Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию представлений для детей подготовительной группы с нарушениями зрения по теме «Дикие животные в зимнем лесу»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Представляю вашему вниманию конспект коррекционного занятия в подготовительной группе с обучающимися  с нарушениями зрения. Занятие направленно на воспитание чувства любви к окружающему миру к  обитателям живой природы; на развитие интереса к миру природы, любознательности; навыкам ориентировки в малом пространстве.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект коррекционно-развивающего занятия

по формированию представлений

для детей подготовительной группы

с нарушениями зрения

по теме «Дикие животные в зимнем лесу»

Разработала:

Юшина Людмила Викторовна

учитель-дефектолог

высшей квалификационной категории

2025 г.

Тема: «Дикие животные в зимнем лесу»

Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Формы образовательной области: Подгрупповая.

Цель: Обобщение представлений о диких животных, их образе жизни.

Коррекционно-образовательные задачи:

- Закреплять представления о диких животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период;

- Расширять и активизировать словарь по теме «Дикие животные».

- Совершенствовать грамматический строй речи (употребление существительных с суффиксами – онок-, -енок-, -ат-, -ят-; образование притяжательных прилагательных; подбор прилагательных к именам существительным);

- Формировать пространственные представления и отношения (использования в речи простых предлогов: на, с, под, за, около);

Коррекционно-развивающие задачи:

- Развивать зрительные прослеживающие функции, компенсаторные механизмы (сохранные анализаторы, речь).

- Совершенствовать навыки ориентировки в малом пространстве.

- Развивать общие речевые навыки (четкость дикции, интонационную выразительность, правильное звукопроизношение), мелкую моторику, координацию речи с движением, развитие творческого воображения.

- Продолжать учить детей устанавливать логические связи и закономерности.

- Развивать прослеживающую и глазодвигательную функции глаз.

- Продолжать учить детей узнавать животных в контурном изображении.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

- Воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой природы

Оборудование: телевизор, презентация (слайды с изображением), белый мяч («снежный комочек»), конверт для сюрпризного момента (письмо), волшебный мешочек, искусственная ель, картинки для дорисовки по точкам, схема синквейна, подарки на ель (желуди, шишки, веточка, морковка, 2 мышки, бочонок меда), кубик с заданиями, лэпбук.

Ход занятия

  Организационный момент. (СЛАЙД 1)

Педагог: Ребята, вы знаете. Что при встрече принято здороваться. Какие приветствия вам знакомы?

Дети: ответы

Педагог: А я сегодня предлагаю вам поздороваться по-другому. Подумайте, как приветствуют друг друга в лесу животные? (трутся носами, лапками, спинами и другими частями тела, позами, жестами, мимикой)

- Давайте на минутку представим себя животными и поприветствуем друг друга.

- Сегодня, возле нашего детского сада я встретила Лесовичка. Он дал мне письмо, мешок с угощениями и круглый, белый комочек. Давайте его прочтём: «Дорогие ребята подготовительной группы, мне очень нужна ваша помощь. Я не успеваю развести все угощения, помогите мне отнести в зимний лес диким животным. Угощения вам нужно будет оставить под лесной елью.  А дорогу к ели вам покажет наш волшебный снежный комочек. Я уверен, что вы справитесь с заданием, и дикие животные получат свои долгожданные угощения».

Педагог: (СЛАЙД 2)

- Ребята, поможем Лесовичку отнести угощения диким животным в  лес?
         - А скажите, какое время года у нас по календарю и в природе?

- Назовите зимние месяцы? Какой сейчас месяц? А перед ним?

- Скажите, какая бывает зима?

Если зимой снежно, то значит зима какая?

А если зимой морозно, то какая зима? 

Какая еще бывает зима? 

Педагог:

- Зима щедро укутывает землю серебром снежинок. Она бывает тихая и нежная, игривая и шаловливая, а порой злая и ворчливая.

- Вы согласны пойти в зимний лес?

Но для этого мы должны приготовить угощения для диких животных. Давай те пройдем за столы и выполним задание «Дорисуй по точкам»

- Соедини правильно точки, чтобы получилось изображение. Узнай, что нарисовано (дети самостоятельно обводят предметы – угощения).

- Расскажите, для кого эти угощения. (СЛАЙД 3)

Морковка – для зайца. Он травоядное животное.  

Желуди – для белки. Она травоядное животное.

