Проект "Посади огород - посмотри, что растет!"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Воспитанние ценностного отношения к труду через проектную деятельность по выращиванию селькохозяйственных культур на огороде детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_posadi_ogorod_-_posmotri_chto_rastet.docx | 20.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Посади огород – посмотри, что растет!»
Разработал: воспитатель Лушина Надежда Геннадьевна
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам».
Ральф У. Эмерсон
ПРОБЛЕМА:
В условиях современного общества, когда проще приобрести всё готовое в магазине, чем выращивать самим, дети не имеют понятия, откуда берутся овощи и как за ними нужно ухаживать.
С этим связано и безразличие детей к результатам сельскохозяйственной деятельности.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
А между тем не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Нельзя научиться чему-либо, не делая этого. Как можно сформировать у ребенка умение трудиться вне трудовой деятельности? Однако иногда мы пытаемся решать задачи трудового воспитания не в труде, а в игре.
В детском саду в особый вид труда выделяется труд в природе. Он благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования. Труд в природе дает возможность одновременно развивать познавательные интересы.
Труд в природе имеет свою специфику. Это единственный вид производительного труда, доступный детям дошкольного возраста. Результатом этого труда может быть материальный продукт. Конечная цель - вырастить овощи, ягоды, цветы, и результаты труда конкретны и понятны ребенку, но они не могут быть достигнуты быстро, как это имеет место в ручном труде (сделал игрушку - можешь играть).
Труд в природе чаще всего имеет отсроченный результат: посеяли семена и лишь через некоторое время смогли наблюдать результат в виде всходов, а затем и плодов. Цель отдалена во времени и поэтому требует от ребенка длительных физических и умственных усилий, повседневной кропотливой работы. Эта особенность помогает воспитывать выдержку, терпение.
Этот вид труда дает детям возможность доставлять радость другим людям (угощать выращенными плодами, дарить цветы).
МОТИВ:
Каждую весну дома на подоконнике у мам и бабушек расцветает зеленый ковер, рассада в ящичках различной формы, но детям к ним подходить нельзя. А интерес и любопытство с каждым годом все сильнее, ребята сами бы с удовольствием посадили бы чудо растение, поливали его, ухаживали за ним.
Вот и возникла у нас идея создать свой огород, На нашем огороде дети сами смогут посадить и выращивать растения, ухаживать за ними все вместе без всяких запретов.
Организовывать коллективный труд можно только при условиях:
- Когда внесение изменений в развивающую среду группы и участка зависит лишь от желания участников и их активной, кропотливой деятельности;
- когда дети приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе;
- если мы организуем коллективный труд всей группы, целесообразно делить их на несколько звеньев (до 4-х), каждому из которых предлагается какое -либо общее задание;
- в содержание общей работы включаются только те виды труда, навыками которых дети владеют достаточно хорошо;
- трудом должны быть охвачены все дети.
ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
На 1 этапе мы создавали условия для реализации проекта
- Разработали план, наметили цели и задачи.
- В развивающей среде группы освободили место для разбивки огорода.
- Составили проект разбивки огорода на участке.
- Приобрели необходимое оборудование: контейнеры для рассады. пластиковые стаканчики, земля, семена, луковицы. Приобрели необходимое оборудование.
- Изготовили таблички - указатели с картинками растений, которые будем выращивать.
- Подобрали художественную литературу для чтения.
- Завели календарь наблюдений за ростом растений.
- Разбили огород на подоконнике в группе.
На 2-м этапе была организована основная познавательно-исследовательская и трудовая деятельность.
Совместно с родителями разбили огород на окне: как грядки выстроили контейнеры и баночки с землей для посадки растений.
Когда необходимые условия были созданы и в группе появился настоящий огород, началась деятельность по посадке растений. Одновременно:
- проводились беседы, рассматривали книги и иллюстрации о растениях,
- наблюдали за растениями, ухаживали (поливали, рыхлили, подвязывали, пикировали и т.д.)
- проводили опыты и эксперименты, занятия, оформляли дневник наблюдений.
Весной начались работы на участке. Нужно было приготовить огород для высадки рассады и посадки других овощных культур.
На территории детского сада есть участок, на котором создаётся развивающая экологическая среда. Здесь мы выбрали участок для разбивки огорода.
С помощью родителей завезли землю, разбили грядки, вскопали. Перед посадкой растений дети еще раз вскапывали землю самостоятельно. Теперь здесь будет жить наш «огород на подоконнике».
Высадили свои растения на огород и теперь наблюдаем, ухаживаем за своими «подопечными», чтобы осенью устроить настоящий Праздник урожая.
Целое лето дети трудились на огороде: поливали растения, рыхлили землю, подвязывали растения, вовремя пикировали, окучивали, пропалывали сорняки и т.д.)
В первое время помогала детям распределить обязанности в совместном труде. Чтобы выполнять посильные трудовые обязанности и умение трудиться сообща, разъясняла им правила, на которых строятся отношения в коллективе: прежде чем начать работу, договорись с товарищами; если у кого-то что-то не получается, помоги; если тебе трудно выполнить работу, попроси помощи; не мешай товарищам.
Совместно выращивая овощные культуры на общем огороде, дети приобрели навыки коллективного труда, ведь было необходимо принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу, помогать друг другу. А как ловко они научились пользоваться простейшими орудиями по обработке почвы и уходу за растениями!
В рассказах дети часто произносили: - «наш огород», - на «нашем огороде». Да, действительно, огород стал частичкой их общей жизни, уголком того оазиса, в котором они чувствовали себя хозяевами, жили настоящей «взрослой жизнью», в которой труд приносит пользу окружающим и позволяет решать различные их проблемы.
За все время проекта собирали фотоматериалы для фотовыставки.
В ходе выращивания «огорода на окне» создавали альбом «Посади огород - посмотри, что растет».
В ходе 3-его заключительного этапа:
- Убрали овощи в кладовую пищеблока.
- Обработали и оформили материалы проекта в виде презентации.
- Организовали фотовыставку «Посади огород - посмотри, что растет».
- Провели досуг «Праздник урожая»
РЕЗУЛЬТАТ:
- Ухаживая за растениями, дошкольники приобрели навыки коллективного труда: принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу, помогать товарищу.
- Родители приняли активное участие в проекте.
- Наблюдения были зафиксированы в дневнике наблюдений.
- В группе был создан огород на окне, затем на участке ДОУ.
- Главным результатом создания огорода стал материальный продукт - мы вырастили овощи.
- Дети стали лучше есть овощные салаты, в этом выражено не безразличие к результатам собственного труда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-экспериментальный проект «Посадили огород, посмотрите, что растет! »
Посадили огород, посмотрите, что растет!Будем мы ухаживать,Будем поливать,Будем за росточкамиДружно наблюдать!...
Посадили огород, посмотрите что растет
Сценарий развлечения в рамках экологической акции "Моя Югра - Моя планета"С целью развития эксперементально-иследовательских навыков детей и воспитания экологической культуры....
Посадили огород, посмотрите, что растет
Призентация к проекту "Посадилиогород, посмотрите, что растет" в рамках экологической акции "Моя Югра - Моя планета"...
Проект "Посадили огород, посмотрите , что растет!"
старшая группа...
Проект "Посадили огород, посмотрите что растет!"
Данный проекта помогает формировать у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях....
Экологический проект «Мы садили огород, посмотрите что растет!»
Стратегическая цель:Создание благоприятных условий для содействия формирования экологической культуры дошкольников через воспитание бережного отношения к природе.Тактические цели:- создать условия для...
Посадили огород...Посмотрите!Что растет?
Краткосрочный проект во второй группе раннего возраста...