Игры для развития развития вестибулярной, тактильной и проприоцептивной системы.
методическая разработка по коррекционной педагогике

Наталья Анатольевна Киреева

Сенсорное развитие включает в себя развитие ощущений, восприятий, представлений, т.е. всю систему работы анализаторов. А сенсорная интеграция – это упорядочение, организация ощущений, получаемых от разных органов чувств.

Сенсорная интеграция-это взаимодействие всех органов чувств, позволяющее создавать адекватный ответ, то есть обоснованное и целенаправленное действие в ответ на ощущение. Сенсорная интеграция является бессознательным процессом, происходящем в головном мозге.

Существуют основные сенсорные системы: тактильная, проприоцептивная, вестибулярная. 

Предлагаю игры и упражнения, направленные на сенсорное развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotannye_igry.docx41.36 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для развития основных сенсорных для развития вестибулярной, тактильной и проприоцептивной системы.

Сенсорное развитие включает в себя развитие ощущений, восприятий, представлений, т.е. всю систему работы анализаторов. А сенсорная интеграция – это упорядочение, организация ощущений, получаемых от разных органов чувств.

Сенсорная интеграция-это взаимодействие всех органов чувств, позволяющее создавать адекватный ответ, то есть обоснованное и целенаправленное действие в ответ на ощущение. Сенсорная интеграция является бессознательным процессом, происходящем в головном мозге.

           Существуют основные сенсорные системы: тактильная, проприоцептивная, вестибулярная.

               

Предлагаю игры и упражнения, направленные на сенсорное развитие.

Общие рекомендации:

-Упражнения могут быть использованы, как для стимуляции отдельных сенсорных каналов (зрительного, слухового, тактильного, вестибулярного и гравитационного), если в каком либо, из них обнаруживаются элементы дезинтеграции, так и в комплексе.

-Перед началом упражнений необходимо повести предварительную оценку развитию ребенка, для оптимального подбора соответствующих игр.

-Необходимо постепенно вводить в деятельность ребенка упражнения сенсорно-интегративной коррекции.

-Целесообразно начинать коррекцию с тех сенсорных каналов, которые достаточно развиты, а постепенно вводить стимуляцию слабых каналов.

-Упражнения направлены на развитие потенциала, который не в полной мере развит у ребенка.

-Игры и упражнения можно использовать в любой удобный режимный момент (перед едой, перед началом образовательной деятельности, на прогулке)

-Упражнения целесообразно делать регулярно и систематически.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЕСТИБУЛЯРНОЙ И ГРАВИТАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

Основная цель данных упражнений: стимулировать вестибулярный аппарат,

улучшить чувство равновесия, ощущение положения тела в пространстве и способность восстанавливать равновесие. У некоторых детей это может снизить боязнь движения.

Вестибулярное раскачивание

Материал: балансировочная подушка, вестибулярная доска, кресло-качалка.

Ход упражнения: посадите ребенка на качалку. Попросите его взяться обеими руками за стороны качалки. Предложите ему покачаться несколько минут вперед-назад.

При необходимости помогите: даже если раскачивать качалку будете вы, ребенок извлечет пользу из этого упражнения.

Варианты проведения:

- Используйте различные устройства качалки.

- Качайте ребенка из стороны в сторону.

- Предлагайте ему различные позы: качаться на четвереньках, на коленях, стоя на одном колене, стоя.

«Кружимся вокруг оси»

Материал: вращающийся диск.

Ход упражнения: посадите ребенка на крутящуюся диск и попросите его скрестить ноги. Попросите ребенка покружиться, отталкиваясь обеими руками от пола. Ребенок может начать кружиться в любую сторону, затем следует сменить направление. Если ребенок очень боится, не заставляйте его выполнять задание. В этом случае медленно покрутите ребенка (с его разрешения!) от трех до пяти раз, а затем увеличивайте число поворотов и скорость постепенно, пока ребенок не захочет самостоятельно выполнить задание. При необходимости помогите: ребенок извлечет пользу из упражнения даже в том случае, если его крутит педагог.

«Покачай головой»

Ход упражнения: ребенок должен знать понятия «да» и «нет» и правильно отвечать, качая или кивая головой. Удостоверьтесь, что ребенок удобно сидит на полу или на стуле. Задавайте ему шуточные вопросы, предполагающие ответ «да» или «нет» (например: «В классе идет снег?», «Ты любишь есть мороженое на завтрак?»). Попросите его отвечать с помощью движений головы. Позвольте ему самому решать, сколь долго он

сможет кивать и качать головой.

