Индивидуальная адаптированная образовательная программа
рабочая программа по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №56 "Северяночка"
Индивидуальная адаптированная образовательная программа для воспитанника с ограниченными возможностями здоровья
(задержка психического развития)
Фамилия, имя ребѐнка: |
Дата рождения: |
Возрастная группа: |
Учебный год: |
Срок реализации: |
Индивидуальная адаптированная образовательная программа разработана впервые, повторно (нужное подчеркнуть).
г.Нижневартовск
СОДЕРЖАНИЕ:
1. | Пояснительная записка |
2. | Принципы построения работы для решения коррекционных задач |
3. | Цели и задачи индивидуальной адаптированной образовательной программы |
4. | Этапы реализации индивидуальной адаптированной образовательной программы |
5. | Психолого-педагогическая характеристика на ребенка |
6. | Направления и содержание коррекционно-развивающей работы |
6.1. | Воспитатель |
6.2. | Учитель-логопед |
6.3. | Педагог-психолог |
6.4. | Музыкальный руководитель |
6.5. | Инструктор по физической культуре |
6.6. | Инструктор по физической культуре (плавание) |
6.7. | Комплекс оздоровительных и профилактических мероприятий |
7. | Планируемые результаты освоения воспитанником индивидуальной адаптированной образовательной программы |
8. | Мониторинг развития ребенка |
9. | Результаты реализации индивидуальной адаптированной образовательной программы |
Приложение 1 | |
Приложение 2 | |
Приложение 3 |
2
Пояснительная записка
Индивидуальная адаптированная образовательная программа для воспитанника с ограниченными возможностями здоровья (тяжелые нарушения речи) муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска детского сада №56 "Северяночка" (далее – ИАОП) разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 19.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013г. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях»
- Закон ХМАО-Югры от 01.07.2013г. №68-оз «Об образовании в ХМАО-Югре». ИАОП разработана на основе:
- Образовательная программа дошкольного образования «Развитие»/ под ред. Булычевой А.И. – М: НОУ «УЦ им. Л.А. Венгера «РАЗВИТИЕ», 2016 г.;
- Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи, одобрена решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 07.12.2017 г. № 6/17);
- Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Автор - учитель-логопед высшей квалификационной категории, отличник народного образования Н. В. Нищева, 2016 г. (далее - Программа Н.В. Нищевой).
ИАОП разработана с учетом рекомендаций Территориальной психолого-медико- педагогической комиссии города Нижневартовска (протокол от 30.10.2018 г. №3650).
Данная ИАОП, является программным документом, помогающим педагогам организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС.
Принципы построения работы для решения коррекционных задач:
- Принцип психолого-педагогического изучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья с целью определения структуры нарушения, выявления его индивидуально-психологических качеств;
- Принцип учета онтогенетических закономерностей формирования психических функций и закономерностей психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья;
- Принцип учета возрастных границ;
- Принцип интегрированного подхода к отбору содержания индивидуальной образовательной программы;
- Принцип дозированности осваиваемых дидактических единиц;
- Принцип соблюдения тематической взаимосвязанности учебного материала;
- Принцип соблюдения линейности и концентричности при построении индивидуальной образовательной программы;
- Принцип системного подхода к проектированию индивидуальной образовательной программы;
- Принцип комплексного подхода к проектированию индивидуальной образовательной программы;
- Принцип ориентировки коррекционно-педагогической помощи в рамках проектирования и реализации индивидуальной образовательной программы на социализацию ребенка;
- Принцип единства диагностики и коррекции.
Цели и задачи ИАОП
Цель ИАОП: обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и оказания комплексной помощи, направленной на содействие максимально возможным достижениям в развитии ребенка, поддержанию его здоровья, социализации и включению в образовательную среду с последующей интеграцией в общество.
Задачи:
- Определить особые образовательные потребности ребѐнка с ограниченными возможностями здоровья;
- Создать условия, способствующих освоению индивидуальной адаптированной образовательной программы для воспитанника и их интеграции в социум.
- Осуществлять индивидуально-ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь ребѐнку с ограниченными возможностями здоровья по преодолению психологических трудностей в процессе усвоения индивидуальной адаптированной образовательной программы с учѐтом его индивидуальных возможностей и особенностей в соответствии с рекомендациями ТПМПК и ИПРА;
- Осуществлять коррекцию и профилактику речевых нарушений, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- Формировать общую культуру личности расширяя кругозор, развивая социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества, инициативность, самостоятельность ребенка;
- Сохранять и укреплять психофизическое здоровье ребенка посредством создания здоровьесберегающей среды, применения здоровьеформирующих технологий;
- Определить степень готовности ребѐнка с ограниченными возможностями здоровья к переходу на следующую ступень обучения;
- Оказать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) обучающегося ребѐнка с ограниченными возможностями здоровья по педагогическим, социальным, правовым и другим вопросам.
Этапы реализации ИАОП
1 этап | 2 этап | 3 этап |
с «30» октября 2023 г. по «20» ноября 2023г. |
по «31» мая 2024 г.
« » 20 г. « » 20 г. |
с «20» мая 2024 г. по «31» мая 2024 г.
|
- Психолого-педагогическая характеристика на ребенка ФИО ребенка
Результаты Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК)
от
Заключение ТПМПК: несовершеннолетний является ребенком с ограниченными возможностями здоровья. Умеренно выраженное нарушение психической функции. Дефицитарность зрительного восприятия.
Нуждается в создании специальных условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации.
Образовательная программа: обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе дошкольного образования для воспитанников с задержкой психического развития, имеющих сложную структуру дефекта (слабовидящий)
Направления коррекционно-развивающей работы, психолого-педагогической помощи:
- логопедическая коррекция по преодолению общего недоразвития речи (II уровня речевого развития)
- психокоррекционная работа, направленная на сенсомоторное развитие ребенка, формирование коммуникативных умений, развитие эмоциональной сферы
- занятия с учителем-дефектологом, направленные на расширение представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, развитие зрительного восприятия, тонкой моторики, операций мышления, простейших математических представлений
Другие специальные условия: охранительный педагогический режим, проведение комплекса оздоровительных и профилактических мероприятий.
Социальное представление семьи: Семья полная. Условия для воспитания и развития ребенка благоприятные. Взаимодействия в семье доброжелательные. Социальная среда воспитания и культурно-бытовые условия в семье благоприятные.
В контактах со взрослыми и детьми избирателен.. . Самообслуживание (социально- бытовые навыки) соответствует возрасту, отзывчив на просьбы детей и взрослых. Характер игровой деятельности: сюжетно-ролевая игра на стадии формирования
Внимание: истощаемое.
Восприятие: цвета, формы, величины соответствует возрасту.
Память: процесс запоминания и воспроизведения соответствует возрасту.
Речь: речевая карта.
Мышление: мыслительные операции ниже возрастной нормы.
Моторная сфера: координация движений соответствует возрасту. Обучаемость: программу возрастной группы усваивает удовлетворительно. Работоспособность: медленный темп деятельности.
Заключение педагога-психолога: формирование эмоционально-личностная и познавательное развитие ниже возрастной нормы..
Заключение учителя-логопеда: задержка темпов речевого развития
Направления и содержание коррекционно-развивающей работы
Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают ее основное содержание:
- диагностическая работы обеспечивает своевременное выявление нарушений в речи у ребенка, проведение обследования и подготовку рекомендаций для родителей и педагогов по оказанию им помощи в условиях образовательного учреждения;
- коррекционно-развивающая работы обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков ребенка с нарушениями речи в условиях детского сада, способствует формировании коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;
- оздоровительно-профилактическая работа по компенсации недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы дошкольного образования
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с нарушениями речи и их семей по вопросам реализации, дифференцированных условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников.
В первую половину дня проводятся: комплекс оздоровительных и профилактических мероприятий, занятия с воспитателями и узкими специалистами. Во вторую половину дня проводится индивидуальная работа по заданию учителя-логопеда.
Форма организации обучения – индивидуальная и подгрупповая. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий не более 20 минут, подгрупповые занятия 20 - 25 минут.
Воспитатель
Цель: создание условий для полноценного развития ребенка, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, осуществление коррекционно-развивающего воздействия.
