РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРИ МДОУ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА .
рабочая программа по логопедии (старшая группа) по теме

 

Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной  образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей  воспитанников МБДОУ. В программе   определены коррекционныезадачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи. Данная рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего  уровня.        

Скачать:


Предварительный просмотр:

       

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО КОРРЕКЦИИ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ

У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ГРУППЕ

КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ПРИ МДОУ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

             

                             

 

                                                               

   

Автор – составитель:

 учитель – логопед МБДОУ ДСКВ №13 «Родничок» Т.Д. Тропина

Рецензенты:

Зав. кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии

ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»,

кандидат психологических наук, доцент     Н.В. Скоробогатова

Старший преподаватель кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии

 ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»,

учитель - -логопеда 1 категории   М.А. Язовских            

Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной  образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей  воспитанников МБДОУ. В программе   определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи. Данная рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего  уровня.        

         

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………………...

Характеристика детей с общим недоразвитием речи 3 уровня ......................................

Организация  коррекционно – развивающей работы с детьми 3 уровня ……………...

Формы и средства организации коррекционной непосредственно-образовательной

 деятельности………………………………………………………………………………

Организация предметно-пространственной развивающей среды………………….....

Содержание коррекционной непосредственно-образовательной деятельности в

группе компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет……………………

Календарно-тематический план непосредственно- образовательной деятельности  в

 группе компенсирующейнаправленности для детей от 5 до 6 лет……………………

Протокол обследования речи…………………………………………………………….

Речевая карта на ребенка с ОНР (от 5 до 7 лет) ………………………………………..

Мониторинг коррекционно-логопедической работы…………………………………..

Литература  ……………………………………………………………………………….

Пояснительная записка

Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе.

В настоящее время в нашем дошкольном образовательном учреждении  реализуется программа «Детство» (авторский коллектив В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.И. Никитина). Данная программа рассчитана на дошкольников без речевой патологии.

В связи с появлением в детских садах большого количества детей с нарушениями речи, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи, такими как общее недоразвитие речи возникла необходимость введения при МДОУ специализированных программ по коррекции данных нарушений: Г.В. Чиркина., Филичева Т.Б. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Комплексный подход к проблеме преодоления общего недоразвития речи предполагает комплексное планирование и реализацию логопедической работы с этими детьми, направлено на устранение речевых дефектов, на предупреждение возможных последствий речевых недостатков в условиях специальных коррекционных групп в  том числе и для детей с ОНР и характеризуются значительным увеличением количества занятий по коррекции речевого дефекта.

Однако в условиях детского сада в процессе обучения и воспитания дошкольников уже имеется необходимое количество занятий, регламентированных программой «Детство» (авторский коллектив В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.И. Никитина),  поэтому увеличение коррекционных занятий невозможно в связи с соблюдением СанПина.

Кроме того, не все дети групп общеразвивающей направленности для детей от 5 до 6 лет нуждаются в коррекции речи, да и речевой дефект у дошкольников также может варьироваться: от фонетического недоразвития речи до ОНР.

Поэтому все дошкольники с выявленным речевым диагнозом направляются на обследование ГПМПК, где получают соответствующее направление, на основании которого в детском саду  формируются группа детей-логопатов для наиболее оптимальной работы с ними.

Исходя из этого, программу коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни  авторов: Чиркиной Г.В.., Филичевой Т.Б, Нищевой Н.В., Смирновой Е.О. необходимо адаптировать к условиям коррекции речи при детском саде.

Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы.

Цель программы:  

устранить речевой дефект детей и предупредить возможные трудности в

усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием.

Задачи:

-помочь детям в практическом усвоении лексических и

грамматических средств языка;

- формировать правильное произношение (воспитание артикуляционных

 навыков, звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического

восприятия);

- готовить к обучению грамоте, помочь овладеть ее элементами;

- развивать навыки связной речи

Теоретическая  и методологическая основа:  положения, разработанные в Л.С. Выготским,  Р.Е. Левиной, В.И. Лубовским  и др.