Варианты проведения: если ребенок не понимает значение слов «да» и «нет», адаптируйте задание: попросите ребенка просто качать головой.

«Кто меня толкнул»

Ход упражнения: посадите ребенка на пол и попросите его вытянуть ноги вперед и положить расслабленные руки на колени. Прошагайте» пальцами вверх по телу ребенка от ступней до плеч. Дойдя до плеч, слегка толкните его вправо, влево, вперед или назад. Ребенок должен восстановить равновесие.

Варианты проведения:

-Выполнять задание в разных позах: на четвереньках, на коленях, стоя на одном колене (одно колено поднято, другое опущено), стоя.

-Сесть на качающуюся поверхность, например на доску-качалку с мягким верхом, вестибулярную доску или скамью-качалку.

«Прыгаем на мяче»

Материал: гимнастический мяч или мяч для лечебной физкультуры «фитбол» – выберите подходящий для ребенка размер (ему должно быть удобно сидеть, поставив ступни на пол).

Ход упражнения: предложите ребенку сесть на гимнастический мяч, поставив ноги на пол и положив руки на мяч по бокам. Попросите ребенка попрыгать вверх и вниз, не падая с мяча.

Варианты проведения:

-Используйте мяч с ручками.

-Раскачивать ребёнка на мяче из стороны в сторону.

-Можно выполнить упражнения с массажными мячиками с ребенком, перекладывая из одной руки в другую, при этом ребёнок сидит на мяче.

-Положить ребенка грудью или животом на большой мяч, придерживая сначала за туловище, затем за колени, и потом за голеностопные суставы мягко раскачивая, руки у ребенка, в этом случае, остаются свободные для опоры перед собой. Либо продвигая ребенка нп мяче вперёд, руки вытянуты.

«Катаемся на скейтборде»

Материал: доска на колесиках, веревка

Ход упражнения: посадите ребенка на доску и попросите его скрестить ноги. Завяжите большой узел или сделайте петлю на одном конце веревки и попросите ребенка держаться за эту петлю. Медленно потяните ребенка вперед. Постепенно повышайте скорость, позволяя ребенку контролировать нагрузку. Изменяйте скорость и маршруты.

Варианты проведения:

-Ребенок может лечь на живот.

-Ребенок может самостоятельно толкать доску в разных направлениях и принимать различные позы.

Вместо веревки можно использовать эластичную веревку или эспандер

«Прыжки на батуте». Материал: батут детский.

Ребенку необходимо прыгать вверх-вниз, пытаясь сохранить равновесие. Ребенку, возможно, потребуется помощь – опираться на педагога. При выполнении данного упражнения необходимо следить за техникой безопасности.

«Поймай меня»

Ход игры: ребенок выполняет падание на руки взрослого, стоя к нему лицом, затем спиной. Когда ребенок уже будет готов к этому, можно пробовать тоже самое с закрытыми глазами

«Ходьба по линии»

Материал: линия (полоса) шириной 3-4 сантиметра, наклеенная или нарисованная на полу, либо, моторная дорожка, с делениями выполненная скотчем на полу.

Цель: координация движений, тренировка равновесия. Регуляция поведения и ограничения.  Сознательно прочувствовать собственное тело, испытать состояние внутреннего покоя через концентрацию.

Ход игры: Педагог один раз проходит по линии, стараясь при этом обратить внимание ребенка на постановку всей ступни вдоль линии и на естественность ходьбы. Пальцы ступни находятся на линии, либо в деление моторной дорожки. Дети выполняют упражнения, самостоятельно, либо при помощи взрослого. Наблюдая, педагог замечает трудности отдельных детей.

«Между двух берегов»

Материал: две скакалки кладем рядом с друг другом, начиная с расстояния 50 см, постепенно уменьшая расстояние до 10 см.

Задача: ходьба между линий, стараясь не наступать на края.

«Переступаем через веревочку»

Материал: для игры потребуется веревка, которую необходимо положить на пол.

Задача: ноги ставить с двух сторон от веревочки.

«Футбол бумажным пакетом». Надуть бумажный пакет. Играть им в футбол, дети должны соотносить силу удара об пакет, чтобы он не порвался.

«Снежки» – известная игра на улице, когда позволяет погода, но необходимо, ловить снежки поочерёдно правой или левой рукой.

