Главные вкладки

    Проект "Дети плюс Лего"
    проект по конструированию, ручному труду на тему

    Садовникова Елена Михайловна

    Конструкторы Лего на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в дошкольных учреждений. Дети любят играть в свободной деятельности. В педагогике Лего-технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. В данной статье представлена работа по легоконструированию.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_deti_plyus_lego_mladshaya_gruppa.docx455.02 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проект «Дети плюс LEGO»

    Тип проекта: информационно – творческий, групповой, краткосрочный.

    Актуальность:

    1. Большая популярность игры у детей во всем мире.

    2. Конструктор LEGO представляет большой потенциал для развития творческих способностей детей.

    3. Более глубокое и подробное знакомство с конструктором и его частое использование поможет решать трудные задачи посредством увлекательной игры.

    Цель проекта: . Развитие способности детей к наглядному моделированию через ЛЕГО – конструктор.

    Задачи проекта:

    1. Расширить представление детей о возможностях конструктора LEGO.

    2. Развивать восприятие, мышление, речь, путем словесного анализа – рассуждения в процессе активных действий по поиску связей от деревянной игрушки до инновационных разработок.

    3. Развивать воображение и любознательность детей.

    4. Продолжать формировать мелкую моторику пальцев рук.

    Планируемый результат:

     У детей сформируется представление о возможностях игры с конструктором LEGO.

    Реализация проекта

    LEGO - это самая любимая игра девчонок, но особенно мальчишек в моей группе.

    Но что они о нем знают? Оказалось, немного.

    LEGO - это конструктор, в котором много деталей разных по цвету и форме, в него можно играть и девочкам, и мальчикам.

    1 этап – подготовительный

    Цель: определить основные направления работы:

    -Информирование и ознакомление родителей с темой и планом проекта

    -Сбор и накопление информации о конструкторе LEGO

    - Планирование совместной деятельности.

    2 этап – аналитический

    Цель: помочь детям в сборе информации о конструкторе LEGO.

    1. Беседы по темам:

    - «Дети мира играют в LEGO».

    - «Каким бы ты стал героем и почему?»

    2. Отгадывание загадок с использованием конструктора LEGO

    3. Сюжетно-ролевые игры с конструктором LEGO: Герои LEGO, Полиция, LEGO- город.

    4. Образовательная деятельность:лепка, раскрашивание, конструирование героев LEGO.

    5. Создание интересных моделей по желанию и в свободное время.

    3 этап – практический

    Цель: Развивать у детей умение использовать полученные знания о конструкторе в играх.

    -Игра «Дрессированные животные»

    -Игра: «Угадай сказку»

    -Игра: «Чего не стало?»

    -Игра «Кто, где находиться?»

    Игры с водой:

    «Плывет кораблик»: ребенок конструирует из LEGO кораблик, лодку или плот, присоединяя к постройке парус (бумажную салфетку, после чего выполняются дыхательные упражнения (ребенок дует на кораблик - кораблик плывет);

    «Ищем клад»: ребенок ищет детали конструктора с закрытыми глазами, держа руки в контейнере с водой;

    Игры с песком:

    «Угадай, какая деталь»: ребенок ищет закопанную в песочном бассейне деталь конструктора и определяет ее название.

    «Соедини детали на ощупь»: ребенок ищет закопанные в песочном бассейне детали конструктора и соединяет их на ощупь, после чего вытаскивает и описывает, на что похожа постройка.

        Вывод:

    Немаловажную роль в работе по данному направлению играет заинтересованное отношение родителей. На начальном этапе работы по использованию ЛЕГО конструктора в познавательном развитии дошкольников 45 % семей имели конструктор, но не использовали его как развивающий материал. Чтобы раскрыть родителям возможности ЛЕГО я использовала разнообразные формы работы: консультации, семинары-практикумы, открытые занятия для родителей т. д. Благодаря такой работе 87,5% родителей приобрели для своих детей ЛЕГО конструктор разных размеров и отмечают, что такая работа дает возможность мальчикам и девочкам проявить свои творческие способности, доставляет истинное удовольствие и приносит неоценимую пользу в подготовке детей к обучению в школе.

