Мониторинг речевого развития.
материал по логопедии (старшая группа) по теме

Комплексное обследование позволяет получить целостную картину речевого развития ребенка в результате проведения коррекционного обучения. При анализе учитываются характерные особенности и недостатки речи детей с общим недоразвитием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon monitoring.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мониторинг речевого развития

Комплексное обследование позволяет получить целостную картину речевого развития ребенка в результате проведения коррекционного обучения. При анализе учитываются характерные особенности и недостатки речи детей с общим недоразвитием речи. Основными критериями оценки являются:

  • степень самостоятельности выполнения заданий;
  • полнота и обобщенность ответов;
  • степень соответствия детской речи условному эталону нормы

При проведении исследования учитель-логопед заносит результаты в протоколы, которые составлены в соответствии с учетом этапа обучения детей с общим недоразвитием речи.

Обследование компонентов языковой системы

Для выявления динамики речевого развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи исследованию подлежит:

-звукопроизношение;

-пассивный и активный словарный запас;

- понимание изменения значений, вносимых отдельными значимыми частями слов (морфемами): суффиксами, префиксами, флексиями;

- словоизменение и использование предлогов;

- словообразование и подбор слов с противоположным значением;

- слоговая структура многосложных составных слов;

- объем и типы предложений;

- понимание и пересказ прочитанного текста;

-  умение составить рассказ по серии картинок;

-  уровень фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза.

В процессе работы используются различные методические приемы.

Для выявления уровня экспрессивной речи используются следующие приемы:

  • самостоятельное называние профессий и времен года: логопед предлагает рассмотреть картинки с изображением профессий и времен года, а затем назвать их («Назови профессию», «Назови время года»);
  • подбор предметов к заданному слову:»Овощи- это…» и т. д.;
  • самостоятельное называние детьми, с использованием соответствующего картинного материала: детенышей животных, частей тела человека и предметов, малознакомых предметов;
  • самостоятельное называние детьми, с использованием соответствующего картинного материала: прилагательных по цвету, форме («Огурец овальный, зеленый, а помидор, солнце какие?») и т.д.);
  • подбор прилагательных к существительным («Рубашка какая?»…);
  • подбор относительных прилагательных (ребенок должен как можно больше назвать слов, которые отвечают на вопрос, н- р: какая);
  • подбор притяжательных прилагательных («Это чей хвост?» и т. д);
  • подбор синонимов (Мальчик грустный, а по-другому как сказать? невеселый, печальный);
  • подбор глаголов к существительным с использованием соответствующего картинного материала («Лошадь что делает?»);
  • называние глаголов прошедшего времени ( «Сегодня Оля кушает, а вчера…?» и т. д.);
  • называние глаголов совершенного вида с использованием соответствующего картинного материала («моет- вымыла»…);
  • подбор слов противоположных по смыслу (антонимов) с использованием картинного материала («Толстый, а наоборот тонкий»)

Для выявления уровня импрессивной речи используется картинный материал, дидактический материал и методические приемы:

  • показ ребенком предметов, названных логопедом («Покажи где мяч, а где мячик?»);
  • показ ребенком действий, названных логопедом («Покажи, где мальчик заходит, выходит?»);
  • показ соответствующей картинки ребенком («Покажи, где мальчик дарит цветы девочке, а где девочка дарит мальчику?»)

При изучении сформированности грамматического строя речи используются следующие упражнения и соответствующий дидактический и картинный материал:

  • образование множественного числа имен существительных (Игра «Один-много»);
  • образование уменьшительно-ласкательных форм имен существительных

      ( Игра «Назови ласково»);

  • согласование прилагательных с имена существительными в роде и числе ;
  • согласование имен существительных с числительными в роде, числе (Игра «Сосчитай»);
  • образование глаголов множественного числа («Девочка идет, а девочки…?»);
  • употребление предлогов ( «Скажи, где сидит птица?»…);
  • употребление имен существительных в косвенных падежах (Игра «Кому что дадим?», «Кто чем работает?», «О ком рассказывает …?»);
  • образование приставочных глаголов («Скажи, что делает машина?»).

