Социализация ребенка с ОВЗ в обществе
статья по коррекционной педагогике
Важность социальной адаптации в жизни особенных детей сложно переоценить. Она помогает «включиться» в общество, стать его частью, освоить нормы поведения, подготовиться к самостоятельной жизни.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Социализация ребенка с ОВЗ в обществе
Социальная адаптация — мероприятия, цель которых — развить умения ребенка с ОВЗ или инвалидностью, помочь ему стать полноценным членом общества, не испытывать проблем с общением со сверстниками в детском саду, школе, институте, на работе. Для достижения этих целей с детьми с особенностями развития должны работать разные специалисты: психолог, логопед, дефектолог.
У специалистов разные задачи. Психолог помогает избавиться от тревожности, страха, разрешает конфликтные ситуации со сверстниками. Если у ребенка проблемы с интеллектуальным развитием, на помощь придет дефектолог. Его задача — повысить познавательную активность, углубить познания об окружающем мире, помочь освоить учебную программу. Цель логопеда — скорректировать речь ребенка, научить правильно произносить слова, читать, писать.
В ходе социальной адаптации дети проходят несколько уровней:
- Структурный. Умение вести себя в обществе согласно общепринятым нормам и правилам, соблюдать дисциплину в школе.
- Морально-нравственный. Умение оценивать происходящие в мире события, делать обоснованные выводы.
- Учебный. Умение понимать, планировать задачи и успешно их выполнять в процессе обучения.
- Личностное и духовное развитие. Умение брать ответственность за свои поступки. Воспитание правильных устремлений, совершенствование личности, осознанное принятие традиций и культурных ценностей.
В основе социальной адаптации – учеба, предметно-практическая деятельность, труд, использование ассистивных устройств, творчество, спорт, декоративно-прикладное искусство.
Дети с ОВЗ сталкиваются с разными трудностями: им бывает сложно общаться, обслуживать себя, учиться или освоить профессиональные навыки. Согласно проведенным исследованиям, особенным детям и подросткам не столь важно преуспеть в карьере, как стать «хорошим человеком». Им важнее надежные друзья, а не финансовый достаток. Основными угрозами они называют заболевания, вредные привычки, эмоциональную зависимость от других людей.
Чтобы дети смогли полноценно интегрироваться в жизнь общества, важно решить такие задачи:
- разработать программы социализации;
- увеличить количество центров реабилитации и социальной адаптации;
- разработать технологии дополнительного образования;
- создать условия для гуманистического стиля коммуникации;
- обеспечить должную педагогическую помощь;
- разработать программы формирования инклюзивной культуры родителей.
Факторы, которые влияют на социальную адаптацию
Успешность социальной адаптации детей с ОВЗ зависит от нескольких факторов.
1.Семейная среда
В семье ребенок проводит большую часть времени, это его основное социальное окружение. Члены семьи закладывают фундамент отношений малыша к себе, другим людям, к миру в целом. Психическое неблагополучие в семье усугубляет проблемы, провоцирует прогрессирование нарушений. Напротив, гармоничные отношения между членами семьи, взаимная забота и поддержка повышают вероятность успешной социализации ребенка с ОВЗ.
2.Социальная поддержка
Основные навыки, которые повышают шансы успешной социализации, — это умение дружить, сотрудничать со сверстниками и взрослыми, разрешать конфликты мирным путем.
3.Индивидуальные особенности ребёнка
Каждый человек индивидуален. Даже при одинаковых нарушениях, адаптация у детей может проходить по-разному. На это влияет не только психологическая атмосфера в семье и качество образования, но и характер ребенка, его интеллектуальные способности, тип нервной деятельности. Ребенок может быть добрым или агрессивным, не умеющим подавить приступы злости. Доброжелательным детям быстрее устанавливают контакт со сверстниками, находят друзей.
Методы и подходы к социальной адаптации
Раньше дети с ОВЗ к школьному возрасту редко достигали нормального уровня психического и интеллектуального развития — это было, скорее, исключением. Однако со временем наблюдается противоположная тенденция. Все благодаря практическому применению достижений в области психологии, медицины, техники, цифровых технологий. Существенную роль в адаптации играют новые методы и подходы в воспитательно-образовательном процессе.
Инклюзивное образование
Это возможность детям с физическими, эмоциональными, языковыми и другими особенностями учиться в обычных общеобразовательных учреждениях. Основная идея, продвигаемая государством, — не разграничивать детей на здоровых и «особенных». Благодаря такой концепции ребенку с ОВЗ необязательно учиться в коррекционных учебных заведениях.
Для успешной социализации для инвалидов и детей с ОВЗ создают комфортные условия:
- перепланируют учебные помещения;
- создают новые методики обучения;
- задействуют специальное оборудование.
Инклюзивное образование доказывает эффективность. Благодаря взаимодействию сверстников с разными интеллектуальными способностями, навыками и умениями, здоровые дети и школьники с ОВЗ учатся уважать, развивают толерантность, эмпатию. Они развивают социальные навыки, учатся командной работе.
Исследования доказывают, что инклюзия повышает образовательные достижения всех школьников, в числе которых дети с ограниченными возможностями здоровья.
Индивидуальные образовательные программы
Образование — одно из ключевых условий для успешной социализации, участия человека с ОВЗ в жизни общества, реализации своего потенциала. Однако у детей с ОВЗ отмечается низкая познавательная активность. Из-за сниженных мыслительных, когнитивных и познавательных процессов особенным детям сложно освоить образовательную программу.
Задача индивидуальных программ — выстроить образовательный процесс для ребенка с ОВЗ с учетом его реальных возможностей, особенностей развития, потребностей.
ИОП составляют с учетом психолого-педагогической характеристики ребенка, задач коррекционно-образовательной работы, требованию к уровню подготовки ребенка.
Психолого-педагогическая помощь
Психолого-педагогическая помощь для детей с ОВЗ — поддержка узкими специалистами как ребенка, так и его родителей. Она помогает разрешить вопросы социализации, обучения.
К работе может быть привлечен психолог, дефектолог, логопед. Благодаря психолого-педагогической поддержке возможно:
- помочь детям, которые нуждаются в специальных обучающих программах;
- создать дружелюбную атмосферу в детском коллективе и педагогическом составе;
- своевременно выявлять и корректировать нарушения развития;
- повысить психолого-педгогическую компетентность у воспитателей, учителей и родителей;
- изучить индивидуальные особенности детей.
Психолого-педагогическая помощь играет огромную роль в социализации детей с ОВЗ и становления личности.
Ролевые игры
Детям с ОВЗ нелегко социализироваться из-за физических недостатков или умственной отсталости. Чтобы особенный ребенок смог научиться взаимодействовать с окружающими, соблюдал дисциплину и предписанные нормы поведения, часто задействуют сюжетно-ролевые игры. С их помощью дети учатся общаться, правильно излагать мысли, договариваться.
Ролевые игры помогают развить:
- эмоциональную сферу;
- интеллект;
- творческие способности;
- речь.
Можно задействовать такие виды ролевых игр: бытовые сюжеты (семья, дом), общественные темы (детский сад, школа, общественный транспорт, больница), игры на патриотические темы.
Социальная адаптация — процесс приспособления ребенка к коллективу и общественным нормам. Она включает усвоение социальных ролей, правил поведения, формирование социальных навыков. Низкий уровень социальной адаптации может привести к разным проблемам: агрессии, пониженной самооценки, одиночеству. Чтобы повысить вероятность успешной социализации, нужно задействовать разные методы и подходы, в том числе психолого-педагогическую помощь, современные образовательные программы и технологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Ребенок в высоко технологическом обществе"
представляю внимпанию прект который был расработан совместно с коллегой для конкурса "8 жемчужин дошкольного образования" Наша задача была разработать проект на тему :"Растим эколога". Нам предстояло ...