    Необходимо подчеркнуть, что в процессе игры с конструктором

    ребенок развивает:

    • Мышление: умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать

    • Концентрацию внимания

    • Мелкую моторику

    • Умение следовать образцу

    • Пространственное воображение, способность видеть разные способы создания образов и построек

    • Добиваясь определенного результата, ребенок развивает целенаправленность собственных действий

    • Программа способствует формированию положительной мотивации к обучению, активной включенности ребенка в процесс игры, создает основу формированию учебных навыков.

    Своевременное овладение конструктивно-игровой деятельностью оказывается важным и в плане создания готовности к дальнейшему обучению в школе. У дошкольников формируются необходимые для будущего учения предпосылки: познавательное развитие, умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, доводить его до конца, планировать будущую работу.

    Консультация для родителей: «Познавательное развитие дошкольников посредством конструктора LEGO»

    Человек, который способен конструктивно мыслить, быстро решать логические задачи, наиболее приспособлен к жизни, так как быстро находит выход из затруднительных ситуаций, принимает рациональное решение. Влияние конструктивной деятельности на умственное развитие детей изучал А. Р. Лурия. Им был сделан вывод о том, «что упражнения в конструировании оказывают существенное влияние на развитие ребёнка, радикально изменяя характер познавательной деятельности».

    Конструирование – «продуктивный вид деятельности дошкольника, предполагающий создание конструкций по образцу, по условиям и по собственному замыслу».

    Конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей: ребенок овладевает практическими знаниями, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами.

    В педагогической практике широко используются разнообразные виды конструирования - из деталей конструктора, крупногабаритных модулей, из бумаги, природных и бросовых материалов. Из всего многообразия конструкторов, которые используются в дошкольных учреждениях, мне хотелось бы остановиться на ЛЕГО конструкторе, который представляется собой «яркий, красочный, полифункциональный материал, предоставляющий огромные возможности для поисковой и экспериментально-исследовательской деятельности ребёнка». С его помощью трудные задания можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребенок может с ней справиться. Элементы конструктора ЛЕГО имеют разные размеры, разнообразны по форме, простые варианты скрепления с другими элементами. Вариантов скрепления ЛЕГО-элементов между собой достаточно много, что создает практически неограниченные возможности создания различных типов построек и игровых ситуаций.

    ЛЕГО – конструктор широко используется на занятиях по конструированию и решает следующие задачи: развивает мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т. д.). Достаточно эффективное средство активизации мышления служит конструирование по моделям, по схемам, чертежам, плану, образцу, по памяти.

    Конструктивная деятельность требует относительно высокой сосредоточенности внимания у детей. Прежде чем, приступить к созданию конструкции, необходим точный расчёт, продуманность, определенная последовательность и точность в работе. В процессе выполнения конструкции у дошкольников развивается умение довести начатое дело до конца, контролировать свою деятельность и получать качественный результат, что является очень важным при обучении. Активизации внимания способствует конструирование по плану, схеме, образцу, достраивание до целой фигуры («Построй дом», «Восстанови сломанный мост», «Дострой дом (гараж, машину и т. д.) по образцу».

    Легоконструирование как средство развития пространственного мышления детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

      Конструкторы Лего на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в дошкольных учреждений. Дети любят играть в свободной деятельности. В педагогике Лего-технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры Лего здесь выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире. Дети учатся с момента рождения. Они прикасаются к предметам, берут их в руки, передвигают - и так исследуют мир вокруг себя. Для детей в возрасте от трех до шести лет основой обучения должна быть игра - в ее процессе малыши начинают подражать взрослым, пробовать свои силы, фантазировать, экспериментировать. Игра предоставляет детям огромные возможности для физического, эстетического и социального развития. В нашем детском саду с конструктором Лего я работаю второй год. Учу детей работать по этапам.

