Главные вкладки

    Материал по логопедии по теме:
    Круглый стол: «Практические и теоретические рекомендации родителям по формированию лексического строя речи детей с ОНР»

     

    Слово является одной из значимых единиц языковой системы. Важным направлением работы по обогащению лексического запаса является ознакомление с различными способами словообразования. Игра для ребенка- это мощнейшая сфера "самостоятельности". Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию ( развитию зрительного восприятия, образных представлений, обучению анализу, сравнению предметов, их классификации), усвоению лексико- грамматических категорий родного языка, а также помогают закреплять и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности ребенка.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Как известно, слово является одной из значимых единиц языковой системы; оно выступает как нечто центральное во всей системе языка. При помощи слова называются предметы и явления, их особенности, свойства, качества, отношения и т. д. слово имеет не только определенное звучание, но и смысловое содержание. Содержанием каждого слова является понятие. Процесс называния предметов- это и процесс познания.

             Новые слова усваиваются в процессе ознакомления с постоянно увеличивающимся кругом предметов и явлений окружающей действительности, углубления и обобщения знаний о них. Эта работа осуществляется в тесной связи с развитием познавательной деятельности детей, при целенаправленной организации речевой и мыслительной активности.

             Важным направлением работы по обогащению лексического запаса является также ознакомление с различными способами словообразования.

             Игра для ребенка- это мощнейшая сфера «самостоятельности»: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации. Она оказывает большое влияние и на развитие речи, т. к. игровая ситуация требует от каждого, включенного в нее, определенной способности к коммуникации. С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные психические свойства, человеческие личностные качества. Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию ( развитию зрительного восприятия, образных представлений, обучению анализу, сравнению предметов, их классификации), усвоению лексико- грамматических категорий родного языка, а также помогает закреплять и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности ребенка.

    Игра « Один – много»

    Цель: учить детей правильному употреблению имен существительных.

    Упражнения

    Мяч               мячи   много мячей           стол       столы     много столов

    Кукла             …….   ……..                     Стул       …….               …….

    Кубик             …….    …….                    кровать   …….              …….

    Пирамидка    …….    ……..                   диван      ……..              ………  

    Столик          столики      много столиков

    Стульчик       ……….       ……….

    Кроватка       ………         ……..  

    Диванчик      …….            ……..

     

    Игра «Назови ласково»

    Цель: учить детей правильному образованию и употреблению уменьшительно-ласкательных форм имен существительных и имен прилагательных.

    Упражнения

    Яблоко- яблочко

    Груша-

    Слива-

    Лимон-

    Ананас-

    Апельсин-

    Добрый слон- добренький слоник

    Зубастый крокодил-

    Ленивый бегемот-

    Быстрая обезьяна-

    Игра «Вершки и корешки»

    Цель: закреплять в речи детей обобщающие понятия.

    У одних овощей мы едим то, что находится на поверхности земли( вершки), а у других- то, что растет в земле (корешки).

    Вершки-----------------------               -----------------------------корешки

                                                Капуста

                                                Морковь

                                                Баклажан

                                                Свекла….

     Игра «Съедобное и несъедобное»

    Цель: закрепить в речи детей обобщающие понятия

    Съедобный                                                                         несъедобный

    -----------------------------боровик---------------------------

                                          Поганка

                                           Лисичка

                                           Мухомор

                                           Масленок…

    Игра «Чье гнездо?» «Чьи перья?»

    Цель: научить детей образовывать имена прилагательные от имен существительных.

    Гнездо грача-грачиное гнездо             гнездо скворца-

    Гнездо журавля-                                    гнездо ласточки-

    Перо у гуся- гусиное                            перо у утки-

    Перо у курицы-                                     перо у индюка-

    Игра «Что из чего сделано?»

    Цель: научить детей образовывать относительные имена прилагательные от имен существительных.

    Шуба из меха-  меховая шуба

    Платье из ситца -…..

    Носки из шерсти-…….

    Игра «Посчитай 1-2-5»

    Цель: научить детей правильно согласовывать числительные с существительными.

    Автобус- 1 автобус, 2 автобуса, 5 автобусов

    Самолет-

    Поезд-….

    Игра «Кто где живет?»

    Цель: научить детей образовывать притяжательные имена прилагательные и правильно согласовывать их с именами существительными.

    Нора (чья?) – лисья нора

    Берлога (чья?)-

    Логово (чье?)-

    Дупло (Чье?)-

    Игра «Кто внимательный?»

    Цель: научить детей правильно подбирать нужный предлог.

    Вставить нужный предлог, чтобы предложение было правильным.

    Дети учатся……школе.

    Дети гуляют…..школой.

    Дети вышли……школы.

    Дети идут….школе.

    Дети зашли….школу.

    Игра «Продолжи предложение»

    Цель: закреплять знания о профессиях, связанных с работой на транспорте.

    Кто чем управляет?

    Автобусом управляет…(водитель)

    Грузовиком…(шофер)

    Поездом…(машинист)

    Вертолетом….(вертолетчик)

    Самолетом…(летчик)

    Кораблем….(капитан)

    Мотоциклом…(мотоциклист)

    Велосипедом…(велосипедист)

    «Что здесь лишнее?»

    Цель: развивать  операции обобщения, классификации, конкретизации.

    Назвать лишний предмет, объяснить, почему он лишний, как одним словом назвать все остальные предметы.

    Корабль, лодка, парусник, грузовик.

    Самолет, вертолет, ракета, поезд.

    Троллейбус, автобус, трамвай, самосвал.

    Паровоз, тепловоз, электричка, скорая помощь.

    Скорая помощь, пожарная, милицейская машина, велосипед.

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста

    В разработке представлены дидактические игры на развитие словообразования, морфологического и синтаксического строя речи....

    Формирование грамматического строя речи детей с ОНР с помощью наглядных моделей частей речи.

    В этой статье предложены разработанные мною модели частей речи, при разработке  использовались знакомые детям геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, треугольники и овалы) разного цвета,...

    Методы работы по формированию лексического строя речи у дошкольников с ОНР.

    Материал адресован педагогам, работающим с детьми, имеющими нарушения речи. Определены основные направления работы по формированию словарного запаса у дошкольников, требования, предъявляемые к работе ...

    Практический материал для работы по формированию грамматического строя речи и словаря у дошкольников

    Ежегодно проводимые обследования речи детей выявляют грамматические категории, в которых дети допускают наибольшее колличество ошибок. Практический материал, представленный в виде карточек с упражнени...

    Словесная игра, как средство формирования грамматического строя речи детей с ОНР

    На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний, выделять звуки в с...

    Методическая раработка по формированию грамматического строя у детей с ОНР

    Формирование грамматического строя происходит на материале лексической темы "День Защитника ОТечества". Использованы разнообразные дидактические игры....

    Консультация для родителей "Дидактические игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя речи детей с ОНР"

    Консультация для родителей "Дидактические игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя речи детей с ОНР"...