"Агрессивный ребенок, как часть современного общества"
Статья станет полезным материалом в работе педагогов с детьми, а так же родителям, имеющих детей с агрессивным поведением.В статье вы найдете критерии оценки поведения детей и некоторые методические с...

СОЦИАЛИЗАЦИЯ-важнейший аспект построения толерантного общества
Человеческое достоинство – это источник прав и свобод, признание обществом социальной ценности, неповторимости, уникальности каждого человека....
Презентация "Интеллектуальные игры– залог успешной социализации ребенка в обществе"
Игра – это ведущий вид деятельности, благодаря ей ребенок познаёт окружающий его мир предметов и людей, входит в мир социальных отношений, в общество взрослых. Через игру ребенок познаёт самого ...
Социализация ребенка в обществе в рамках проекта театр через сюжетно- ролевую игру театр «Репка»
cent;создать условия для театрализованной деятельности как одного из средств социализации детей дошкольного возраста...

Концептуальное изложение исследования «Применение инновационной технологии формирования финансовой грамотности в образовательном процессе дошкольной организации, как основы успешной социализации ребенка в обществе»
Одной из важнейших задач ФГОС ДО на современном этапе становится формирование социально подготовленной личности, где подразумевается в дальнейшем умение принимать решения в финансовой сфере, обе...

Деловая игра с педагогами «СОЦИАЛИЗАЦИЯ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА»
laquo;СОЦИАЛИЗАЦИЯ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА»...