    Этапы развития способностей к конструированию:

    1. Планировать предстоящую деятельность, представлять ход работы по операциям, описывать окончательный результат готового изделия.

    2. Овладевать элементами графической грамотности: умение охарактеризовать модель.

    3. Самостоятельно конструировать.

    4. Овладевать конкретными конструкторскими умениями во взаимодействии с воспитателем и детьми.

    5. Самоконтроль во время конструирования и взаимопроверка детей за выполнением модели в соответствии с поставленными задачами и запланированным образцом.

    6. Определять назначение получившегося изделия.

    Если вижу, что дети устали, предлагаю разминку.

    – Ручками похлопали: раз, два, три.

    – Ножками потопали: раз, два, три.

    – Глазками помигали: раз, два, три.

    – А потом попрыгали: раз, два, три.

    – Кубики застучали: тук, тук, тук.

    – Паровозик поехал: чух, чух, чух.

    – Вы любите ЛЕГО? Да, да, да.

    Дети продолжают конструировать.

    Еще вариант игры-разминки, его можно использовать и в начале игры.

    – Два прихлопа, два притопа: ёжики, ёжики (движения пальцев рук имитируют ёжиков)

    – Раз, два, три по наковальне: ножницы, ножницы (движения рук крест-накрест показывают ножницы)

     – Бег на месте, бег на месте: зайчики, зайчики (руки подняты вверх к голове, изображают ушки у зайчиков)

    – Ну-ка дружно, ну-ка вместе: девочки, мальчики (сначала дружно кричат девочки, затем дружно кричат мальчики).

    – Очень дружные у нас дети, и девочки, и мальчики. Поэтому всех детей мы берем в увлекательное путешествие по стране ЛЕГО. Яркие, разноцветные, замечательные конструкторы ЛЕГО ждут вас. Вы покажите, что можно построить, используя детали этих конструкторов. Проявите свое творчество и воображение.

    Использование конструктора LEGO DUPLO «Ферма» для развития речи детей во второй младшей группе.

    Все дети любят играть в конструктор. Набор LEGO «Ферма» прекрасная иллюстрация жизни в деревне. Конструктор помогает детям узнать, как выглядят домашние животные, и какую пользу они приносят людям.

    Дети могут создать свою ферму, построить дом, что способствует развитию детской фантазии, изучить начальные понятия цвета, формы.

    В совместной деятельности можно комбинировать наборы LEGO это позволит научить детей играть в ролевые игры, придумывать различные сюжеты.

    «Труд людей на ферме

    «Напоить животных»

    «Построить загоны»

    «Посадить цветы»

    «Распорядок дня»и другие

    Набор LEGO «Ферма» можно использовать в дидактических играх:

    «Кто как кричит?»

    «Найди малышу маму»

    «Кто что ест?»

    «Рассели животных»

    «Что изменилось?»

    «Кого не стало?»

    «Узнай по описанию»

    «Конспект занятия по лего конструированию во второй младшей группе

     Цель: Развитие способности детей к наглядному моделированию через ЛЕГО – конструктор.

     Задачи:

    1.        Развивать зрительное и пространственное восприятие;

    2.        Активизировать внимание, направленное на продолжение ритмического рисунка постройки;

    3.        Закреплять умения детей строить по образцу;

    4.        Развивать наглядно-действенное мышление;

    5.        Воспитывать детей работать в коллективе сверстников, помогая, друг другу при совместной постройке;

    6.        Развивать способность осуществлять элементарный анализ объектов, выделять целое и части;

    7.        Развивать у детей умения, передавать характерные особенности животных, опираясь на схему.

    Материал: ЛЕГО – человек, индивидуальные наборы с деталями конструктора, образец постройки для детей, схемы на каждого ребенка.

     Ход:

    Педагог встречает детей, предлагая пройти на ковер. Звучит загадочная музыка. На воздушном шаре спускается ЛЕГО-человек.

