Методическая разработка индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ОВЗ (с нарушением слуха)
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Методическая разработка индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ОВЗ (с нарушением слуха)
Разработала
учитель-дефектолог
Заболотняя Г.Н.
Санкт-Петербург 2025
№ п/п | Содержание | Стр. | |
| Введение |
| |
|
| ||
1. | Специфика создания персональной образовательной траектории для обучающихся с особыми потребностями. | 4 | |
2. | Этапы разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута для лиц с ограниченными возможностями здоровья. | 7 | |
3. | Реализация индивидуального образовательного маршрута в практической деятельности | 9 | |
| Список литературы | 10 | |
Введение
Право на образование — одно из самых важных прав человека. Для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) образование становится основой для развития личности, повышения социального статуса и обеспечения безопасности.
В Российской Федерации государство уделяет особое внимание обеспечению прав лиц с ОВЗ на реабилитацию через образование, что нашло отражение в законодательстве страны.
Обучение студентов с ОВЗ имеет свои уникальные особенности, которые затрагивают различные аспекты образовательного процесса:
Индивидуальное сопровождение и консультации: Студенты получают индивидуальную поддержку и помощь в решении организационных и учебных вопросов.
Работа с семьей: Важной составляющей является взаимодействие с родителями студентов, направленное на создание благоприятной среды для обучения.
Методическая работа с преподавателями: Преподаватели должны быть готовы к внедрению новых подходов и методов обучения, которые помогут студентам с ОВЗ максимально раскрыть свой потенциал.
Воспитательная работа: Важное место отводится мероприятиям, способствующим формированию личности и развитию студентов.
Кроме того, студентам с ОВЗ оказывается содействие в организации отдыха и реабилитации, что позволяет им полноценно наслаждаться жизнью и восстанавливаться после учебных нагрузок.
Учебный процесс для студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью должен учитывать их особые потребности. Он включает в себя аудиторные занятия, самостоятельную работу, проектную и исследовательскую деятельность, а также интерактивные занятия с использованием интернет-технологий.
По желанию студенты могут выбрать индивидуальный образовательный маршрут, который учитывает их образовательные потребности, возможности освоения профессиональных образовательных программ в соответствии с ФГОС и особенности здоровья.
Для разъяснения сложных вопросов преподаватели проводят дополнительные индивидуальные консультации с использованием сети Интернет.
- Специфика создания персональной образовательной траектории для обучающихся с особыми потребностями (с нарушением слуха).
В современном образовании индивидуализация процесса обучения приобретает все большее значение. Особую актуальность приобретает реализация индивидуального подхода к обучению детей.
Индивидуальный образовательный маршрут представляет собой целенаправленно созданную дифференцированную образовательную программу, которая обеспечивает обучающемуся возможность самостоятельно выбирать, разрабатывать и реализовывать свою образовательную траекторию. Преподаватели при этом оказывают педагогическую поддержку его самоопределению и самореализации, учитывая образовательные запросы, склонности, личные и предпрофессиональные интересы, способности и познавательные возможности обучающихся.
При разработке индивидуального образовательного маршрута необходимо следовать ряду важных принципов:
- Принцип опоры на обучаемость студента — этот принцип основывается на соотношении уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Его соблюдение подразумевает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, что является основополагающей характеристикой для проектирования индивидуального образовательного маршрута.
- Принцип соблюдения интересов обучающегося — специалист системы сопровождения должен стремиться решить проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.
- Принцип отказа от усредненного нормирования — этот принцип подразумевает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка.
- Принцип тесного взаимодействия и согласованности работы специалистов — реализация индивидуального образовательного маршрута должна осуществляться в тесном взаимодействии и согласованности специалистов.
- Принцип непрерывности — обучающемуся должно быть гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист прекращает поддержку только тогда, когда проблема будет решена или когда станет очевиден подход к ее решению.
- Принцип мультидисциплинарности — эффективность помощи студенту зависит от совместной работы различных специалистов, обладающих разным предметным и профессиональным видением различных аспектов индивидуального развития ребенка.
Развитие обучающегося с ограниченными возможностями здоровья может происходить по нескольким образовательным траекториям, которые реализуются одновременно или последовательно. В связи с этим перед педагогом стоит важная задача — предложить учащемуся широкий спектр возможностей и помочь ему сделать осознанный выбор.
Выбор конкретного индивидуального образовательного маршрута определяется несколькими факторами:
- особенностями, интересами и потребностями самого студента и его родителей в достижении желаемых образовательных результатов; профессионализмом педагогического коллектива;
- возможностями колледжа удовлетворить образовательные запросы обучающихся;
- материально-технической базой образовательной организации.
Логическая структура проектирования индивидуального образовательного маршрута включает несколько ключевых этапов:
- постановка образовательной цели;
- самоанализ и рефлексия (осознание и сопоставление индивидуальных потребностей с внешними требованиями);
- выбор пути (вариантов) реализации поставленной цели;
- конкретизация цели (выбор курсов);
- оформление маршрутного листа.
Эффективность разработки индивидуального образовательного маршрута зависит от соблюдения ряда условий:
- осознание всеми участниками педагогического процесса важности индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора направления дальнейшего обучения;
- психолого-педагогическое сопровождение и информационная поддержка процесса разработки индивидуального образовательного маршрута обучающихся;
- активное участие самих обучающихся в процессе создания индивидуального образовательного маршрута;
- организация рефлексии как основы для коррекции и совершенствования индивидуального образовательного маршрута.
Для студентов с ограниченными возможностями здоровья, которые обучаются в одной группе с нормально развивающимися сверстниками или в отдельной группе, необходим индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ). Этот маршрут представляет собой эффективный механизм для реализации адаптированной образовательной программы.
ИОМ — это документ, который отражает особые условия, созданные для максимальной реализации образовательных потребностей студентов с ОВЗ на каждом этапе обучения.
В структуру ИОМ входят:
учебный план и соответствующие рабочие программы; направления и программы коррекционной и развивающей работы; мероприятия, направленные на воспитание и социализацию ребенка с ОВЗ.
Организационно-педагогические условия для проектирования ИОМ - наличие в колледже службы сопровождения, которая проводит комплексную оценку специалистами необходимости и целесообразности разработки ИОМ для каждого ребенка с ОВЗ. Такой структурой может выступать психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК).
Желание студента обучаться инклюзивно. Согласие родителей (законных представителей) на обучение ребенка в инклюзивной среде.
Структура индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) представляет собой целостную систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных разделов, каждый из которых обладает своим особым значением.
Обучение:
- учебный план, включающий как инвариантную, так и вариативную части;
- рабочие программы, разработанные с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося;
- расписание занятий, обеспечивающее удобный график обучения.
Коррекционно-развивающая работа:
- взаимодействие со специалистами сопровождения;
- коррекционно-развивающие программы, созданные на основе индивидуально-типологических характеристик, особенностей психофизического развития и специфики нарушений каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
- система отслеживания динамики развития ребенка по всем выбранным направлениям коррекционно-развивающей работы.
Социализация:
- внеурочная деятельность;
- мероприятия, направленные на успешную социализацию ребенка;
Все эти разделы, работая в совокупности, позволяют осуществлять психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья по всем необходимым направлениям.
- Этапы разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута для лиц с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением слуха).
- Специалисты, занимающиеся сопровождением, проводят диагностику и выявляют потребности и проблемы, которые могут возникнуть в процессе развития.
- На основе полученных данных определяется возможность инклюзии в общеобразовательную среду.
- Специалисты определяют вид и объём необходимой помощи, исходя из имеющихся ресурсов.
- Результаты диагностики обсуждаются на заседании психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
- Проводится подготовительная работа с обучающимся и его родителями.
- Организуется адаптация обучающегося к условиям инклюзивного образования.
- Разрабатывается адаптированная образовательная программа.
- Организуется психолого-педагогическая помощь обучающемуся с ОВЗ, разрабатываются коррекционные программы в зависимости от уровня знаний, возможностей и способностей обучающегося.
- На заседании ПМПК проектируется и утверждается индивидуальный образовательный маршрут.
- Реализуется индивидуальный образовательный маршрут, осуществляется систематическое сопровождение образовательного процесса.
- Проводится мониторинг реализации индивидуального образовательного маршрута, отслеживается динамика развития обучающегося, оцениваются результаты обучения и социализации.
