Главные вкладки

    РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    статья по конструированию, ручному труду (старшая группа)

    Анастасия Павловна 99

    Согласно статье 64.1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ дошкольное образование должно быть направлено «на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личных качеств». Из этого следует, что приоритетом образовательной программы дошкольного образования должно быть разностороннее развитие ребенка.

    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» включает в себя ряд принципов , таких как «личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей», а также «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования». Под субъектом при этом понимается полноценный участник образовательных отношений.

    ФГОС ДО  определяет условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующие специфике дошкольного возраста. Условия предполагают, в том числе, построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, через организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления.

    В современной действительности наиболее актуальной становится проблема воспитания человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли. Уже в возрасте пяти лет ребенок способен овладеть на элементарном уровне такими приемами логического мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация и смысловое соотнесение. Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления в дошкольном детстве, труднее будет даваться учеба – решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил.

    Работа над развитием мышления будет эффективной тогда, когда педагог включает ее в различные виды деятельности, особенно в конструктивно-модельную.

    В ряде исследований Г.И. Минской,  А.А. Запорожца показано, что наиболее простые формы мышления, при которых ребенок способен оперировать конкретными образами предметов, возникают в возрасте четырех-пяти лет.

    Исследование П.Я. Гальперина, Я.А. Пономарева и других отечественных психологов показали, что умение оперировать своими представлениями (уровень образного мышления) в значительной степени зависит от содержания и методов обучения. Исследования Н.Н. Поддъякова показали, что в процессе предметной деятельности (изобразительная деятельность, конструирование, труд в природе) ребенок дошкольного возраста выделяет существенные связи явлений и отражает их в образной форме.

    Работы по специфике детского мышления А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. Л.И. Божович, Л.А. Венгера, Г.И. Минской, Н.Н. Поддъякова также вскрывают тесную связь мышления дошкольника с практической деятельностью. По мнению Л. Парамоновой, Г. Урадовских, умственное развитие обеспечивается практической деятельностью по выявлению отдельных сторон, качеств предметов, явлений и по выявлению связей и зависимостей между ними (включая конструирование).

    В настоящее время педагоги и психологи уделяют особое внимание детскому конструированию. В современных программах дошкольного воспитания эта деятельность рассматривается как одна из ведущих.

    В работе с дошкольниками применяется два вида конструирования - это техническое и художественное. К техническому конструированию относятся конструирование из строительного материала, деталей конструкторов, крупногабаритных модулей, а также конструирование на базе компьютерных программ. К художественному конструированию относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного материала. Конструирование из бумаги изучают только на специальных занятиях. Однако, как показывает анализ практики и методических пособий, обучение строится лишь на подражательной основе - используются образцы, показ и подробное объяснение процесса изготовления каждой поделки.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx14.21 КБ

    Предварительный просмотр:

    РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Согласно статье 64.1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ[27] дошкольное образование должно быть направлено «на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личных качеств». Из этого следует, что приоритетом образовательной программы дошкольного образования должно быть разностороннее развитие ребенка.

    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» включает в себя ряд принципов [28], таких как «личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей», а также «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования». Под субъектом при этом понимается полноценный участник образовательных отношений.

    ФГОС ДО  определяет условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующие специфике дошкольного возраста. Условия предполагают, в том числе, построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, через организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления.

    В современной действительности наиболее актуальной становится проблема воспитания человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли. Уже в возрасте пяти лет ребенок способен овладеть на элементарном уровне такими приемами логического мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация и смысловое соотнесение. Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления в дошкольном детстве, труднее будет даваться учеба – решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил.

    Работа над развитием мышления будет эффективной тогда, когда педагог включает ее в различные виды деятельности, особенно в конструктивно-модельную.

    В ряде исследований Г.И. Минской,  А.А. Запорожца показано, что наиболее простые формы мышления, при которых ребенок способен оперировать конкретными образами предметов, возникают в возрасте четырех-пяти лет.

    Исследование П.Я. Гальперина, Я.А. Пономарева и других отечественных психологов показали, что умение оперировать своими представлениями (уровень образного мышления) в значительной степени зависит от содержания и методов обучения. Исследования Н.Н. Поддъякова показали, что в процессе предметной деятельности (изобразительная деятельность, конструирование, труд в природе) ребенок дошкольного возраста выделяет существенные связи явлений и отражает их в образной форме.

    Работы по специфике детского мышления А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. Л.И. Божович, Л.А. Венгера, Г.И. Минской, Н.Н. Поддъякова также вскрывают тесную связь мышления дошкольника с практической деятельностью. По мнению Л. Парамоновой, Г. Урадовских, умственное развитие обеспечивается практической деятельностью по выявлению отдельных сторон, качеств предметов, явлений и по выявлению связей и зависимостей между ними (включая конструирование).

    В настоящее время педагоги и психологи уделяют особое внимание детскому конструированию. В современных программах дошкольного воспитания эта деятельность рассматривается как одна из ведущих.

    В работе с дошкольниками применяется два вида конструирования - это техническое и художественное. К техническому конструированию относятся конструирование из строительного материала, деталей конструкторов, крупногабаритных модулей, а также конструирование на базе компьютерных программ. К художественному конструированию относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного материала. Конструирование из бумаги изучают только на специальных занятиях. Однако, как показывает анализ практики и методических пособий, обучение строится лишь на подражательной основе - используются образцы, показ и подробное объяснение процесса изготовления каждой поделки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учебно-методическое пособие - развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста .

    Данное пособи разработано лично мной . Опробовано и внедрено в работу с детьми . Успешно используется .1- Каждый хочет быть первым . Цель - Порядковый счет .2-Как соединить точки по порядку . Цель-Учи...

    Авторское открытое занятие с элементами тренинга: « Путешествие по необитаемому острову!» Цель: Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

    В твоих руках послание в бутылке,Оставил их тебе пиратИ если ты имеешь вредные привычкиТо не отыщите на острове вы клад.  Ну что ж Я капитан, И за слова свои всегда  я отвечаюДолой таба...

    Авторское открытое занятие с элементами тренинга: « Путешествие по необитаемому острову!» Цель: Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

    В твоих руках послание в бутылке,Оставил их тебе пиратИ если ты имеешь вредные привычкиТо не отыщите на острове вы клад.  Ну что ж Я капитан, И за слова свои всегда  я отвечаюДолой таба...

    «Систематизация математических игр и упражнений для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста»

    Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлени...