Задачи развития и коррекции речи на занятиях по разным разделам учебной программы
план-конспект урока по коррекционной педагогике (младшая группа)

Сирук Екатерина Михайловна

В данной работе описывается влияние различных занятий,влияющие на развития и коррекцию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 218.docx21.06 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи развития и коррекции речи на занятиях по разным разделам учебной программы

Физическое воспитание и развитие дошкольников

Задачи развития и коррекции речи:

1. Развивать логичность, чёткость речи.

Эта задача решается в ходе объяснения правил игры. Сначала целесообразно о правилах рассказать взрослому (инструктору, воспитателю, а за тем, в последствии, предложить это делать и самим детям. В процессе объяснения правил ребёнок учиться строить сложноподчинённые и сложносочинённые предложения в соответствие с нормами и правилами русского языка.

2. Формировать умение складывать слоги в слова.

Эта задача решается в ходе игр с мячом. Мяч отвлекает ребёнка от дефекта речи, расслабляет его и превращает полезное занятие в развлечение. Целесообразно использовать следующие приемы: отхлопывание ритмического рисунка, отхлопывание и отстукивание количества слогов в слове, наращивание слогов, например:

Игра «Брось-добавь!»

Цель: формирование умения ловить мяч и складывать слоги в слова.

Например: жа-ра, зи-ма, мо-ре, гру-ша и др.

Пояснение: первый слог называет инструктор и бросает мяч, ребёнок «складывает» слово и возвращает мяч обратно.

3. Развивать мелкую моторику.

Эта задача решается в ходе пальчиковых игр. Пальчиковые игры - это мощная целенаправленная тренировка для мозга ребёнка, стимулирующая его развитие. Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функций. Доказано наличие связи между совершенствованием тонких движений пальцев рук и активной речи ребёнка. Пальчиковые игры проводятся на физкультурном занятии во время разминки и, как минутки пауз во время смены видов деятельности.

Примеры пальчиковых игр:

«Муха»

На паркете восемь мух

Польку танцевали,

(дети сгибают руки в локтях и быстро шевелят пальчиками)

Увидали паука – в обморок упали!

(роняют руки на колени ладошками вверх).

«Лепёшки»

Тошки-тошки-тошки!

Испечём лепёшки! (дети хлопают ладошками, то одна рука сверху, то другая)

Дрожжи, сахар, сол, яйцо (загибают пальцы одной руки)

И парное молоко,

Муку положили, тесто замесили («посыпают», мелко перебирают пальцами,сжимают и разжимают кулачки)

Тошки-тошки-тошки!

Напекли лепёшки! («пекут» лепёшки, протягивают руки вперёд).

Формирование элементарных математических представлений

Задачи развития и коррекции речи:

1. Отрабатывать употребление сравнительной степени прилагательных.

Эта задача решается в ходе изучения понятий величины. Воспитатель учит детей не только сравнивать предметы, но и выражать это словами (длиннее, короче, выше). Например: Синяя лента короче красной. Саша выше Димы. Настя ниже Даши.

2. Отрабатывать навык согласования прилагательных с числительными и существительными.

Эта задача решается в ходе формирования представлений о цвете и форме. Например, перед детьми ставится задача охарактеризовать геометрические фигуры: красный кубик, два желтых круга и т.д. Кроме того в процессе называния цвета, формы и количества геометрических фигур дети учатся изменять прилагательные в роде, числе и падеже. Вижу один красный квадрат, нет одного красного квадрата.

3. Научить использовать в своей речи антонимы.

Эта задача решается в ходе сравнения предметов. Так дети учатся подбирать антонимы: высокий – низкий, широкий – узкий, толстый – тонкий, длинный - короткий.

Мир природы и человека

Задачи развития и коррекции речи:

1. Обогащать и активизировать словарь.

Эта задача решается в ходе знакомства с новыми словами на занятиях и создания речевых ситуаций, побуждающих детей употреблять определенное слово или предложение.

Готовясь к проведению наблюдения, экскурсии, прогулки, воспитатель намечает для себя слова, которые будут для детей новыми или выступят в новом значении, а также определяет приемы активизации речи детей. Каждое слово четко проговаривается педагогом и затем повторяется детьми, причем воспитатель акцентирует внимание детей на том, что слово является для них новым. Во время наблюдения воспитатель неоднократно повторяет новое слово и старается так поставить вопросы, чтобы ответы на них детей требовали обязательного употребления данного слова. Новые слова закрепляются в процессе беседы, при рассматривании картин и на других занятиях. Воспитатель должен научить детей правильно пользоваться словом в соответствии с ситуацией.

Например, дети при рассматривании шмеля обратили внимание, что на нем полоски синие и желтые – вводим в словарь детей слово полосатый. Затем закрепляем слово, вспоминая других полосатых животных – тигр, зебра.

2. Развитие правильной дикции и четкого произношения.

Эта задача решается в ходе разучивания скороговорок, потешек, чистоговорок на экологические темы. Например,

У реки росла рябина, а река текла, рябила.

Орел на горе, перо на орле.

Слоны умны, слоны смирны, слоны спокойны и сильны.

Синичка, синичка – воробью сестричка.

Дятел лечит древний дуб,

Добрый дятел дубу люб.

Зрелые гроздья рябины

рдели, дразня черных

горластых дроздов

На тропинке крапивка,

на крапивке крупинка

Шишки скользкие шуршали, шумно

шлепались с сосны. Слоем снега, словно

шалью, скроет шишки до весны.

Волки рыщут, пищу ищут.

Камышу шептала мышь:

- Слишком шумно ты шуршишь.

Хочешь жить – шурши потише.

Вот девиз живучей мыши!

Клава клевер косою косила,

Катя картофель в корзине носила

На кочке - куча,

Над кочкой - туча.

