Социализация ребенка с ОВЗ в обществе
статья по коррекционной педагогике

Епифанова Оксана Витальевна

Важность социальной адаптации в жизни особенных детей сложно переоценить. Она помогает «включиться» в общество, стать его частью, освоить нормы поведения, подготовиться к самостоятельной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsializatsiya_rebenka_v_obshchestve.docx19.1 КБ

Предварительный просмотр:

Социализация ребенка с ОВЗ в обществе

   Социальная адаптация — мероприятия, цель которых — развить умения ребенка с ОВЗ или инвалидностью, помочь ему стать полноценным членом общества, не испытывать проблем с общением со сверстниками в детском саду, школе, институте, на работе. Для достижения этих целей с детьми с особенностями развития должны работать разные специалисты: психолог, логопед, дефектолог.

   У специалистов разные задачи. Психолог помогает избавиться от тревожности, страха, разрешает конфликтные ситуации со сверстниками. Если у ребенка проблемы с интеллектуальным развитием, на помощь придет дефектолог. Его задача — повысить познавательную активность, углубить познания об окружающем мире, помочь освоить учебную программу. Цель логопеда — скорректировать речь ребенка, научить правильно произносить слова, читать, писать.

В ходе социальной адаптации дети проходят несколько уровней:

  • Структурный. Умение вести себя в обществе согласно общепринятым нормам и правилам, соблюдать дисциплину в школе.
  • Морально-нравственный. Умение оценивать происходящие в мире события, делать обоснованные выводы.
  • Учебный. Умение понимать, планировать задачи и успешно их выполнять в процессе обучения.
  • Личностное и духовное развитие. Умение брать ответственность за свои поступки. Воспитание правильных устремлений, совершенствование личности, осознанное принятие традиций и культурных ценностей.

В основе социальной адаптации – учеба, предметно-практическая деятельность, труд, использование ассистивных устройств, творчество, спорт, декоративно-прикладное искусство.

   Дети с ОВЗ сталкиваются с разными трудностями: им бывает сложно общаться, обслуживать себя, учиться или освоить профессиональные навыки. Согласно проведенным исследованиям, особенным детям и подросткам не столь важно преуспеть в карьере, как стать «хорошим человеком». Им важнее надежные друзья, а не финансовый достаток.    Основными угрозами они называют заболевания, вредные привычки, эмоциональную зависимость от других людей.

   Чтобы дети смогли полноценно интегрироваться в жизнь общества, важно решить такие задачи:

  • разработать программы социализации;
  • увеличить количество центров реабилитации и социальной адаптации;
  • разработать технологии дополнительного образования;
  • создать условия для гуманистического стиля коммуникации;
  • обеспечить должную педагогическую помощь;
  • разработать программы формирования инклюзивной культуры родителей.

Факторы, которые влияют на социальную адаптацию

Успешность социальной адаптации детей с ОВЗ зависит от нескольких факторов.

1.Семейная среда

В семье ребенок проводит большую часть времени, это его основное социальное окружение. Члены семьи закладывают фундамент отношений малыша к себе, другим людям, к миру в целом. Психическое неблагополучие в семье усугубляет проблемы, провоцирует прогрессирование нарушений. Напротив, гармоничные отношения между членами семьи, взаимная забота и поддержка повышают вероятность успешной социализации ребенка с ОВЗ.

2.Социальная поддержка

Основные навыки, которые повышают шансы успешной социализации, — это умение дружить, сотрудничать со сверстниками и взрослыми, разрешать конфликты мирным путем.

3.Индивидуальные особенности ребёнка

Каждый человек индивидуален. Даже при одинаковых нарушениях, адаптация у детей может проходить по-разному. На это влияет не только психологическая атмосфера в семье и качество образования, но и характер ребенка, его интеллектуальные способности, тип нервной деятельности. Ребенок может быть добрым или агрессивным, не умеющим подавить приступы злости. Доброжелательным детям быстрее устанавливают контакт со сверстниками, находят друзей.

Методы и подходы к социальной адаптации

   Раньше дети с ОВЗ к школьному возрасту редко достигали нормального уровня психического и интеллектуального развития — это было, скорее, исключением. Однако со временем наблюдается противоположная тенденция. Все благодаря практическому применению достижений в области психологии, медицины, техники, цифровых технологий. Существенную роль в адаптации играют новые методы и подходы в воспитательно-образовательном процессе.

Инклюзивное образование

Это возможность детям с физическими, эмоциональными, языковыми и другими особенностями учиться в обычных общеобразовательных учреждениях. Основная идея, продвигаемая государством, — не разграничивать детей на здоровых и «особенных». Благодаря такой концепции ребенку с ОВЗ необязательно учиться в коррекционных учебных заведениях.

