Главные вкладки

    Проект "Посади огород - посмотри, что растет!"
    методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа)

    Лушина Надежда Геннадьевна

    Воспитанние ценностного отношения к труду через проектную деятельность по выращиванию селькохозяйственных культур на огороде детского сада.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_posadi_ogorod_-_posmotri_chto_rastet.docx20.18 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проект «Посади огород – посмотри, что растет!»

    Разработал: воспитатель Лушина Надежда Геннадьевна

    «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам».

    Ральф У. Эмерсон

    ПРОБЛЕМА:

             В условиях современного общества, когда проще приобрести всё готовое в магазине, чем выращивать самим, дети не имеют понятия, откуда берутся овощи и как за ними нужно ухаживать.

             С этим связано и безразличие детей к результатам сельскохозяйственной деятельности.    

    АКТУАЛЬНОСТЬ:

             А между тем не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.  

              Нельзя научиться чему-либо, не делая этого. Как можно сформировать у ребенка умение трудиться вне трудовой деятельности? Однако иногда мы пытаемся    решать  задачи трудового воспитания не в труде, а в игре.

             В детском саду в особый вид труда выделяется труд в природе. Он  благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования. Труд в природе дает возможность одновременно развивать познавательные интересы.  

             Труд в природе имеет свою специфику. Это единственный вид производительного труда, доступный детям дошкольного возраста. Результатом этого труда может быть материальный продукт. Конечная цель - вырастить овощи, ягоды, цветы, и результаты труда конкретны и понятны ребенку, но они не могут быть достигнуты быстро, как это имеет место в ручном труде (сделал игрушку - можешь играть).

                Труд в природе чаще всего имеет отсроченный результатпосеяли семена и лишь через некоторое время смогли наблюдать результат в виде всходов, а затем и плодов. Цель отдалена во времени и поэтому требует от ребенка длительных физических и умственных усилий, повседневной кропотливой работы. Эта особенность помогает воспитывать выдержку, терпение.

             Этот вид труда дает детям возможность доставлять радость другим людям (угощать выращенными плодами, дарить цветы).  

     

      МОТИВ:

            Каждую весну дома на подоконнике у мам и бабушек расцветает зеленый ковер, рассада в ящичках различной формы, но детям к ним подходить нельзя. А интерес и любопытство с каждым годом все сильнее, ребята сами бы с удовольствием посадили бы чудо растение, поливали его, ухаживали за ним.

               Вот и возникла у нас идея создать свой огород,   На нашем огороде дети сами смогут посадить и выращивать растения, ухаживать за ними все вместе без всяких запретов.  

          Организовывать коллективный труд можно только при условиях:

    • Когда внесение изменений в развивающую  среду группы и участка зависит лишь от желания участников и их активной, кропотливой деятельности;
    • когда дети приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе;
    • если мы организуем коллективный труд всей группы, целесообразно делить их на несколько звеньев (до 4-х), каждому из которых предлагается какое -либо общее задание;
    • в содержание общей работы включаются только те виды труда, навыками которых дети владеют достаточно хорошо;
    • трудом должны быть охвачены все дети.

           ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

     

         На 1 этапе  мы  создавали  условия  для реализации проекта

    • Разработали план, наметили цели и задачи.
    • В развивающей среде группы освободили место для разбивки огорода.
    • Составили проект разбивки огорода на участке.
    • Приобрели необходимое оборудование: контейнеры для рассады. пластиковые стаканчики, земля, семена, луковицы. Приобрели необходимое оборудование.
    • Изготовили таблички - указатели с картинками растений, которые будем выращивать.
    • Подобрали художественную литературу для чтения.
    • Завели календарь наблюдений за ростом растений.
    • Разбили огород  на подоконнике в группе.

                На 2-м этапе   была организована основная познавательно-исследовательская и трудовая деятельность.

             Совместно с родителями разбили огород на окне: как грядки выстроили контейнеры и баночки с землей для посадки растений.

             Когда необходимые условия были созданы и в группе появился настоящий огород, началась деятельность по посадке растений. Одновременно:

    • проводились беседы, рассматривали книги и иллюстрации о растениях,
    • наблюдали за растениями, ухаживали (поливали, рыхлили, подвязывали, пикировали и т.д.)
    • проводили опыты и эксперименты, занятия, оформляли дневник наблюдений.

