Рекомендации педагогам по организации конструирования из бумаги с детьми дошкольного возраста с нарушением слуха
методическая разработка по конструированию, ручному труду по теме

Суханова Наталья Михайловна

Материал содержит рекомендации педагогам по организации конструирования из бумаги с детьми дошкольного возраста с нарушением слуха

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации педагогам по организации конструирования из бумаги с детьми дошкольного возраста с нарушением слуха

Конструирование из бумаги относится к художественной деятельности. Дети создают художественно-эстетический продукт: сказочные фигурки для игр (сюжетные, театрализованные), поделки для украшения интерьера и т. п. Это могут быть как литературные персонажи («Колобок», «Баба-яга», «Царевна-лягушка»), так и придуманные образы («Солнечный человек», «Вакса-клякса», «Корзинка с волшебными цветами»). И даже когда дети воплощают в своих поделках реально существующие предметы (кроватка, стулья, веер и др.) и живые образы (лисичка, поросенок, мальчик, девочка и др.), они всегда стараются украсить их, сделать необычной формы ту или иную их часть, сохраняя при этом общую основную структуру.

Существует разная техника работы с бумагой: сминание, скручивание, разрывание, разрезание, сгибание. Последние две являются более сложными и одновременно более распространенными педагогической практике. Начиная с пяти лет дети успешно овладевают ими. А такую технику конструирования, как сминание, скручивание и разрывание бумаги, можно давать гораздо раньше – в три-четыре года. Однако дети с удовольствием используют эту технику и в дальнейшей, более сложной деятельности, создавая отдельные элементы поделки: бантик у клоуна, куклы; цветы в корзине; опушка шубы у снежной королевы и т.п. Техника получения поделок из бумаги путем ее многократного сгибания в разных направлениях пришла к нам из Японии. Называется она оригами («ори» — сгибать, «гами» — бумага). И в настоящее время в Японии оригами продолжают культивировать как отражение любви к родственникам, друзьям, близким. Изящное важное изделие — лучший подарок.

В нашей стране оригами используется для создания разных поделок из бумаги как средство отражения окружающего мира и выражения отношения к нему. Близка к этой технике и другая, также пришедшая к нам из Японии, — киригами. Она включает в себя складывание бумаги и срезание ее в разных направлениях. Так создаются различные фигурки животных, забавных человечков, разные снежинки, цветы и т.п. Техники оригами и киригами отличаются большой трудоемкостью, они требует многократно повторяющихся действий и строгого соблюдения определенного их порядка.

Бумажная скульптура (еще одна из разновидностей техники конструирования из бумаги) заключается в создании огромного разнообразия поделок (по тематике, по конструкции) путем комбинирования разных бумажных форм, которые делают сами дети.

Несмотря на всю привлекательность, конструирование из бумаги с использованием разной техники является самым сложным видом этой деятельности. Оно предполагает наличие у детей хорошо развитых пространственных представлений и не позволяет им действовать путем проб и исправлять неверные действия, так как складывание, разрезание и т.п. исправить уже нельзя, а значит, нельзя добиться и успеха. Поэтому традиционная методика построена на наглядном и подробном объяснении процесса изготовления каждой конкретной игрушки. В результате у детей формируется только репродуктивная деятельность (умение повторить образец) и установка на воспроизведение уже хорошо знакомого, что не способствует развитию инициативного, самостоятельного конструирования творческого характера.

Простые технологии работы с бумагой, такие как сминание и разрывание позволяют ребенку не только познать в процессе экспериментирования многообразие свойств бумаги как конструктивного материала, но и самостоятельно строить образы (на основе ассоциаций) и воплощать их с помощью взрослого. Поэтому использование такой простой техники с самого начала обучения детей конструированию из бумаги способствует инициативному освоению ими конструирования как средства самовыражения и создает основу для дальнейшего становления детской творческой деятельности.

Главными условиями развития творческого конструирования из бумаги являются:

1) использование разной техники, начиная с более простых ее видов (сминание, скручивание, разрывание);

2) формирование обобщенных способов конструирования в процессе овладения более сложной техникой (оригами, киригами, объемная скульптура).

В целях реализации последнего прежде всего необходимо помочь детям выделить способ конструирования из практического процесса создания конкретной поделки. Для этого сначала отрабатывают сам способ конструирования вне конкретной задачи, а затем демонстрируют этот способ как основу изготовления целого ряда разных поделок. Далее детям дают возможность самостоятельно применять усвоенные способы конструирования для получения новых поделок. Благодаря этому дети способны к самостоятельному творческому конструированию с использованием даже разных видов техники.

Детей трех – четырех лет нужно познакомить с разными свойствами бумаги. Она бывает мягкой и жесткой, различной толщины и прочности, матовой, блестящей, гладкой, шершавой и всевозможной окраски, и с ней можно по-разному действовать: мять, рвать, красить, клеить и создавать разные формы. С этой целью организуются занятия игрового характера, где создаются условия для практического экспериментирования с бумагой.

На пятом году жизни продолжается знакомство с разными свойствами бумаги. К мягким, уже знакомым видам бумаги добавляется бумага более плотная: ватманская, бархатная, глянцевая, фольга.

Спектр пробующих действий с бумагой значительно расширяется. Детям дают фломастеры, краски в баночках и кисти, воду в тазике. И дети путем практических действий определяют, какая бумага быстрее намокает, на какой краски и следы фломастеров расплываются, а на какой — нет и т.п.

Затем дети, сминая, скручивая в жгуты и разрывая бумагу, сами делают разные формы и вместе со взрослым «опредмечивают» их. Они наклеивают их на чистые листы бумаги и дорисовывают красками, фломастерами. Например, желтый комочек — цыпленок (ребенок рисует палочку-клюв, воспитатель дорисовывает лапки); другой желтый комочек — одуванчик, к которому ребенок вместе с воспитателем приклеивает стебелек, сделанный из скрученной в жгутик бумаги.

Все детские работы необходимо помещать на выставку и вместе с детьми внимательно рассматривать их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста с нарушениями слуха танцевальным движениям"

Занимаясь много лет  хореографией с неслышащими детьми (дошкольниками),  я  накопила определённый опыт  по обучению  их танцам.В  данной  методической разработке ...

Фронтальное занятие по развитию речи на тему "Домашние птицы" с детьми дошкольного возраста с нарушенным слухом

Конспект занятия с детьми 4-5 лет по развитию речи, имеющих нарушения слуха. Занятие с глухими детьми....

Методические рекомендации для педагогов по использованию музыкально-дидактических игр с детьми дошкольного возраста имеющими нарушения речи

Ценность музыкально-дидактических игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. Основное назначение дидактических игр и пособий – формирование у д...

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ ДОМА

Статья адресована семьям,воспитывающим ребёнка с нарушенным слухом раннего возраста, а также специалистам, работающим с данной категорией детей....

Сценарий проведения выпускного с детьми дошкольного возраста с нарушением слуха

Этот план проведения может быть полезен музыкальным руководителям и воспитателям, работающим с детьми с нарушением слуха....

Пакет рекомендаций для родителей, направленных на коррекцию развития детей дошкольного возраста имеющих нарушения слуха.

В работе с родителями можно применять разнообразные формы: анкетирование родителей, родительские пятиминутки, консультации, практические занятия с родителями, родительские собрания, совместные досугов...