Задачи развития и коррекции речи на занятиях по разным разделам учебной программы
план-конспект урока по коррекционной педагогике (младшая группа)
В данной работе описывается влияние различных занятий,влияющие на развития и коррекцию речи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Задачи развития и коррекции речи на занятиях по разным разделам учебной программы
Физическое воспитание и развитие дошкольников
Задачи развития и коррекции речи:
1. Развивать логичность, чёткость речи.
Эта задача решается в ходе объяснения правил игры. Сначала целесообразно о правилах рассказать взрослому (инструктору, воспитателю, а за тем, в последствии, предложить это делать и самим детям. В процессе объяснения правил ребёнок учиться строить сложноподчинённые и сложносочинённые предложения в соответствие с нормами и правилами русского языка.
2. Формировать умение складывать слоги в слова.
Эта задача решается в ходе игр с мячом. Мяч отвлекает ребёнка от дефекта речи, расслабляет его и превращает полезное занятие в развлечение. Целесообразно использовать следующие приемы: отхлопывание ритмического рисунка, отхлопывание и отстукивание количества слогов в слове, наращивание слогов, например:
Игра «Брось-добавь!»
Цель: формирование умения ловить мяч и складывать слоги в слова.
Например: жа-ра, зи-ма, мо-ре, гру-ша и др.
Пояснение: первый слог называет инструктор и бросает мяч, ребёнок «складывает» слово и возвращает мяч обратно.
3. Развивать мелкую моторику.
Эта задача решается в ходе пальчиковых игр. Пальчиковые игры - это мощная целенаправленная тренировка для мозга ребёнка, стимулирующая его развитие. Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функций. Доказано наличие связи между совершенствованием тонких движений пальцев рук и активной речи ребёнка. Пальчиковые игры проводятся на физкультурном занятии во время разминки и, как минутки пауз во время смены видов деятельности.
Примеры пальчиковых игр:
«Муха»
На паркете восемь мух
Польку танцевали,
(дети сгибают руки в локтях и быстро шевелят пальчиками)
Увидали паука – в обморок упали!
(роняют руки на колени ладошками вверх).
«Лепёшки»
Тошки-тошки-тошки!
Испечём лепёшки! (дети хлопают ладошками, то одна рука сверху, то другая)
Дрожжи, сахар, сол, яйцо (загибают пальцы одной руки)
И парное молоко,
Муку положили, тесто замесили («посыпают», мелко перебирают пальцами,сжимают и разжимают кулачки)
Тошки-тошки-тошки!
Напекли лепёшки! («пекут» лепёшки, протягивают руки вперёд).
Формирование элементарных математических представлений
Задачи развития и коррекции речи:
1. Отрабатывать употребление сравнительной степени прилагательных.
Эта задача решается в ходе изучения понятий величины. Воспитатель учит детей не только сравнивать предметы, но и выражать это словами (длиннее, короче, выше). Например: Синяя лента короче красной. Саша выше Димы. Настя ниже Даши.
2. Отрабатывать навык согласования прилагательных с числительными и существительными.
Эта задача решается в ходе формирования представлений о цвете и форме. Например, перед детьми ставится задача охарактеризовать геометрические фигуры: красный кубик, два желтых круга и т.д. Кроме того в процессе называния цвета, формы и количества геометрических фигур дети учатся изменять прилагательные в роде, числе и падеже. Вижу один красный квадрат, нет одного красного квадрата.
3. Научить использовать в своей речи антонимы.
Эта задача решается в ходе сравнения предметов. Так дети учатся подбирать антонимы: высокий – низкий, широкий – узкий, толстый – тонкий, длинный - короткий.
Мир природы и человека
Задачи развития и коррекции речи:
1. Обогащать и активизировать словарь.
Эта задача решается в ходе знакомства с новыми словами на занятиях и создания речевых ситуаций, побуждающих детей употреблять определенное слово или предложение.