При исследовании состояния фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза используются следующие приемы:

  • повтор вслед за логопедом сочетаний из 3-4 слогов в определенной последовательности (да-та-да, та-да-та…);
  • Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать по картинкам: корка-горка..);
  • Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (показать по картинкам: речка-редька, рейка-лейка…);
  • определение наличия заданного звука в словах (заданный звук должен находиться в словах в разных позициях, при произнесении выделяемый звук логопедом произносится утрированно);
  • выделение ударного гласного звука в начале слова (при произнесении выделяемый звук логопедом произносится утрированно);
  • выделение согласного звука в конце слова ( перед ребенком лежат картинки, логопед называет картинки, выделяя голосом конечный гласный звук- ребенок должен назвать конечный звук);
  • звуковой анализ слов (Перед ребенком лежит картинка, логопед произносит утрировано слово, а ребенок называет звуки и выкладывает схему слова, н – р: кот);
  • определение места заданного звука (начало, середина, конец слова) (Перед ребенком лежит картинка, логопед просит назвать слово и определить место звука);
  • определение ударного слога (логопед вместе с ребенком произносит слово, выделяя голосом ударный слог, а затем просит ребенка повторить слог, который больше выделялся при произнесении);
  • деление слов на слоги (логопед просит ребенка прохлопать заданные слова и определить, сколько в слове слогов. При затруднениях логопед прохлопывает слово вместе с ребенком)

Для выявления уровня развития связной речи используются следующие приемы:

  • составление предложение по сюжетной картинке (ребенок рассказывает о том, что нарисовано на картинке);
  • пересказ рассказа (Логопед читает ребенку рассказ, задает вопросы по его содержанию. После повторного чтения, с установкой на пересказ,  ребенок должен рассказ пересказать);
  • составление описательного рассказа (Для рассказа – описания игрушки логопед демонстрирует игрушку ребенку и дает инструкцию: «Рассмотри внимательно игрушку и расскажи о ней: что это, какая она, что у нее есть, во что одета, как с ней можно играть?»);

Для обследования состояния звукопроизношения подбираются слоги, слова и предложения с основными группами звуков, которые искажаются, заменяются, смешиваются  ребенком (гласные звуки, свистящие, шипящие, аффрикаты, соноры, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные). Ребенку предлагается произнести звук изолированно, в слогах, словах, предложениях.

При обследовании слоговой структуры слова ребенку предлагается как отраженное, так и самостоятельное называние слов с опорой на наглядность (предметные картинки) слова различной звукослоговой структуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие «Сөйләм үсеше гомуми җитлекмәүнең III дәрәҗәсе булган балаларның сөйләм үсеше мониторингы» («Количественный мониторинг речевого развития детей с ОНР»)

В методическом пособии систематизирован практический материал по мониторингу речевого развития детей-билингвов с ОНР и дидактические карты для количественного анализа оцениваемых показателей развития,...

Мониторинг речевого развития ребенка дошкольного возраста.

Мониторинг речевого развития ребенка дошкольного возраста. Практика показывает, что своевременное, правильное (согласно возрастным нормам) формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основн...

Мониторинг речевого развития детей логопедической группы

Мониторинг речевого развития заполняется учителем логопедом после логопедического обследования детей в сентябре, в ноябре и в мае месяце...

Мониторинг. Речевое развитие детей 4-5 лет.

Материал для проведения мониторинга. Экспресс-обследование детей 4-5 лет (средняя группа). Материал взят по "Методике определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста" О.А. Безруковой, ...

Мониторинг речевого развития детей

Предлагаю бланк мониторинга речевого развития детей для старшей и подготовительной к школе логопедических групп....

Мониторинг речевого развития

мониторинг речевого развития детей за 2014-2015 уч. год...