           Весной  начались работы на участке. Нужно было приготовить огород для высадки рассады и посадки других овощных культур.

             На территории детского сада есть участок, на котором   создаётся развивающая экологическая среда.   Здесь мы выбрали участок для разбивки огорода.

            С помощью родителей завезли землю, разбили грядки, вскопали. Перед посадкой растений дети еще раз вскапывали землю самостоятельно.   Теперь  здесь будет жить наш «огород на подоконнике».

           Высадили свои растения на огород   и теперь наблюдаем, ухаживаем  за своими «подопечными», чтобы осенью   устроить настоящий  Праздник урожая. 

            Целое лето дети трудились на огороде:  поливали растения, рыхлили землю, подвязывали растения, вовремя пикировали, окучивали, пропалывали сорняки и т.д.)       

            В первое время   помогала детям распределить обязанности в совместном труде.  Чтобы   выполнять посильные трудовые обязанности и умение трудиться сообща,  разъясняла им правила, на которых строятся отношения в коллективе: прежде чем начать работу, договорись с товарищами; если у кого-то что-то не получается, помоги; если тебе трудно выполнить работу, попроси помощи; не мешай товарищам.  

            Совместно   выращивая овощные культуры на общем огороде, дети приобрели  навыки коллективного труда, ведь было необходимо     принимать общую цель труда,  согласовывать свои действия, сообща планировать работу, помогать друг другу.  А как ловко они научились    пользоваться простейшими орудиями по обработке почвы и уходу за растениями!

             В рассказах дети часто произносили: - «наш огород»,  - на «нашем огороде». Да, действительно, огород стал частичкой их общей жизни, уголком того оазиса, в котором они чувствовали себя хозяевами, жили настоящей «взрослой жизнью», в которой труд  приносит пользу окружающим  и позволяет решать различные их проблемы.

             За все время проекта собирали фотоматериалы для фотовыставки.

             В ходе выращивания «огорода на окне»   создавали альбом «Посади огород - посмотри, что растет».      

    В ходе 3-его заключительного этапа:

    • Убрали овощи в кладовую пищеблока.
    • Обработали и оформили материалы  проекта в виде презентации.
    • Организовали фотовыставку   «Посади огород - посмотри, что растет».
    • Провели досуг «Праздник урожая»

    РЕЗУЛЬТАТ:

    • Ухаживая за растениями, дошкольники приобрели  навыки коллективного труда:     принимать общую цель труда,  согласовывать свои действия, сообща планировать работу, помогать товарищу.  
    •  Родители приняли активное участие в проекте.
    •  Наблюдения были зафиксированы в дневнике наблюдений.
    •  В группе был создан огород на окне, затем на участке ДОУ.
    •  Главным результатом создания огорода  стал  материальный продукт  - мы вырастили овощи.
    •   Дети стали лучше есть овощные салаты, в этом выражено  не безразличие к результатам собственного труда.

      


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Информационно-экспериментальный проект «Посадили огород, посмотрите, что растет! »

    Посадили огород, посмотрите, что растет!Будем мы ухаживать,Будем поливать,Будем за росточкамиДружно наблюдать!...

    Посадили огород, посмотрите что растет

    Сценарий развлечения в рамках экологической акции "Моя Югра - Моя планета"С целью развития эксперементально-иследовательских навыков детей и воспитания экологической культуры....

    Посадили огород, посмотрите, что растет

    Призентация к проекту "Посадилиогород, посмотрите, что растет" в рамках экологической акции "Моя Югра - Моя планета"...

    Проект "Посадили огород, посмотрите что растет!"

    Данный проекта помогает формировать у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях....

    Экологический проект «Мы садили огород, посмотрите что растет!»

    Стратегическая цель:Создание благоприятных условий для содействия формирования экологической культуры дошкольников через воспитание бережного отношения к природе.Тактические цели:- создать условия для...

    Посадили огород...Посмотрите!Что растет?

    Краткосрочный проект во второй группе раннего возраста...