Готовясь к проведению наблюдения, экскурсии, прогулки, воспитатель намечает для себя слова, которые будут для детей новыми или выступят в новом значении, а также определяет приемы активизации речи детей. Каждое слово четко проговаривается педагогом и затем повторяется детьми, причем воспитатель акцентирует внимание детей на том, что слово является для них новым. Во время наблюдения воспитатель неоднократно повторяет новое слово и старается так поставить вопросы, чтобы ответы на них детей требовали обязательного употребления данного слова. Новые слова закрепляются в процессе беседы, при рассматривании картин и на других занятиях. Воспитатель должен научить детей правильно пользоваться словом в соответствии с ситуацией.
Например, дети при рассматривании шмеля обратили внимание, что на нем полоски синие и желтые – вводим в словарь детей слово полосатый. Затем закрепляем слово, вспоминая других полосатых животных – тигр, зебра.
2. Развитие правильной дикции и четкого произношения.
Эта задача решается в ходе разучивания скороговорок, потешек, чистоговорок на экологические темы. Например,
У реки росла рябина, а река текла, рябила.
Орел на горе, перо на орле.
Слоны умны, слоны смирны, слоны спокойны и сильны.
Синичка, синичка – воробью сестричка.
Дятел лечит древний дуб,
Добрый дятел дубу люб.
Зрелые гроздья рябины
рдели, дразня черных
горластых дроздов
На тропинке крапивка,
на крапивке крупинка
Шишки скользкие шуршали, шумно
шлепались с сосны. Слоем снега, словно
шалью, скроет шишки до весны.
Волки рыщут, пищу ищут.
Камышу шептала мышь:
- Слишком шумно ты шуршишь.
Хочешь жить – шурши потише.
Вот девиз живучей мыши!
Клава клевер косою косила,
Катя картофель в корзине носила
На кочке - куча,
Над кочкой - туча.
Заплачет туча, -
Намочит кучу.
Проснется лучик,
Подсушит кучу,
А ветер к ночке
Расчистит кочку
Листья липкие у липки
Клей стянули у улитки,
Ливень липку мыл с улыбкой...
Липка мыта, ливень – липкий!
С чабрецом чета ромашек
В чаще чай пила из чашек
Через час иссяк чабрец,
Чаепитию – конец.
Три свиристели еле свистели на ели.
3. Развивать монологическую речь детей.
Эта задача решается в ходе составления сюжетного рассказа на основе непосредственного восприятия или труда в природе («Как мы кормили птиц», «Как мы убирали участок»).
Конструирование
Задачи развития и коррекции речи:
1. Развивать понятийную сторону речи.
Эта задача решается в ходе конструирования по графической модели. Дети выполняют постройки по словесному описанию. Дети, создавая постройки, имеют конкретную цель. Например, не просто построить домик, а построить домик для тигра, не вообще домик, а домик для гномика.
2. Обогащать глагольный словарь, учиться называть действия.
Эта задача решается в ходе проигрывания и обговаривания постройки, дети не только учатся строить по образцу и показу, но и проговаривают: как строить - что, за чем; как лучше, чем закончить. Пример: при строительстве дома или крепости до детей доводятся сведения о том, что дом начинаем строить с фундамента и заканчиваем крышей).
3. Развивать диалогическую речь детей.
Эта задача решается в ходе изготовления коллективных работ. Дошкольники распределяют роли, договариваются, оценивают друг друга, сравнивают, описывают, выделяют ошибки. На подобных занятиях дети учатся решать при помощи вопросов возникшие в процессе деятельности затруднения. Главное, что дети не безразличны к работе, их радует успех, они ищут одобрения и поддержки у окружающих. Ценно, когда в процессе работы у ребенка возникает вопрос и ему отвечает сверстник. Это развивает товарищество, взаимопомощь, активизирует речь.
Музыка
Задачи развития и коррекции речи:
1. Развивать речевое дыхание.
