«Организация уголка конструирования в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»
консультация по конструированию, ручному труду (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Дакыр-оол Тайгана Владимировна

Данная памятка поможет воспитателям правильно организовать уголок конструирования в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Памятка для воспитателей22.85 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для воспитателей

«Организация уголка конструирования в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

Старший воспитатель Дакыр-оол Т.В.

  1. Основные цели организации и работы уголка в дошкольной образовательной организации:
  • вызвать у воспитанников желание заниматься конструктивно-модельной деятельностью;
  • стимулировать творчество, свободу самовыражения в процессе конструирования;
  • позволить ребенку попробовать себя в разных видах этой увлекательной деятельности и выбрать тот, который больше всего придётся по душе.

Для этого уголок конструирования должен быть оснащён всеми материалами, предусмотренными программой, а также отвечать требованиям, которые предъявляет Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) к зонам предметной развивающей среды детского сада.

  1. Особенности оборудования уголка конструирования в зависимости от возраста детей.

В каждом возрасте дошкольники имеют свои психофизиологические особенности, которые следует учитывать при обустройстве и оформлении зоны конструирования и моделирования. Следуя нескольким простым советам, педагог сделает уголок конструирования в своей группе интересным и полезным малышам.

Наполняйте уголок материалами в соответствии с требованиями программы к этому виду деятельности в разных группах:

  • На третьем году жизни это конструирование из строительного материала.
  • На четвёртом году жизни детей (младшая группа) проводят строительное (конструкторы обычные, пазовые) и художественное (из бумаги) конструирование.
  • В средней группе вводят конструирование из природного материала, а также моделирование из бумаги предметов обихода, мебели, одежды.
  • В старшей группе полученные навыки совершенствуются и закрепляются, кроме того, вводится конструирование без объяснения и показа образца, а лишь по рисунку, схеме, серии последовательных изображений.
  • Не используйте в оформлении уголка неизвестных детям персонажей.
  • В младших группах будут уместны изображения любимцев детворы: зайчика, мишки, лисички. Интересны и понятны маленьким воспитанникам изображения ребятишек, занимающихся конструированием. Этих персонажей младшие дошкольники воспримут как друзей и захотят подражать им.
  • Старшие воспитанники интересуются техникой, архитектурой, и в оформлении уголка можно использовать силуэты замка, сказочного городка, изображение строительной техники (грузовичка, подъёмного крана, вертолёта, везущего груз на тросе).

  1. Название уголка предназначено детям. Его пишут зачастую для взрослых, чтобы обозначить зону деятельности в группе. Но такой подход противоречит самой сути развивающей среды, каждый элемент которой должен быть направлен на развитие ребёнка. Надпись: «Уголок конструирования» не даст информации маленькому любознайке, если ребёнок увидит её и поинтересуется, что здесь написано. Название уголка должно быть доступным пониманию детворы и служить развитию мышления:

В младших группах зону конструирования и моделирования можно назвать «Маленькие строители», «Весёлые кубики». Такие названия педагог сможет объяснить, опираясь на непосредственный опыт детей.

Старшие дошкольники почти все умеют читать, и название должно быть чётким, с крупными буквами, чтобы стимулировать потребность детей в чтении. «Страна фантазии», «Город мастеров», «Конструкторское бюро» — такие названия уголка и заинтересуют воспитанников, и послужат темой для увлекательной беседы о труде, мастерстве, искусстве зодчества.

Иногда можно обойтись без названия, расположив над уголком плакат или фотографии детей, занимающихся конструированием, и всем будет понятно, для чего он предназначен.

Оставляйте больше простора для творчества. Готовые наборы кубиков, куклы и зверята, игрушечный транспорт — это замечательно. Но опыт педагогов-практиков свидетельствует о том, что любимые игрушки детей — вовсе не восхитительные магазинные «чудо-конструкторы», а самые обычные коробки, дощечки, деревянные чурочки, одноразовые тарелки, стаканы и прочие предметы, которые взрослыми не рассматриваются как игровые.

Бросовый материал очень ценен для конструирования: он даёт детям представления о пластичности и изменчивости форм, ведь такой материал дешев, его можно сминать, деформировать, изменять по своему усмотрению, комбинировать с другими. Например, изготовить кукол из перевёрнутых бумажных стаканчиков, пририсовав личико и сделав причёску из ниток, и поселить их в доме из картонных коробок, где мебелью будут коробки поменьше, из-под продуктов и соков. Девочки с удовольствием пользуются в игре веерами и сумочками, которые сами же и сконструировали из пластиковых тарелок, а мальчики играют машинками, сделанными из молочных пакетов и катушек.

Уделяйте внимание эстетическому воспитанию детей. Среди оборудования уголка должны быть материалы, применение которых превратит конструирование в изготовление маленьких произведений искусства: пайетки, стразы на клейкой основе, кружевная тесьма, плоские изображения цветов, листьев и т. д. Украсив свои поделки из бумаги и природного материала, дети будут не играть с ними, а любоваться, захотят порадовать близких подарком, сделанным собственными руками, поймут, что труд человека приносит не только пользу, но и создаёт красоту.

