Организация коррекционно-развивающей среды по активизации сенсо- моторной сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

  Цель: познакомить с опытом организации коррекционно-развивающей среды по активизации сенсо-моторной сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи.

 

В состав разработанной мною коррекционно-развивающей среды входят:

  • Сенсорный столик, предназначенный для проведения дидактических игр, направленных на развитие сенсо-моторной сферы.
  • Сенсомоторный домик, позволяющий организовывать разнообразные развивающие игры с детьми, направленные на развитие сенсо-моторной сферы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionno-razvivayushchaya_sreda.docx1009.35 КБ

Предварительный просмотр:

           Организация коррекционно-развивающей среды по активизации

 сенсо- моторной сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи

 

  Цель: познакомить с опытом организации коррекционно-развивающей среды по активизации сенсо-моторной сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи.

        Развитие сенсо-моторной сферы – важная составная часть коррекционной работы в специализированных ДОУ.  Так в тифлопедагогике осязание считается мощным средством компенсации нарушенного зрения, потому что именно осязание позволяет малышу, имеющему проблемы со зрением, познать признаки и свойства окружающего мира.

       Использование коррекционно-развивающей среды на развитие сенсо-моторной сферы давно практикуется в коррекционной педагогике. Известный педагог М. Монтессори впервые заострила внимание на активизации деятельности руки ребенка в игре. Логической частью методики Монтессори выступает дидактический материал, без которого немыслима игровая деятельность. При действии с этим материалом особую значимость приобретает деятельность руки ребенка... Материалы, которые предоставляла для игры Монтессори обладают качественным своеобразием - они позволяли активизировать и мелкую моторику, и тактильные ощущения, и логический аппарат играющего.      

      МБ ДОУ «Детский сад № 31» посещают дети, имеющие нарушения зрения и речи, особое внимание в работе с детьми обращается на развитие сенсо-моторной сферы.

        Как показывает опыт работы, дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли обследования предмета с помощью рук как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из-за снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями, как это происходит у их сверстников. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук детей с нарушением зрения оказываются вялыми или слишком напряженными. Всё это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности детей.    

        Учёные, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М.М.Кольцова).

         В логопедии установленный факт, что при нарушении речи мощным развивающим эффектом обладает развитие мелкой моторики ребенка.  Исследования физиологов, психологов, дефектологов показали, что дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы. Как правило, у этих детей наблюдаются недостатки в развитии мелкой моторики, которая по последним данным влияет на развитие речи. Ученые установили, что, если развитие движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.

          Опираясь на разработки ученых, в которых определены механизмы активизации сенсомоторной сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи, на опыт педагогов по созданию коррекционно-развивающей среды в условиях ДОУ, я придумала оборудование, которое активно использую в своей работе. В состав разработанной мною коррекционно-развивающей среды входят:

  • Сенсорный столик, предназначенный для проведения дидактических игр, направленных на развитие сенсо-моторной сферы.

  • Сенсомоторный домик, позволяющий организовывать разнообразные развивающие игры с детьми, направленные на развитие сенсо-моторной сферы.

       С помощью данных пособий ребенок учится ориентироваться на плоскости, работать по схеме, видеть связь между предметами и явлениями окружающего мира и его абстрактным изображением; развивает логику, воображение, усидчивость, внимание. Данные пособия вызывают у ребенка желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия. Кроме того, игры с предметами ставят ребенка перед необходимостью запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны взрослым, т.е. развивают память и воображение. Поэтому дидактические игры не только развивают и обогащают чувственный опыт ребенка, но и учат их мыслить.

         Примером дидактических и развивающих игр с использованием пособий являются:

  • «Приложи ладошки»
  • «Поймай рыбку»
  • «Собери шарики в ведерко»
  • «Найди геометрические фигуры»
  • «Открой-закрой»
  • «Найди пару»
  • «Шнуровка»
  • «Низко-высоко»
  • «Включи-выключи свет»
  • «Нарисуй»
  • «Лабиринт»
  • «Цветочная полянка»
  • «Собери цветок»
  • «Заплети косичку»

      В данных дидактических играх используются следующие действия.

  1. Ощупывание предметов с различной поверхностью с открытыми глазами, в дальнейшем с закрытыми; обучение специальным обследующим движениям (поглаживание, разминание, постукивание, сжимание и др.), обозначение отдельными словами свойств и качеств используемых материалов, признаков предмета.
  2. Нахождение на ощупь необходимого объемного предмета по описанию свойств и качеств материала, из которого он изготовлен (выбор сначала из 2 предметов, а затем из 3-5 предметов).
  3. Нахождение контура предложенного предмета из нескольких (3-4 предметов).
  4. Определение по контуру с закрытыми (завязанными) глазами самого предмета.
  5. Нахождение двух одинаковых контуров предмета из нескольких предложенных с закрытыми (завязанными) глазами.

         Использование в работе описанной выше коррекционно-развивающей среды по активизации сенсо-моторной сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи дает свои положительные результаты.

        Обследование детей в начале и конце учебного года и сравнение результатов показало, что в процессе проведенной работы дети значительно улучшили свои показатели в развитии мелкой моторики и речи, что свидетельствует об эффективности использованного в коррекционной работе оборудования.

СЕНСОРНЫЙ      СТОЛИК

                       

                    C:\Users\лрмла\Desktop\imagecompressor\Изображение-min.jpeg

C:\Users\лрмла\Desktop\imagecompressor\Изображение1-min.jpeg               C:\Users\лрмла\Desktop\imagecompressor\Изображение3-min.jpeg

СЕНСОРНЫЙ   ДОМИК

     

     

                                  C:\Users\лрмла\Desktop\imagecompressor\Изображение5-min.jpeg

C:\Users\лрмла\Desktop\imagecompressor\Изображение8-min.jpeg                      C:\Users\лрмла\Desktop\imagecompressor\Изображение9-min.jpeg

C:\Users\лрмла\Desktop\imagecompressor\Изображение11-min.jpeg                          C:\Users\лрмла\Desktop\imagecompressor\Изображение12-min.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

коррекционно - развивающее занятие по развитию эмоционально - волевой сферы у детей дошкольного возраста

Обучение дошкольников элементарным приемам саморегуляции дает возможность сопоставить свое поведение с поведением сверстников, проявить себя, раскрыть свой внутрений потенциал.Этой теме посвященно кор...

Презентация "Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с нарушением зрения и речи".

Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с нарушением зрения и речи....

Перспективное планирование по самообразованию по теме «Развитие представлений об окружающем мире через сенсорные способности у детей дошкольного возраста с нарушение зрения и речи» Старшая группа 2019-2020 учебный год

Перспективное планирование по теме: "Развитие представлений об окружавющем мире через сенсорных способномсти у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи"  Старшая группа....

Перспективное планирование по самообразованию по теме: «Развитие представлений об окружающем мире через сенсорные способности у детей дошкольного возраста с нарушение зрения и речи» Подготовительная группа 2020-2021 учебный год

Перспективный план по теме: Развитие представлений об окружающем мире через сенсорные способности у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи" Подготовительная группа...

Актуальность на тему «Развитие представлений об окружающем мире через сенсорные способности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения и речи»

Актуальность на тему «Развитие представлений об окружающем мире через сенсорные способности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения и речи»...