Конспект НОД по речевому развитию детей с ЗПР
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя группа)

Тараканова Алина Юрьевна

Образовательные задачи

  1. Задачи, направленные на получение когнитивного опыта.

1.1. Учить выделять звук и в словах.

1.2. Учить определять место звука в слове.

1.3 Закреплять умение условно обозначать гласные звуки.

  1. Задачи, направленные на получение эмоционально-ценностного опыта.

2.1. Развивать активность, самостоятельность, стремление к самостоятельному познанию и мышлению.

2.2. Формировать навыки сотрудничества, инициативность.

2.3 Способствовать закреплению положительного отношения к занятиям.

2.4 Развивать экологическую компетентность детей.

     3. Задачи, направленные на получение опыта практической деятельности.

3.1. Развивать диалогическую речь и монологическую речь, отвечать на вопросы.

3.2. Активизировать словарный запас

3.3 Развивать навыки словообразования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_rech_zpr.docx31.68 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

НОД по речевому развитию детей с задержкой психического развития

по теме «Звук и буква И. Овощи.»

Образовательные задачи

  1. Задачи, направленные на получение когнитивного опыта.

1.1. Учить выделять звук и в словах.

1.2. Учить определять место звука в слове.

1.3 Закреплять умение условно обозначать гласные звуки.

  1. Задачи, направленные на получение эмоционально-ценностного опыта.

2.1. Развивать активность, самостоятельность, стремление к самостоятельному познанию и мышлению.

2.2. Формировать навыки сотрудничества, инициативность.

2.3 Способствовать закреплению положительного отношения к занятиям.

2.4 Развивать экологическую компетентность детей.

3. Задачи, направленные на получение опыта практической деятельности.

3.1. Развивать диалогическую речь и монологическую речь, отвечать на вопросы.

3.2. Активизировать словарный запас

3.3 Развивать навыки словообразования.

Материалы и оборудование

– Картинка с изображением корзины с овощами (репа, лук, помидор, баклажан, патиссон, чеснок, капуста).

- Картинки с изображением овощей (по 4—5 шт. для каждого ребенка): репа, лук, помидор, баклажан, патиссон, чеснок,

капуста и др.;

- кассы букв;

- полоски для обозначения слов, красные фишки.

Конструктор непрерывной образовательной деятельности

Этапы

Содержание деятельности

Методические указания

Подготовительный этап

- Чтение рассказов про осенние дары, рассматривание картинок с изображением овощей, заучивание загадок.

Основной этап

Организационный момент

Дефектолог: Ребята! Доброе утро!

Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением.

А чтобы настроение было хорошим и весёлым, как у этой девочки (показ картины), давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и доброты, что живёт в нашем сердце.

Почувствуйте, как по вашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта.

А сейчас откройте глаза.

Давайте улыбнёмся, пожелаем всем доброго утра и чудесного настроения.

Дети: Доброе утро!

Дефектолог:

Сядьте, пожалуйста, на стульчики и послушайте загадку.

Создание благоприятной психологической обстановки. Снятие психоэмоционального напряжения.

Основная часть

Дефектолог предлагает детям отгадать загадку:

На калитку посмотри:

Чем она не буква?

Между двух прямых досок Одна легла наискосок.

В. Степанов

 Дети называют букву И.

- Когда мы произносим звук и, губы растянуты в улыбке, воздух проходит свободно, не встречая преграды.

Дети произносят звук.

- Какой это звук? (Гласный.)

- Почему звук, а называется гласным?

- Фишкой какого цвета мы договорились обозначать гласные звуки?

Характеристика буквы И

- Нарисуйте в воздухе большую и маленькую буквы И.

- Найдите буквы в своих кассах и покажите их.

- Из каких элементов состоит буква и?

Игровое упражнение «Назови овощи»

На панно картинка с изображением корзины с овощами. Дефектолог просит детей назвать только те овощи, в названии которых есть звук и.