Примерное содержание уголка конструирования в группе детей четвёртого года жизни

Задачами педагога в области обучения детей

II группы раннего возраста по конструированию являются:

  • Закреплять умение пользоваться напольным и настольным конструкторами, сооружать постройки по образцу.
  • Учить различать и называть детали конструктора и использовать их в постройке, подбирать детали по размеру, цвету.
  • Развивать самостоятельность детей, побуждая к изменению, дополнению построек (замена деталей, пристраивание и надстраивание), поощрять конструирование по замыслу.
  • Учить обыгрывать сооружения, объединять их в единый сюжет, пользоваться дополнительными материалами, игрушками.
  • Продолжать учить детей конструированию из бумаги, используя приёмы «сминания», «разрывания», «скручивания», дополняя поделки или создавая коллективные композиции: «Лошадка с длинной гривой», «Пушистые котята», «Снежинки падают на домик», «Яблоки на яблоне», «Цыплята на лугу».
  • Знакомить с бумагой различной плотности и фактуры, вызвать желание изучать её свойства, исследовать.
  • Воспитывать организованность, аккуратность, умение бережно относиться к строительному материалу, складывать его после игры.

Чтобы обеспечить выполнение этих задач, в уголок конструирования помещают:

  • Крупный напольный конструктор.
  • Набор кубиков, пластин, кирпичиков, цилиндров для сооружения построек на столах в контейнерах, ящиках.
  • Пазовый конструктор типа «Лего» (крупный или среднего размера).
  • Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, наборы геометрических фигур разного цвета для плоскостного конструирования.
  • Игрушки небольшого размера для обыгрывания построек и организации сюжетной игры (куклы, фигурки животных, транспорт).
  • Бумага разной фактуры, плотности, толщины: ватман; картон; писчая; гофрированная. Она может быть, как в виде прямоугольных и квадратных листов, так и в форме круга, корзинки, дерева. На эту плотную основу дети накладывают детали (яблоки, сливы, мячики и прочее).
  • Отличным дополнением уголка в младшей группе будет крупная мозаика, пазлы, разрезные картинки — то есть игры, в которых необходимо складывать целое из частей.

Оборудование зоны конструктивно-модельной деятельности в средней группе:

В средней группе вводится конструирование из природного материала. Кроме того, возрастают возможности детей к овладению новыми навыками, умениями, становятся более совершенными память и внимание. Поэтому задачи работы с детьми этого возраста расширяются. Основными заданиями педагога являются:

  • Учить детей подмечать разнообразие зданий, строений, транспорта во время прогулок, экскурсий, стимулировать желание отразить увиденное в конструировании.
  • Совершенствовать знание названий и свойств деталей в зависимости от формы: кубик более устойчив, поставленный на маленькое ребро кирпичик может упасть. Учить использовать каждую деталь в соответствии с её особенностями.
  • Учить анализировать образец постройки, определять, какие материалы нужны для его воспроизведения.
  • Побуждать к творческому преобразованию построек, декорированию с использованием подручных средств, поощрять удачный подбор цветов, деталей, проявления креативного и нестандартного мышления в использовании бросового материала.
  • Совершенствовать умение организовывать сюжетное конструирование: игру в строительство определённого объекта с разделением ролей.
  • Обучать созданию простых конструкций из бумаги путём сгибания прямоугольника пополам и квадрата по диагонали, декорированию их предложенными готовыми формами либо орнаментом, дорисовыванием деталей по собственному желанию.
  • Вызвать интерес и желание изготавливать поделки из природного материала, используя для крепления частей пластилин, учить видеть в природном материале схожесть с предметами и объектами окружающего мира, развивать внимание, смекалку.
  • Воспитывать бережное отношение к оборудованию, понимание собственной роли в поддержании порядка, ответственность.

Учитывая это, уголок конструирования пополняют такими материалами:

  • Тематические конструкторы «Город», «Зоопарк», «Детская площадка» или подобные им.
  • Набор мелких игрушек, включающих в себя экзотических животных, изображение людей разных возрастов (прохожие, играющие дети, регулировщик движения). Поскольку подобрать такие фигурки не очень просто, да и стоят они дорого, можно найти в интернете и распечатать двухсторонние изображений персонажей, для прочности заламинировать плёнкой и прикрепить подставку из гофрокартона. Такие фигурки оживят игру и вызовут желание детей придумывать новые ситуации, сюжеты.
  • Бросовый материал, мелкий (тарелки и стаканчики одноразовые, катушки, коробочки из-под чая, продуктов) и крупный (коробки из-под обуви, ящики из-под конфет и печенья). Из мелкого материала дети мастерят поделки, а крупный используют для создания и обыгрывания построек наподобие корабля, самолёта, города для кукол. Большие коробки для более эстетичного вида обклеивают остатками обоев, цветной бумаги.
  • Наборы для бумаготворчества: прямоугольники и квадраты разных цветов, детали для декорирования. Дети могут самостоятельно изготовить открытку в подарок родным, украсив её букетом, орнаментом из фигур, изображением сказочного героя, выбрав из предложенного разнообразия декор по душе.
  • Всевозможный природный материал: каштаны, шишки, сухие листья, кора, ветки, ореховая скорлупа.
  • Бросовый материал: катушки, коробочки из-под соков, одноразовая посуда.
  • Пластилин для крепления деталей поделок, клей.
  • Простые схемы, рисунки поделок и построек, изображения зданий разного назначение (жилой дом, театр, детский сад, поликлиника).

