Педагогический проект «Тико - мастера»
проект по конструированию, ручному труду (средняя группа)

Хасанова Гульнур Хасановна

Конструктор ТИКО инновационный инструмент для обучения дошкольников с нарушением слуха конструированию, развитию пространственного и логического мышления на играх-занятиях. Система логических заданий, моделирование плоскостных и объемных объектов из деталей конструктора «ТИКО», позволяет формировать, развивать, корректировать у детей с нарушением слуха пространственные и зрительные представления, а также легко, в игровой форме освоить математические понятия и сформировать универсальные логические действия и развить конструктивные способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_proekt.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

                   Педагогический проект «Тико - мастера»

                     Возраст: дети 5-7 лет с нарушениями слуха

Тип проекта: групповой, практико–ориентированный.

Продолжительность: среднесрочный

Участники проекта: дети с нарушениями слуха, воспитатель, родители.

Сроки реализации проекта: сентябрь - май

Актуальность.

       Конструирование в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующий развитию творческой активности детей, умений наблюдать, экспериментировать. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования навыков исследовательской, творческой деятельности, развития конструктивного мышления.

     Конструирование открывает ребёнку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие качества, как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества.

    Принимая во внимание определенный уровень восприятия, наглядно-образного мышления, воображения, запаса представлений, можно говорить о том, что у детей с нарушенным слухом становление конструктивной деятельности отстает в своем развитии от нормально слышащих детей, либо имеет качественное своеобразие.

     Несмотря на то, что эти дети овладевают техникой конструктивной деятельности, их конструкции бедны по содержанию. Очень медленно формируется конструирование по заданной теме, условиям, замыслу, в большинстве случаев замысел очень ограничен.

     Из-за того, что эти дети недостаточно владеют речью, они не могут конструировать по словесной инструкции.

     В то же время, потенциальные возможности развития конструктивной деятельности глухих и слабослышащих детей достаточно велики, и при систематически правильном руководстве эти дошкольники могут достигать того же уровня развития, что и слышащие дошкольники.

     Обучение конструированию детей с нарушениями слуха, способствует как формированию общих конструктивных умений, способствующих развитию конструктивного стиля мышления, так и в целом развитию всех психических процессов детей данной категории (внимание, мышление, восприятие, воображение).

      Введение и реализация ФГОС ДО требует от педагогов применения новых нетрадиционных форм работы с детьми. Конструктор ТИКО представляет собой инновационную разработку, которая включает в себя три функции: обучающую, развивающую, развлекательную и  является инструментом для обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья конструированию, развитию пространственного и логического мышления на играх-занятиях. Соответственно, позволяет решать коррекционно-развивающие задачи именно в игровой форме.

      Игры с конструктором ТИКО позволяют создать своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта ребенка. Развивают интеллектуальные качества: внимание, память, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию деталей и предметов, умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение. Именно поэтому тема данного проекта актуальна.

Цель проекта: развитие        конструктивных        способностей у детей с нарушением слуха через ТИКО-конструктор.

Задачи.

Образовательные:

  • формировать        навыки пространственного, абстрактного        и        логического мышления (за счет интеграции зрительного и тактильного   восприятия);        
  • формировать представление о геометрических фигурах, объемных телах;

- обучать различным приемам работы с ТИКО-конструктором.

Развивающие:

  • развивать        конструктивные        способности, интерес        к исследовательской деятельности и моделированию;
  • развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение.

- развивать мелкую моторику рук и глазомер;

  • развивать художественный вкус и эстетическое восприятие (за счет яркости и многообразия получаемых цветовых решений);

развивать        творческие        способности        и        фантазии        детей (возможность создавать оригинальные конструкции).

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к исследовательской деятельности и моделированию;
  • способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

- воспитывать трудолюбие, ответственное отношение к выполняемой работе, умение сотрудничать с другими людьми (сверстниками и взрослыми).

Этапы работы над проектом:

  1. Этап. Подготовительный.

Изучение учебной, методической литературы, анализ имеющихся условий, разработка проекта, организация развивающей предметно-пространственной среды в группе ДОО.

  1.  Этап. Практический.

Практическое осуществление запланированных мероприятий проекта: организация работы с ТИКО конструктором; организация выставок детских работ, выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем.