- Реализация индивидуального образовательного маршрута в практической деятельности
Структура индивидуальных образовательных маршрутов, обеспечивающих технологическую поддержку продуктивного обучения, направленного на развитие самообразования студентов как компонента «само-образующегося» специалиста, включает в себя содержательную, контролирующую и временную составляющие.
Содержательная часть маршрута предполагает наличие обязательных модулей, входящих в инвариантную часть общего учебного плана, а также модулей по выбору, факультативных модулей и рефлексивных модулей, направленных на развитие осознания собственного процесса познания и фиксацию знания о собственном «незнании».
Контролирующая часть маршрута включает в себя модуль текущего контроля, который подразумевает выдачу учебных заданий по изучаемым темам курсов, обозначение индивидуальных консультаций и посещений библиотеки. Также в этой части маршрута предусмотрен график отчётности.
Временная часть маршрута определяет программу действий студента на определённом этапе обучения. Она включает в себя указание временного отрезка для индивидуального обучения, фиксацию общего срока выполнения и временной график выполнения учебных модулей, а также перспективы самостоятельной познавательной деятельности в профессиональном становлении.
Пример индивидуального образовательного маршрута
Ф.И.О._____________________________________________,
студент (а/ки) ___ курса,
профессия/специальность: ______________________________
Дисциплина: ______________________________________________________.
Учебное время: ________________ (какое полугодие).
Срок выполнения: ______________________________.
Количество часов по учебному плану: ________ часов, из них:
обязательные занятия для студента — ____________ часов.
Оборудование: ______________________ (пример: проектор, ноутбук, колонки для усиления звука).
№ п/ п | Наименование темы | Кол-во часов | Форма занятия | Раздаточный материал/ презентация | Форма отчетности |
|
|
| Примеры: лекция; изучение нового материала; практическое занятие; групповая работа; обобщение изученного материала; лекция- обсуждение и т.д |
| Примеры: письменное представление задания; реферат/ сообщение и т.д |
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
|
|
|
|
В современном образовании всё большее значение приобретает индивидуальный подход к обучению.
Индивидуализация процесса обучения предполагает, что обучающийся имеет право выбирать, чему и как он хочет учиться. Это способствует его социализации.
Социализация — это процесс, в ходе которого человек осваивает социальный опыт и активно его накапливает. Этот процесс не может происходить без участия человека в активной деятельности. Особенно это важно для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Другими словами, перед обучающимся должны постоянно возникать задачи, которые важны для него и в решении которых он должен играть ключевую роль. Этот процесс начинается в колледже и может стать определяющим для дальнейшего профессионального развития выпускника.
В колледже важно определить основные принципы и константы, которые будут формировать и корректировать профессиональную и личностную траекторию обучающегося . Это поможет ему стать успешным специалистом в будущем.
Построение индивидуальной профессионально-личностной траектории может стать началом активного профессионального развития студентов с ОВЗ. Это средство формирования профессиональной успешности таких обучающихся.
Индивидуальная профессионально-личностная траектория позволяет адаптировать процесс профессионального становления специалиста с ОВЗ, обеспечить ему комфортную социальную и профессиональную адаптацию, а также спроектировать его личностное и профессиональное развитие.
Список литературы
- Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».
- Акимова Е.А., Павлова Н.Н. Методические рекомендации по планированию и реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ с учетом его возможностей и потребностей в сохранении и укреплении здоровья (для тьюторов, сопровождающих детей с ОВЗ) / Е.А. Акимова, Н.Н. Павлова. – М., 2021. – 48 с.
- Построение индивидуального образовательного маршрута ребёнка с ограниченными возможностями здоровья посредством внеурочной деятельности: метод. рекомендации / Г. О. Рощина, Л. В. Жаворонкова, Л. Б. Паутова, и др. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2019. — 68 с. — (Инклюзивное образование).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ОВЗ (с нарушением слуха)
Разработала
учитель-дефектолог
Заболотняя Г.Н.
Санкт-Петербург 2025
№ п/п | Содержание | Стр. | |
Введение | |||
1. | Специфика создания персональной образовательной траектории для обучающихся с особыми потребностями. | 4 | |
2. | Этапы разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута для лиц с ограниченными возможностями здоровья. | 7 | |
3. | Реализация индивидуального образовательного маршрута в практической деятельности | 9 | |
Список литературы | 10 | ||
Введение
Право на образование — одно из самых важных прав человека. Для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) образование становится основой для развития личности, повышения социального статуса и обеспечения безопасности.