«Мыльные пузыри». Используются мыльные пузыри, необходимо ловить сначала левой рукой, затем правой. Кроме того, для развития вестибулярной и гравитационной системы можно использовать такие упражнения, как прыжки с возвышением, постепенно увеличивая высоту, хождение по гимнастической скамейке, традиционные игры с потешками, такими как «По кочкам», «Кто на лодочке плывет…» и т.д.

Игры и упражнения для развития моторного планирования

Игры и упражнения на развитие системы моторного планирования, как правило, включают в себя последовательность действий и движений.

«Делай как я»

Ход упражнения: попросите ребенка повторять за вами движения: прыгать, вращать руками, бегать на месте, выполнять глубокие приседания, похлопывать себя по голове, прикасаться к пальцам на ногах и т.д. При необходимости помогите ребенку.

«Полоса препятствий»

Материал: стулья, столы, подушки, мягкие модули.

Ход упражнения: составьте полосу препятствий из различных предметов, которые нужно обходить, перешагивать или перелезать. При необходимости помогите ребенку пройти через полосу препятствий. Следите за соблюдением техники безопасности

«Квадратные коврики»

Материал: несколько отрезков ковролина размером 30x30 см (при работе со слабо видящими детьми выберите ковролин контрастного по отношению к полу цвета); слуховые подсказки (используйте щелкающее или пищащее устройство, хлопайте или щелкайте пальцами.

Ход упражнения: составьте прямую дорожку из ковриков, положив их на равных расстояниях друг от друга. Попросите ребенка перешагнуть на другой коврик, предоставляя при необходимости слуховые подсказки. Проведите ребенка до конца маршрута. При необходимости помогите ему.

Варианты проведения:

-Изменяйте расстояние между ковриками.

-Изменяйте маршрут.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДВУСТОРОННЕЙ КООРДИНАЦИИ

Общая цель данных упражнений – скоординировать работу двух сторон тела и развить способность ребенка к согласованному двустороннему движению.

«Качание»

Материал: вестибулярная доска, доска-качалка с мягким верхом, скамья-качалка.

Ход упражнения: посадите ребенка на качалку лицом вперед. Попросите его взяться руками за качалку с обеих сторон. Предложите ему покачаться из стороны в сторону. Можно также использовать гамак или качели-мешок и раскачиваться из стороны в сторону, вперед-назад.

«Гребля»

Материал: скейтборде (доска на колесах).

Ход упражнения: попросите ребенка сесть на или встать на него на колени. Предложите ему «грести», передвигая доску вперед и назад с помощью обеих рук.

Он может сначала использовать обе руки, а затем чередовать их.

Варианты проведения:

Можно использовать небольшой коврик из ткани или мат вместо, скейтборде. Изменяйте маршрут движения: прямой, извилистый, по кругу.

«Тележка»

Ход упражнения: попросите ребенка лечь на пол и подтянуться на руках вверх, выпрямив локти (изображая садовую тележку). Возьмите его за ноги. Предложите ему пройтись на руках. Соблюдайте технику безопасности, следите, чтобы ребенок не упал из-за слабости рук.

Варианты проведения:

-Изменяйте маршрут движения: прямой, извилистый, по кругу.

«Парашют»

Материал: парашют (большой сшитый из легкой ткани).

Ход упражнения: попросите детей взяться за парашют обеими руками. Попросите их разойтись в стороны, чтобы парашют натянулся. Дайте им задание поднимать и опускать руки, удерживая парашют.

Варианты проведения:

-Положите в центр парашюта мячи или воздушные шары и попросите детей сбросить их, поднимая и опуская руки

-Используйте другие материалы: обруч, простыню, одеяло.

«Поочередные прыжки»

Ход упражнения: попросите ребенка встать прямо, опустив расслабленные руки по сторонам. Дайте ему задание по очереди прыгать два раза на правой ноге и один раз на левой, пока вы не попросите его остановиться. При необходимости помогите ему.

Варианты проведения:

-Меняйте инструкции. Например, попросите попрыгать три раза на левой ноге и два раза на правой.

-Предложите ребенку запрыгивать в обруч и выпрыгивать из него.

«Хоп-хлоп»

Ход упражнения: несколько раз хлопните в ладоши в определенной ритмической последовательности. Попросите ребенка повторить последовательность хлопков. Можно

стучать ладонями по столу или по полу, использовать палочки вместо рук.

«Прыжок кенгуру»

Материал: легкий мяч

Ход упражнения: попросите ребенка встать прямо, опустив расслабленные руки по сторонам. Попросите его держать между коленями предмет, например мяч. Предложите ему попрыгать, держа ступни вместе.

