Консультация «Театрализованные игры в детском саду»
консультация по коррекционной педагогике

Писарева Елена Александровна

В статье преведены основные требования к организации театрализованных игр, к содержанию занятий по театрализованной деятельности. Рассмотены различные формы организации театрализованной деятельности вДОУ, 6 основных видов театрализованных игр поФГОС ДО, виды занятий с применением театрализации и приёмы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_teatralizovannoy_deyatelnosti.docx31.4 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Театрализованные игры в детском саду»

В наше время дети рано становятся зрителями, сначала у экранов телевизоров, потом в кукольном театре, кино. Особый интерес у них вызывает театр по сюжетам сказок. Идеал сказки – борьба со злом, помогает ребенку выработать определенное нравственное отношение к жизни. Значит, театрализованная деятельность способствует нравственно-эстетическому воспитанию, обогащает детей новыми впечатлениями, развивает интерес к театру, литературе. При более глубоком анализе проблемы выяснилось, что большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых, является инсценировка какого – либо сюжета – так называемые театрализованные игры. Для этого, прежде всего, необходима правильная организация театрализованных игр.

Основные требования к организации театрализованных игр

 Содержательность и разнообразие тематики.

Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.

Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.

Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.

Театрализованная деятельность в детском саду может быть организованна в утренние и вечерние часы – в нерегламентированное время; органично включена в другие занятия (музыкальное, по изобразительной деятельности и др.), а так же специально запланирована в недельном расписании занятий по родному языку и ознакомлению с окружающим миром.

Желательно чтобы все организованные формы театрализованной деятельности проводили небольшими подгруппами, что обеспечит индивидуальный подход к каждому ребёнку. Причем каждый раз подгруппы должны формироваться по-разному, в зависимости от содержания занятий.

Занятия

Занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию и ни в коей мере не сводится только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трёх основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества, социально - эмоционально развитию детей. Поэтому содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом, какого-либо литературного произведения или сказки, но и знакомство с жестами, мимикой, движением, костюмами, мизансценой, т.е. со «знаками» визуального языка. Также содержание театрализованных занятий включает в себя: просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры – драматизации; разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения (вербально и не вербально); упражнения по социально – эмоциональному развитию детей.

 -рисование, разукрашивание иллюстраций к сказкам. Детям в свободной деятельности предлагается разукрасить по выбору любимых героев сказок

-выставка рисунков и поделок «Моя любимый герой».

Индивидуальная работа

Ещё одной из форм организации театрализованной деятельности является парная работа воспитателя с ребёнком – один на один. Такое обучение часто называют индивидуальным. В процессе индивидуальной работы происходит тесный контакт между педагогом и малышом. Это даёт воспитателю глубже изучить чувства ребёнка, понять, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьёзны; помогает воспитателю выявить пробелы в знаниях, ликвидировать их с помощью систематической работы. Также индивидуальная работа помогает подготовить ребёнка и к предстоящей деятельности (занятию, игре – драматизации, работе в спектакле). В процессе этой работы знания, умения, навыки в дальнейшей деятельности закрепляются, обобщаются, дополняются, систематизируются. 

индивидуальные упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

С детьми, участвующими в постановках, проводятся индивидуальные занятия, упражнения для более яркого и точного воспроизведения движений, жестов, характерных для того или иного персонажа.

Самостоятельная деятельность детей – театрализованные игры.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Большое разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя расковано, свободно, естественно. Таким образом, в процессе игры у детей формируются навыки самостоятельных действий, которые заключаются в том, чтобы уметь без посторонней помощи продумать замысел, находить изобразительно-выразительные средства для его воплощения, последовательно осуществлять задуманное, контролировать свои действия в различных видах театрализованной деятельности, уметь действовать в различных ситуациях. — игры-драматизации.

Вся подготовительная работа по подведению детей к драматизации должна осуществляться поэтапно.

На занятиях по развитию речи, в процессе чтения художественной литературы дети знакомятся с текстом. Затем для закрепления материала используется просмотр мультфильмов, прослушивание аудиосказок, постановка сказок самим воспитателем с использованием разных видов театра. Это помогает дошкольникам лучше понять содержание, дать правильную оценку героям. В дальнейшем они упражняются в пересказе, импровизации диалогов, для этого можно использовать упражнение «Передай мяч», когда по кругу, передавая мяч друг другу, дети по очереди рассказывают ту или иную сказку.