В Российской Федерации государство уделяет особое внимание обеспечению прав лиц с ОВЗ на реабилитацию через образование, что нашло отражение в законодательстве страны.
Обучение студентов с ОВЗ имеет свои уникальные особенности, которые затрагивают различные аспекты образовательного процесса:
Индивидуальное сопровождение и консультации: Студенты получают индивидуальную поддержку и помощь в решении организационных и учебных вопросов.
Работа с семьей: Важной составляющей является взаимодействие с родителями студентов, направленное на создание благоприятной среды для обучения.
Методическая работа с преподавателями: Преподаватели должны быть готовы к внедрению новых подходов и методов обучения, которые помогут студентам с ОВЗ максимально раскрыть свой потенциал.
Воспитательная работа: Важное место отводится мероприятиям, способствующим формированию личности и развитию студентов.
Кроме того, студентам с ОВЗ оказывается содействие в организации отдыха и реабилитации, что позволяет им полноценно наслаждаться жизнью и восстанавливаться после учебных нагрузок.
Учебный процесс для студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью должен учитывать их особые потребности. Он включает в себя аудиторные занятия, самостоятельную работу, проектную и исследовательскую деятельность, а также интерактивные занятия с использованием интернет-технологий.
По желанию студенты могут выбрать индивидуальный образовательный маршрут, который учитывает их образовательные потребности, возможности освоения профессиональных образовательных программ в соответствии с ФГОС и особенности здоровья.
Для разъяснения сложных вопросов преподаватели проводят дополнительные индивидуальные консультации с использованием сети Интернет.
- Специфика создания персональной образовательной траектории для обучающихся с особыми потребностями (с нарушением слуха).
В современном образовании индивидуализация процесса обучения приобретает все большее значение. Особую актуальность приобретает реализация индивидуального подхода к обучению детей.
Индивидуальный образовательный маршрут представляет собой целенаправленно созданную дифференцированную образовательную программу, которая обеспечивает обучающемуся возможность самостоятельно выбирать, разрабатывать и реализовывать свою образовательную траекторию. Преподаватели при этом оказывают педагогическую поддержку его самоопределению и самореализации, учитывая образовательные запросы, склонности, личные и предпрофессиональные интересы, способности и познавательные возможности обучающихся.
При разработке индивидуального образовательного маршрута необходимо следовать ряду важных принципов:
- Принцип опоры на обучаемость студента — этот принцип основывается на соотношении уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Его соблюдение подразумевает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, что является основополагающей характеристикой для проектирования индивидуального образовательного маршрута.
- Принцип соблюдения интересов обучающегося — специалист системы сопровождения должен стремиться решить проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.
- Принцип отказа от усредненного нормирования — этот принцип подразумевает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка.
- Принцип тесного взаимодействия и согласованности работы специалистов — реализация индивидуального образовательного маршрута должна осуществляться в тесном взаимодействии и согласованности специалистов.
- Принцип непрерывности — обучающемуся должно быть гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист прекращает поддержку только тогда, когда проблема будет решена или когда станет очевиден подход к ее решению.
- Принцип мультидисциплинарности — эффективность помощи студенту зависит от совместной работы различных специалистов, обладающих разным предметным и профессиональным видением различных аспектов индивидуального развития ребенка.
Развитие обучающегося с ограниченными возможностями здоровья может происходить по нескольким образовательным траекториям, которые реализуются одновременно или последовательно. В связи с этим перед педагогом стоит важная задача — предложить учащемуся широкий спектр возможностей и помочь ему сделать осознанный выбор.
Выбор конкретного индивидуального образовательного маршрута определяется несколькими факторами:
- особенностями, интересами и потребностями самого студента и его родителей в достижении желаемых образовательных результатов; профессионализмом педагогического коллектива;
- возможностями колледжа удовлетворить образовательные запросы обучающихся;
- материально-технической базой образовательной организации.
Логическая структура проектирования индивидуального образовательного маршрута включает несколько ключевых этапов:
- постановка образовательной цели;
- самоанализ и рефлексия (осознание и сопоставление индивидуальных потребностей с внешними требованиями);
- выбор пути (вариантов) реализации поставленной цели;
- конкретизация цели (выбор курсов);
- оформление маршрутного листа.
