторение названия базовой формы;
    • повторение действий прошлого занятия;
    • повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники  безопасности.
    1. Введение в новую тему:
    • загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.);
    • показ образца;
    • рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали);
    • повторение правил складывания.
    1. Практическая часть:
    • показ воспитателем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте, в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);
    • вербализация учащимися некоторых этапов работы (расшифровка схемы: «Что здесь делаю?»);
    • текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей);
    • самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;
    • оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;
    • анализ работы учащегося (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).

    Общие правила при обучении технике оригами

    1. Заготовка должна иметь точно квадратную форму.
    2. Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибаться, цветной.
    3. Показ изготовления производиться на столе или на доске. Заготовка для показа должна быть в 2 раза больше, чем у детей.
    4. При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.
    5. Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.
    6. Линии сгиба изделия должны тщательно разглаживаться.
    7. Совмещение сторон и углов в процессе складывания должно быть точным.
    8. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.

    Материалы и оборудование

    1. Бумага:

    Непосредственно рабочая: цветная из набора

    Рекомендуемая для фона: чертежно-рисовальная, обойная, картон.

    1. Ножницы (для обработки квадрата, аппликативных дополнений)
    2. Клей (для дополнительной аппликативной обработки оригами)
    3. Салфетки: бумажная, тканевая.
    4. Рабочая клеенка для аппликативной обработки оригами
    5. Кисти.

    I год обучения средняя группа

    Рассмотреть оригами как вид декоративно – прикладного искусства: история возникновения, приёмы и технология выполнения; разработать технологические карты и изготовить образцы в технике оригами. знакомить с основными геометрическими понятиями.

        ЗАДАЧИ:

      1.Развить интерес к конструированию из бумаги.

      2.Познакомить со свойствами бумаги с правилами пользования  

                материалами и инструментами.

      3. Познакомить с терминами: верхняя, нижняя, левая, правая сторона,  

                левый (верхний, нижний) угол, правый (верхний, нижний) угол,  

                центральная, горизонтальная, центральная вертикальная сторона,

                центр заготовки, линия сгиба, повернуть, перевернуть.

       4. Упражнять в  отработке основных элементов складывания: сложить

                  квадрат по диагонали, пополам.

       5.Познакомить с правилами техники оригами: изготовление поделки

                должно производиться поэтапно, линии сгибов тщательно

                 приглаживаются подушечками пальцев; совмещение углов и сторон в  

                процессе складывания должно быть точным.

      6. Познакомить с базовыми формами которые лежат в основе любой  

                поделки.

      7.  Научить оформлять игрушки, придавая им различные образы,

                 оживлять поделки, прорисовывая фломастером различные детали.  

                  Научить способам склеивания деталей.

    К КОНЦУ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ ДЕТИ МОГУТ:

    • Усваивает правила пользования инструментами и материалами.
    • Различает такие геометрические фигуры, как квадрат, треугольник,    ромб, круг, прямоугольник.
    • Умеет складывать квадрат по диагонали, превращая его в треугольник.  
    • Складывает квадрат пополам, превращая его в прямоугольник.
    • Усваивает термины оригами.
    • Умеет совмещать углы и стороны (допускаются небольшие неточности)    и проглаживать линии сгибов пальчиками.
    • Следуя словесным инструкциям педагога,  может поэтапно складывать

    простейшие поделки в стиле оригами.

    • Знает способы соединения деталей - склеивание.
    • Может оформить небольшие работы – аппликации из сделанных  

    поделок.

    • Ребенок получает огромную радость, видя свои успехи и результаты

    своего труда.

    • Повышается самооценка дошкольника.

    II год обучения старшая группа

    Знакомство  с искусством оригами; изготовление базовых форм оригами: «книжка», «шкаф», «треугольник», «мороженое», «блинчик», «конфета»; изготовление   простых поделок, доступных детям старшей группы.

    ЗАДАЧИ: 

    1. Учить детей искусству оригами, развивать мелкую моторику, совершенствуя и координируя движения пальцев и  кистей рук.
    2. Научить складывать квадратную форму листа пополам и по диагонали, тщательно разглаживать место сгиба.
    3. Научить детей складывать базовые формы «книжка», «дверь»,  «треугольник», «воздушный змей», «блинчик», «конфета»
    4. Закреплять умение делать надрезы в определенном месте; добиваться конечного результата; украшать свою поделку с помощью рисования или аппликации.
    5. Воспитывать усидчивость, четкость выполнения инструкции.
    6. Приучать к аккуратности во время работы с клеем и тонкими видами бумаги.
    7. Формирование самостоятельности, уверенности в себе, правильной самооценки.
    8. Помочь детям раскрыть свои возможности и проявить конструктивные, изобразительные, оформительские способности.