Задачей воспитателя на этом этапе является формирование у детей желания принять участие в игре, интереса к нему, к тому, что надо делать, куда идти, что говорить. Постепенно для детей становится существенным не только то, что надо выполнять, но и как выполнять.

-дидактические игры (которые составлены по различным сказкам, например, игра, в которой надо найти пару, атрибут к одному из героев сказки)

-пальчиковые игры. 

 В свободной деятельности дети активно используют героев театров, атрибуты для постановки сценок, эпизодов из любимых сказок. Они объединяются по группам для инсценировок, с интересом имитируют тех или иных персонажей.

Развлечения

В детском саду много внимания уделяется гармоничному воспитанию каждого ребенка. Оно осуществляется на занятиях по изобразительному искусству, по развитию речи, на музыкальных занятиях. Развлечения как бы объединяют все виды искусства, дают возможность творчески использовать их, вызывают у детей эмоциональный отклик при восприятии поэтического слова, мелодии, изобразительных и художественных образов. Существует множество разновидностей развлечений. Одним из видов является театрализованное развлечение. К нему относятся театрализованные представления, концерты, спектакли с участием профессиональных артистов, а также подготовленные работниками детского сада, воспитанниками, родителями.

Таким образом, театрализованная деятельность способствует самореализации каждого ребенка и взаимообогащению всех, т.к. и взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия. Именно в общем, спектакле или концерте ребенок естественно и непринужденно усваивает богатейший опыт взрослых, перенимая образы поведения. Кроме того, в развлечениях и праздниках воспитатели лучше узнают детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.

Праздники

Праздники, также как и развлечения должны доставлять радость и давать возможность каждому проявить свои художественные способности, эмоциональную восприимчивость, творческую активность.

Для того чтобы праздник был эффективной формой организации театрализованной деятельности детей, необходимо вести с ними повседневную систематическую работу, развивая их способности, вкус, творческую активность в музыкальной, художественно-речевой, изобразительной деятельности, обеспечивая приобретение ими навыков.

Воспитателю следует помнить, что праздничный утренник – это, прежде всего радость для детей. Это источник впечатлений, которые ребенок может сохранить надолго. Это сильное средство формирования нравственно-эстетических чувств. Поэтому хорошая подготовка, продуманный сценарий, четкая организация – все это определяет поведение и настроение каждого ребенка на празднике, эффективность воздействия различных видов искусства. Дети должны быть радостными, веселыми, держаться свободно и непринужденно. Однако не следует допускать безудержного веселья, которое слишком возбуждает детей.

Кружковая работа

Также одной из форм организации театрализованной деятельности детей в ДОУ является кружковая работа, которая способствует решению следующих задач: развитие детской фантазии, воображения, всех видов памяти, всех видов творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) и многое другое.

В дошкольном учреждении имеется педагог- руководитель детского театра, который не только реализует эти задачи, но и корректирует действия всех педагогов, осуществляющих решение всех задач, согласно базисной программы, в том числе и по театрализованной деятельности, привлекает их к активному участию в работе над играми – представлениями (вплоть до участия в них в роли «актеров»).

Руководитель театрализованной деятельности проводит работу с детьми, желающими ходить в кружок. Руководитель кружка ставит перед собой цель – не ограничиваться сценарной, режиссерской и постановочной работой с детьми – «актерами», а красной нитью через всю жизнь детского сада, через все виды детской деятельности провести решение задач, направленных на формирование в детской деятельности провести решение задач, направленных на формирование в детях творческого начала.

Формы работы с родителями по организации театрализованной деятельности в ДОУ.

1. Информационный уголок.

Консультации для родителей: «Что такое домашний театр», «Роль театрализованной деятельности развитии детей», Папка-передвижка «Домашний театр»

Виды театрализованной деятельности

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), в детских садах применяется 6 видов театрализованных игр.

Театр на стенде

Суть стендового театра заключается в том, что на определённую поверхность крепятся декорации и фигурки персонажей. К стендовым играм относятся:

  • фланелеграф — доска, на которую натянута ткань, при этом фигурки обычно крепятся липучками, и ребёнок или воспитатель по мере развития сюжета их передвигает (сама доска может быть одна, а наборов для сказок несколько);
  • магнитный (идентичен фланелеграфу, только в качестве основы выступает магнитная доска);
  • театр теней, подразумевает наличие натянутой вертикально белой ткани, фонаря или лампы для освещения «экрана» и плоских фигурок чёрного цвета (вместо них можно использовать кисть руки или пальцы — «живые тени»).