Эффективность разработки индивидуального образовательного маршрута зависит от соблюдения ряда условий:
- осознание всеми участниками педагогического процесса важности индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора направления дальнейшего обучения;
- психолого-педагогическое сопровождение и информационная поддержка процесса разработки индивидуального образовательного маршрута обучающихся;
- активное участие самих обучающихся в процессе создания индивидуального образовательного маршрута;
- организация рефлексии как основы для коррекции и совершенствования индивидуального образовательного маршрута.
Для студентов с ограниченными возможностями здоровья, которые обучаются в одной группе с нормально развивающимися сверстниками или в отдельной группе, необходим индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ). Этот маршрут представляет собой эффективный механизм для реализации адаптированной образовательной программы.
ИОМ — это документ, который отражает особые условия, созданные для максимальной реализации образовательных потребностей студентов с ОВЗ на каждом этапе обучения.
В структуру ИОМ входят:
учебный план и соответствующие рабочие программы; направления и программы коррекционной и развивающей работы; мероприятия, направленные на воспитание и социализацию ребенка с ОВЗ.
Организационно-педагогические условия для проектирования ИОМ - наличие в колледже службы сопровождения, которая проводит комплексную оценку специалистами необходимости и целесообразности разработки ИОМ для каждого ребенка с ОВЗ. Такой структурой может выступать психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК).
Желание студента обучаться инклюзивно. Согласие родителей (законных представителей) на обучение ребенка в инклюзивной среде.
Структура индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) представляет собой целостную систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных разделов, каждый из которых обладает своим особым значением.
Обучение:
- учебный план, включающий как инвариантную, так и вариативную части;
- рабочие программы, разработанные с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося;
- расписание занятий, обеспечивающее удобный график обучения.
Коррекционно-развивающая работа:
- взаимодействие со специалистами сопровождения;
- коррекционно-развивающие программы, созданные на основе индивидуально-типологических характеристик, особенностей психофизического развития и специфики нарушений каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
- система отслеживания динамики развития ребенка по всем выбранным направлениям коррекционно-развивающей работы.
Социализация:
- внеурочная деятельность;
- мероприятия, направленные на успешную социализацию ребенка;
Все эти разделы, работая в совокупности, позволяют осуществлять психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья по всем необходимым направлениям.
- Этапы разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута для лиц с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением слуха).
- Специалисты, занимающиеся сопровождением, проводят диагностику и выявляют потребности и проблемы, которые могут возникнуть в процессе развития.
- На основе полученных данных определяется возможность инклюзии в общеобразовательную среду.
- Специалисты определяют вид и объём необходимой помощи, исходя из имеющихся ресурсов.
- Результаты диагностики обсуждаются на заседании психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
- Проводится подготовительная работа с обучающимся и его родителями.
- Организуется адаптация обучающегося к условиям инклюзивного образования.
- Разрабатывается адаптированная образовательная программа.
- Организуется психолого-педагогическая помощь обучающемуся с ОВЗ, разрабатываются коррекционные программы в зависимости от уровня знаний, возможностей и способностей обучающегося.
- На заседании ПМПК проектируется и утверждается индивидуальный образовательный маршрут.
- Реализуется индивидуальный образовательный маршрут, осуществляется систематическое сопровождение образовательного процесса.
- Проводится мониторинг реализации индивидуального образовательного маршрута, отслеживается динамика развития обучающегося, оцениваются результаты обучения и социализации.
- Реализация индивидуального образовательного маршрута в практической деятельности
Структура индивидуальных образовательных маршрутов, обеспечивающих технологическую поддержку продуктивного обучения, направленного на развитие самообразования студентов как компонента «само-образующегося» специалиста, включает в себя содержательную, контролирующую и временную составляющие.
Содержательная часть маршрута предполагает наличие обязательных модулей, входящих в инвариантную часть общего учебного плана, а также модулей по выбору, факультативных модулей и рефлексивных модулей, направленных на развитие осознания собственного процесса познания и фиксацию знания о собственном «незнании».
Контролирующая часть маршрута включает в себя модуль текущего контроля, который подразумевает выдачу учебных заданий по изучаемым темам курсов, обозначение индивидуальных консультаций и посещений библиотеки. Также в этой части маршрута предусмотрен график отчётности.