Мышка – для лисы. Она хищное животное.

Веточка – для лося. Он травоядное животное.

Бочонок с медом – для медведя. Он хищное животное. 

Мышка для волка. Он хищное животное. 

- Молодцы! Справились с заданием, давайте сложим угощения в мешок и отправимся в путь!

 - Прежде, чем отправиться на прогулку, вспомним правила поведения в лесу.

 «Как вести себя в лесу?»

Педагог:

- Правильно, идти нужно осторожно, чтобы не сломать веточки, не спугнуть птиц, не разбудить медведя. В природе нужно быть вежливым гостем у добрых хозяев. Если правильно вести себя в лесу, то он раскроет много своих тайн.  Лес – это дом для зверей и птиц, его надо беречь.

В зимнем лесу очень холодно, оденемся потеплее (одеваемся).

Педагог: - И отправляемся в зимний лес к ели, а снежный комочек покажет нам путь. В лесу много снега.  (СЛАЙД 4)

Покатился снежный ком,

Вперёд идём мы за снежком.

В лесу животные живут.

Они от нас угощения ждут!

Педагог: (СЛАЙД 5)

-Вот ты мы и попали в зимний лес. Ой, кто это? Все звери испугались и спрятались от нас, только хвостики, лапки и ушки выглядывают. Давайте посмотрим внимательно и попробуем угадать, кто же от нас спрятался?

Игра «Кто спрятался?» Образование притяжательных прилагательных

Это чей хвост? Это волчий хвост.

Это чьи уши? Это заячьи уши.

Это чей хвост? Это лисий хвост.

Это чей хвост? Это беличий хвост.

Это чьи лапы? Это медвежьи лапы.

Педагог:

- Животные нас больше не боятся.

-   Посмотрите, какие они все разные. У каждого из вас есть свой дом, а у диких животных есть дома?

 Зима замела дома животных огромными сугробами. Поможем им, ребята найти их дом?

         Дидактическая игра «Кто, где живет?»   (СЛАЙД 6)

Под кустиком живет кто?  (Заяц)      

В дупле живет кто?  (Белка)                                                                                                 В норе живет кто?  (Лиса)                                                                                          

В логове живет кто? (Волк)    

В берлоге зимой спит кто? (Медведь)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Педагог: Лесовичок благодарит вас за то, что помогли животным найти свой дом.  А дикие животные очень рады своему дому.

Педагог: Снежный комочек катится дальше

     Покатился снежный ком,

     Вперёд идём мы за снежком.

     В лесу животные живут.

     Они от нас угощения ждут!

Педагог: Игра «Чья тень?» (СЛАЙД 7)

- Посмотрите, на полянке чьи-то тени. Давайте, мы внимательно посмотрим и узнаем, какое животное находится на полянке (Дети называют силуэты животных: белка, медведь, лиса, волк, заяц, лось).

Вот мы и узнали, кто живет в зимнем лесу.  Какие это животные? (Дикие животные).  Почему этих животных называют дикими? (Они живут в лесу, сами строят себе жилище и добывают пищу, боятся человека и могут на него напасть). - Кого из животных мы зимой в лесу не увидим? (Ежа и медведя.) Почему? (Потому что эти животные зимой впадают в спячку.) (СЛАЙД 8, 9)

Педагог: Сейчас я хочу еще убедиться в том, что вы все знаете о диких животных. Поиграем в игру «Четвертый лишний», вы ответите, кто лишний и почему?                           

       Дидактическая игра «Четвертый лишний?» (СЛАЙД № 10, 11, 12, 13, 14)          

 Дети: -   Лось, волк, заяц, снегирь.   Лишний снегирь, потому что он зимующая птица, а остальные дикие животные.                                                                            

- Волк, корова, белка, лиса. Лишняя корова, потому что она домашнее животное, а остальные дикие животные.                                                                      

- Петух, заяц, лиса, белка. Лишний петух, потому что он домашняя птица, а остальные дикие животные.                                                                                                      

- Белка, волк, заяц, лось. Лишний волк, потому что он хищное животное, а остальные травоядные.

- Медведь, лиса, олень, волк. Лишний олень, потому что он травоядное животное, а остальные хищные.                                                                                                  

- Молодцы, вы правильно выбрали лишние картинки. А нам пора отправляемся в путь.

Снежный комочек катится дальше. 

Покатился снежный ком,

Вперёд идём мы за снежком.