    Я ЛЕГО - человек. Я прилетел к вам из волшебной страны ЛЕГО. Ночью там был сильный ураган. Когда утром мы проснулись, то увидели, что любимый зоопарк разрушен, а звери разбежались. Помогите нам.

     - Дети, вы согласны помочь ЛЕГО - другу. Он такой интересный, необычный (обращает внимание на фигурку ЛЕГО-человечка)

    - Чем же он необычен? (Предполагаемые ответы детей)

     - Да, он сделан из деталей конструктора.

     - А как называется этот конструктор?

    - Правильно. Это конструктор ЛЕГО.

     - Он попал к нам из волшебной ЛЕГО страны. Что бы ему помочь нам надо туда отправиться.

     - Вы согласны? Как туда попасть?

    - А я предлагаю построить дорогу, но не простую, не обычную, а волшебную. Чем она необычна? Она состоит из ЛЕГО деталей.

    Но сначала построим волшебную дорогу.

    Кирпичик нужный найди,

    Дорогу в ЛЕГО - страну собери.

     Развивающая игра «Волшебная дорожка»

    Чтобы построить дорогу, нужно соблюдать правила, каждому надо взять только 2 детали. Детали должны быть разные: разные или по цвету, или по размеру. Начинаем строить: я ставлю первую деталь. Следующая должна быть похожа на мою по цвету или размеру.

    - У кого есть подходящая? (помогает соотносить детали по цвету или размеру.)

     Твоя деталь похожа на мою? По цвету или размеру?

    - А почему ты поставил эту деталь?

     - Все поставили свои детали? Дорога готова?

     - Чтобы никто не потерялся в пути, крепко сцепимся мизинчиками, как детальки ЛЕГО (по кругу вокруг стола) .

     - Можно отправиться в путь. (Как заклинание)

    Друзей с собою возьми.

    И в ЛЕГО страну попади.

    Упражнение для глаз. ЧЕЛОВЕЧЕК (Глаза вверх, вниз, вправо, влево, широко открыли от удивления, крепко зажмурились, поморгали.)

    Мы с вами в ЛЕГО стране. (Беру человечка) А вот и зоопарк (подходят к столу с зоопарком). Поспешим к нему!

    Посмотрите, стены зоопарка разрушены. Сможем мы их восстановить? А как? Часть стены сохранилась. Это будет для нас подсказка. Давайте мы ее внимательно рассмотрим.

    - Из чего она сделана? Да из деталей Лего - конструктора.

     - Все ли детали одинакового цвета?

    - А какого они цвета?

    - А по размеру одинаковые (уточнить размер)?

    - Как детали ЛЕГО держатся (соединяются) между собой? (про кнопочки).

    Возьмите контейнеры с деталями и проходите на полянку, располагайтесь удобно, но так, чтобы было видно образец (следить за осанкой). Начинаем строительство.

    Детали, детали,

    Вы спать не устали.

    Сегодня с утра

    Нам строить пора.

    Начинаем строительство.

     ( Идет индивидуальная работа: оказание помощи путем показа, дополнительного объяснения, поддержки, одобрения.)

    - Несите постройки к разрушенному зоопарку. Захватите с собой контейнеры. Лего-друг нас ждет. Будем восстанавливать стены.

     Нам осталось только закрепить ваши стены на фундаменте. Ставьте их плотно, без щелей и проемов. (Закрепить зелеными деталями).

    Было много кирпичей.

    Каждый был совсем ничей.

    А теперь детали

    Крепкой стенкой встали.

    Зоопарк восстановлен. Можно вернуться на полянку.

    - Ребята, посмотрите, как красиво смотрится наш зоопарк!

    Вам нравится? Какие мы молодцы. Жители ЛЕГО страны будут приходить в зоопарк… Рассматривать и кого они увидят. Но животных в зоопарке нет.

    - А каких животных вы знаете? Как много животных вы знаете!

    - А показать руками вы их сможете?

