Главные вкладки

    Консультация для воспитателей
    консультация по конструированию, ручному труду (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

    Ярцева Зоя Сергеевна

    Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлена на получение определенного продукта.

    Конструирование – создание разных конструкций и моделей из:

    • Строительного материала и деталей конструкторов

    • изготовление поделок из бумаги, картона, природного и бросового материала

    Есть 2 типа конструирования:

    1. техническое (дети отображают реально существующие объекты, а также придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок, фильмов: здание с крышей, окнами, дверью, корабль с палубой, кормой, штурвалом). Это конструирование из строит. материалов, из деталей конструкторов, из модулей.

    2. Художественное (дети не только отображают структуру, сколько выражают отношение к созданному образу, передают их характер «злой волк», «прекрасный принц»). Это конструирование из бумаги и природного материала.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_konstruirovanie.docx18.93 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей «Обучение конструированию»

    Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлена на получение определенного продукта.

    Конструирование – создание разных конструкций и моделей из:

    • Строительного материала и деталей конструкторов

    • изготовление поделок из бумаги, картона, природного и бросового материала

    Есть 2 типа конструирования:

    1. техническое (дети отображают реально существующие объекты, а также придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок, фильмов: здание с крышей, окнами, дверью, корабль с палубой, кормой, штурвалом). Это конструирование из строит. материалов, из деталей конструкторов, из модулей.

    2. Художественное (дети не только отображают структуру, сколько выражают отношение к созданному образу, передают их характер «злой волк», «прекрасный принц»). Это конструирование из бумаги и природного материала.

    Созданные постройки, поделки дети используют в основном в игре, в качестве подарка, украшения и т. д.

    Особенно связано с игровой деятельностью техническое конструирование (замки, гаражи, дети играют с постройками, неоднократно их перестраивают по ходу игры.

    Игра и конструирование взаимодействуют в дошкольном возрасте и это взаимодействие динамично. В раннем возрасте конструирование слито с игрой. Затем игра становится побудителем к конструированию. В старшем возрасте конструирование стимулирует развитие сюжета и само приобретает сюжетный характер.

    Воспитателю важно учитывать особенности взаимосвязи игры и конструирования. Так как если воспитатель будет предъявлять требования в ролевой игре к качеству построек, это разрушит игру. А если будет довольствоваться примитивными постройками – значит обедняет развитие детей.

    Формы организации обучения детскому конструированию.

    1. Конструирование по образцу:

    Детям предлагают образцы построек и показывают способы их воспроизведения. Это передача готовых знаний, способов действия. Это важный этап обучения, в ходе которых дети узнают о свойствах деталей строительного материала. Овладевают техникой возведения построек (аккуратно соединять детали, учат делать перекрытия, выделять пространство для построек).

    Важно овладеть обобщенным способом анализа образцов.

    Проводится обследование образцов:

    • Охватывание взором постройки в целом (что это такое, какой формы)

    • Выделение основных частей постройки (у стола четыре ножки, крышка)

    • Установление пространственного расположения частей постройки (крышка находится на ножках)

    • Выделение деталей в основных частях постройки (ножки стола построены из кубиков,, крышка – широкая пластина)

    • Установление пространственного расположения деталей по отношению друг к другу (кубики поставлены друг на друга, пластина положена сверху кубиков)

    • Возвращение к восприятию целостного объекта.

    Порядок обследования образца должен соответствовать последовательности возведения постройки (сначала ножки стола, затем -крышка). Часто дети воспринимают не весь образец в целом, а только заинтересовавшие его части, а для воспроизведения важно целостное представление о предмете. Для этого, рассматривая образец вместе с детьми воспитатель должен назвать его и обозначить контур рукой. …. например, у домика – стены, окна, крыша. А такую часть как перекрытие, они не выделяют, и это делает воспитатель.

    В качестве образца можно использовать рисунки, фотографии, отображающие общий вид постройки (рисунок).

    2. Конструирование по модели:

    Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от ребенка (конструкция, обклеенная плотной белой бумагой). Ребенку предлагают задачу, но не дают способа ее решения. Не применяется на практике (сложно оклеивать, нет готовых объемных моделей, непрактично).

    3. Конструирование по условиям:

    Образца детям не дают. Определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение (возвести через реку мост для пешеходов, транспорта, гараж для грузовых или легковых машин и т. д.) Задачи выражаются через условия и носят проблемный характер. Чтобы конструировать по условиям, у ребенка должен быть какой-то опыт.

    4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам:

    Это трудно. Как правило, дети не умеют выделять плоскостные проекции объемных геометрических тел.

    5. Конструирование по замыслу:

    Большие возможности для развития творчества детей и проявления их самостоятельности. Ребенок сам решает, что и как он будет конструировать.

    Дети должны иметь:

    • Обобщенные представления о конструируемом объекте

    • Владеть обобщенными способами конструирования

    • Уметь искать новые способы

    Конструирование по замыслу позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее (в процессе конструирования по образцу и по условиям).

    Недостатки детского конструирования:

    Нечеткость замысла

    Неустойчивость замысла

    Увлеченность процессом постройки

    Нечеткость представлений – что сначала, что потом, неумение планировать

    Неумение предварительно анализировать задачу

    6. Конструирование по теме:

    Детям предлагается общая тематика конструкций (птицы, город) и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Эта форма близка к конструированию по замыслу.

