Методическая разработка индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ОВЗ (с нарушением слуха)
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Заболотняя Галина Николаевна

 

Методическая разработка индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ОВЗ (с нарушением слуха)

 

 

 

 

 

 

Разработала

 учитель-дефектолог

Заболотняя Г.Н.

 

 

 

 

Санкт-Петербург 2025

 

 

№ п/п

Содержание

Стр.

 

Введение

 

 

 

1.

Специфика создания персональной образовательной траектории для обучающихся с особыми потребностями.

4

2.

Этапы разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

7

3.

Реализация индивидуального образовательного маршрута в практической деятельности

9

 

Список литературы

10

    

 

 

 

Введение

Право на образование — одно из самых важных прав человека. Для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) образование становится основой для развития личности, повышения социального статуса и обеспечения безопасности.

В Российской Федерации государство уделяет особое внимание обеспечению прав лиц с ОВЗ на реабилитацию через образование, что нашло отражение в законодательстве страны.

Обучение студентов с ОВЗ имеет свои уникальные особенности, которые затрагивают различные аспекты образовательного процесса:

Индивидуальное сопровождение и консультации: Студенты получают индивидуальную поддержку и помощь в решении организационных и учебных вопросов.

Работа с семьей: Важной составляющей является взаимодействие с родителями студентов, направленное на создание благоприятной среды для обучения.

Методическая работа с преподавателями: Преподаватели должны быть готовы к внедрению новых подходов и методов обучения, которые помогут студентам с ОВЗ максимально раскрыть свой потенциал.

Воспитательная работа: Важное место отводится мероприятиям, способствующим формированию личности и развитию студентов.

Кроме того, студентам с ОВЗ оказывается содействие в организации отдыха и реабилитации, что позволяет им полноценно наслаждаться жизнью и восстанавливаться после учебных нагрузок.

Учебный процесс для студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью должен учитывать их особые потребности. Он включает в себя аудиторные занятия, самостоятельную работу, проектную и исследовательскую деятельность, а также интерактивные занятия с использованием интернет-технологий.

По желанию студенты могут выбрать индивидуальный образовательный маршрут, который учитывает их образовательные потребности, возможности освоения профессиональных образовательных программ в соответствии с ФГОС и особенности здоровья.

Для разъяснения сложных вопросов преподаватели проводят дополнительные индивидуальные консультации с использованием сети Интернет.

 

 

  1. Специфика создания персональной образовательной траектории для обучающихся с особыми потребностями (с нарушением слуха).

В современном образовании индивидуализация процесса обучения приобретает все большее значение. Особую актуальность приобретает реализация индивидуального подхода к обучению детей.

Индивидуальный образовательный маршрут представляет собой целенаправленно созданную дифференцированную образовательную программу, которая обеспечивает обучающемуся возможность самостоятельно выбирать, разрабатывать и реализовывать свою образовательную траекторию. Преподаватели при этом оказывают педагогическую поддержку его самоопределению и самореализации, учитывая образовательные запросы, склонности, личные и предпрофессиональные интересы, способности и познавательные возможности обучающихся.

При разработке индивидуального образовательного маршрута необходимо следовать ряду важных принципов:

  1. Принцип опоры на обучаемость студента — этот принцип основывается на соотношении уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Его соблюдение подразумевает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, что является основополагающей характеристикой для проектирования индивидуального образовательного маршрута.
  2. Принцип соблюдения интересов обучающегося — специалист системы сопровождения должен стремиться решить проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.
  3. Принцип отказа от усредненного нормирования — этот принцип подразумевает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка.
  4. Принцип тесного взаимодействия и согласованности работы специалистов — реализация индивидуального образовательного маршрута должна осуществляться в тесном взаимодействии и согласованности специалистов.
  5. Принцип непрерывности — обучающемуся должно быть гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист прекращает поддержку только тогда, когда проблема будет решена или когда станет очевиден подход к ее решению.
  6. Принцип мультидисциплинарности — эффективность помощи студенту зависит от совместной работы различных специалистов, обладающих разным предметным и профессиональным видением различных аспектов индивидуального развития ребенка.

Развитие обучающегося с ограниченными возможностями здоровья может происходить по нескольким образовательным траекториям, которые реализуются одновременно или последовательно. В связи с этим перед педагогом стоит важная задача — предложить учащемуся широкий спектр возможностей и помочь ему сделать осознанный выбор.