Заплачет туча, -

Намочит кучу.

Проснется лучик,

Подсушит кучу,

А ветер к ночке

Расчистит кочку

Листья липкие у липки

Клей стянули у улитки,

Ливень липку мыл с улыбкой...

Липка мыта, ливень – липкий!

С чабрецом чета ромашек

В чаще чай пила из чашек

Через час иссяк чабрец,

Чаепитию – конец.

Три свиристели еле свистели на ели.

3. Развивать монологическую речь детей.

Эта задача решается в ходе составления сюжетного рассказа на основе непосредственного восприятия или труда в природе («Как мы кормили птиц», «Как мы убирали участок»).

Конструирование

Задачи развития и коррекции речи:

1. Развивать понятийную сторону речи.

Эта задача решается в ходе конструирования по графической модели. Дети выполняют постройки по словесному описанию. Дети, создавая постройки, имеют конкретную цель. Например, не просто построить домик, а построить домик для тигра, не вообще домик, а домик для гномика.

2. Обогащать глагольный словарь, учиться называть действия.

Эта задача решается в ходе проигрывания и обговаривания постройки, дети не только учатся строить по образцу и показу, но и проговаривают: как строить - что, за чем; как лучше, чем закончить. Пример: при строительстве дома или крепости до детей доводятся сведения о том, что дом начинаем строить с фундамента и заканчиваем крышей).

3. Развивать диалогическую речь детей.

Эта задача решается в ходе изготовления коллективных работ. Дошкольники распределяют роли, договариваются, оценивают друг друга, сравнивают, описывают, выделяют ошибки. На подобных занятиях дети учатся решать при помощи вопросов возникшие в процессе деятельности затруднения. Главное, что дети не безразличны к работе, их радует успех, они ищут одобрения и поддержки у окружающих. Ценно, когда в процессе работы у ребенка возникает вопрос и ему отвечает сверстник. Это развивает товарищество, взаимопомощь, активизирует речь.

Музыка

Задачи развития и коррекции речи:

1. Развивать речевое дыхание.

Эта задача решается в ходе пения. Оно приучает детей рассчитывать выдох на музыкальную фразу, не нарушая мелодии песни (например: игра на духовых музыкальных инструментах, например, дудочке) Развитию речевого слуха способствуют пение попевок на различных звуках. Пропеть например: «Ду-ду-ду-дудочка, ду-ду-ду-ду-ду, заиграла дудочка в зеленом лугу» и др..

2. Совершенствовать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

Эта задача решается в ходе движения под музыку в сопровождении с речью. Двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг и подвижность нервных процессов. В процессе освоения движений под музыку дети учатся ориентироваться на музыку как на особый сигнал к действию и движению, у них совершенствуется моторика (общая, мелкая и артикуляционная), координация движений, развивается произвольность движений, коммуникативные способности, формируются и развиваются представления о связи музыки, движений и речи.

3. Развивать активный словарь ребенка.

Эта задача решается в ходе слушания музыки и высказывания о ней. Словарь детей обогащается словами, которые выражают эстетические эмоции.

Художественное творчество

Задачи развития и коррекции речи:

1. Развивать словарь.

Эта задача решается в ходе рассматривания и обследования предметов натуры, репродукций картин, образцов и других наглядных пособий. Дети называют его название и его части, выделяют их признаки, определяют назначение предмета, тем самым происходит пополнение словарного запаса.

2. Обогащать и развивать все компоненты речи (словаря, грамматического строя, фонематических функций, связной речи).

Эта задача решается в ходе знакомства с незнакомыми словами, обозначающими внешние признаки предметов и признаки действий, дети учатся понимать, различать и, наконец, употреблять слова-термины, которые присущие данным видам деятельности (кисть, краски, стека, прищипывание, раскатывание, сплющивание и мн. др.). Постепенно эти слова войдут в активный словарный запас детей. Таким образом, познавая и рассматривая различные предметы, называя их и обсуждая их свойства, происходит развитие номинативной (репрезентативной) функции речи.

3. Научить использовать в речи прилагательные, а также научить согласовывать их с существительными.

Эта задача решается в ходе проговаривания признаков предметов, которые рисуются, лепятся ребенком. Они подбирают ряды слов, отвечающие на вопрос какой?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Развитие и коррекция речи у детей 5-7 лет с фонетико- фонематическим недоразвитием речи в условиях логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения

Настоящая программа позволяет рационально организовать работу группы для детей 5-7 лет не только ФФНР, но и с НВОНР, ОНР 3 уровня. Срок реализации 1 год для детей с ФФНР, обусловленное дислалией, 2 го...

Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. К89 Развитие и коррекция речи детей 5—6 лет: Конспекты за¬нятий. — М.: ТЦ Сфера, 2004. - 96 с. (Серия «Программа развития».)

Предлагаемое пособие включает конспекты занятий с детьми по развитию речи, позволяющие одновременно усвоить некоторые пра­вила грамматики. Своевременно начатые занятия позволят устра­нить отставание в...

Адаптивная образовательная программа развития и коррекции речи детей старшего дошкольного возраста на 2015/2016 учебный год

Адаптивная образовательная программа развития и коррекции речи  детей старшего дошкольного возраста на 2015/2016 учебный год....

«Применение здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речи на занятиях по развитию речи»

Применение разнообразных здоровьесберегающих технологий на занятиях в ДОУ, позволяющих своевременно скорректировать имеющиеся нарушения речи у дошкольников....

Рабочая программа «Развитие и коррекция речи детей 5-7 летнего возраста»

   Основной базой рабочей программы являются программы Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей...

конспекты занятий по разным разделам на апрель

конспекты занятий по разным разделам на апрель...