Театр на столе

Драматизация происходит на столе, поэтому фигуры персонажей и декорации небольшие. Такой театр может быть:

  • бумажным (или картонным) — герои и необходимые атрибуты вырезаются по шаблонам;
  • магнитным, состоящим из доски и персонажей на магнитах;
  • из природных материалов (например, в ящике из песка расставляются герои из шишек, каштанов или желудей).

Театр «наручный»

Разыгрывание сюжетов происходит с помощью кукол, которые надеваются отдельно на каждый палец или в виде перчатки на всю ладонь. Особенность этого вида театрализованной деятельности в том, что персонажей пальчикового театра изготавливают из подручных материалов, например, из:

  • картона, вырезанного в форме конуса;
  • ткани;
  • шариков для тенниса;
  • пластиковых бутылок, тарелок, стаканов;
  • спичечных коробков и пр.

Верховой театр

Это интересно. Термин, обозначающий вид театрализованной деятельности, в которой куклы закреплены выше человеческого роста, был введён русскими кукловодами в XVI веке.

Существует несколько типов верхового театра:

  • тростевой (кукла закреплена на высокой трости);
  • бибабо (принцип перчаточного театра, отличие только в том, что персонаж действует из-за высокой ширмы);
  • театр ложек (лицо героя рисуется на выпуклой стороне ложки, а на ручку, за которую держат персонажа, надевается костюм).

Театр на полу с куклами-марионетками

Для таких постановок используются марионетки. Поскольку управлять ими очень сложно, дети остаются в представлениях зрителями. Но это совершенно не лишает постановки наличия в них элемента настоящего чуда для малышей.

Театр живых кукол

Этот вид деятельности обычно используется на занятиях по развитию речи, экологии, иностранному языку, а также во время проведения досуга, утренников. С помощью театра живых кукол можно:

  • пересказать сказку;
  • разыграть сюжет для зрителей.

Различают 3 типа театра живых кукол:

  • масочный (причём маски дети могут изготавливать самостоятельно во время досуга или в процессе работы на занятиях по изобразительному творчеству);
  • платочные куклы (кукла нашивается на платье или фартук, ребёнок держит её за руки, а движения героя выполняет своим телом);
  • театр кукол-великанов (обычно персонажей в таких представлениях играют профессиональные актёры либо воспитатели, родители, в редких случаях — ребята из старшей или подготовительной группы).

Костюмированные представления

Это инсценировки, которые предполагают наличие у детей костюмов. Малыши перевоплощаются в образ с помощью текста, а также жестами и мимикой показывают своего персонажа. Такие представления требуют тщательной подготовки. Обычно используются только для особых поводов: утренников, открытых занятий.

Если образ персонажа костюмированный, дети быстро и с удовольствием перевоплощаются в своих героев

Атрибуты для театрализованной деятельности

  • ширма (для пальчикового театра она может быть изготовлена из картонных коробок с отверстиями внизу, при этом оформление ширмы лучше сделать универсальным, например, в виде лесной полянки с домиком на опушке);
  • костюмы (это могут быть покупные или самодельные образцы);
  • маски (могут быть изготовлены по шаблонам из плотной бумаги и тонкого картона, из папье-маше, фетра и других материалов);
  • шапочки (самый простой вариант — изготовить их из картона, вырезав его в виде конуса, а затем украсить);
  • куклы пальчикового театра.

Виды занятий по театрализованной деятельности

Исходя из целей театрализованных игр в образовательном процессе ДОУ, можно сделать вывод, что кроме занятий по театрализованной деятельности, этот вид творческой активности гармонично вписывается в рамки любого урока в детском саду. Однако наиболее активно элементы данного вида работы применяются на некоторых из них:

  • Развитие речи. Малыши учатся правильно интонировать, вырабатывают чистую артикуляцию, учатся слушать и слышать собеседника. При этом элементы театрализации можно использовать уже с первой младшей группы, когда дети повторяют реплики персонажей вслед за рассказчиком-взрослым. И с гораздо большей охотой они будут это делать, если герой будет маленьким гномом на пальце, тенью котёнка по имени «Гав» или жёлудем Гошей, потерявшим свою шапочку во время прогулки.
  • Музыкальное занятие. Музыка, рисование и театр настолько тесно взаимосвязаны, что порой бывает трудно определить доминирующий вид деятельности. Например, для раздела «Пение» программы музыкальных занятий можно использовать приём озвучивания, когда малыши, разучивая песенки, исполняют их от лица персонажа пальчикового или перчаточного театра.
  • Самостоятельная деятельность. Причём речь идёт и об отдельном виде работы (своего рода домашнем задании по заучиванию текстов роли), и об элементах активности в рамках других занятий (например, во время этапа самостоятельной работы на рисовании дети старшей группы могут вырезать шаблоны для бумажного театра на столе).
  • Комплексное занятие. Например, в рамках занятия во второй младшей группе на тему «Домашние животные» театрализованная деятельность в виде театра масок может применяться для закрепления звукоподражательных слов «кто как говорит»: «муу», «мяу», «гав».
  • Занятие по экологии. Кроме театра на столе из природных материалов, в работе можно использовать пальчиковый театр, например, при разыгрывании сюжета для детей средней группы о том, как медведь, волк, белка, синица ищут свои домики.