Выбор конкретного индивидуального образовательного маршрута определяется несколькими факторами:

  • особенностями, интересами и потребностями самого студента и его родителей в достижении желаемых образовательных результатов; профессионализмом педагогического коллектива;
  • возможностями колледжа удовлетворить образовательные запросы обучающихся;
  • материально-технической базой образовательной организации.

Логическая структура проектирования индивидуального образовательного маршрута включает несколько ключевых этапов:

  • постановка образовательной цели;
  • самоанализ и рефлексия (осознание и сопоставление индивидуальных потребностей с внешними требованиями);
  • выбор пути (вариантов) реализации поставленной цели;
  • конкретизация цели (выбор курсов);
  • оформление маршрутного листа.

Эффективность разработки индивидуального образовательного маршрута зависит от соблюдения ряда условий:

  • осознание всеми участниками педагогического процесса важности индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора направления дальнейшего обучения;
  • психолого-педагогическое сопровождение и информационная поддержка процесса разработки индивидуального образовательного маршрута обучающихся;
  • активное участие самих обучающихся в процессе создания индивидуального образовательного маршрута;
  • организация рефлексии как основы для коррекции и совершенствования индивидуального образовательного маршрута.

Для студентов с ограниченными возможностями здоровья, которые обучаются в одной группе с нормально развивающимися сверстниками или в отдельной группе, необходим индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ). Этот маршрут представляет собой эффективный механизм для реализации адаптированной образовательной программы.

ИОМ — это документ, который отражает особые условия, созданные для максимальной реализации образовательных потребностей студентов с ОВЗ на каждом этапе обучения.

В структуру ИОМ входят:

учебный план и соответствующие рабочие программы; направления и программы коррекционной и развивающей работы; мероприятия, направленные на воспитание и социализацию ребенка с ОВЗ.

Организационно-педагогические условия для проектирования ИОМ - наличие в колледже службы сопровождения, которая проводит комплексную оценку специалистами необходимости и целесообразности разработки ИОМ для каждого ребенка с ОВЗ. Такой структурой может выступать психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК).

Желание студента обучаться инклюзивно. Согласие родителей (законных представителей) на обучение ребенка в инклюзивной среде.

Структура индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) представляет собой целостную систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных разделов, каждый из которых обладает своим особым значением.

Обучение:

  • учебный план, включающий как инвариантную, так и вариативную части;
  • рабочие программы, разработанные с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося;
  • расписание занятий, обеспечивающее удобный график обучения.

Коррекционно-развивающая работа:

  • взаимодействие со специалистами сопровождения;
  • коррекционно-развивающие программы, созданные на основе индивидуально-типологических характеристик, особенностей психофизического развития и специфики нарушений каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
  • система отслеживания динамики развития ребенка по всем выбранным направлениям коррекционно-развивающей работы.

Социализация:

  • внеурочная деятельность;
  • мероприятия, направленные на успешную социализацию ребенка;

Все эти разделы, работая в совокупности, позволяют осуществлять психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья по всем необходимым направлениям.

 

 

  1. Этапы разработки и реализации индивидуального  образовательного маршрута для лиц с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением слуха).
  • Специалисты, занимающиеся сопровождением, проводят диагностику и выявляют потребности и проблемы, которые могут возникнуть в процессе развития.
  • На основе полученных данных определяется возможность инклюзии в общеобразовательную среду.
  • Специалисты определяют вид и объём необходимой помощи, исходя из имеющихся ресурсов.
  • Результаты диагностики обсуждаются на заседании психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
  • Проводится подготовительная работа с обучающимся и его родителями.
  • Организуется адаптация обучающегося к условиям инклюзивного образования.
  • Разрабатывается адаптированная образовательная программа.
  • Организуется психолого-педагогическая помощь обучающемуся с ОВЗ, разрабатываются коррекционные программы в зависимости от уровня знаний, возможностей и способностей обучающегося.
  • На заседании ПМПК проектируется и утверждается индивидуальный образовательный маршрут.
  • Реализуется индивидуальный образовательный маршрут, осуществляется систематическое сопровождение образовательного процесса.
  • Проводится мониторинг реализации индивидуального образовательного маршрута, отслеживается динамика развития обучающегося, оцениваются результаты обучения и социализации.