Эта задача решается в ходе пения. Оно приучает детей рассчитывать выдох на музыкальную фразу, не нарушая мелодии песни (например: игра на духовых музыкальных инструментах, например, дудочке) Развитию речевого слуха способствуют пение попевок на различных звуках. Пропеть например: «Ду-ду-ду-дудочка, ду-ду-ду-ду-ду, заиграла дудочка в зеленом лугу» и др..
2. Совершенствовать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
Эта задача решается в ходе движения под музыку в сопровождении с речью. Двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг и подвижность нервных процессов. В процессе освоения движений под музыку дети учатся ориентироваться на музыку как на особый сигнал к действию и движению, у них совершенствуется моторика (общая, мелкая и артикуляционная), координация движений, развивается произвольность движений, коммуникативные способности, формируются и развиваются представления о связи музыки, движений и речи.
3. Развивать активный словарь ребенка.
Эта задача решается в ходе слушания музыки и высказывания о ней. Словарь детей обогащается словами, которые выражают эстетические эмоции.
Художественное творчество
Задачи развития и коррекции речи:
1. Развивать словарь.
Эта задача решается в ходе рассматривания и обследования предметов натуры, репродукций картин, образцов и других наглядных пособий. Дети называют его название и его части, выделяют их признаки, определяют назначение предмета, тем самым происходит пополнение словарного запаса.
2. Обогащать и развивать все компоненты речи (словаря, грамматического строя, фонематических функций, связной речи).
Эта задача решается в ходе знакомства с незнакомыми словами, обозначающими внешние признаки предметов и признаки действий, дети учатся понимать, различать и, наконец, употреблять слова-термины, которые присущие данным видам деятельности (кисть, краски, стека, прищипывание, раскатывание, сплющивание и мн. др.). Постепенно эти слова войдут в активный словарный запас детей. Таким образом, познавая и рассматривая различные предметы, называя их и обсуждая их свойства, происходит развитие номинативной (репрезентативной) функции речи.
3. Научить использовать в речи прилагательные, а также научить согласовывать их с существительными.
Эта задача решается в ходе проговаривания признаков предметов, которые рисуются, лепятся ребенком. Они подбирают ряды слов, отвечающие на вопрос какой?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Развитие и коррекция речи у детей 5-7 лет с фонетико- фонематическим недоразвитием речи в условиях логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения
Настоящая программа позволяет рационально организовать работу группы для детей 5-7 лет не только ФФНР, но и с НВОНР, ОНР 3 уровня. Срок реализации 1 год для детей с ФФНР, обусловленное дислалией, 2 го...
Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. К89 Развитие и коррекция речи детей 5—6 лет: Конспекты за¬нятий. — М.: ТЦ Сфера, 2004. - 96 с. (Серия «Программа развития».)
Предлагаемое пособие включает конспекты занятий с детьми по развитию речи, позволяющие одновременно усвоить некоторые правила грамматики. Своевременно начатые занятия позволят устранить отставание в...

Адаптивная образовательная программа развития и коррекции речи детей старшего дошкольного возраста на 2015/2016 учебный год
Адаптивная образовательная программа развития и коррекции речи детей старшего дошкольного возраста на 2015/2016 учебный год....

«Применение здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речи на занятиях по развитию речи»
Применение разнообразных здоровьесберегающих технологий на занятиях в ДОУ, позволяющих своевременно скорректировать имеющиеся нарушения речи у дошкольников....

Рабочая программа «Развитие и коррекция речи детей 5-7 летнего возраста»
Основной базой рабочей программы являются программы Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей...

Рабочая программа учителя-логопеда по развитию и коррекции речи детей старшего дошкольного возраста с ФНР, ФФНР, ОНР III и IV уровней в условиях логопедического пункта ДОУ
Цели программы· Обеспечение условий для устранения речевых недостатков и ...