Временная часть маршрута определяет программу действий студента на определённом этапе обучения. Она включает в себя указание временного отрезка для индивидуального обучения, фиксацию общего срока выполнения и временной график выполнения учебных модулей, а также перспективы самостоятельной познавательной деятельности в профессиональном становлении.
Пример индивидуального образовательного маршрута
Ф.И.О._____________________________________________,
студент (а/ки) ___ курса,
профессия/специальность: ______________________________
Дисциплина: ______________________________________________________.
Учебное время: ________________ (какое полугодие).
Срок выполнения: ______________________________.
Количество часов по учебному плану: ________ часов, из них:
обязательные занятия для студента — ____________ часов.
Оборудование: ______________________ (пример: проектор, ноутбук, колонки для усиления звука).
№ п/ п | Наименование темы | Кол-во часов | Форма занятия | Раздаточный материал/ презентация | Форма отчетности |
Примеры: лекция; изучение нового материала; практическое занятие; групповая работа; обобщение изученного материала; лекция- обсуждение и т.д | Примеры: письменное представление задания; реферат/ сообщение и т.д | ||||
В современном образовании всё большее значение приобретает индивидуальный подход к обучению.
Индивидуализация процесса обучения предполагает, что обучающийся имеет право выбирать, чему и как он хочет учиться. Это способствует его социализации.
Социализация — это процесс, в ходе которого человек осваивает социальный опыт и активно его накапливает. Этот процесс не может происходить без участия человека в активной деятельности. Особенно это важно для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Другими словами, перед обучающимся должны постоянно возникать задачи, которые важны для него и в решении которых он должен играть ключевую роль. Этот процесс начинается в колледже и может стать определяющим для дальнейшего профессионального развития выпускника.
В колледже важно определить основные принципы и константы, которые будут формировать и корректировать профессиональную и личностную траекторию обучающегося . Это поможет ему стать успешным специалистом в будущем.
Построение индивидуальной профессионально-личностной траектории может стать началом активного профессионального развития студентов с ОВЗ. Это средство формирования профессиональной успешности таких обучающихся.
Индивидуальная профессионально-личностная траектория позволяет адаптировать процесс профессионального становления специалиста с ОВЗ, обеспечить ему комфортную социальную и профессиональную адаптацию, а также спроектировать его личностное и профессиональное развитие.
Список литературы
- Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».
- Акимова Е.А., Павлова Н.Н. Методические рекомендации по планированию и реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ с учетом его возможностей и потребностей в сохранении и укреплении здоровья (для тьюторов, сопровождающих детей с ОВЗ) / Е.А. Акимова, Н.Н. Павлова. – М., 2021. – 48 с.
- Построение индивидуального образовательного маршрута ребёнка с ограниченными возможностями здоровья посредством внеурочной деятельности: метод. рекомендации / Г. О. Рощина, Л. В. Жаворонкова, Л. Б. Паутова, и др. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2019. — 68 с. — (Инклюзивное образование).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка индивидуального образовательного маршрута ребёнка с тяжёлым нарушением речи.
Представлена схема, разделы, по которым проводится индивидуальная работа....

Разработка индивидуального образовательного маршрута для ребёнка с ОВЗ (нарушение зрения)
Разработка индивидуального образовательного маршрута для ребёнка с ОВЗ (нарушение зрения)В свете сегодняшнего инклюзивного пространства в образовательных организациях очень актуален вопрос напис...

Разработка индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ОВЗ.
Материалы курса "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации" для педагогов ОО г. Москвы....

Методическая разработка индивидуального образовательного маршрута для ребенка РАС
По мимо разработки рабочей программы, логопеды должны составить ИОМ на каждого ребенка с РАС...

"Разработка индивидуального образовательного маршрута для детей с тяжёлыми нарушениями речи"
В презентации представлен алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута, регламентирующего и определяющего содержание коррекционно-развивающей ...

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) обучающегося на основе диагностики особенностей развития ребенка.
Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) обучающегося на основе диагностики особенностей развития ребенка....

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) обучающегося на основе диагностики особенностей развития ребенка.
Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) обучающегося на основе диагностики особенностей развития ребенка....