1.  Принцип развития, который состоит в анализе объективных и

      субъективных условий формирования речевой функции ребенка;

2.  Принцип системного подхода, который предполагает анализ

     взаимодействия различных компонентов речи;

3.  Принцип связи речи с другими сторонами психического развития.

        

Очень важно, чтобы процесс нормализации речи детей осуществлялся с учётом общедидактических и специальных принципов:

  1.   Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития

     детей.

  1. Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.
  2.   Принцип формирования элементарного осознания явлений языка.
  3.   Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
  4.  Комплексность воздействия на ребенка.
  5.  Воздействие на все стороны речи.
  6.  Опора на сохранные звенья.
  7.  Учет закономерностей онтогенеза.
  8.  Учет ведущей деятельности.
  9.  Учет индивидуальных особенностей ребенка.
  10.  Воздействие на микросоциальное окружение.

        Рабочая программа не является статичной по своему характеру. Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников. Программа разработана в соответствии с Федеральными Государственными требованиями, с образовательной программой МБДОУ и направлена на ее реализацию.

Характеристика детей с общим недоразвитием речи 3 уровня

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка.

      В классической литературе выделено три уровня, характеризующих речевой статус детей с ОНР: от отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития (Р. Е. Левина).

Основной контингент старших дошкольников имеет третий уровень речевого  развития.

 Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным является использование простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. Формирование грамматического строя языка у детей на данном уровне носит незавершенный характер и характеризуется наличием выраженных нарушений согласования и управления.

Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. Они не обладают еще достаточными когнитивными и речевыми возможностями для адекватного объяснения значений этих слов. Стойкие и грубые нарушения наблюдаются при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики. типичным проявлением общего недоразвития речи данного уровня являются трудности переноса словообразовательных навыков на новый речевой материал.

Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением, незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения: частей тела человека, животных, наименований профессий и действий, связанных с ними, неточность употребления слов для обозначения животных, птиц, рыб, насекомых и т. п. Отмечается тенденция к множественным лексическим заменам по различным типам: смешения по признакам внешнего сходства, замещения по значению функциональной нагрузки, видородовые смешения, замены в рамках одного ассоциативного поля и т. п. (нора-«дыра»)

Наряду с лексическими ошибками у детей с 3 уровнем  развития речи отмечается и специфическое своеобразие связной речи. ее недостаточная сформированность часто проявляется как в детских диалогах, так и в монологах. Это подтверждают трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств. Часто встречается неправильное оформление связей слов внутри фразы и нарушение межфразовых связей между предложениями.В самостоятельной речи типичными являются трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости: персеверации «неневик»-снеговик), антиципации («астобус»-автобус), добавление лишних звуков ( «мендведь»), усечение слогов («мисанел»- милиционер), перестановка слогов («восолики»-волосики), добавление слогов или слогообразующей гласной «корабыль», «тырава»).

Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова, не подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук, не всегда могут правильно определить наличие и место звука в слове и т. п. Задания на самостоятельное придумывание слов на заданный звук не выполняют.

        Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов.

        Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения, в нём отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения.

        Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода ошибок при выполнении задания.

        Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально  организованной работы по их коррекции.

Организация  коррекционно – развивающей работы с детьми 3 уровня

Эффективность коррекционно - воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя.

Организация деятельности логопеда, воспитателей и других специалистов в течение года определяется поставленными задачами рабочей программы. Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября, с 15 по 31 мая.  Логопедические фронтальные (подгрупповые) и индивидуальные занятия проводятся с 16 сентября.

Определяя их содержание, важно выявить и структуру дефекта, и те потенциальные речевые возможности ребенка, которые логопед использует в работе.

Для детей 5-6 лет предусматриваются следующие виды занятий:

— занятия по формированию лексико-грамматических средств языка  и связной речи;

— занятия по формированию произношения.  

Количество занятий: 3 раза в неделю (индивидуальные и фронтальные).