    Например, зайчика! (правой рукой, левой, одновременно)

    - А как собаку показать? (Дети пробуют, педагог показывает свою) .

    У собаки острый носик,

    Есть и шейка, есть и хвостик. (Двумя руками) .

    В зоопарке стоит слон

    Уши, хобот, серый он.

    Головой кивает,

    Будто в гости приглашает.

    Крокодил плывет по речке,

    Выпучив глаза.

    Он зеленый весь, как тина.

    От макушки до хвоста.

     - Молодцы! У вас просто волшебные пальчики!

    Из ЛЕГО выросла стена.

    Продолжим добрые дела?

    У ЛЕГО - друга сохранились фотографии животных, которые жили в зоопарке. Дети мы с вами, в ЛЕГО – стране, значит, собрать животных можно из…. ЛЕГО – деталей! У нас есть схемы животных. Одни схемы легкие, - они зеленого цвета. А красные – это более сложные. Давайте их рассмотрим

    (дети подходят к доске) .

    Вы узнали их? (Обратить внимание па части тела и в соответствии с этим — технологию изготовления). (Обобщает) Сделаны они тоже. из лего. Кто какого животного хотел бы собрать?

    Возьми фотографию - схему и пройди за столы - там будет удобнее работать.

     (Дети строят под музыку, воспитатель оказывает помощь по мере необходимости).

    Осанка, поза, неуверенные.

    Мы с умом и разумом

    Строим все по- разному.

    Вот как в ЛЕГО стране бывает –

    Все, что мы любим - оживает.

    Несите их аккуратно, бережно. Не торопитесь заселять зоопарк. Посмотрим - кто в нем будет жить.

    В нашем зоопарке поселился. Его построил …

     - Расскажи о нем: есть ли у него имя? Что он любит делать? Есть ли друзья? Какой он по характеру? Кто его сосед по зоопарку?

    Вы заметили: какие удивительные у вас постройки. Крепкие, красивые, оригинальные, все разные. И вы замечательно о них рассказали.

    ЛЕГО - другу они очень нравятся. Он благодарит вас за помощь. А за какую помощь?

    Вы помогли жителям ЛЕГО страны. Восстановили зоопарк. Вы были смелые, отважные, решительные, сообразительные - замечательные помощники. На вас можно положиться. А вы себя, за что можете похвалить?

    А теперь встаньте в круг и соедините ладошки.

    Расцветай ЛЕГО - страна

    А нам домой возвращаться пора.

    Закрывайте глазки-

    Мы уходим из этой сказки.Чудесный мешочек»и другие.

    Конспект интегрированного занятия в младшей группе с использованием конструктора ЛЕГО:

    «Путешествие в космос»

    Цель:

    - дать детям знания о космосе, о планетах, звёздах;

    - упражнять в конструировании космического корабля из конструктора ЛЕГО;

    - закрепит названия деталей, их цвет;

    - развивать умение строить по образцу;

    - развивать творческие способности, воображение, быстроту реакции, умение ориентироваться в пространстве;

    Материалы и оборудование:

    Магнитофон, конструктор ЛЕГО, игрушки ЛЕГО-мастер и Лунтик, «волшебный мешочек», иллюстрации с изображением звёзд, планет, комет и космического корабля, обручи.

    Ход занятия:

    Лунтик: - Здравствуйте ребята, давайте с вами познакомимся. Вы знаете, как меня зовут? А как зовут вас? (Дети называют свои имена).

    - Как вы думаете, почему у меня такое имя, где я живу? (На Луне).

    - Где находится Луна? (В космосе).

    - Что можно увидеть ещё на ночном небе? (Звёзды).

    - Отгадайте загадку:    

    Угли пылают,

    Совком не достать,

    Ночью их видно,

    А днём не видать. (Звёзды).

    - Этот необычный, огромный мир называется космос. Он наполнен множеством звёзд, планет, комет (показать иллюстрации).

    - Про что говорится в загадке?