  1. Этап. Обобщающий.

Систематизация и обобщение полученных результатов проекта.

Новизна проекта заключается в использование развивающего конструктора ТИКО как инструмента для обучения дошкольников с нарушением слуха конструированию, развитию пространственного и логического мышления на играх-занятиях. Предлагаемая система логических заданий, моделирование плоскостных и объемных объектов из деталей конструктора «ТИКО», позволяет формировать, развивать, корректировать у детей нарушением слуха пространственные и зрительные представления, а также  легко, в игровой форме освоить математические понятия и сформировать универсальные логические действия и развить конструктивные способности.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

Дети овладеют навыками и умениями:

  • классифицировать предметы по 1-2 свойствам;
  • конструировать плоские геометрические фигуры;
  • различать и называть фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник);
  • анализировать и сравнивать предметы  по1-2 признакам;

- ориентироваться в понятиях «далеко», «близко», около», «выше», «ниже», «между».

  • считать и различать числа до 5;
  • иметь представление о различных видах многоугольников;
  • конструировать по образцу.

Для родителей:

Повышение компетентности родителей в вопросах развития конструктивных способностей детей через ТИКО - конструирование; увеличится количество родителей, принимающих активное участие в мероприятиях проекта.

Для педагогов:

Повышение компетентности педагогов в вопросах развития конструктивных способностей детей дошкольного возраста через ТИКО -конструирование.

Формы организации деятельности по реализации проекта:

Работа с детьми:

   - организация ООД;

  • самостоятельная деятельность детей;
  • выставки детского творчества.

   Конструктор ТИКО интегрирован в конструктивно - модельную деятельность, которая проводится один раз в неделю в вечернее время в соответствии с циклограммой деятельности педагога и детей, кроме того, используется в ООД по конструированию, как средство освоения конструктивных навыков и развития творческого мышления.

  Работа с родителями:

  • анкетирование;

   - консультации, памятки, рекомендации.

Работа с педагогами:

  - мастер-классы;

- консультации для педагогов.

                               Тематический план мероприятий

Тема недели

        Программное содержание

ТИКО-поделки

Знакомство с конструктором ТИКО.

1.Познакомить детей с деталями конструктора.

2.Учить соединять и разбирать ТИКО детали.

Соединение и разборка деталей.

Детский сад

Плоскостное конструирование

1.Развивать умение классифицировать детали по форме.

2.Учить соединять ТИКО фигуры в определенном направлении

Забор для детского сада, дорожка к детскому саду

Игрушки

Плоскостное конструирование

1.Развивать умение классифицировать детали по форме.

2.Учить соединять ТИКО фигуры в определенном направлении

Матрешка

 Овощи, фрукты

Объёмное моделирование

1.Развивать умения сравнивать геометрические фигуры и выделять их свойства.

2.Учить конструировать по схеме.

3.Познакомить с приёмом «превращения» плоскостной фигуры в объёмную конструкцию.

Корзинка для фруктов и овощей

Деревья

Плоскостное конструирование

1.Развивать умение классифицировать деревья и кустарники.

2.Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу.

Осеннее дерево

Наша одежда

 Объёмное моделирование

1.Развивать умения сравнивать геометрические фигуры и выделять их свойства.

2.Учить конструировать по схеме.

3.Продолжать знакомить с приёмом «превращения» плоскостной фигуры в объёмную конструкцию.

Шляпа, панама

 Мебель

Объёмное моделирование

1.Развивать умение классифицировать «Мебель».

2.Учить конструировать по схеме. 3.Повторить понятия «треугольник» и «четырёхугольник».

4. Учить умению соотносить форму мебели с геометрическими фигурами

Стол, стул, кровать.

Моя семья

Плоскостное конструирование

Развивать умения сравнивать геометрические фигуры и выделять их свойства.

2.Учить конструировать по схеме.

Дедушка, бабушка

 Птицы

Плоскостное конструирование

1. Учить конструировать мебель.

2. Учить соединять ТИКО фигуры в определенном направлении

Птица, ворона, скворец

Зима

1.Познакомить с понятием «шестиугольник».

2.Учить конструировать ТИКО фигуры по схеме.