Количество занятий, проводимых в течение недели в группе компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет,  не меняется в зависимости от периодов и соответствует требованиям к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в ДОУ, определёнными СанПиНами № 2.4.1.-1249-03. В первом, втором и третьем периоде проводятся 3 раза в неделю: 1 занятие по формированию лексико-грамматических средств языка, 1 занятие по развитию связной речи, 1по формированию произношения. Работа по коррекции звукопроизношения проводится индивидуально.

Индивидуальная и фронтальная логопедическая работа планируется с 8.15 до 12.15.

В каждом периоде обучения выделяются лексические темы, связанные с ближайшим окружением детей, имеющие большую практическую значимость и важные для организации общения. В их контексте проводится специальная работа по совершенствованию фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи детей.

Для эффективного использования индивидуальных логопедических занятий необходимы четкая их организация и хорошее знание особенностей речи и личности каждого ребенка.

Важным является учет специфических проявлений дефекта, обусловленных формой речевой аномалии (алалия, дизартрия, ринолалия и др.).

Основная задача индивидуальных занятий заключается в первоначальном формировании звуковой стороны речи, что включает в себя комплекс  подготовительных артикуляционных упражнений; коррекцию произношения дефектных звуков, слоговой структуры слова; развитие фонематического восприятия.

Существенной особенностью индивидуальных занятий является предваряющая отработка артикуляции звуков и первоначальное их различение до изучения на фронтальных логопедических занятиях.

Подлежащий изучению и отработке фонетический материал распределяется по периодам обучения в соответствии с программой.

Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе логопеда и воспитателя.

В соответствии с «Положением о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи» на каждую специальную группу утверждается одна ставка логопеда и две ставки воспитателя. Режим дня и расписание занятий логопеда и воспитателя строится с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей, а также с учетом коррекционно-развивающих задач.

Формы и средства организации коррекционной непосредственно-образовательной деятельности

Учитель-логопед:

  • Фронтальные (подгрупповые) коррекционные занятия,
  • индивидуальные коррекционные занятия.

Воспитатель:

  • фронтальные, подгрупповые занятия по развитию речи с применением дидактических игр и упражнений на развитие всех компонентов речи;
  • экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность;
  • беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы.

Музыкальный руководитель:

  • музыкально-ритмические игры;
  • упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;
  • этюды на развитие выразительности мимики, жеста;
  • игры-драматизации.

Специалист по ИЗО:

  • игры, упражнения на восприятие цвета и формы;
  • упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;
  • комментирование своей деятельности (проговаривание вслух последующего действия);
  • обсуждение характерных признаков и пропорций предметов, явлений.

Специалист по ФИЗО:

  • игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики;
  • упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха;
  • подвижные, спортивные игры с речевым сопровождением на закрепление навыков правильного произношения звуков;
  • игры на развитие пространственной ориентации.

Родители:

  • игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка;
  • контроль за выполнением заданий и произношением ребенка;
  • выполнение рекомендаций учителя-логопеда

Организация предметно-пространственной развивающей среды

Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в группе компенсирующей направленности и кабинете логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребенку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности; стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Предметно-развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого.

Обстановка, созданная в кабинете, должна уравновешивать эмоциональный фон каждого ребенка, способствовать его эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность - одна из важных составляющих развивающей среды. Следует учитывать то, что ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное, необычное. Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию.

В оформлении логопедического кабинета специалисты советуют использовать мягкие пастельные цвета, отдавать предпочтение нежно-голубой и нежно-зеленой гамме - именно эти цвета спектра способствуют успешному речевому развитию. В помещениях должно быть уютно, светло и радостно, следует максимально приблизить обстановку к домашней, чтобы снять стрессообразующий фактор.

Кабинет не должен быть загроможден мебелью, в нем должно быть достаточно места для передвижений детей, мебель необходимо закрепить, острые углы и кромки мебели закруглить.