    Жёлтая тарелочка на небе висит,

    Жёлтая тарелочка всем тепло дарит (солнце).

    - Солнце не одиноко в космосе, у него есть семья – планеты.

    Земля – это планета, где живут люди - вы, ребята.

    - Я погостил у вас и мне хочется вернуться домой на Луну.

    - На чём мне можно добраться до Луны?

    До луны не может птица

    Долететь и прилуниться,

    Но зато умеет это

    Делать быстрая … (Ракета).

    - Помогите мне, ребята, постройте космический корабль.

    Воспитатель:

    - Присядь Лунтик. Ребята, давайте обратимся к ЛЕГО-мастеру и с помощью конструктора создадим ракету.

    ЛЕГО - мастер: - Конечно я вам помогу, но сначала я хочу поиграть с вами в игру «Угадай на ощупь».

    Проводится игра.

     Воспитатель: - Давайте посмотрим, как построена ракета? Из каких деталей сделан корпус ракеты? Сколько их? Из каких деталей сделан двигатель ракеты? Сколько их? На чём мы их закрепили? Приступайте к работе (Под космическую музыку дети строят).

    - Когда построите, перенесите ракету на космодром. Что это такое? (Место, откуда взлетают ракеты).

     Дети рассматривают постройки.

    Воспитатель: - Мы построили, ребята,

    Самый лучший звездолёт.

    Всё проверим, всё исправим

    И отправимся в полёт.

    - Спасибо за помощь, ЛЕГО-мастер. Лунтик, приготовься к полёту.

    - Поиграем в игру «Космонавты». Идём по кругу и говорим вместе со мной:

    Ждут на новые ракеты

    Для прогулок на планеты.

    На какую захотим,

    На такую полетим.

    Только есть один секрет –

    Опоздавшим места нет.

    Дети по сигналу занимают места в обручах.

    Звучит космическая музыка.

    Воспитатель: - Мы летим с вами в космосе. Что вы видите? Какое небо бездонное, тёплое и ласковое. Интересно в космосе. Но нам надо возвращаться домой.

    - Как называется наша планета? (Земля).

    - Как называется наш город? (Зеленогорск, поселок Орловка).

    - Закройте глаза: 5-4-3-2-1 – вот уж в зале мы сидим.

    - Вам понравилось наше путешествие?

    - Мы помогли Лунтику вернуться домой, а теперь сами вернёмся в группу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по лего-конструированию "Путешествие в Лего-град"

    Цель: Развитие способности детей к наглядному моделированию через ЛЕГО – конструктор.Задачи: Развивать зрительное и пространственное восприятие, активизировать внимание, направленное на продолжение ри...

    Конспект родительского собрания «С ЛЕГО легче все уметь, с ЛЕГО легче поумнеть».

    Данный материал будет полезен педагогам ДОУ при проведении родительских собраний...

    Консультация на тему: Особенности образовательной деятельности в приобщении дошкольников к лего-конструированию. Значение Лего-конструирования в жизни ребенка дошкольника.

    Среди разных видов технического конструирования- конструкторы Лего вызывают особый интерес и популярность у детей дошкольного возраст. Конструирование из конструкторов Лего полностью отвечает их интер...

    Творческий проект по лего-конструированию "Лего и космос"

    Проект рассчитан на детей 7-го года жизни....

    Авторская дополнительная образовательная программа «Я моделирую мир. Лего-технологии (лего-конструирование и лего-дизайнерство)»

    Авторская дополнительная образовательная программа «Я моделирую мир.  Лего-технологии (лего-конструирование и лего-дизайнерство)».Лего-технологии (лего-конструирование и лего-дизайнер...

    «Развитие интеллектуальных и математических способностей дошкольников посредством лего-конструирования» «Изучаем ЛЕГО математику»

         Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных инте...

    Конспект ОД по Лего-конструированию «Путешествие по ЛЕГО стране»

    Развитие способности детей к наглядному моделированию через ЛЕГО – конструктор....