«STEM — ТЕХНОЛОГИИ, КАК ИННОВАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
статья по коррекционной педагогике

Вербицкая Екатерина Анатольевна

«STEM — ТЕХНОЛОГИИ, КАК ИННОВАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ  В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«ДСКВ №118» г.Братска

Статья

«STEM ТЕХНОЛОГИИ, КАК ИННОВАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ  В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

 Подготовила:

воспитатель МБДОУ «ДСКВ №118»

г. Братска

                                                                                                   Вербицкая Е.А.  

г. Братск

2024 год

STEM ТЕХНОЛОГИИ, КАК ИННОВАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ  В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯC:\Users\Ольга\Desktop\stem.jpg

В настоящее время в современном обществе наблюдается тенденция к внедрению инновационных технологий.  Исследователи предполагают, что в будущем  нынешние дошкольники овладеют профессиями, которые в нашем обществе ещё не представлены на рынке труда. Современный мир ставит перед образованием непростые задачи: подготовить ребенка к жизни в обществе будущего, которое требует от него особых интеллектуальных способностей. Развитие умений получать, перерабатывать и практически использовать полученную информацию и лежит в основе STEАM - технологии.

Внедрение STEАM - технологии в ДОУ помогает детям научиться быстро ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике. Дошкольники приобретают дополнительные практические навыки и умения, которые достаточно востребованы в современной жизни. Увлекательные занятия в виде игр позволяют раскрыть творческий потенциал ребенка. Дети учатся видеть взаимосвязь происходящих событий, лучше начинают понимать принципы логики и в процессе создания собственных моделей открывают для себя что-то новое и оригинальное. Комплексный подход способствует развитию их любознательности и вовлечению в образовательный процесс.

В условиях реализации ФГОС ДО  современное образование все более и более ориентировано на формирование ключевых личностных компетентностей, на развитие способности воспитанников самостоятельно решать проблему, на совершенствование умений оперировать знаниями, на развитие интеллектуальных способностей. В этой связи актуальными становятся формирование у детей технического мышления, развитие исследовательских, инженерно - конструкторских навыков.

Благодаря STEАM - подходу дети могут вникать в логику происходящих явлений, понимать их взаимосвязь, изучать мир системно и тем самым вырабатывать в себе любознательность, инженерный стиль мышления, умение выходить из критических ситуаций, вырабатывают навык командной работы и осваивают основы менеджмента и самопрезентации, которые, в свою очередь, обеспечивают кардинально новый уровень развития ребенка.

Проблема развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста отражена в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования, представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности». Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Но массовое обучение сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и навыками, к типовым способам решения предлагаемых задач. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования образовательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов. Современному обществу необходим активный, инициативный, креативно мыслящий и доброжелательный гражданин.

 Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. Поэтому возникла необходимость внедрения STEAM – технологии в образовательный процесс детского сада, что дает возможность создать благоприятные условия для приобщения дошкольников к научно-техническому творчеству и формированию творческого мышления и воображения, так же первоначальных технических навыков. C:\Users\Ольга\Desktop\image_605c8a16bd5a9.jpg

Давайте разберемся  со значением:

Что такое STEАM?

S – science (естественные науки),

T– technology (технология),

E – engineering (инженерное искусство),

A – art (творчество),

M – mathematics (математика).

Сегодня STEAM - образование развивается, как один из основных мировых трендов и основано на применении междисциплинарного и прикладного подхода. Обязательными условиями такого обучения являются его непрерывность и возможность взаимодействия детей в рабочих группах, где они могут аккумулировать идеи и обмениваться размышлениями. Комплексное использование STEАM-технологии реализуются в приоритетных видах деятельности детей дошкольного возраста:

-Игре 

-Конструировании

-Познавательно-исследовательской деятельности

-Проектной деятельности

-Различных видах художественно-творческой деятельности.

Задачи, решаемые STEM — образованием:

  • Учиться должно быть интересно;
  • Знания должны быть применимы на практике;
  • Обучение должно быть занимательным по форме;
  • Обучение должно приносить реальные плоды в будущем.