Центр речевого и креативного развития в кабинете логопеда:

 

  1. Зеркало с лампой дополнительного освещения
  2. Скамеечка или 3-4 стульчика для занятий у зеркала
  3. Комплект зондов для постановки звуков
  4. Комплект зондов для артикуляционного массажа
  5. Соски, шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки
  6. Спирт
  7. Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, воздушные шары и другие надувные игрушки, «Мыльные пузыри», перышки, сухие листочки и лепестки цветов и т. п.)
  8. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты, словесные игры)
  9. Альбом для логопеда
  10. Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок
  11. «Алгоритмы» описания игрушки, фрукта, овоща, животного
  12. Лото, домино и другие настольно-печатные игры по изучаемым темам
  13. «Играйка 1», «Играйка 2», «Играйка 3», «Играйка 5», «Играйка-грамотейка»  
  14. Альбомы «Круглый год», «Мир природы. Животные», «Живая природа. В мире растений», «Живая природа. В мире животных», «Все работы хороши», «Мамы всякие нужны», «Наш детский сад»
  15. Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам, разнообразный счетный материал
  16. Тетради  для автоматизации разных звуков
  17. Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков в словах, предложениях, текстах
  18. Картотека словесных игр
  19. Настольно-печатные дидактические игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи
  20. Раздаточный материал и материал для фронтальной работы по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза (семафоры, светофорчики для определения места звука в слове, пластиковые круги, квадраты разных цветов)
  21. Настольно-печатные дидактические игры для развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза («Подбери схему», «Помоги Незнайке», «Волшебные дорожки» и т. п.)
  22. Раздаточный материал и материал для фронтальной работы для анализа и синтеза предложений
  23. Разрезной и магнитный алфавит
  24. Слоговые таблицы
  25. Наборы игрушек для инсценировки сказок
  26. Настольно-печатные игры для совершенствования навыков языкового анализа и синтеза
  27. Альбомы и тетради с предметными и сюжетными картинками для индивидуальной  и фронтальной работы с детьми
  28.  тематические папки: игрушки, семья, мебель, посуда, одежда, овощи, фрукты, ягоды, грибы, растения,  животные, насекомые, птицы, морские обитатели, рыбы, времена года, профессии, инструменты, электроприборы,  техника, спорт, космос, школьные принадлежности
  29.  дидактические игры по развитию лексико-грамматических представлений, звукопроизношения, фонематического восприятия
  30. различные настольные игры для развития мелкой моторики пальцев рук, трафареты; твердые и мягкие конструкторы, шнуровки

Содержание коррекционной непосредственно-образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет

Первый период

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

Раздел 1. Развитие моторных функций.

  • работа по выработке четких координационных движений артикуляционного аппарата;
  • развитие ощущений от движений органов артикуляции;
  • формирование умения анализировать положение артикуляционных органов при произнесении звуков;
  • развитие общей моторики, выработка координации речи с движением;
  • развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика, работа со шнуровкой, мелкой мозаикой, составлением узоров, фигур по образцу, обведение, закрашивание и штриховка;
  • обучение мимической гимнастике;
  • обучение самомассажу лица и шеи;

Раздел 2. Развитие дыхательной и голосовой функции

  • работа по формированию правильного речевого дыхания;
  • работа над постановкой нижнедиафрагмального дыхания;
  • обучение детей умению коротко и безшумно вдыхать ( не поднимая плечи), спокойно и плавно выдыхать;
  • выработка умения произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, громко, тихо;