Направление развития | Содержание работы | Формы, способы, методы организации образовательной деятельности |
Речевое развитие | Реализация раздела речевое развитие в соответствии с учебным планом, а также с учетом психофизического развития и особенностями речевого развития ребенка. Развитие словаря. Формирование грамматического строя речи. Развитие фонетико- фонематической системы языка и навыков языкового анализа. Обучение грамоте. Развитие связной речи и навыков речевого общения. Развитие общей и мелкой моторики, конструктивного праксиса. | Групповые и индивидуальные образовательные ситуации. Различные виды игр и игровых ситуаций, в том числе сюжетно- ролевая игра, театрализованная игра, дидактическая и подвижная игра, в том числе, народные игры, игра-экспериментирование и другие виды игр; использование образовательного потенциала режимных моментов (стр.151-156 Программа Н.В. Нищевой) В соответствии с Приложением 2 |
Социально- коммуникативное развитие | Реализация раздела в соответствии с учебным планом, а также с учетом психофизического развития и особенностями речевого развития ребенка. | Групповые и индивидуальные образовательные ситуации. Различные виды игр и игровых ситуаций, в том числе сюжетно- ролевая игра, театрализованная |
игра, дидактическая и подвижная игра, в том числе, народные игры, игра-экспериментирование и другие виды игр; взаимодействие и общение детей и взрослых; проекты различной направленности, праздники, социальные акции т.п., использование образовательного потенциала режимных моментов (стр.151-156 Программа Н.В. Нищевой) | ||
Познавательное развитие | Реализация раздела в соответствии с учебным планом, а также с учетом психофизического развития и особенностями речевого развития ребенка. | Групповые и индивидуальные образовательные ситуации. Различные виды игр и игровых ситуаций, в том числе сюжетно- ролевая игра, театрализованная игра, дидактическая и подвижная игра, в том числе, народные игры, игра-экспериментирование и другие виды игр; взаимодействие и общение детей и взрослых; проекты различной направленности, использование образовательного потенциала режимных моментов (стр.151-156 Программа Н.В. Нищевой) |
Физкультурное развитие | Реализация раздела в соответствии с учебным планом, а также с учетом психофизического развития и особенностями речевого развития ребенка. | Групповые и индивидуальные образовательные ситуации. Различные виды игр и игровых ситуаций, проекты различной направленности (стр.151-156 Программа Н.В. Нищевой) |
Художественно- эстетическое развитие | Реализация раздела в соответствии с учебным планом, а также с учетом психофизического развития и особенностями речевого развития ребенка. | Групповые и индивидуальные образовательные ситуации. Различные виды игр и игровых ситуаций, в том числе театрализованная игра, подвижная игра и другие виды игр; взаимодействие и общение детей и взрослых; проекты различной направленности (стр.151-156 Программа Н.В. Нищевой) |
Учитель-логопед
Цель: развитие у ребенка с тяжелым нарушением речи его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.
Задачи:
- Корректировать произносительную сторону речи;
- Расширить и обогатить словарный запас;
- Развивать познавательную деятельность;
- Развивать фонетическую сторону языка;
- Развивать мелкую и артикуляционную моторику;
- Развивать речевое общение и диалогическую речь;
- Формировать и совершенствовать лексико-грамматический строй речи.
Организация работы учителя-логопеда в рамках реализации ИАОП
- Проведение диагностической процедуры логопедического исследования состояния речевых и неречевых функций ребѐнка с внесением результатов диагностики в индивидуальную речевую карту воспитанника (Приложение №1).
- Комплексное со специалистами и воспитателями планирование работы по преодолению речевого нарушения на основании заключений и рекомендаций ТПМПК, а даже результатов проведенной диагностики.
- Ознакомление с результатами диагностики и содержанием ИАОП родителей (законных представителей) воспитанника.
Определение речевой нагрузки воспитанника: количество и продолжительность занятий в неделю, месяц (проведение групповых занятий 1 раз в неделю в подгруппе. Продолжительность занятия не более 25 минут.
- Использование специальных пособий и дидактических материалов в соответствии с программой обучения.
- В случае необходимости, исходя из коррекционных задач учителем-логопедом могут вноситься коррективы в ИАОП воспитанника.