Варианты проведения:

-Попросите ребенка встать прямо, опустив расслабленные руки по сторонам.

-Попросите его держать между коленями предмет, например мяч.

-Предложите ребенку попрыгать, держа ступни вместе

«Поймай кольцо»

Материал: пластиковые кольца, палочка

Ход упражнения: попросите ребенка встать в устойчивое положение. Дайте ему палочку и попросите держать ее обеими руками. Бросайте кольца ребенку, а он должен их ловить на палочку, не сдвигая ноги с места.

Варианты проведения:

-Ребенок может взять палку и попытаться попасть по мячику, висящему на веревке.

-Если ребенок тотально слепой, используйте мячик, издающий звуки.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОПРИОЦЕПТИВНОЙ СИСТЕМЫ

Общая цель данных упражнений и игр – стимулировать проприоцептивную систему (восприятие сигналов от мышц, связок, суставов), улучшить осознание тела, ощущение положения тела в пространстве и оптимальное приложение силы.

Мешок-комбинезон

Материал: мешок-комбинезон, сенсорный «Чулок».

Ход упражнения: попросите ребёнка залезть в мешок-комбинезон (для этого ему может потребоваться ваша помощь). Попросите его вытягивать руки и ноги в разные стороны. Надевая мешок-комбинезон, ребенок должен чувствовать его прикосновение и натяжение по всей длине от ног до головы.

Ход упражнения: попросите детей встать выполнять движения руками и перешагивание

Объединяющая эластичная веревка

Материал: широкая эластичная веревка, сшитая в кольцо.

Ход упражнения: попросите детей встать в круг, взяться обеими руками за веревку на уровне поясницы и потянуть веревку в разных направлениях. Можно попросить детей отойти назад, натягивая веревку, тянуть веревку руками.

Меры предосторожности: смотрите за тем, чтобы дети не тянули веревку слишком сильно – иначе они могут потерять равновесие или травмировать друг друга Движение – это ключевой фактор развития проприоцептивной системы. Поэтому для стимуляции движения могут быть полезны некоторые задания, из других разделов (развитие вестибулярной и гравитационной системы, моторное планирование, развитие тактильной системы, двусторонней координации)

- «Катаем мяч»

- «Прыгаем как животные»

- «Прыгаем на мяче»

- «Катаемся на скейтборде»

- «Прыжки на батуте»

- «Гребля»

- «Поочередные прыжки»

- «Делай как я»

- «Полоса препятствий»

- «Ходим как животные»

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТАКТИЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Общая цель данных упражнений – предоставить ребенку тактильные ощущения и повысить терпимость к тактильной стимуляции. Некоторые задания призваны также улучшить способность ребенка к различению материалов на ощупь. Игры и упражнения на развитие тактильной системы поощряют стремление ребенка к осознанному исследованию окружающего мира. Поэтому используемые материалы должны различаться текстурой, температурой, весом.

«Поймай игрушку»

Цель игры: стимуляция тактильной чувствительности, улучшение внимания и скорости реакции у ребенка.

Ход игры: педагог касается мягкой игрушкой разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где игрушка. Можно использовать игрушки различной фактуры.

«Чудесный мешочек»

Цель игры: стимуляция тактильной чувствительности, тренировка дифференциации собственных ощущений.

Ход игры

1.В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

2.«Определи на ощупь» – в мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.).

Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его признаки: длинный – короткий, толстый– тонкий, большой – маленький, узкий – широкий и т. д.

3. «Узнай фигуру» – на столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

«Платочки»

Цель игры: стимуляция тактильной чувствительности, тренировка дифференциации собственных ощущений (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани).

Ход игры: детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.

«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»

Цель игры: стимуляция тактильной чувствительности, тренировка дифференциации собственных ощущений.

Ход игры: Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.

По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.

«Найди пару»

Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью.

Ход игры: ребенку предлагают определить на ощупь, пары одинаковых пластинок.

«Коробка с текстурами»

Материал: обувная коробка с прорезанным отверстием достаточного размера, чтобы в него проходила рука; карточки размером 5x5 см с различными текстурами (наждачная бумага, ткань, алюминиевая фольга, мех, атлас, кожа, вата, перья, дерево, пластик); подготовьте по две карточки с текстурой каждого вида.

