Игровые тематические комплексы как эффективное средство оптимизации коррекционно-развивающего процесса в работе с детьми с ОВЗ.
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Лаврова Татьяна Михайловна

Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.  Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё и педагоги прошлых веков.  Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребёнка, был известный немецкий педагог 19 века Фридрих Фрёбель. Игру Фрёбель характеризовал как «высшую ступень детского развития». "Дары Фрёбеля" - самый первый обучающий (дидактический) материал для детей дошкольного возраста в мире, который известен и используется до сих пор.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые тематические комплексы как эффективное средство оптимизации коррекционно-развивающего процесса в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Современный детский сад - это место, где ребенок получает опыт широкого  эмоционально-практического взаимодействия с взрослым и сверстниками в наиболее важных для него сферах жизни.

Дошкольное образование - первое звено в системе непрерывного образования человека. Качество дошкольного образования и образовательных услуг обеспечивается многими условиями, основным из которых является  развивающая предметно-пространственная среда, которая согласно ФГОС должна являться комплексом эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованным в пространстве и времени, насыщенным предметными и игровыми материалами. В такой среде дошкольник включается в активную познавательную, творческую деятельность, развивается его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное - происходит гармоничное развитие личности. В соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДОО, образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Работая с дошкольниками необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.  Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё и педагоги прошлых веков.  Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребёнка, был известный немецкий педагог 19 века Фридрих Фрёбель. Игру Фрёбель характеризовал как «высшую ступень детского развития». "Дары Фрёбеля" - самый первый обучающий (дидактический) материал для детей дошкольного возраста в мире, который известен и используется до сих пор. Комплект легко согласовывается с любой общеобразовательной программой ДОО. Комплект является составной частью развивающей предметно-пространственной образовательной среды. Его структура и содержание разработаны в соответствии с принципом реализации ведущей игровой деятельности в дошкольном возрасте и личностно-ориентированного подхода в развитии и воспитании ребенка.

 Общепризнанно, что игра - ключевой фактор в развитии ребенка. В ходе игры у ребенка активно развиваются основные формы мышления, речь и воображение, совершенствуются исследовательские навыки, формируется связь между образом, словом и его значением, расширяются творческие способности.  Игры с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля» решают ряд этих задач. Для развития детей на современном этапе недостаточно расширить объем усваиваемых знаний, требуется овладеть способами и приемами эффективной мыслительной деятельности, основы которой закладываются в дошкольном возрасте.  Также необходимо сказать, что  комплект пособий и игровых наборов «Дары Фрёбеля» в соответствии с ФГОС ДО, открывает новые возможности использования данного набора в процессе реализации ФОП ДОО и примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.

Одним из основных показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в обществе. На сегодняшний день хороша развития, богатая, грамматически правильно оформленная, связная речь  у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. К сожалению, в настоящее время отмечается устойчивая тенденция увеличения числа детей с ООП. У детей с тяжелой речевой патологией отмечается недоразвитие всей познавательной деятельности (восприятие, память, мышление, речь), особенно на уровне  произвольности и осознанности. Отмечаются отклонения и в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. Речевые нарушения могут затрагивать различные компоненты речи: звукопроизношение (снижение внятности речи, дефекты звуков),  фонематический слух (недостаточное овладение звуковым составом слова), лексико-грамматический строй (бедность словарного запаса, неумение согласовывать слова в предложении). Ученые подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развитие их мышления, восприятия, воображения, наблюдательности. Организация обучения детей предполагает формирование умения планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания. Нарушение формирования всех компонентов речевой системы порождает: снижение потребности в общении, эмоциональную неуравновешенность, трудности в организации речевого поведения, недостаточную сформированность умения пользоваться различными средствами общения. В связи с неуклонным ростом числа детей с речевыми нарушениями увеличивается их количество в ДОО и  школах.