Направления, содержание, формы и методы организации коррекционной работы по периодам
- период:
3,4 неделя сентября – диагностический этап октябрь -ноябрь
Направление коррекционной работы | Содержание коррекционной работы | Формы и методы коррекционной работы | |
моторика | Развивать тонкую моторику | - Физминутка «Апельсин» | |
Мелкая | пальцев рук посредством | - Удержание пальчиковых поз | |
проведения пальчиковой | под счет до 5 «Зайчик», | ||
гимнастики. | «Козочка», «Сова», «Домик», | ||
Учить ставить и удерживать | «Птичка», «Человек-паук» | ||
пальчиковые позы под счет, | - Обведение по контуру фигур, | ||
музыку. | штриховка | ||
Закреплять умение | |||
правильно удерживать | |||
карандаш, руку на листе | |||
бумаги. | |||
Артикуляционная | Вырабатывать полноценные | - Комплекс артикуляционных | |
движения и определѐнные | упражнений на свистящие звуки | ||
положения органов | (С, Сь, З, Зь, Ц) | ||
артикуляционного аппарата | «Иголочка» – язык высунуть | ||
(точность движения, | далеко вперед, напрячь, сделать | ||
плавность и лѐгкость (без | узким. Держать 10-15 с. | ||
подѐргивания, дрожания, | «Лопаточка» – широкий язык | ||
синкинезий), устойчивости | высунуть, расслабить, пошлепав | ||
конечного результата, | губами, положить на нижнюю | ||
плавного переключения с | губу. Держать 10-15 сек. | ||
одного движения к | «Качели» – открыть рот, | ||
другому). | высунуть язык. Тянуться языком | ||
попеременно то к носу, то к подбородку. Убрать язык в рот. Тянуться языком то к верхним, то к нижним резцам. Выполнять 10-15 сек. «Змейка» – открыть рот. Язык выдвигать вперед и убирать вглубь рта (10-15 сек.). «Горка» – рот открыт. Кончик языка за нижними резцами. Спинку языка поднять вверх «горкой». Посередине языка – желобок (желобок можно сделать, приложив посередине языка спичку). Удержать 10-15 сек.. Подуть по «горке» - появится звук «с-с-с». «Катушка» – рот открыт. Кончик языка – за нижними резцами. Язык широкий. Язык «выкатывается» вперед и убирается в рот (как катушка) 10- 15 раз. (Сначала большая катушка, затем маленькая). «Насос» – дышать носом с открытым ртом (язык при этом рефлекторно выгибается «горкой»). Затем «подуть» по язычку, выгнутому горкой (10-15 сек.). | |||
Просодика: голосовые функции, темп течи, интонация, речевое дыхание |
|
«Улитка»
| |
Фонематические процессы |
гласные и согласные звуки. |
| |
Звукопроизношение |
| - Формирование (уточнение) артикуляции свистящих (С, Сь, З, Зь, Ц) звуков согласно комплексу артикуляционных упражнений |
Связная речь |
друг друга до конца. |
|
- период: декабрь -февраль
Направление коррекционной работы | Содержание коррекционной работы | Формы и методы коррекционной работы | |
моторика | Мелкая | Развивать тонкую моторику пальцев рук посредством проведения пальчиковой гимнастики. Учить ставить и удерживать пальчиковые позы под счет, музыку. Закреплять умение правильно удерживать карандаш, руку на листе бумаги |
«Козочка», «Сова», «Домик», «Птичка», «Человек-паук»
|
Артикуляционная | Вырабатывать полноценные движения и определѐнные положения органов артикуляционного аппарата (точность движения, плавность и лѐгкость (без подѐргивания, дрожания, синкинезий), устойчивости конечного результата, плавного переключения с одного движения к другому). | - Комплекс артикуляционных упражнений на шипящие звуки (Ш, Ж, Ч, Щ) «Лопаточка» – широкий язык высунуть, расслабить, пошлепав губами, положить на нижнюю губу (10-15 сек.). «Иголочка» – язык напрячь, сделать узким (10-15 сек.). «Качели» – 1) открыть рот, высунуть язык. Тянуться языком попеременно то к носу, | |
то к подбородку. 2). Убрать язык в рот. Тянуться языком попеременно то к верхним, то к нижним резцам (10-15 раз). «Фокус» – на нос ребенку кладем кусочек ватки или бумажки. Ребенок должен сдуть его с широкого языка (5 раз). «Чашечка» – рот широко раскрыть, широкий язык сделать «чашечкой», загнув его края и кончик (10-15 сек.). Позднее «чашечку» убрать в рот, за верхние резцы, подуть – появится звук. «Птенчик в гнезде» – рот открыт, язык спокойно лежит во рту (10-15 сек.). «Обезьянка» – поместить кончик языка под верхнюю губу, держать 10 – 15 сек. «Сильный язычок» – с силой упираться кончиком языка в верхние резцы (10 – 15 с). «Почистим зубки» – кончиком языка водим по верхним резцам с внутренней стороны вниз – вверх (10 – 15 сек.) | |||
Просодика: голосовые функции, темп течи, интонация, речевое дыхание |
|
«Улитка»
| |
Фонематические процессы |
|
«Правильный банан», «Свинки-копилки»
| |
и синтеза открытых и закрытых слогов, слов из трех-пяти звуков (в случае, когда написание слова не расходится с его произношением). | - повторение оппозиционных цепочек (почка-бочка, кашка- качка и др.) | |
Звукопроизношение |
| - Формирование (уточнение) артикуляции шипящих (Ш, Ж, Щ, Ч) звуков согласно комплексу артикуляционных упражнений |
Связная речь |
Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи |
«Обувь» с опорой на сигналы
|
- период:
март – апрель
1,2 неделя мая – диагностический этап