Уголок конструирования для старших дошкольников

Дети шестого и седьмого года жизни имеют наиболее развитые навыки и умения в обращении с различными видами конструкторов, бумагой и природным материалом. Задачи педагога в работе с детьми этого возраста максимально расширяются. Обучение старших дошкольников конструированию направлено на:

  • Формирование интереса к зданиям различного предназначения, умения подмечать особенности их конструкции, понимание того, как она связана с функциями постройки.
  • Развитие умений анализировать постройку, её изображение, поощрять к самостоятельному возведению конструкций на основе увиденного.
  • Формирование умения строить по рисунку, схеме, изготавливать модели транспорта (самолёт, паровоз, автомобиль) без образца, по рисунку или словесной инструкции, по памяти (разобрал и собрал).
  • Развитие творчества, фантазии, самостоятельности в выборе темы конструирования: сказочный город, жилища фей, роботов, любимых персонажей, фантастический корабль, пиратский плот и т. д.
  • Воспитание товарищества, коллективизма, умения считаться с чужой и высказывать свою точку зрения, советоваться, приходить к общему мнению.
  • Закрепление уже известных способов конструирования из бумаги и обучение новому: скручиванию в конус, цилиндр, обучение созданию поделок на основе бумажного конуса и цилиндра.
  • Развитие творческого воображения, креативного мышления, умения свободно преобразовывать форму, соединять изделия, образуя сюжетные композиции, поощрение инициативы и самостоятельности в выборе цвета, оформления поделки, дополнение её деталями (дорисовывание, наклеивание).
  • Воспитание любви к природе, умения ценить её дары, видеть и беречь красоту вокруг себя, а также созданную своими руками.

Уголок конструирования в старших группах ДОУ наиболее разнообразен и богато оснащён, поскольку к прежним видам конструкторов в нём прибавляются:

  • Металлические с креплениями на гайках и винтах.
  • Пластиковые с креплениями-скобами.
  • Деревянные, в которых детали крепятся при помощи штифтов.
  • Мелкие конструкторы «Лего» тематической направленности, к примеру, «Домик для куклы (с мебелью)», «Кафе», «Больница», «Аэропорт», «Вокзал», «Замок», «Детский сад».

Кроме того, в уголке должны непременно быть в наличии схемы, рисунки и фото построек, городских и деревенских пейзажей, возможно даже поместить фотографии населённого пункта, где проживают дети.

Не следует забывать о наличии запаса бумаги разной текстуры и формы, природного и бросового материала, игрушек для обыгрывания или плоскостных изображений персонажей, транспорта, деревьев, клумб, оград.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оформление уголка книги в детском саду в соответствии с ФГОС ДО

Коллектив нашего детского сада принимал участие в районном этапе городского конкурса "Уголок книги в группе детского сада" - 2015. Общими усилиями мы показали свое виденье центра развития в соответств...

Консультация для педагогов ДОУ "Методические рекомендации по организации предметно-развивающей среде детского сада в соответствии с ФГОС ДО"

Консультация для педагогов ДОУ "Методические рекомендации по организации предметно-развивающей среде детского сада в соответствии с ФГОС ДО"...

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДЕТСКОМ САДУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО.

Эмоциональный интеллект – это способность человека понимать и осознавать свои эмоции, уметь конструктивно их выражать, понимать чувства окружающих. От эмоционального интеллекта зависит общее благополу...

Организация педагогической диагностики в детском саду в соответствии с ФГОС ДО

  Педагогическая диагностика необходима для того, чтобы оказать помощь в выборе для каждого ребёнка оптимальных благоприятных условий для обучения и развития, то есть педагогическая д...

Консультация для педагогов на тему: «Организация проведения прогулки в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

Прогулка – режимный момент жизнедеятельности детей в Детском саду. Во время прогулки дети получают много новых знаний и умений. Прогулка имеет огромное влияние на всестороннее развитие детей....

Организация уголка конструирования в детском саду в соответствии с ФГОС ДО

В каждом возрасте дошкольники имеют свои психофизиологические особенности, которые следует учитывать при обустройстве и оформлении зоны конструирования и моделирования. Следуя нескольким простым совет...