 

  1. Реализация индивидуального образовательного маршрута в практической деятельности

Структура индивидуальных образовательных маршрутов, обеспечивающих технологическую поддержку продуктивного обучения, направленного на развитие самообразования студентов как компонента «само-образующегося» специалиста, включает в себя содержательную, контролирующую и временную составляющие.

Содержательная часть маршрута предполагает наличие обязательных модулей, входящих в инвариантную часть общего учебного плана, а также модулей по выбору, факультативных модулей и рефлексивных модулей, направленных на развитие осознания собственного процесса познания и фиксацию знания о собственном «незнании».

Контролирующая часть маршрута включает в себя модуль текущего контроля, который подразумевает выдачу учебных заданий по изучаемым темам курсов, обозначение индивидуальных консультаций и посещений библиотеки. Также в этой части маршрута предусмотрен график отчётности.

Временная часть маршрута определяет программу действий студента на определённом этапе обучения. Она включает в себя указание временного отрезка для индивидуального обучения, фиксацию общего срока выполнения и временной график выполнения учебных модулей, а также перспективы самостоятельной познавательной деятельности в профессиональном становлении.

 

Пример индивидуального образовательного маршрута

Ф.И.О._____________________________________________,

студент (а/ки) ___ курса,

профессия/специальность: ______________________________

Дисциплина: ______________________________________________________.

Учебное время: ________________ (какое полугодие).

Срок выполнения: ______________________________.

Количество часов по учебному плану: ________ часов, из них:
обязательные занятия для студента — ____________ часов.

Оборудование: ______________________ (пример: проектор, ноутбук, колонки для усиления звука).

 

№ п/ п

Наименование темы

Кол-во часов

Форма занятия

Раздаточный материал/ презентация

Форма отчетности

 

 

 

Примеры: лекция; изучение нового материала; практическое занятие; групповая работа; обобщение изученного материала; лекция- обсуждение и т.д

 

Примеры: письменное представление задания;

реферат/ сообщение и т.д

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В современном образовании всё большее значение приобретает индивидуальный подход к обучению.

Индивидуализация процесса обучения предполагает, что обучающийся имеет право выбирать, чему и как он хочет учиться. Это способствует его социализации.

Социализация — это процесс, в ходе которого человек осваивает социальный опыт и активно его накапливает. Этот процесс не может происходить без участия человека в активной деятельности. Особенно это важно для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Другими словами, перед обучающимся должны постоянно возникать задачи, которые важны для него и в решении которых он должен играть ключевую роль. Этот процесс начинается в колледже и может стать определяющим для дальнейшего профессионального развития выпускника.

В колледже важно определить основные принципы и константы, которые будут формировать и корректировать профессиональную и личностную траекторию обучающегося . Это поможет ему стать успешным специалистом в будущем.

Построение индивидуальной профессионально-личностной траектории может стать началом активного профессионального развития студентов с ОВЗ. Это средство формирования профессиональной успешности таких обучающихся.

Индивидуальная профессионально-личностная траектория позволяет адаптировать процесс профессионального становления специалиста с ОВЗ, обеспечить ему комфортную социальную и профессиональную адаптацию, а также спроектировать его личностное и профессиональное развитие.

 

 

Список литературы

  1. Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».
  2. Акимова Е.А., Павлова Н.Н. Методические рекомендации по планированию и реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ с учетом его возможностей и потребностей в сохранении и укреплении здоровья (для тьюторов, сопровождающих детей с ОВЗ) / Е.А. Акимова, Н.Н. Павлова. – М., 2021. – 48 с.
  3. Построение индивидуального образовательного маршрута ребёнка с ограниченными возможностями здоровья посредством внеурочной деятельности: метод. рекомендации / Г. О. Рощина, Л. В. Жаворонкова, Л. Б. Паутова, и др. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2019. — 68 с. — (Инклюзивное образование).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ОВЗ (с нарушением слуха)

Разработала

учитель-дефектолог

Заболотняя Г.Н.

Санкт-Петербург 2025


№ п/п

Содержание

Стр.

Введение

1.

Специфика создания персональной образовательной траектории для обучающихся с особыми потребностями.

4

2.

Этапы разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

7

3.