Раздел 3. Формирование фонетико- фонематических процессов

  • формирование слухового внимания и восприятия на материале речевых и неречевых звуков;
  • познакомить детей со звуками: А, У, О, И, Э, Ы, М, МЬ, В, ВЬ, Н, НЬ, П, ПЬ;
  • упражнение в выделении гласных звуков в начальной ударной позиции в слове и согласных звуков в конце слова;
  • определение места положения звука в словах ( в начале, конце слова);
  • познакомить с понятием «предложение»;
  • различение на слух изученных гласных и согласных звуков;
  • дифференциация звуков: ы-и, а-у и согласных по твердости-мягкости: м-мь, в-вь, н-нь, п-пь;
  • формирование умения характеризовать звук;
  • анализ и синтез обратных и прямых слогов с выкладыванием схемы;
  • использование ребусов и кроссвордов с целью формирования навыков звукового анализа слова;
  • формирование понятий: речь, предложение, слово, звук, слог, гласный звук, согласный звук ( твердый – мягкий, глухой – звонкий), ударение;

Раздел 4. Грамматический строй речи

  • закрепление умения согласовывать имена существительные с притяжательными местоимениями: мой — моя — моё;  
  • образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с приставками на, по, вы;
  • обеспечение понимания и использования в речи слов-антонимов;
  • совершенствование навыка образования и употребления существительных в косвенных падежах без предлога и с некоторыми простыми предлогами (на-с, в-из);
  • упражнение в преобразовании имен существительных в именительном падеже единственного числа в множественное число;
  • формирование умения согласовывать глаголы с именами существительными единственного и множественного числа;
  • упражнение в согласовании имен существительных с именами прилагательными в роде, числе, падеже;
  • обучение согласованию числительных с именами существительными ( 2 и 5);
  • упражнение в употреблении формы множественного числа имен существительных в родительном падеже;

Раздел 5. Связная речь

  • обучению составлению простых предложений по вопросам, по демонстрации действий, по картине и согласованию слов в предложении;
  • совершенствование навыка распространения простого нераспространенного предложения однородными членами;
  •  развитие понимания речи, умение вслушиваться в обращенную речь; выделять названия предметов, действий, признаков, понимание обобщающего значения слов;
  •  подготовка к овладению диалогической, фразовой речью;
  • обучение детей пересказу небольших рассказов и хорошо знакомых сказок, сюжетных и предметных картинок;  

Раздел 6. Лексика

  • расширение и уточнение, активизация словаря по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Сад- огород», «Лес»,  «Грибы и ягоды», «Перелетные птицы», «Зимующие птицы», «Части тела», «Посуда», «Продукты питания»

Второй период

(декабрь, январь, февраль, март)

С  1 января по 10 января – каникулы

Раздел 1. Развитие моторных навыков

  • развитие четких координационных движений артикуляционного аппарата;
  • развитие ощущений от движений органов артикуляции;
  • формирование умения анализировать положение артикуляционных органов при произнесении звуков;
  • развитие общей моторики, выработка координации речи с движением;
  • развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика, работа со шнуровкой, мелкой мозаикой, составлением узоров, фигур по образцу, обведение, закрашивание и штриховка;
  • обучение мимической гимнастике;
  • обучение самомассажу лица и шеи;

Раздел 2. Развитие дыхательной и голосовой функции

  • работа по формированию правильного речевого дыхания;
  • работа над постановкой нижнедиафрагмального дыхания;
  • обучение детей умению коротко и безшумно вдыхать (не поднимая плечи), спокойно и плавно выдыхать;
  • выработка умения произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, громко, тихо;

Раздел 3. Формирование фонетико-фонематических процессов

  • развитие слухового внимания и восприятия на материале речевых и неречевых звуков;
  • уточнение правильного произношения звуков: т, ть, к, кь, с, сь, х, хь, з, зь, б, бь, д, дь, г, гь, ш, я, ж, ю, ц, й, ч, щ,  л-ль;
  • различение этих звуков на слух;
  • развитие навыков дифференциации согласных звуков по твердости-мягкости: к-кь, с-сь, х-хь, з-зь, б-бь, д-дь, г-гь; звонкости –глухости:   с-з;
  • формирование умения характеризовать звук;
  • выделение звуков из состава слова;
  • анализ и синтез слогов: обратных, прямых и выкладывание схемы;
  • преобразование слогов и слов;
  • формирование понятий: речь, предложение, слово, звук, слог, гласный звук, согласный звук ( твердый – мягкий, глухой – звонкий), ударение;

Раздел 4. Лексика.