Ход игры: положите карточки с текстурами в коробку или мешок. Попросите ребенка просунуть руку в коробку, вытащить одну карточку и описать ее: шероховатая, гладкая, мягкая, твердая, легкая, тяжелая, липкая, скользкая и т.д.

Варианты проведения:

-По мере того как ребенок будет все лучше осваивать задание, добавляйте текстуры, которые сложнее описать: твид, шелк, целлофан и т.д.

-Попросите ребенка найти две карточки с одинаковой текстурой.

-Предложите ему выложить текстурные карточки в ряд от самой шероховатой ксамой гладкой, от самой тяжелой к самой легкой, от самой жесткой к самой мягкой.

-Изготовьте карточки разных форм: квадраты, круги и т.д.

«Найди ящичек»

Материал: спичечные коробки, сверху оклеенные различными материалами:

вельветом, шерстью, бархатом, шелком, бумагой, линолеумом и др. Внутри выдвижных ящичков также приклеены кусочки материала. Ящички находятся отдельно. Ребенку предлагают на ощупь определить, какой ящичек от какого коробка.

«Что в мешочке»

Ход игры: ребенку предлагают небольшие мешочки, наполненные горохом, фасолью, бобами или крупами: манкой, рисом, гречкой и др. Перебирая мешочки, он определяет наполнитель и раскладывает в ряд эти мешочки по мере увеличения размера наполнителя (например, манка, рис, гречка, горох, фасоль, бобы).

«Отгадай»

«Что это?»

Ход игры: ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).

«Собери матрешку»

Ход игры: двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку – кто быстрее.

«Шариковый бассейн»

Материал: надувной бассейн, наполненный шариками

Ход упражнения: попросите ребенка залезть в бассейн и сесть. Спрячьте под шариками одну из частей тела ребенка. Назовите часть тела, прикрытую шариками, или попросите его сделать это.

Варианты проведения:

-Предложите ребенку подвигаться как- будто он плавает.

-Спрячьте среди шариков различные предметы и попросите ребенка их найти.

-Это задание можно выполнять в уменьшенном масштабе, спрятав предметы в миске с макаронами или рисом

Меры предосторожности: обращайте особое внимание на детей, которые могут положить в рот небольшие предметы

«Тактильная дорожка»

Материал: ортопедические резиновые коврики, куски картона, пузырчатой упаковочной пленки, линолеума, ткани и т.д

Ход упражнения: выложите на полу дорожку из различных материалов: плотных ковриков, упаковочной пленки, линолеума, картона и т.д. Попросите ребенка пройти по ней босиком или проползти по дорожке на четвереньках.

Варианты проведения:

-Используйте разнообразные материалы.

-Выкладывайте различные маршруты (изогнутые, извилистые, круговые).

-Изменяйте способ прохождения маршрута (вприпрыжку, на коленях, на цыпочках).

-Обсуждайте ребенком различные типы поверхностей под ногами, когда он ходит босиком (трава, песок, ковер, тротуар).

«Сотри точку»

Материал: мел, мука, пудра, махровая ткань, клубок пряжи, флисовый мячик, отрезок ковра размером с ладонь.

Ход упражнения: нарисуйте на руке, ноге или любой другой части тела ребенка точку мелом, мукой или пудрой. Попросите его стереть точку с помощью полотенца или кусочка ткани.

Варианты проведения:

-Попросите ребенка назвать часть тела, с которой он стирает точку.

-Нарисуйте мелом на отрезке ковра несложный рисунок или букву и попросите ребенка стереть рисунок с помощью ладоней и предплечий.

Меры предосторожности: будьте внимательны при работе с детьми с чувствительной кожей, аллергиями или сыпью.

«Смеси»

Материал: смесь песка и муки, мокрый песок, земля, смесь муки и воды.

Ход упражнения: ребенок помещает руки в различные смеси и ощущает различия между ними.

Варианты проведения:

-Ребенок может рисовать пальцами и ступнями, используя различные смеси вместо краски.

-Спрячьте в различных материалах предметы и попросите учащегося их найти.

Меры предосторожности: обращайте особое внимание на учащихся, которые могут положить в рот небольшие предметы. Возможно, в данном случае, следует работать только со съедобными материалами.

«Один или два раза»

Ход упражнения: попросите ребенка закрыть глаза или, если это необходимо, завяжите ему глаза. Дотроньтесь до ребенка пальцем и проверьте, может ли он правильно определить, к какому месту вы прикоснулись и сколько раз: прикоснитесь один раз к одному участку, дотроньтесь до двух разных мест одновременно, сделайте то же самое последовательно.