Реализация индивидуального образовательного маршрута в практической деятельности

9

Список литературы

10


Введение

Право на образование — одно из самых важных прав человека. Для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) образование становится основой для развития личности, повышения социального статуса и обеспечения безопасности.

В Российской Федерации государство уделяет особое внимание обеспечению прав лиц с ОВЗ на реабилитацию через образование, что нашло отражение в законодательстве страны.

Обучение студентов с ОВЗ имеет свои уникальные особенности, которые затрагивают различные аспекты образовательного процесса:

Индивидуальное сопровождение и консультации: Студенты получают индивидуальную поддержку и помощь в решении организационных и учебных вопросов.

Работа с семьей: Важной составляющей является взаимодействие с родителями студентов, направленное на создание благоприятной среды для обучения.

Методическая работа с преподавателями: Преподаватели должны быть готовы к внедрению новых подходов и методов обучения, которые помогут студентам с ОВЗ максимально раскрыть свой потенциал.

Воспитательная работа: Важное место отводится мероприятиям, способствующим формированию личности и развитию студентов.

Кроме того, студентам с ОВЗ оказывается содействие в организации отдыха и реабилитации, что позволяет им полноценно наслаждаться жизнью и восстанавливаться после учебных нагрузок.

Учебный процесс для студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью должен учитывать их особые потребности. Он включает в себя аудиторные занятия, самостоятельную работу, проектную и исследовательскую деятельность, а также интерактивные занятия с использованием интернет-технологий.

По желанию студенты могут выбрать индивидуальный образовательный маршрут, который учитывает их образовательные потребности, возможности освоения профессиональных образовательных программ в соответствии с ФГОС и особенности здоровья.

Для разъяснения сложных вопросов преподаватели проводят дополнительные индивидуальные консультации с использованием сети Интернет.


  1. Специфика создания персональной образовательной траектории для обучающихся с особыми потребностями (с нарушением слуха).

В современном образовании индивидуализация процесса обучения приобретает все большее значение. Особую актуальность приобретает реализация индивидуального подхода к обучению детей.

Индивидуальный образовательный маршрут представляет собой целенаправленно созданную дифференцированную образовательную программу, которая обеспечивает обучающемуся возможность самостоятельно выбирать, разрабатывать и реализовывать свою образовательную траекторию. Преподаватели при этом оказывают педагогическую поддержку его самоопределению и самореализации, учитывая образовательные запросы, склонности, личные и предпрофессиональные интересы, способности и познавательные возможности обучающихся.

При разработке индивидуального образовательного маршрута необходимо следовать ряду важных принципов:

  1. Принцип опоры на обучаемость студента — этот принцип основывается на соотношении уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Его соблюдение подразумевает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, что является основополагающей характеристикой для проектирования индивидуального образовательного маршрута.
  2. Принцип соблюдения интересов обучающегося — специалист системы сопровождения должен стремиться решить проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.
  3. Принцип отказа от усредненного нормирования — этот принцип подразумевает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка.
  4. Принцип тесного взаимодействия и согласованности работы специалистов — реализация индивидуального образовательного маршрута должна осуществляться в тесном взаимодействии и согласованности специалистов.
  5. Принцип непрерывности — обучающемуся должно быть гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист прекращает поддержку только тогда, когда проблема будет решена или когда станет очевиден подход к ее решению.
  6. Принцип мультидисциплинарности — эффективность помощи студенту зависит от совместной работы различных специалистов, обладающих разным предметным и профессиональным видением различных аспектов индивидуального развития ребенка.

Развитие обучающегося с ограниченными возможностями здоровья может происходить по нескольким образовательным траекториям, которые реализуются одновременно или последовательно. В связи с этим перед педагогом стоит важная задача — предложить учащемуся широкий спектр возможностей и помочь ему сделать осознанный выбор.

Выбор конкретного индивидуального образовательного маршрута определяется несколькими факторами:

  • особенностями, интересами и потребностями самого студента и его родителей в достижении желаемых образовательных результатов; профессионализмом педагогического коллектива;
  • возможностями колледжа удовлетворить образовательные запросы обучающихся;
  • материально-технической базой образовательной организации.

Логическая структура проектирования индивидуального образовательного маршрута включает несколько ключевых этапов:

  • постановка образовательной цели;
  • самоанализ и рефлексия (осознание и сопоставление индивидуальных потребностей с внешними требованиями);
  • выбор пути (вариантов) реализации поставленной цели;
  • конкретизация цели (выбор курсов);
  • оформление маршрутного листа.