Направление коррекционной работы | Содержание коррекционной работы | Формы и методы коррекционной работы | |
моторика | Мелкая | Развивать тонкую моторику пальцев рук посредством проведения пальчиковой гимнастики. Учить ставить и удерживать пальчиковые позы под счет, музыку. Закреплять умение правильно удерживать карандаш, руку на листе бумаги. |
«Козочка», «Сова», «Домик», «Птичка», «Человек-паук»
|
Артикуляционная | Вырабатывать полноценные движения и определѐнные положения органов артикуляционного аппарата (точность движения, плавность и | - комплекс артикуляционных упражнений на соноры (Р, Рь, Л, Ль) «Лошадка» – присосать язык к небу, щелкнуть языком. | |
лѐгкость (без подѐргивания, дрожания, синкинезий), устойчивости конечного результата, плавного переключения с одного движения к другому). | Щелкать медленно, сильно. «Грибок» – присосать язык к небу, широко открыть рот (10- 15 сек.). «Вкусное варенье» – высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу сверху вниз и убрать язык (10-15 раз). «Маляр» – медленные движения кончиком языка по небу от верхних резцов до «горлышка» и обратно (10-15 раз). «Приклей конфетку» – широким кончиком языка коснуться во рту бугорков, находящихся за верхними резцами (10-15 сек.). «Лопаточка» – широкий язык высунуть, расслабить, пошлепав губами, положить на нижнюю губу (10-15 сек.). «Пароход гудит» - произносить «ы», кончик языка поднять за верхние резцы, продолжать гудеть «л- л-л» («ы-л-ы-л»). «Пьем росинку» – верхняя губа – это лепесток цветка с росинкой. Росинку нужно «выпить» (присосать края языка к губе, оставить посередине языка щель, и засасывать | ||
Просодика: голосовые функции, темп течи, интонация, речевое дыхание |
|
«Улитка»
| |
Фонематические процессы |
|
«Правильный банан», «Свинки-копилки»
| |
глухой — звонкий, твердый — мягкий. Закрепить понятия звук, гласный звук, согласный звук. - Сформировать понятия звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук. | цепочек (почка-бочка, кашка- качка и др.) - Д\игра «Рассели картинки в домики» (твердость-мягкость согласных | |
Звукопроизношение |
| - Формирование (уточнение) артикуляции соноров (Р, Рь, Л, Ль) согласно комплексу артикуляционных упражнений |
Связная речь |
Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи. |
«Перелетные птицы», «Весна» с опорой на сигналы
«Продавец и покупатель» |
Педагог-психолог
Цель: Психологическое сопровождение развития личности ребенка, сохранение и укрепление психологического здоровья, содействие полноценному познавательному и личностному развитию.
№ п/п | Направление коррекционной работы | Задачи, содержание коррекционной работы |
1. | Развитие общей моторики | Совершенствование статической и динамической координации движений: «Брось мяч», «Поймай мяч», «Пройди по мостику», «Перешагни через препятствие», «Громче, тише (хлопают в ладоши)», «Перепрыгни через сугроб». Упражнения, направленные на регуляцию мышечного тонуса: (Общий принцип этих упражнений — сильное напряжение мышц с последующим их расслаблением) «Лодочка», «Снеговик», «Дерево». Упражнения для развития крупной моторики, формирования ощущения границ своего тела и его положения в пространстве: |
«Бревнышко», «Колобок», «Ползанье на животе», «Ползанье на четвереньках». | ||
2. | Развитие мелкой моторики пальцев рук. | Совершенствование статической и динамической координации движений пальцев рук: «Белка», «Цап-царап», «Волшебный узор», «Веер», «Волшебная ложечка» (на песке), «Лабиринт» (на песке), «Павлин», «На зарядку становись», «Бабочка», «Обведи предмет», «Колобок», «Графический диктант», «Штриховка». |
3. | Развитие эмоционально- личностной сферы | Дифференциация эмоциональных состояний: «Зеркало», «Рисование схемы эмоционального состояния по памяти», «Почемучки», «Нарисуй свое настроение», «Я сегодня самый…», «Почему грустит котенок» Формирование положительного эмоционального состояния: «Куклы», «Сороконожка», «Встреча», «Тигр на охоте», «Чудесный сон котенка» Снижение тревожности: «Крокодил», «Давайте познакомимся», «Волшебная палочка» Коррекция агрессии: «Кенгуру», «Петушиные бои», Динозаврики», «Черная метка» Эмоциональное сближение: «Клубочек», «Танцуют все», «Сладкая парочка», «Веселая семейка», «Подари подарок другу», «На долгую память» |
4. | Развитие коммуникативн ой сферы | Формирование социализации: «Звери на болоте», «Что мы делаем, покажем», «Два товарища», «Дотронься до…» «Сотворения чуда» Формирование коммуникативных способностей: «Два барана», «Подбери слова-признаки», «Здравствуй», «Дай» (на основе рассказа Ушинского «Худо тому, кто добра не делает никому», «Зверинец», «Сороконожка», «Кошачий секрет», «Комплименты». Отработка сотрудничества и взаимодействия: «Горная тропинка», «Строим дом», «Близнецы», «Заболела кукла», «Осьминог», «Теремок», «Лягушата» |
Музыкальный руководитель
Цель: Развитие и формирование слухового внимания и слуховой памяти, оптико- пространственных представлений, зрительной ориентировки, координации движений, умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.