«Рисуем на руке»

Материал: карандаш с ластиком.

Ход упражнения: попросите ребенка закрыть глаза или, если это необходимо, завяжите ему глаза. С помощью ластика на конце карандаша начертите на тыльной стороне ладони какую-либо фигуру (линию, круг, крест, квадрат). Попросите его назвать эту фигуру. Если ребенок знает печатные буквы или цифры, используйте их вместо геометрических фигур.

«Катаем мяч»

Материал: большой надувной мяч, гимнастический мяч или мяч для лечебной физкультуры, мягкий валик.

Ход упражнения: попросите ребенка лечь на живот. Прокатите по его телу большой мяч (с легким нажимом). Попросите его затем перевернуться на спину. Еще раз прокатите по нему мяч.

Для развития тактильной системы целесообразно использовать различные виды игр для развития мелкой моторики, рисование и раскрашивание, собирать пирамидки, доставать предметы, нанизывать крупные бусины и колечки; рвать бумагу, катать «колбаски» из пластилина; застегивать пуговицы.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ

«Тихо и громко». Поочередно звучит то тихая, то громкая музыка; ребенок под тихую музыку ходит на цыпочках, под громкую – топает ногами.

Варианты проведения:

-Можно предложить детям использовать свои произвольные варианты движений,

соответствующие силе звучания музыки; – использовать большой и маленький барабан: большой звучит громко, маленький – тихо;

-На громкое звучание большого барабана отвечать громкой игрой на металлофоне,

на тихое звучание отвечать тихой игрой на металлофоне; – на громкую музыку рисовать широкие и яркие полоски, на тихую – узкие и более бледные;

- найти игрушку, ориентируясь на громкое или тихое звучание колокольчика.

«Определи, что слышится» Из-за ширмы доносятся различные звуки: переливающейся воды из стакана в стакан; шуршание бумагой – тонкой и плотной; разрезание бумаги ножницами; упавшего на стол ключа, судейского свистка, звонка будильника и др. Нужно определить, что слышится. Шумы могут быть записаны на телефон и отражать шумы окружающего мира (мурлыкание кошки, скрип двери, шум машин, храп, дождь и т.д.) – ребенку необходимо определить, что за шум.

«Шумящие коробочки».

Материал: несколько коробочек (можно использовать киндер-сюрпризы), которые заполнены различными материалами (железными пробками, маленькими деревянными брусочками, камушками, монетками и др.) и при сотрясении издают разные шумы (от тихого до громкого).

Ход игры: ребенку предлагают проверить шумы всех коробочек. Затем педагог просит дать коробочку с тихим шумом, а потом с громким шумом. Ребенок выполняет. Вариант: ребенок находит одинаковые коробочки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ТАКТИЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Картотека игр, направленных на формирование тактильно-двигательного восприятия у детей с интеллектуальной недостаточностью....

Мастер-класс «Дидактическая игра как средство развития тактильных ощущений для познавательного развития ребенка дошкольного возраста»

Цель мастер-класса: познакомить воспитателей с методикой развития тактильных ощущений посредством дидактических игр; закрепить полученные знания на практике. Задачи: познакомить с дидактическими играм...

Игры и упражнения на развитие проприоцептивной системы

Проприоцептивная система - система кинестетического восприятия (мышечно-суставное чувство) - восприятие собст­венной позы и движения. Это ощущение напряжения и расслабления мышц, и суставов. Эта с...

Упражнения для развития проприоцептивной системы у детей с РАС.

Проприоцептивная система - система кинестетического восприятия (мышечно-суставное чувство) - это внутреннее ощущение, которое позволяет нам, не глядя на наши части тела, определить, где они наход...

«Игры для развития зрительно-моторной координации и проприоцептивной системы у детей с ОВЗ» (упражнения из опыта работы)

В статье приведены примеры практических упражнений, которые можно использовать в работе с детьми с ОВЗ 6-7 лет во время режимных моментов и индивидуальной работы для развития зрительно-моторной коорди...

Игры для развития вестибулярной, проприоцептивной и тактильной системы

Игры для развития вестибулярной, проприоцептивной  и тактильной системы...

Вестибулярная и проприоцептивная системы в коррекционной работе с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ

Проблемы сенсорной интеграции довольно распространены среди детей с такими нарушениями, как аутизм, нарушения речевого развития и развития когнитивных функций, задержкой психического развития. У ребен...