  • расширение и уточнение, активизация словаря по лексическим темам: «Одежда и обувь», «Зима», «Новогодние праздники», «Домашние животные», «Дикие животные наших лесов»,  «Дикие животные холодных стран», «Дикие животные жарких стран», « Дикие и домашние животные», «Наш город», «Игрушки», «Дом и его части», «Мебель», «Моя семья», «Профессии», «Хлеб».

Раздел 5. Грамматический строй речи

  • образование относительных прилагательных (продукты питания, растения, различные материалы);
  • закрепление употребления существительных в именительном и родительном падежах множественного числа;
  • обучение согласованию глаголов с существительными единственного и множественного числа;
  • закрепление умения согласовывать числительные с именами существительными (2 и 5);
  • Различение и выделение названий признаков по назначению и вопросам: какой-какая-какое?
  • Усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
  • изменение формы глаголов 3-го лица ед. числа на форму 1-го лица ед. ( и множ.) числа (идет – иду – идёшь - идём);
  • использование предлогов на, под, в, из;

Раздел 6. Связная речь

  • совершенствование навыка ведения подготовленного диалога, умение самостоятельно задать вопрос;
  • упражнение в построении простых распространенных предложений;
  • обучение составлению простых сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;
  • совершенствование навыка пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов со зрительной опорой и с небольшой помощью педагога;
  • составление коротких рассказов по картинке, серии картин, рассказов- описаний, простых пересказов. Заучивание простых стихотворений;

Третий период

(апрель - май)

Раздел 1. Развитие моторных навыков

  • развитие четких координационных движений артикуляционного аппарата;
  • развитие ощущений от движений органов артикуляции;
  • формирование умения анализировать положение артикуляционных органов при произнесении звуков;
  • развитие общей моторики, выработка координации речи с движением;
  • развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика, работа со шнуровкой, мелкой мозаикой, составлением узоров, фигур по образцу, обведение, закрашивание и штриховка;
  • обучение мимической гимнастике;
  • закрепление умения  проводить самомассаж лица и шеи;

Раздел 2. Развитие дыхательной и голосовой функции

  • работа по формированию правильного речевого дыхания;
  • работа над постановкой нижнедиафрагмального дыхания;
  • обучение детей умению коротко и безшумно вдыхать ( не поднимая плечи), спокойно и плавно выдыхать;
  • выработка умения произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, громко, тихо;
  • совершенствование четкости дикции;

Раздел 3. Формирование фонетико- фонематических процессов

  • развитие внимания и восприятия на материале речевых и неречевых звуков;
  • уточнение правильного произношения звуков: ф, фь, е, ё, ь, ъ, р, рь;
  • различение этих звуков на слух;
  • дифференциация согласных звуков по твердости-мягкости: ф-фь, р-рь;
  • формирование умения характеризовать звук;
  • выделение звука из состава слова;
  • анализ и синтез прямых и обратных слогов и коротких слов типа КОТ с последующим выкладыванием схемы;
  • развитие умения делить слова на слоги из одного, двух, трех слогов с последующим выкладыванием схемы;
  • преобразование слогов и слов

Раздел 4. Лексика

  • расширение, уточнение и активизация словаря по темам: «Транспорт», «Весна», «Птицы весной», «Насекомые», «Домашние птицы», «Цветы».