    В практике целенаправленное и систематическое обучение конструированию из строительного материала практически отсутствует. В основном оно используется во взаимосвязи с игрой в обучении детей раннего и младшего дошкольного возрастов: до 3-х лет воспитатель вместе с детьми строят кроватку и укладывают кукол спать, строят башенку, в которой будет сидеть птичка, ворота- через них будет ездить машина («сюжетное конструирование» С. Л. Новоселова). С младшими детьми используются образцы простейших конструкций: стол, стульчик, лесенка ит. п.) После 5 лет как правило, никакого обучения не проводится. Дети создают постройки сами в свободное от занятий время для игры.

    • развитие пространственных ориентировок: протяженность предметов (длинная дорожка, их расположение: в середине домик.

    Возраст

    Деятельность педагога

    Деятельность детей

    Роль игрушки

    Ранний возраст (2-3) года

    Инициатива принадлежит воспитателю, а дети только выполняют его просьбы, указания («Придвинь кирпичик поближе»).

    строят для куколки дорожки, стульчики, столики и т. д.

    Конструирование слито с сюжетно-отобразительной игрой и называется «сюжетным конструированием»: куколки гуляли, дети строят кроватку для куколки, укладывают ее спать,

    3-4 года

    Воспитатель вначале года сам анализирует образец. В конце года- привлекает детей. Воспитатель задает вопросы: какие части есть у стола? Из каких частей построены ножки? Крышка? Это приучает детей к самостоятельному и целенаправленному анализу предметов.

    В процессе выполнения постройки воспитатель следит, чтобы дети точно следовали образцу, правильно отбирали материал. В случае ошибки не следует торопиться и сразу поправлять ребенка, лучше помочь ему самому ее найти. Если воспитатель замечает ошибку, присущую для многих детей, то направляет их внимание на образец и еще раз рассматривает и особенно подчеркивает, что надо исправить.

    Дети различают и правильно называют основные детали (кирпичик, кубик, пластина, призма) Дети на занятиях при обследовании образцов называют детали, при уборке инвентаря в коробки после занятий (дети группируют детали по форме на столах и называют по просьбе воспитателя, а затем поочередно убирают в коробки, а также используют дидактические игры типа «Чего не стало», «Чудесный мешочек»).

    • Формируются понятия: высокий -низкий, широкий узкий, длинный –короткий (подменяют понятиями большой –маленький). Учатся называть словами.

    • Овладевают двумя способами решения простейших конструктивных задач: заменой меньших деталей на большие; надстраиванием и пристраиванием с использованием тех же или более крупных деталей (например, дети строят короткую дорожку, воспитатель предлагает построить длинную, объясняет, что это можно сделать по-разному: заменить кирпичики пластинами или приставить к готовой короткой дорожке еще несколько кирпичиков. Нужно обратить особое внимание на эти способы и предложить одним детям сделать одним способом, другим – вторым способом.

    В начале каждого занятия организуется обследование образца!

    Дети этого возраста могут строить уже по памяти. В конце занятия воспитатель организует игру детей с постройками (предлагает объединить постройки, показывает, как можно играть, использует стихи, потешки и предоставляет 3-5 минут.

    Роль игрушки для развития конструирования в этом возрасте еще велика: именно игрушка побуждает ребенка строить (домик для зайчика, кроватку для куклы и т. д.)Игрушки надо давать соответствующие размерам детских построек.

    4-5 лет

    Основные конструкции – дети учатся строить по образцу под руководством воспитателя Обсудить конструкции – соответствие заданным условиям, прочность, оригинальность. Достоинства и недостатки.

    занятие проводится по общему плану:

    1. Обследование образцов по определенной схеме и сравнение его с предыдущей конструкцией (общее и отличие)

    2. Воспроизведение образца детьми

    3.

    Самостоятельные преобразования образца по заданию воспитателя.

    Варианты – это задачи на преобразование образцов в высоту, длину, ширину. «Построй такой же домик, только высокий». Дети сами находят новые для них способы решения – надстраивание и пристраивание без нарушения при этом заданного чередования деталей.

    Роль игрушки уменьшается, строятся самостоятельные постройки.

    Старший дошкольный возраст 5-7 лет

    В этом возрасте воспитатель использует приемы, которые опираются на представления и воображение, на умение выполнять словесные указания или руководствоваться рисунком, фотографией. Детям предлагают тему постройки и условия, которым она должна соответствовать. Образцы же даются в основном как примерные в виде фотографий, рисунков, на которых изображены постройки, выполненные из тог строительного материала, с которым работают дети. Образец постройки, выполненный воспитателем, можно использовать, когда детям нужно его самостоятельно преобразовать в соотв. С определенными условиями, сохранив при этом конструкцию

    Схема анализа меняется:

    1. Рассматривание объекта в целом

    2. Установление его практического назначения

    3. Выделение основных частей

    4. Определение их функционального назначения в соответствии с назначением объекта в целом.

    5. Установление пространственного расположения этих частей

    6. Выделение деталей, составляющих основные части

    7. Установление пространственного расположения этих деталей по отношению друг к другу

    Данная схема обследования направлена не только выделение структуры объекта, но и на установление ее зависимости от практического назначения объекта. У детей накоплен большой опыт конструирования из строительного материала. Формируются умения анализировать объект с точки зрения его практического использования, создавать собственные замыслы конструкций с учетом из функционального назначения.

     Самостоятельные постройки.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

    Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

    Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

    Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

    Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

    Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

    Консультация для воспитателей «Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника»

    Консультация для воспитателей«Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника»...