Консультация на тему: " Конструирование как новая образовательная технология, развивающая личностные особенности дошкольника".
статья по конструированию, ручному труду (средняя группа)

Олисова Анна Павловна

Конструирование-это одна из основных задач, где дошкольник преодолевает трудности, получает радость творчества, преобретает трудовые навыки. Проведение игр и занятий на различные темы со строительным материалом, где формируются такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.Конструктивная деятельность сочетается с эстетическим развитием, умственной и физической активностью, объединяет детей для совместных игр из конструктора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx16.62 КБ

Предварительный просмотр:

Век компьютерной техники предоставляет новые возможности и направления в работе с детьми.

Лего – конструирование и  робототехника как  средство игры

Реализация ФГОС дошкольного образования требует создания инновационной образовательной среды для развития  логического мышления детей, их интеллектуального, умственного, творческого развития. В последние годы получает развитие использование роботехники и в детском саду, и в школе. Проблема развития логического мышления детей дошкольного возраста средствами робототехники определяет возможности решения задач образовательной области «Познание» с помощью организации игрового обучения конструкторами «LEGO». Лего- конструирование сходно с рисованием и игрой, и для ребенка это самое естественное занятие. В процессе конструирования ребёнок получает представление о форме и размере предметов и знакомится с физическими свойствами предметов, осваивает понятия плоских и объемных геометрических фигур, запоминает названия цветов. Лего близко к играм и настоящей трудовой деятельности. 

В современных условиях развития дошкольное образование претерпело ряд некоторых изменений. Одним из важных нововведений ФГОС является появление лего- технологий. Использование конструкторов «LEGO» cпособствует формированию навыков конструктивно-игровой деятельности, несет в себе развитие пространственных представлений через конструирование, развитие умения самостоятельно решать поставленные конструкторские задачи, такие, как : 

1.научить сравнивать форму, размер, цвет предметов, находить закономерности и отличия;

2.познакомить с такими понятиями, как устойчивость, основание, схема;

3.научить видеть конструкцию конкретного объекта;

4.развить навыки общения, коммуникативные способности;

5.развить мелкую моторику;

6.закрепить навыки зрительного соотношения;

7.закрепить знания цифр и количества;

Образовательная деятельность:

Игра «Лего- память» Педагог показывает детям небольшую постройку из деталей Лего. Дети смотрят в течение минуты. Воспитатель обращает внимание ребят на цвета, чередование деталей. Дети отворачиваются. В это время воспитатель убирает одну деталь или меняет несколько деталей местами. Дети должны угадать, что изменилось. Упражнение можно повторить 3-4 раза. Главное — не забывать хвалить детей за правильные ответы.

Игра «Учим химию» Воспитатель раздает каждому ребенку по пипетке (медицинской), плате LEGO и стаканчики с водой. Ребенок должен набрать в пипетку воды и накапать в каждую ячейку. Таким образом, вся лего- плата должна быть заполнена водой. Эта игра простая до невозможности, но увлекает детей очень надолго! В процессе ребенок знакомится с некоторыми физическими свойствами, тренирует моторику рук, ловкость и координацию.

Игра «Легоматематика» Педагог раздает детям числовые карточки и кирпичики LEGO. Дети должны поставить на числовую дорожку соответствующее количество лего- кирпичиков. 

Игра «Леготесто»

Каждому ребенку дают по небольшому куску соленого теста и детали LEGO. Кто-то из детей может начать мять тесто, кто-то — рвать, кто-то попробует положить деталь конструктора внутрь лепешки из теста. Воспитатель расспрашивает детей, кто с какой начинкой любит пирожки. Дети начинают наперебой рассказывать, какие пирожки готовят их мамы. Предложите детям слепить пирожки с начинкой из LEGO. Другие ребята могут поэкспериментировать — сделать лего- кирпичиками отпечатки в тесте. Дайте детям скалку — пусть попробуют сами раскатать тесто, покажите, как делать отпечатки различными небольшими предметами. Покажите, какие  бывают текстуры. При помощи торца небольшой детали LEGO сделайте отпечаток в виде буквы «А». Дети сами подхватят эту идею и начнут «рисовать» другие буквы алфавита. В конце занятия педагог подводит итог: что делали на занятии? что особенно понравилось и запомнилось? Продолжительность занятия — 30 минут.

Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также творческой, познавательной деятельности – вот главные задачи которые стоят сегодня перед педагогом в рамках ФГОС. Эти непростые задачи в первую очередь требуют создание особых условий в учении, в связи с этим огромное значение отведено – конструированию.

Влияние конструктивной деятельности на умственное развитие детей изучал А.Р. Лурия. Он сделал вывод о том, что упражнения в конструировании оказывают существенное влияние на развитие ребенка, радикально изменяя характер познавательной деятельности. Работа с образовательными конструкторами дает ребенку возможность через познавательную игру легко овладевать способами и методами конструирования, сопоставления, проектирования. При этом у ребенка развиваются личностные качества: любознательность, активность, самостоятельность, ответственность и воспитанность, что считается в настоящее время результатом образовательной деятельности в ДОО.

    В результате работы с детьми с помощью конструкторов нового поколения «LEGO», ребенок учится наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки, классифицировать, аргументировать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи, делать простейшие выводы и обобщать – что являются основными главными критериями развития логического мышления. У них развивается техническое мышление и техническая изобретательность.

Конструктор побуждает работать в равной степени и голову и руки, при этом работают два полушария головного мозга, что сказывается на улучшении личностных особенностей в развитии ребенка. Ребенок не замечает, что он осваивает устный счет, состав числа, производит простые арифметические действия, каждый раз непроизвольно создаются ситуации, при которых ребенок рассказывает о том, что он так увлеченно строил, хочет чтобы все узнали про его сокровище – не это ли развитие речи и умение выступать на публике легко и не по принуждению. От простых кубиков ребенок постепенно переходит на конструкторы состоящие из простых геометрических фигур, затем появляются первые механизмы и программируемые конструкторы программирование происходит не только благодаря компьютеру, но и созданным специальным программам.

В результате конструирования дети демонстрируют степень освоенности ими знания и предметно-чувственного опыта. Отвечающий этим критериям конструктор способен выполнить серьезную задачу по развитию логического мышления, умственных способностей и творчества. При этом важно, что, с одной стороны, ребенок увлечен творческо-познавательной игрой, с другой применение новой формы игры, способствует всестороннему развитию в соответствии с ФГОС. Таким образом, используя конструкторы «LEGO», мы ставим перед детьми простые, понятные и привлекательные для них задачи, решая которые они, сами того не замечая, обучаются и развивают каждый свои личностные особенности. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи. Деятельность по конструированию и моделированию способствует воспитанию активности школьников в познавательной деятельности, развитию высших психических функций (повышению внимания, развитию памяти и логического мышления), аккуратности, самостоятельности в учебном процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Занятие с песком как средство личностного самовыражения дошкольников».

Филиал «Дружба»муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения«Первомайский детский сад»Первомайского районаТамбовской области...

ИГРА КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Статья содержит подробное описание проблемы, мнения специалистов по данному вопросу, практические примеры решения проблемы....

Консультация для воспитателей. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС.

Здороеьесберегающие технологии в дошкольном образовании направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья ...

консультация на тему «Совершенствование работы педагогов по познавательно-речевому развитию дошкольников через формирование развивающей предметно-пространственной среды»

Одно из условий для полноценного речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ....

Использование здоровьесберегающих технологий в личностном развитии дошкольников в соответствии с ФГОС

Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных с...

Доклад на тему: «Занятие с песком как средство личностного самовыражения дошкольников».

laquo;Занятие с песком, как средство личностного самовыражения дошкольников».  Составила воспитатель  Новикова О. И.Муниципальное августовское педагогическое совещание....

Консультация для воспитателей "Использование постер-технологии для личностного роста дошкольников"

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок вырос успешным человеком. С такой родительской установкой и ожиданиями педагогам  ДОУ приходится сталкиваться сегодня очень часто. Как воспитать...