Для успешной социализации для инвалидов и детей с ОВЗ создают комфортные условия:

  • перепланируют учебные помещения;
  • создают новые методики обучения;
  • задействуют специальное оборудование.

Инклюзивное образование доказывает эффективность. Благодаря взаимодействию сверстников с разными интеллектуальными способностями, навыками и умениями, здоровые дети и школьники с ОВЗ учатся уважать, развивают толерантность, эмпатию. Они развивают социальные навыки, учатся командной работе.

Исследования доказывают, что инклюзия повышает образовательные достижения всех школьников, в числе которых дети с ограниченными возможностями здоровья.

Индивидуальные образовательные программы

Образование — одно из ключевых условий для успешной социализации, участия человека с ОВЗ в жизни общества, реализации своего потенциала. Однако у детей с ОВЗ отмечается низкая познавательная активность. Из-за сниженных мыслительных, когнитивных и познавательных процессов особенным детям сложно освоить образовательную программу.

Задача индивидуальных программ — выстроить образовательный процесс для ребенка с ОВЗ с учетом его реальных возможностей, особенностей развития, потребностей.

ИОП составляют с учетом психолого-педагогической характеристики ребенка, задач коррекционно-образовательной работы, требованию к уровню подготовки ребенка.

Психолого-педагогическая помощь

Психолого-педагогическая помощь для детей с ОВЗ — поддержка узкими специалистами как ребенка, так и его родителей. Она помогает разрешить вопросы социализации, обучения.

К работе может быть привлечен психолог, дефектолог, логопед. Благодаря психолого-педагогической поддержке возможно:

  • помочь детям, которые нуждаются в специальных обучающих программах;
  • создать дружелюбную атмосферу в детском коллективе и педагогическом составе;
  • своевременно выявлять и корректировать нарушения развития;
  • повысить психолого-педгогическую компетентность у воспитателей, учителей и родителей;
  • изучить индивидуальные особенности детей.

Психолого-педагогическая помощь играет огромную роль в социализации детей с ОВЗ и становления личности.

Ролевые игры

Детям с ОВЗ нелегко социализироваться из-за физических недостатков или умственной отсталости. Чтобы особенный ребенок смог научиться взаимодействовать с окружающими, соблюдал дисциплину и предписанные нормы поведения, часто задействуют сюжетно-ролевые игры. С их помощью дети учатся общаться, правильно излагать мысли, договариваться.

Ролевые игры помогают развить:

  • эмоциональную сферу;
  • интеллект;
  • творческие способности;
  • речь.

Можно задействовать такие виды ролевых игр: бытовые сюжеты (семья, дом), общественные темы (детский сад, школа, общественный транспорт, больница), игры на патриотические темы.

Социальная адаптация — процесс приспособления ребенка к коллективу и общественным нормам. Она включает усвоение социальных ролей, правил поведения, формирование социальных навыков. Низкий уровень социальной адаптации может привести к разным проблемам: агрессии, пониженной самооценки, одиночеству. Чтобы повысить вероятность успешной социализации, нужно задействовать разные методы и подходы, в том числе психолого-педагогическую помощь, современные образовательные программы и технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Ребенок в высоко технологическом обществе"

представляю внимпанию прект который был расработан совместно с коллегой для конкурса "8 жемчужин дошкольного образования" Наша задача была разработать проект на тему :"Растим эколога". Нам предстояло ...

"Агрессивный ребенок, как часть современного общества"

Статья станет полезным материалом в работе педагогов с детьми, а так же родителям, имеющих детей с агрессивным поведением.В статье вы найдете критерии оценки поведения детей и некоторые методические с...

СОЦИАЛИЗАЦИЯ-важнейший аспект построения толерантного общества

Человеческое достоинство – это источник прав и свобод, признание обществом социальной ценности, неповторимости, уникальности каждого человека....

Презентация "Интеллектуальные игры– залог успешной социализации ребенка в обществе"

Игра – это ведущий вид деятельности, благодаря ей ребенок познаёт окружающий его мир предметов и людей, входит в мир социальных отношений, в общество взрослых. Через игру ребенок познаёт самого ...

Социализация ребенка в обществе в рамках проекта театр через сюжетно- ролевую игру театр «Репка»

cent;создать условия для театрализованной деятельности как одного из средств социализации детей дошкольного возраста...

Концептуальное изложение исследования «Применение инновационной технологии формирования финансовой грамотности в образовательном процессе дошкольной организации, как основы успешной социализации ребенка в обществе»

Одной из важнейших задач ФГОС ДО  на современном этапе становится формирование социально подготовленной личности, где подразумевается в дальнейшем умение принимать решения в финансовой сфере, обе...

Деловая игра с педагогами «СОЦИАЛИЗАЦИЯ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА»

laquo;СОЦИАЛИЗАЦИЯ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА»...