Направление развития | Содержание работы | Форм, способов, методов организации образовательной деятельности |
Развитие музыкального слуха (звуко-высотный, ритмический, динамический, тембровый), |
дидактические игры, игровые упражнения. | д/и «Ритмическое письмо»; д/и «Найди ритм к потешке»; д/и «Узнай инструмент»; музицирование «Гамма»; музицирование «Два кота»; музицирование «В школу»; пение «Гамма до мажор»; пропевание интервалов в пределах октавы; слушание «Времена года» с видео. |
Озвучивание сказки музыкальными, шумовыми инструментами + различными «звучащими жестами». Творческая игра «Песенная сочинялочка» | ||
Развитие общеречевых | 1.Поднятие настроения, | Валеологические песенки- |
умений и навыков | задать позитивный тон к | распевки; |
(дыхательных, голосовых, | восприятию окружающего | Дыхательная гимнастика. |
артикуляторных) | мира, подготовка голоса к | Артикуляционная гимнастика |
пению | Оздоровительные и | |
фонопедические упражнения | ||
(укрепление голосовых связок | ||
детей, подготовка их к пению, | ||
профилактика заболеваний | ||
верхних дыхательных путей). | ||
Игровой массаж. | ||
Пальчиковые игры. | ||
Речевые игры. | ||
Развитие пространственного | 1.Различные виды ходьбы, | д/и «Собери схему для марша» |
гнозиса | бега, прыжков, | д/и «3 кита» |
импровизации на тему | д/и «Право-лево» | |
движений людей, животных | игра с пением «Тень-тень», | |
под музыку. | «Платочек» | |
2.Игры на ориентировку в | упражнение с лентой | |
пространстве зала с учетом | ритмические движения: марш, | |
динамики музыкального | поскоки, прямой и боковой | |
произведения | галоп, ковырялочка | |
этюды: «Грустная - веселая | ||
песенка», | ||
танцевальное творчество | ||
«Бабочки», «Ветерок», | ||
«Клоуны», «Куклы» |
Инструктор по физической культуре
Цель: создание оптимальных условий для всестороннего полноценного развития двигательных и психофизических способностей, укрепления здоровья детей дошкольного возраста с ТНР путем повышения физиологической активности органов и систем детского организма; коррекции речедвигательных нарушений, формирования двигательных навыков и умений, развития физических качеств: быстроты, силы, выносливости, гибкости, координационных способностей, умения сохранять равновесие.