Затем дефектолог раздает детям предметные картинки с изображением различных овощей (по 4—5 шт.) и предлагает найти среди них те, в

названии которых есть звук а.

Систематизация знания детей о букве И.
Формирование и закрепление коммуникативных навыков.

Повторение ранее изученного звука.

Физкультминутка

У нас славная осанка,

стоят по стойке «смирно»

Мы свели лопатки.

сводят лопатки

Мы походим на носках,

ходьба на носках

А потом на пятках.

ходьба на пятках

Пойдем мягко, как лисята крадутся.

Дети проходят и садятся за столы.

Продолжение основной части

Игра «Собираем урожай»

Дефектолог дает различные задания, а дети выполняют соответствующие действия.

Выдергиваем морковь.

Срываем огурцы и помидоры.

Выкапываем лук.

Срезаем капусту.

Каждое действие повторяется 2—3 раза.

Игра «Доскажи словечко»

Дефектолог читает стихотворения, а дети заканчивают их:

Как это скучно — сто лет без движенья

В воду глядеть на свое отраженье.

Свесила ветки с обрыва

Такая грустная... (ива).

В узкий глазок вдета тонкая нитка поплыла за корабликом прытко.

Шьет, зашивает и колется колко.

А называют кораблик... Называя отгадки, дети должны голосом выделять звук и. (иголка).

Не колючий,

Светло-синий,

По кустам развешан... (иней).

Определение места звука и в словах.

Дефектолог просит детей еще раз произнести слова-отгадки, выделяя голосом звук и, затем определить место звука в каждом слове и отметить

его на полосках, обозначающих слова.

Упражнение на словообразование

Дефектолог предлагает детям образовать слова с частями: капуст-, реп-, картош(ф)-.

Развитие произвольного внимания, мышления и памяти. Контролировать произнесение звука.

Называя отгадки, дети должны голосом выделять звук и.

Работа в тетрадях

Дефектолог предлагает детям подчеркнуть все большие и маленькие буквы И (И, У, О, и, И, И, и, О, И), а затем написать большую и маленькую буквы И по точкам.

Контроль за правильностью написания буквы. Проверять, чтобы ребенок верно держал ручку.

Заключительный этап

Дефектолог:

- с каким звуком вы сегодня познакомились?

- Можно ли этот звук петь?

- Как называются звуки, которые поются?

- Какой буквой обозначается звук [И]?

- Назовите овощи, в названии которых есть звук «И».

- Вы мне сегодня очень понравились. Хорошо отвечали на вопросы, были активными на занятии.

Развитие монологической речи и образной памяти. Саморефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по познавательно - речевому развитию детей во 2 -й младшей группе "В гостях у курочки""

Уточнить знания детей о домашних птицах ( их характерные внешние признаки, повадки, то, как человек ухаживает за ними; развивать слуховое и зрительное внимание, развивать активную речь; учить п...

«ВЕСНА» Конспект НОД по речевому развитию детей в средней группе

«ВЕСНА» Конспект НОД по речевому развитию детей в средней группе ...

Конспект НОД по речевому развитию детей дошкольного возраста 4-5 лет в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме: "Новоселье"

     Конспект НОД по теме "Новоселье". Цель занятия:  совершенствование слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи  на начальном э...

Конспект НОД по речевому развитию детей средней логопедической группы для детей с общим недоразвитием речи «У нас в гостях Незнайка»

Данное занятие проводится с группой детей среднего дошкольного возраста. Занятие направлено на формирование фонематического  восприятия, формирование психических процессов с использованием развив...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»...

Конспект НОД по речевому развитию детей дошкольного возраста в подготовительной группе «Составление рассказа по картинам по теме «Женщина – мать глазами детей» (метод Синквейн)»

Конспект НОД по речевому развитиюдетей дошкольного возраста  в подготовительной группе «Составление рассказа по картинам по теме «Женщина – мать глазами детей» (метод...