    К КОНЦУ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ ДЕТИ МОГУТ:

    • самостоятельно изготовить и знать основные базовые формы оригами «книжка», «дверь»,  «треугольник», «воздушный змей», «блинчик», «конфета»;
    • по образцу изготавливать несложные поделки.
    • знать и называть геометрические фигуры;
    • ориентироваться на листе бумаги;
    •  уметь намечать линии;    
    • тщательно и аккуратно разглаживать линии сгиба;
    • уметь украсить свою поделку, добавлять недостающие детали (глаза, усы,  и т.п.);
    • добиваться конечного результата;
    • самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников.

    III год обучения

    подготовительная к школе группа

    Программа третьего года обучения включает в себя разделы по ознакомлению с условными обозначениями («перевернуть лист»,  «согнуть и развернуть лист», «сгиб внутрь», «повернуть», «сгиб долиной», «сгиб горой», «складка молния», «вогнуть»), по изготовлению  базовых форм оригами («двойной квадрат», «двойной треугольник», «дом», «водяная бомба», «катамаран») и параллельно знакомит детей со схематичным изображением работы.

    ЗАДАЧИ:

    1. Продолжать  учить детей искусству оригами, воспитывать уважение и интерес к культуре разных народов, в частности к японскому искусству -оригами, развивать мелкую моторику, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук.
    2. Познакомить детей с базовыми формами: дом, двойной квадрат, двойной треугольник, водяная бомба,  катамаран.
    3. Познакомить детей с условными обозначениями, которые используют в искусстве оригами.
    4. Учить детей работать по схемам, пользоваться специальными терминами, применяемыми в оригами: «перевернуть лист»,  «согнуть и развернуть лист», «сгиб внутрь», «повернуть», «сгиб долиной», «сгиб горой», «складка молния», «вогнуть».
    5. Закреплять знания детей о правилах складывания бумаги: бумагу нужно складывать на гладкой ровной поверхности, при этом свободного места должно быть  достаточно, чтобы полностью разместить лист бумаги; прежде, чем продавить линию сгиба, убедиться, что уголки и края бумаги совпадают друг с другом; сначала надавить пальцами на середину линии сгиба, потом разгладить ее от середины к краям;
    6. Продолжать формировать самостоятельность, уверенность в себе,  самооценку.
    7. Развивать память и внимание.
    8. Развивать творческие способности и исследовательские навыки.

    К КОНЦУ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ ДЕТИ МОГУТ:

    • ориентироваться на листе бумаги 
    • знать названия, различать  и применять  в работе условные обозначения оригами;
    • знать и называть правила складывания бумаги при выполнении оригами;
    • изготавливать базовые формы и простые поделки по схеме и образцу.
    • работать самостоятельно, точно соблюдая инструкции;
    • добиваться конечного результата;
    • самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников;
    • уметь находить собственную ошибку в работе и выявлять причину неудачи.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по дополнительному образованию (кружок по чукотскому языку) "Родное слово" для детей 3-6 лет

    Ознакомить детей с несложной лексикой, доступной и соответсвующей их уровню развития. Воспитание и развитие личности постредством приобщения к культуре чукотского народа с помощью детского фольклора....

    Рабочая программа по дополнительному образованию по вокалу детей младшего дошкольного возраста.

    Рабочая программа расчитана на один год. Возраст детей 3-4 года. Дети с большим удовольствием занимаются пением, играют в игры на дыхание и выполняют упражнения на артикуляцию. Очень стараются пропева...

    Рабочая программа по дополнительному образованию в старшей группе по ФЭМП "Творческая мастерская "Эврика"

               Данная программа дополнительного образования составлена с использованием методических пособий Е. В. Колесниковой «Математические ступеньки. Програ...

    Рабочая программа по дополнительному образованию в младшей группе по ФЭМП "Занимательная математика для малышей"

    Данная программа дополнительного образования составлена с использованием методических пособий Е. В. Колесниковой «Математика для детей 3-4лет» и В. П. Новиковой «Математика в детском...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМ ПРОГРАММАМ В ОБЛАСТИ РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «Первые шаги в искусство» Предмет по выбору «Логопедия»

    Данная программа выполнена преподавателем Т.С. Чигринской в соответствии с требованиями к содержанию и направленности современным требованиям к преподаванию предмета «Логопедия»....