Направление развития | Содержание работы. Формы, способы, методы организации образовательной деятельности |
| Игры с бегом: «Мышеловка» «Мороз – Красный нос» «Карусель» «Парк аттракционов» «Тик-так» Дети «Гусиная прогулка» «Лягушки» « У кого больше» «Найди свой кубик» «Змейка» «Нитка с иголкой» «Ров и река» «Пятнашки», «Пятнашки со скакалкой», «Бег с препятствиями», «Птицы и клетка», «Лиса и зайцы», «Сорви шапку», «Поймай дракона за хвост», «Коршун и наседка», «Палочка-выручалочка», «Кто больше». Пятнашки с вызовом», «Рыбки», «Домик у дерева», «Заяц без домика», |
приземляться в зависимости от вида прыжка, прыгать на мягкое покрытие, через длинную скакалку, сохранять равновесие при приземлении. 4.Учить лазать по гимнастической скамейке и лестнице, меняя темп. 5.Учить сочетать замах с броском при метании, подбрасывать и ловить мяч одной рукой, отбивать его правой и левой рукой на месте и вести в ходьбе. 6.Учить сохранять правильную осанку в положении сидя, стоя, в движении и при выполнении упражнений в равновесии. | «Два круга», «Бег по кругу», «Паровоз и вагоны», «Караси и щука», «Воробьи и вороны», «Тяни-толкай». «Мы веселые ребята», «Караси и щука», «Хитрая лиса», «Успей пробежать». Игры с прыжками: «Прыжки по кочкам», «Цапля», «Скакалка», «Кот и воробей», «Поймай лягушку». Игры с мячом: «Стой!», «Догони мяч», «Попрыгунчики», «Мяч — соседу». «Чемпионы скакалки», «Бой петухов», «Солнечные зайчики», «Ворон- синица», «Тройной прыжок». «Лови не лови». «Кто скорее», «Пастух и стадо», «Удочка». Игры с обручем: «Бег сороконожек», «Догони обруч», «Прокати обруч», «Пробеги сквозь обруч», «Мячом в обруч». «Колодец», «Попади в обруч», «Кто быстрее», «Успей стать в обруч», «Эстафета с препятствиями». Словесные игры: «И мы!», «Много друзей», Закончи слово», «Дразнилки», «Цапки». «Назови правильно», «Повтори-ка», «Подражание», «Путаница», «Назови дни недели». «Кого нет», «Маланья», «Наоборот», «Чепуха». Зимние игры: «Снеговик», «Гонки снежных комов», «Медведи», «Сумей поймать», «Снежки». «Снежком в цель», «Палочку в снег», «Засада», «Защита», «Два Мороза». Игровые поединки: «Попади в бутылку», «Кто дальше», «Наступи на ногу», «Точный поворот», «Собери яблоки». |
- Инструктор по физической культуре (плавание) Цель: обучение технике основных движений, отработка их качества
Направление | Содержание работы | Форм, способов, методов организации образовательной деятельности |
Плавание | 1 период (сентябрь-ноябрь)
2 период (декабрь-февраль)
3 период (март-май)
| «Догони меня», «Насос», «Удочка». Игры с погружением в воду с головой и открыванием глаз в воде. «Самолет», «Стрела», «Торпеда». Плавание. Игры на ознакомление с плотностью и сопротивлением воды. |
Здоровье | 1 период (сентябрь-ноябрь) -задача: - повышение функциональных возможностей сердечно – сосудистой систем; | «Лодочка», «Переправа», «Волны на море», «Море волнуется», «Полоскание белья». |
- активизация работы вестибулярного аппарата. 2 период (декабрь-февраль) -задача:
| «Хоровод», «Насос», «Жучок - паучок». Плавание на 3метра, 5метров. Игры с выдохом в воду. |
Комплекс оздоровительных и профилактических мероприятий
Цель: сохранение, укрепление и компенсация здоровья детей с бронхолегочной патологией и аллергическими заболеваниями.
Задачи:
- обеспечение контроля за соблюдением требований СанПиН;
- организация систематического проведения лечебных, оздоровительных и профилактических мероприятий с детьми с учетом основного и сопутствующих заболеваний;
- обеспечение сбалансированного диетического питания детей с аллергическими заболеваниями.
Содержание работы | Сроки | Ответственные |
Общее УФО | 3 раза в неделю с ноября по март включительно | Физиомедсестра Воспитатели Помощники воспитателя |
Спелеотерапия | Врач-педиатр Физиомедсестра Воспитатели | |
Кислородные коктейли | 2 раза в год (осень, весна) курс 10 дней | Физиомедсестра Воспитатели Помощники воспитателя |
Физиолечение по назначению врача:
| Индивидуально по назначению врача | Физиомедсестра |
Массаж | Общий 1 раз в год, курса 10 дней Индивидуально: по назначению врача | Старшая медсестра Массажист |
Диетическое сбалансированное питание | Индивидуально: по назначению врача | Старшая медсестра Шеф-повар Воспитатели Помощники воспитателя |
Организация взаимодействия
1 | Взаимодействие с родителями | Беседы, консультации, памятки, дидактические игры для выполнения дома, теоретические занятия для родителей |
2 | Взаимодействие специалистами ДОУ | Проведение совместных праздников, мероприятий. Консультации (по плану, по запросу) Приложение 3 |
ТНР:
Планируемые результаты
освоения воспитанником индивидуальной адаптированной образовательной программы
Планируемые результаты освоения ИАОП детьми младшего дошкольного возраста с
- способен к устойчивому эмоциональному контакту со взрослым и сверстниками;
- проявляет речевую активность, способность взаимодействовать с окружающими,
желание общаться с помощью слова, стремится к расширению понимания речи;
- понимает названия предметов, действий, признаков, встречающихся в повседневной
речи;
- пополняет активный словарный запас с последующим включением его в простые
фразы;