Снежинка, узоры

Зимние забавы

Плоскостное конструирование

Снеговик, елочный шар

Выставка детских работ «Новогодние поделки»

1.Учить конструировать по замыслу.

2.Развивать воображение.

3.Побуждать радоваться выполненной работе.

Домашние животные

Плоскостное конструирование

1.Развить умения сравнивать геометрические фигуры и выделять их свойства.

2. Учить конструировать по схеме.

 Собака, кот, баран

Дикие животные

Плоскостное конструирование

1.Учить классифицировать различные виды многоугольников.

2. Учить делать выбор ТИКО- фигуры и конструировать по образцу.

3. Закреплять знания о животном мире России.

Заяц, лиса, медведь, белка.

Тема недели «День Защитника Отечества»

Плоскостное конструирование

1. Продолжать развивать умения выделять и называть свойства геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, квадрат)

2. Учить конструировать по схеме и иллюстрации.

Танк, ракета

Выставка детских работ «Цветок для мамы»

1.Учить конструировать по замыслу.

2.Развивать воображение.

3.Побуждать радоваться выполненной работе.

Посуда

Объёмное моделирование

1.Развивать умение классифицировать «Посуда».

2. Продолжать знакомить с приёмом «превращения» плоскостной фигуры в объёмную конструкцию.

Стакан, тарелка

Продукты питания

Плоскостное конструирование

1.Развить умения сравнивать геометрические фигуры и выделять их свойства.

2. Учить конструировать по схеме.

Мороженое, конфеты

Весна

1. Продолжать развивать умения выделять и называть свойства геометрической фигуры.

 2. Учить конструировать по схеме и по образцу.

3. Знакомить с объектами неживой природы. 

Солнце, весеннее дерево

Насекомые

1.Учить конструировать плоскостные ТИКО конструкции по схеме.

2. Знакомить с объектами живой природы.

Бабочка, мотылек

Мой дом

1.Учить использовать в работе геометрические фигуры с аналогичными отверстиями.

 2.Учить конструировать по схеме объемные конструкции

3.Учить различать многоугольники (треугольник, четырёхугольник, пятиугольник).

 Дом, в котором я живу

Транспорт

1.Учить конструировать плоскостные ТИКО конструкции по схеме.

2. Учить конструировать объёмные ТИКО конструкции по образцу.

3.Развивать умение конструировать разную технику.

Машина, трактор

Лето

1.Учить конструировать плоскостные ТИКО конструкции по схеме.

2. Знакомить с объектами живой природы.

Плоскостная конструкция «Цветок»

Выставка детских работ

1.Учить конструировать по замыслу.

2.Развивать воображение.

3.Побуждать радоваться выполненной работе.

Организационно-педагогические условия реализации проекта

Методическое обеспечение проекта

  • учебно-дидактическая, справочная литература;
  • конспекты занятий;
  • дидактические пособия, иллюстрации, плакаты.

Материально-техническое оснащение:

  • мультимедийное оборудование: ноутбук.

- ТИКО - конструкторы, макеты, схемы, дидактические игры и игрушки, тематические альбомы;

  • трафареты, альбомы для раскрашивания по теме проекта.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Город мастеров»

Цель:·                        Создание условий для  организации совместной деяте...

Педагогический проект "Город мастеров"

Цель:·                        Создание условий для  организации совместной деяте...

Педагогический проект «Улица мастеров» (старший дошкольный возраст)

Ознакомление с профессиями обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный мир, приобщает к его ценностям, направляет на развитие познавательных и гендерных интересов мальчиков и девочек...

Проект "ТИКО - мастера"

Детально разработаны этапы работы по реализации проекта "ТИКО - мастера". Проект направлен на развитие у детей конструктивного мышления через технологию ТИКО - моделтрования....

Педагогический проект "ТИКО-мастера".

Педагогический проект "ТИКО-мастера"....

Проект "ТИКО- мастера".

Дети попадают в волшебную страну в канун Нового года. Помогает им снеговик. Чтобы новогодняя ёлка заиграла новогодними игрушками, дети дожны изготовить их из ТИКО коструктора....

Проект "ТИКО- мастера".

Дети знакомятся с конструтором ТИКО и учатся изготавливать объёмные детали....