Обобщив опыт работы  ДОУ с позиции внедрения и апробация STEM — технологий в  старшей и подготовительной группах, можно констатировать наличие положительной динамики в уровне освоения воспитанниками основной образовательной программы. Отмечаются положительные впечатления и отзывы со стороны детей, педагогов и родителей. Важно, что дети проявляют познавательный интерес, активность, творческое воображение, волевую и мотивационную направленность, самостоятельность; с удовольствием общаются, строят совместные планы, высказывают предположения, делают выводы; в контексте принятия общей идеи и решения совместных задач с использованием реальных объектов и вещей, формируется сплочённость детского коллектива.

В перспективе планируем расширение деятельности в заданном направлении, с применением STEM- технологий: повышение уровня квалификации педагогов, расширение материально — технической базы для обучения дошкольников. Свой опыт представим на  семинарах, открытых мероприятиях на уровне района и города.

        Дошкольное образование  — это важный, сензитивный период в жизни человека. Внедрение STEM — технологий позволяют изучать мир системно, в доступной, увлекательной форме для детей; помочь раскрыть в подрастающем поколении потенциал будущих успешных математиков, инженеров, учёных- исследователей и изобретателей, художников, скульпторов C:\Users\Ольга\Desktop\product_image_230784_1232736.jpg

Литература:

1. Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А., STEM –образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста/ - учебно – методическое пособие. –М.:2017. -111с

2. Долженко, Г.И. 100 оригами / Г.И. Долженко. - М.: Академия развития, 2011. - 771 c.

3. Ерофеева3. Т., Павлова Л. Н, Новикова В. П. Математика для дошкольников - М.; Просвещение 1992г.

4. Иткин В. Что делает мультипликационный фильм интересным / Искусство в школе 2006. - № 1

5. Заглада Л. Дети и мультипликация. / Мир семьи. – 2005. - №11.

6. Куприянов Н. Занятия анимацией – «витамин игры». / Искусство в школе, 2007, т.в. 4.

7. Куцанова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. – М.; Просвещение» 1990.

8. Михайлова З. А. -Игровые занимательные задачи для дошкольников. /– М.: Просвещение, 1990.

9. Оберемок С. М. Методов проектов в дошкольном образовании. / – Новосибирск, 2005.

10. Проснякова, Т. Забавные фигурки. Модульное оригами / Т. Проснякова. - М.: АСТ-Пресс, 2011. - 197 c

11. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. / – Ярославль: Гринго, 1996.

12. Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». / – СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

13. Халатов Н.В. Мы снимаем мультфильмы. /– М.: Молодая гвардия,

1986.

14. Черных Е. Анимация – искусство иносказания. / Искусство в школе. - 2006, т.в. 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие инновационной деятельности – одно из стратегических направлений в дошкольном образовании.

Кризисное время рождает в нашей педагогической системе не только ожидание «перемен сверху», но и ощущение необходимости собственных изменений.В целом есть основания утверждать, что развитие инновацион...

Консультация для педагогов «Познавательное развитие – важное направление развития дошкольного образования в системе всестороннего развития личности дошкольника».

Консультация для педагогов «Познавательное развитие – важное направление развития дошкольного образования в системе всестороннего развития личности дошкольника» представит интерес для педагогов дошкол...

Приоритетные направления развития дошкольного образования: актуальные тенденции, цели, проекты»

Цель ДОУ: обеспечение оптимальных организационно – педагогических условий для воспитания, обучения, развития, социализация ребенка. Приобщение детей через соответствующие их индивидуально-возрас...

«STEM — ТЕХНОЛОГИИ, КАК ИННОВАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Сегодняшний мир не похож на вчерашний, а завтрашний – не будет похож на сегодняшний! Динамично развивающиеся технологии внедряются во все сферы жизнедеятельности человека.Что такое STEАM?Если ра...

ТЕХНОЛОГИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ «Знакомство дошкольников с цветом и его свойствами в игре»

Познавать окружающий мир, его закономерности и противоречивость, причинно-следственные связи между предметами, явлениями - вот значимое свойство человека, тем более ребенка дошкольного возраста.Особую...

«Образовательная робототехника, как актуальное направление развития дошкольного образования»

Тема: «Образовательная робототехника, как актуальное направлениеразвития дошкольного образования»...

STEM — ТЕХНОЛОГИИ, КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ВЕКТОР В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

STEM — ТЕХНОЛОГИИ, КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ВЕКТОР В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...