Эффективность разработки индивидуального образовательного маршрута зависит от соблюдения ряда условий:

  • осознание всеми участниками педагогического процесса важности индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора направления дальнейшего обучения;
  • психолого-педагогическое сопровождение и информационная поддержка процесса разработки индивидуального образовательного маршрута обучающихся;
  • активное участие самих обучающихся в процессе создания индивидуального образовательного маршрута;
  • организация рефлексии как основы для коррекции и совершенствования индивидуального образовательного маршрута.

Для студентов с ограниченными возможностями здоровья, которые обучаются в одной группе с нормально развивающимися сверстниками или в отдельной группе, необходим индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ). Этот маршрут представляет собой эффективный механизм для реализации адаптированной образовательной программы.

ИОМ — это документ, который отражает особые условия, созданные для максимальной реализации образовательных потребностей студентов с ОВЗ на каждом этапе обучения.

В структуру ИОМ входят:

учебный план и соответствующие рабочие программы; направления и программы коррекционной и развивающей работы; мероприятия, направленные на воспитание и социализацию ребенка с ОВЗ.

Организационно-педагогические условия для проектирования ИОМ - наличие в колледже службы сопровождения, которая проводит комплексную оценку специалистами необходимости и целесообразности разработки ИОМ для каждого ребенка с ОВЗ. Такой структурой может выступать психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК).

Желание студента обучаться инклюзивно. Согласие родителей (законных представителей) на обучение ребенка в инклюзивной среде.

Структура индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) представляет собой целостную систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных разделов, каждый из которых обладает своим особым значением.

Обучение:

  • учебный план, включающий как инвариантную, так и вариативную части;
  • рабочие программы, разработанные с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося;
  • расписание занятий, обеспечивающее удобный график обучения.

Коррекционно-развивающая работа:

  • взаимодействие со специалистами сопровождения;
  • коррекционно-развивающие программы, созданные на основе индивидуально-типологических характеристик, особенностей психофизического развития и специфики нарушений каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
  • система отслеживания динамики развития ребенка по всем выбранным направлениям коррекционно-развивающей работы.

Социализация:

  • внеурочная деятельность;
  • мероприятия, направленные на успешную социализацию ребенка;

Все эти разделы, работая в совокупности, позволяют осуществлять психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья по всем необходимым направлениям.


  1. Этапы разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута для лиц с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением слуха).
  • Специалисты, занимающиеся сопровождением, проводят диагностику и выявляют потребности и проблемы, которые могут возникнуть в процессе развития.
  • На основе полученных данных определяется возможность инклюзии в общеобразовательную среду.
  • Специалисты определяют вид и объём необходимой помощи, исходя из имеющихся ресурсов.
  • Результаты диагностики обсуждаются на заседании психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
  • Проводится подготовительная работа с обучающимся и его родителями.
  • Организуется адаптация обучающегося к условиям инклюзивного образования.
  • Разрабатывается адаптированная образовательная программа.
  • Организуется психолого-педагогическая помощь обучающемуся с ОВЗ, разрабатываются коррекционные программы в зависимости от уровня знаний, возможностей и способностей обучающегося.
  • На заседании ПМПК проектируется и утверждается индивидуальный образовательный маршрут.
  • Реализуется индивидуальный образовательный маршрут, осуществляется систематическое сопровождение образовательного процесса.
  • Проводится мониторинг реализации индивидуального образовательного маршрута, отслеживается динамика развития обучающегося, оцениваются результаты обучения и социализации.

  1. Реализация индивидуального образовательного маршрута в практической деятельности

Структура индивидуальных образовательных маршрутов, обеспечивающих технологическую поддержку продуктивного обучения, направленного на развитие самообразования студентов как компонента «само-образующегося» специалиста, включает в себя содержательную, контролирующую и временную составляющие.

Содержательная часть маршрута предполагает наличие обязательных модулей, входящих в инвариантную часть общего учебного плана, а также модулей по выбору, факультативных модулей и рефлексивных модулей, направленных на развитие осознания собственного процесса познания и фиксацию знания о собственном «незнании».