В лесу животные живут.

          Они от нас угощения ждут!

Педагог: «Синквейн»

Лежит схема составления синквейна.

 - Что это? Сейчас я хочу убедиться в том, что вы всё знаете о диких животных.  И я предлагаю составить вам синквейн. Что такое синевейн? А про кого будем составлять вы узнаете, отгадав загадку.

На овчарку он похож,

Что ни зуб, то острый нож.

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. 

Составление синквейна про волка

- Молодцы Ребята, снежный комочек снова зовёт нас в дорогу.

                                           

                                              Покатился снежный ком,

                                             Вперёд идём мы за снежком.

                                             В лесу животные живут.

                                             Они от нас угощения ждут!

Педагог:

- Ребята, вот мы и дошли до лесной ели. Здесь Лесовичок нас просил оставить угощения.

Педагог достают угощения из мешка. А мешочек, то волшебный, ваши рисунки (обводки) превратились в настоящие.

Педагог:

- Ребята, что же у вас за угощения и для кого у кого оно?

Дети:

- У меня желуди, шишки для белки.

- У меня веточка для лося

- У меня морковка для зайчика

- У меня мышка для лисы

- У меня мышка для волка

- У меня бочонок меда для медведя

Педагог:

- Подарки упакованы и если мы их все положим под ель, то дикие животные не смогут понять, где чье угощение.  

- Лесовичок в письме оставил для вас подсказку, в которой сказано, где чье угощение нужно положить.

Педагог читает письмо:

- Ребята, угощение для белок нужно повесить на елку.

- Угощение для зайцев, положить под ёлку.

- Угощение для лося, лосихи и лосят положить за елку.

-  Угощение для волка и волчат надо положить около ёлки с правой стороны.

- Угощение для лисы и лисят положить около ёлки с левой стороны.

- Ребята, а почему Лесовичок не передал подарки для медведя?

Дети:

- Потому, что медведь зимой спит.

Педагог:

- Ребята, мы выполнили задание Лесовичка. А теперь нам пора возвращаться обратно в детский сад. (СЛАЙД 15)

Покатился снежный ком,

Вперёд идём мы за снежком.

Возвращаемся назад

В наш любимый детский сад.

Итог занятия

Педагог: Ой, ребята, а в мешке что-то осталось. (вынимает кубик)          

Игра с кубиком

Где мы сегодня побывали? Зачем мы туда ходили? Что вам понравилось на занятии больше всего?

- Ребята, если у вас остались вопросы, то вы найдете ответы в ЛЭПБУКЕ, который вам подарил Лесовичок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикации Конспект занятия для детей подготовительной группы с ОНР по теме "Дикие животные"

В данном конспекте используется технология по пересказу стихотворных текстов, а  предлагается также слайдовое сопровождение занятия...

Фронтальное занятие в подготовительной логопедической группе на тему «Дикие животные в зимнем лесу»

Тема: Дикие животные в зимнем лесу.Программное содержание.Закрепить знания о диких животных. Активизировать отработанный словарь. Развивать умения выделять основные свойства, признаки. Способствовать ...

Конспект подгрупповой организованной образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми с ОНР, 3 уровнем речевого развития в подготовительной группе детского сада. Лексическая тема: Дикие животные наших лесов. «Чудеса в волшебном лесу».

Конспект подгрупповой организованной образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми с ОНР в подготовительной группе детского сада. Лексическая тема: Дикие животнвые наших лесов....

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Помогите Звездочке!» для детей подготовительной группы.

Тема: «Помогите звездочке!» Программное содержание:1.       Учить создавать из геометрических фигур...

Технологическая карта занятия по ОО «Познавательное развитие. ФЭМП» для детей подготовительной группы компенсирующей направленности на тему "Дикие животные"

Цель: Совершенствование навыка распознавания объемных геометрических фигур - куба, шара, цилиндра, конуса - и сооружения построек из них по заданной схеме, навыка измерения ширины при помощи условной ...

Конспект коррекционно – развивающего занятия по формированию хозяйственно –бытовых навыков и сенсорного воспитания на тему: «Помощники» в группе компенсирующей направленности для детей с РАС и нарушением интеллекта

Конспект коррекционно – развивающего занятия по формированию  хозяйственно –бытовых навыков и сенсорного воспитания детей на тему: «Помощники» в группе  компенсирующе...