С целью ознакомления педагогов со способами использования игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании для создания условий индивидуализации образовательного процесса представляем опыт работы  с дошкольниками  с ТНР. Выбор этого дидактического материала основывался на том, что создавая «Дары» Ф. Фрёбель тесно связал развитие речи ребенка с его деятельностью. Элементы этого игрового набора способствуют созданию информационного поля для общения ребенка со взрослым и сверстниками, у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика. Так как игра как основной вид детской деятельности является источником и важным стимулирующим поводом для взаимодействия детей друг с другом и полем, на котором возможно формирование навыков общения, то правильно организованная игра направлена на решение задач развития речевых навыков, а также способствует развитию элементов общения. Использование в своей работе комплекта «Дары Фрёбеля» позволяет решать ряд задач: воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепление и активизацию словаря, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания, воспитание интереса к художественному слову.  Разработав, на  основании дидактического материала «Дары Фрёбеля», технологические карты, мы включили в них игры, артикуляционную, пальчиковую, общеукрепляющую гимнастику, задания, направленные на  развитие фонематического анализа, систематизировав  тем самым  работу по развитию речи у детей с ТНР в соответствии с темами, которые отражают во многих учреждениях в комплексно - тематических планах. Также технологические карты представляют собой комплексный подход в решении задач речевого развития данной категории детей во взаимосвязи воспитателей, логопеда и родителей. Исправление речи требует  систематических продолжительных занятий.  Успех коррекции во многом зависит и от активного включения в процесс развития речи семьи ребенка.

Итак, обобщая выше сказанное, отметим, что главная задача ДОО состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития ребёнка, то есть способствовать всестороннему развитию его личности. В процессе ориентации дошкольника в окружающем мире особое место занимает  умение вести диалог, говорить внятно, грамматически правильно, оформляя свою речь, а также уметь строить свое поведение в соответствии с задачами общения,  требованиями ситуации и особенностями собеседника. Взаимоотношения с другими людьми зарождается и наиболее интенсивно развивается в детстве. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. В коррекционной работе с детьми с ОВЗ  развитие речи приобретает особое значение из-за структуры дефекта и превращается в сложную задачу, становится главной, конечной целью всего коррекционного процесса, требующей кропотливой работы логопеда, воспитателей,  родителей и ребенка. По нашему мнению игровой набор "Дары Фрёбеля" - это уникальный комплекс обучающих материалов, созданный для развития и воспитания личности ребенка и становления его речевой компетентности. Именно мы, взрослые,  семья и педагоги, работая сообща, даруем детям опыт человеческого общения через умение слушать, говорить, взаимодействовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«НЕТРАДИЦИОНННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО САДА КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОЦЕССА».

«НЕТРАДИЦИОНННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО САДА КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОЦЕССА».Т.А. Беклемышеваучитель-логопед МБОУ «Рождественская средняя общеобразов...

Статья для педагогов "Информационно-компьютерные технологии как эффективное средство в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога."

В данной статье показаны пути повышения эффективности коррекционно-образовательного процесса с дошкольниками с ЗПР посредством информационно-компьютрных техноогий....

Театрализованная игра как эффективное средство освоения способов позитивного взаимодействия в работе с детьми с ОВЗ.

Было бы замечательно, если бы все дети на земле были здоровы. Но, к сожалению, это не так – и сегодня проблема  увеличения числа детей с ОВЗ, в том числе и детей-инвалидов, как никогда акту...

ТЕХНОЛОГИЯ «ЛЭПБУК», как эффективное средство в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР.

   Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предполагает использование новых развивающих педагогических технологий. Отличительной особ...

Системно-векторный подход как средство оптимизации коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста

Представлена презентация по системно-векторному подходу к мониторингу, который поможет найти приемы и методы в работе с детьми с ОВЗ....

Использование ИКТ в работе,как средство оптимизации коррекционно - развивающего процесса.

Использование ИКТ в процессе образования ставит перед учителем ряд задач по его самообразованию.ИКТ не только способствует развитию личности ребенка,но и дает новый импульс для сомообразования, повыше...