Контролирующая часть маршрута включает в себя модуль текущего контроля, который подразумевает выдачу учебных заданий по изучаемым темам курсов, обозначение индивидуальных консультаций и посещений библиотеки. Также в этой части маршрута предусмотрен график отчётности.

Временная часть маршрута определяет программу действий студента на определённом этапе обучения. Она включает в себя указание временного отрезка для индивидуального обучения, фиксацию общего срока выполнения и временной график выполнения учебных модулей, а также перспективы самостоятельной познавательной деятельности в профессиональном становлении.

Пример индивидуального образовательного маршрута

Ф.И.О._____________________________________________,

студент (а/ки) ___ курса,

профессия/специальность: ______________________________

Дисциплина: ______________________________________________________.

Учебное время: ________________ (какое полугодие).

Срок выполнения: ______________________________.

Количество часов по учебному плану: ________ часов, из них:
обязательные занятия для студента — ____________ часов.

Оборудование: ______________________ (пример: проектор, ноутбук, колонки для усиления звука).

№ п/ п

Наименование темы

Кол-во часов

Форма занятия

Раздаточный материал/ презентация

Форма отчетности

Примеры: лекция; изучение нового материала; практическое занятие; групповая работа; обобщение изученного материала; лекция- обсуждение и т.д

Примеры: письменное представление задания;

реферат/ сообщение и т.д

В современном образовании всё большее значение приобретает индивидуальный подход к обучению.

Индивидуализация процесса обучения предполагает, что обучающийся имеет право выбирать, чему и как он хочет учиться. Это способствует его социализации.

Социализация — это процесс, в ходе которого человек осваивает социальный опыт и активно его накапливает. Этот процесс не может происходить без участия человека в активной деятельности. Особенно это важно для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Другими словами, перед обучающимся должны постоянно возникать задачи, которые важны для него и в решении которых он должен играть ключевую роль. Этот процесс начинается в колледже и может стать определяющим для дальнейшего профессионального развития выпускника.

В колледже важно определить основные принципы и константы, которые будут формировать и корректировать профессиональную и личностную траекторию обучающегося . Это поможет ему стать успешным специалистом в будущем.

Построение индивидуальной профессионально-личностной траектории может стать началом активного профессионального развития студентов с ОВЗ. Это средство формирования профессиональной успешности таких обучающихся.

Индивидуальная профессионально-личностная траектория позволяет адаптировать процесс профессионального становления специалиста с ОВЗ, обеспечить ему комфортную социальную и профессиональную адаптацию, а также спроектировать его личностное и профессиональное развитие.


Список литературы

  1. Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».
  2. Акимова Е.А., Павлова Н.Н. Методические рекомендации по планированию и реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ с учетом его возможностей и потребностей в сохранении и укреплении здоровья (для тьюторов, сопровождающих детей с ОВЗ) / Е.А. Акимова, Н.Н. Павлова. – М., 2021. – 48 с.
  3. Построение индивидуального образовательного маршрута ребёнка с ограниченными возможностями здоровья посредством внеурочной деятельности: метод. рекомендации / Г. О. Рощина, Л. В. Жаворонкова, Л. Б. Паутова, и др. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2019. — 68 с. — (Инклюзивное образование).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка индивидуального образовательного маршрута ребёнка с тяжёлым нарушением речи.

Представлена схема, разделы, по которым проводится индивидуальная работа....

Разработка индивидуального образовательного маршрута для ребёнка с ОВЗ (нарушение зрения)

Разработка индивидуального образовательного маршрута для ребёнка с ОВЗ (нарушение зрения)В свете сегодняшнего инклюзивного пространства в образовательных организациях очень актуален вопрос напис...

Разработка индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ОВЗ.

Материалы курса "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации" для педагогов ОО г. Москвы....

Методическая разработка индивидуального образовательного маршрута для ребенка РАС

По мимо разработки рабочей программы, логопеды должны составить ИОМ на каждого ребенка с РАС...

"Разработка индивидуального образовательного маршрута для детей с тяжёлыми нарушениями речи"

  В презентации представлен алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута, регламентирующего и определяющего содержание коррекционно-развивающей ...

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) обучающегося на основе диагностики особенностей развития ребенка.

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) обучающегося на основе диагностики особенностей развития ребенка....

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) обучающегося на основе диагностики особенностей развития ребенка.

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) обучающегося на основе диагностики особенностей развития ребенка....