- понимает и выполняет словесные инструкции, выраженные различными по степени сложности синтаксическими конструкциями;
- различает лексические значения слов и грамматических форм слова;
- называет действия, предметы, изображенные на картинке, выполненные персонажами сказок или другими объектами;
- участвует в элементарном диалоге (отвечает на вопросы после прочтения сказки, используя слова, простые предложения, состоящие из двух-трех слов, которые могут добавляться жестами);
- рассказывает двустишья;
- использует слова, простые предложения, состоящие из двух-трех слов, которые могут сопровождаться жестами; – произносит простые по артикуляции звуки;
- воспроизводит звукослоговую структуру двухсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов;
- выполняет отдельные ролевые действия, носящие условный характер, участвует в разыгрывании сюжета: цепочки двух-трех действий (воображаемую ситуацию удерживает взрослый);
- соблюдает в игре элементарные правила;
- осуществляет перенос, сформированных ранее игровых действий в различные игры;
- проявляет интерес к действиям других детей, может им подражать;
- замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослого;
- выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека;
- показывает по словесной инструкции и может назвать два-четыре основных цвета и две-три формы;
- выбирает из трех предметов разной величины «самый большой» («самый маленький»);
- усваивает сведения о мире людей и рукотворных материалах; – считает с соблюдением принципа «один к одному» (в доступных пределах счета);
- знает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь);
- эмоционально положительно относится ко всем видам детской деятельности, ее процессу и результатам;
- владеет некоторыми операционально-техническими сторонами изобразительной деятельности, пользуется карандашами, фломастерами, кистью, мелом, мелками;
- планирует основные этапы предстоящей работы с помощью взрослого;
- с помощью взрослого и самостоятельно выполняет ритмические движения с музыкальным сопровождением;
- осваивает различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.);
- обладает навыками элементарной ориентировки в пространстве, (движение по сенсорным дорожкам и коврикам, погружение и перемещение в сухом бассейне и т. п.);
- действует в соответствии с инструкцией;
- выполняет по образцу, а затем самостоятельно простейшие построения и перестроения, физические упражнения в соответствии с указаниями инструктора по физической культуре (воспитателя);
- стремится принимать активное участие в подвижных играх;
- выполняет орудийные действия с предметами бытового назначения с незначительной помощью взрослого;
- с незначительной помощью взрослого стремится поддерживать опрятность во внешнем виде, выполняет основные культурно-гигиенические действия, ориентируясь на образец и словесные просьбы взрослого.
Мониторинг развития ребенка
Специалисты | Уровень развития на начало реализации ИАОП | Уровень развития на конец учебного года (май) | Динамика | |
1 | Воспитатель | |||
2 | Учитель-логопед | |||
3 | Педагог-психолог | |||
4 | Музыкальный руководитель | |||
5 | Инструктор по физической культуре | |||
6 | Инструктор по физической культуре (плавание) |
- Результаты реализации ИАОП
Заключение:
Внесение корректив:
Рекомендации:
Воспитатели
Учитель-логопед |
Педагог-психолог |
Музыкальный руководитель |
Инструктор по физической культуре |
Инструктор по физической культуре (плавание) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для ребенка с ОВЗ Срок реализации программы 01.09.19-01.03.20
Планирование работы во всех пяти образовательных областях учитывает особенности речевого и общего развития ребенка. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и псих...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Срок реализации программы: 01.02.2018г. по 31. 05. 2018г.
Индивидуальная образовательная программа, адаптирована специально для с учётом состояния здоровья Горбаневой Евгении, психофизического развития, индивидуальных возможностей для получения...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Срок реализации программы: с 01.09.2017 г. по 30.05.2018г.
Пояснительная запискаИндивидуальная адаптированная образовательной программа (далее ИАОП), сформирована на базе основной общеобразовательной программы КУ «Урайский специализированный Дом р...

Индивидуальная адаптированная образовательная программа программа
Индивидуальная адаптированная образовательная программа программа...

Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребенка с тяжелыми нарушениями речи (с учетом программы Нищевой Н.В.)
Индивидуальная адаптированная образовательная программа дошкольного образования (далее – Программа) предназначена для ребенка с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в возрасте 5-6 лет (первый год обу...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Срок реализации программы: 24.10.2019 по 24.01.2020г
Цель программы: обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития детей с особыми образовательными потребностями и оказание помощи детям этой категории в освоении основной...