Приёмы для занятий театральной деятельностью

Для того чтобы творческая активность не стала обыденной, воспитателю необходимо менять набор приёмов в работе с детьми, учитывая их возраст.

  • Просмотр сценок кукольного театра. Этот вид театрализованных игр особенно актуален для детей первой и второй младших групп, в которых малыши ещё не вполне готовы к полноценному участию в данном виде творческой деятельности. Но зато с удовольствием участвуют в ней в качестве зрителей. Так, сказку «Репка» можно разыграть пальчиковыми куклами.
  • Разыгрывание сказок и инсценировок. Это приём особенно активно используется в старших группах, когда дети уже знакомы со всеми видами театрализованных игр. В зависимости от типа театрализованной деятельности такие постановки могут быть в рамках утренника, открытого занятия, обычного урока или как вид работы над изучением литературного произведения. К примеру, в средней группе для проведения мероприятия по случаю проводов осени можно организовать постановку сказки «Теремок». И хотя полноценно «игровые» виды театра рекомендуется начинать в старших группах, такие хорошо известные сюжеты, в которых не будет проблем с заучиванием небольшого текста, можно использовать в качестве сценария для драматизации с детьми младших групп.
  • Беседы о театре. Приём, который используется уже в первой младшей группе. При этом малыши постигают театральную тематику, начиная со знакомства с персонажами, которые там представлены (к примеру, герои пальчикового театра, куклы бибабо и пр. в первой младшей группе, персонажи театра теней — во второй младшей, тростевой театр в старшей и т. д.).
  • Выполнение упражнений, направленных на формирование выразительности исполнительского мастерства. К примеру, в старших группах дети с удовольствием принимают участие в этюде «Тень», развивающем внимание и наблюдательность. Суть упражнения заключается в том, что малыши разбиваются на пары, воспитатель даёт установку (например, «дети идут по дороге»), один «актёр» выполняет действия, а второй, его «тень», их повторяет.
  • Работа над упражнениями по социально-эмоциональному развитию детей ведётся, начиная с первой младшей группы. К примеру, с детьми 2–3 лет это может быть вариант выбора обращения («мяу-мяу», «гав-гав») к котятам, собакам на прогулке. Таким образом, дети не только знакомятся с окружающим миром, но и воспринимают как данность, то, что некоторые животные спокойно сосуществуют с человеком, и последний не должен создавать для них угрозы. А вот в средней группе малышам можно давать задание «Потеряшка», которое развивает слуховое внимание, эмоциональность, воспитывает ответственность. Воспитатель предлагает малышам представить ситуацию: они оказались в лесу и узнали, что один из ребят потерялся. Будучи обеспокоенными, остальные дети по очереди зовут «потеряшку»: «Ау, Серёженька!», а тот, стоя спиной к одногруппникам, должен по голосу распознать, кто же его позвал.
  • Психогимнастика (может использоваться в рамках физкультминутки). Этот приём помогает ребятам прислушаться к своим ощущениям, провести рефлексию. Задания обычно представляют собой сочетание инструкций взрослого и музыки. Чаще всего это звуки природы и просьба представить себя на берегу моря, в лесу, а затем проиграть разные эмоции, связанные с этой ситуацией: зашли в море, приятно, потом тревожно, ведь не знаем морское дно — хмуримся, подплыли рыбки, удивились, испугались — что-то незнакомое, обрадовались новым друзьям — морским жителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей ДОУ "Театрализованные игры в детском саду"

Разновидности театральных игр,методтческие рекомендации и условия осуществления театрализованной деятельности в группе ДОУ.Как в различных формах театральной игры дети совершенствуют нравственно...

Консультация для педагогов "Театрализованные игры в детском саду"

27 марта-  Международный день театра. Консультация для воспитателей дошкольных учреждений о организации и проведении театрализованных игр с детьми дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей на тему: «Театрализованные игры в детском саду»

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, р...