Раздел 5. Грамматический строй речи

  • совершенствование понимания обобщающего значения слов;
  • закрепление навыка употребления обиходных глаголов в рамках изучаемых тем, приставочных глаголов;
  • закрепление навыков образования и употребления относительных прилагательных с продуктивными суффиксами –ов, -ев, -ан, -ян (луговой, полевой), притяжательных прилагательных, прилагательных с ласкательными суффиксами (голубенький, сухонький);
  • употребление наиболее доступных антонимических отношений между словами («Добрый»- «злой»);
  • совершенствование практического навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
  • совершенствование навыка употребления простых предлогов и отработка словосочетаний с ними ( к реке, от реки, с дома);
  • закрепление умения согласования числительных с именами существительными;

Раздел 6. Связная речь

  • совершенствование навыка составления простых предложений из 6-7 слов;
  • обучение составлению сложноподчиненных предложений;
  • обучение составлению сложносочиненных предложений;
  • обучение составлению предложений с противительным союзом А, ИЛИ;
  • развитие навыка передачи в речи последовательности событий, наблюдений за серией выполняемых действий детьми;
  • составление предложений по вопросам, по опорным словам, по слову в заданной падежной форме;
  • составление рассказа по картине, серии картинок, рассказ – описание, пересказ;
  • обучение пересказу небольших рассказов и хорошо знакомых сказок;
  • развитие диалогической и монологической речи

                 

В итоге логопедической работы дети должны научиться:

  • понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной группы;
  • фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
  • правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
  • пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
  • владеть элементарными навыками пересказа;
  • владеть навыками диалогической речи;
  • владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
  • грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги – употребляться адекватно;
  • использовать в спонтанном обращении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
  • владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов, коротких предложений в пределах программы.

Использованная литература:

  1. Программы для ДОУ компенсирующего и комбинированного видов. - М.:  

           Творческий центр «Сфера», 2008

  1. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего

           вида для детей  с нарушениями речи .- М.: «Просвещение», 2008

  1. Курдвановская  Н. В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет.- М.:

           Творческий Центр «Сфера», 2007

  1. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать. 1,2,3 периоды.

           Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению

           грамоте детей старшего дошкольного возраста. М.: Издательство «Гном и

           Д», 2007

  1. Гомзяк О.С. Развитие Связной речи у шестилетних детей, конспекты

            занятий. М.: Творческий Центр «Сфера». 2007

  1. Кузнецова Е.В, Тихонова Н.В. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей

           с нарушениями речи. М.: Творческий Центр «Сфера», 2000.

  1. Граб Л.М. Тематическое планирование коррекционной работы в

           логопедической группе для детей 5-6 лет с ОНР. М.: Издательство «Гном и

           Д», 2005

  1. Тимонен Е.И. Формирование лексико-грамматических навыков на занятиях

           по подготовке к обучению грамоте в условиях специальной группы детского

           сада для детей с тяжелыми нарушениями речи. СПб, «Детство-Пресс», 2002

  1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим

           недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. М., 1993.

  1. Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. СПб., «Детство –

           Пресс», 2005

  1. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания.

           С-пб., «Каро». 2001

  1. Коррекция речевого и психического развития детей  4- 7 лет.\ под редакцией

           Лосева П.Н. М.: Творческий Центр «Сфера», 2005

  1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение детей 5-летнего

            возраста с общим недоразвитием речи. М.: 1991.

  1. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Первый год обучения.

            М.: Творческий Центр «Сфера», 2009

  1. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. СПб., 1998.
  2. Нищева Н.В. Программа коррекционно – развивающей работы в

           логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи

          (с 4 до 7 лет). СПб., «Детство – Пресс, 2007

  1. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. – СПб.,

            «Детство –Пресс», 1996.

  1. Детство: План – программа образовательно-воспитательной работы в

            детском саду. – СПб., «Детство-Пресс», 1997

  1. Лопухина И.С. Логопедия. Речь. Движение. – М., «Дельта», 1997
  2. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и

            родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у

            дошкольников с ОНР. СПб., «Детство –Пресс», 2009

  1.  Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей

             дошкольного возраста. М.: «Айрис Пресс», 2004

  1. Логопедия \ под ред. Л.С.Волковой. М.: 2003
  2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа

            по коррекции звукопроизношения. М: ООО «Гном-Пресс», 1999

  1. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет.

           Сценарии занятий. М.: Творческий центр «Сфера», 2007

  1.  Руденко В.И. Логопедия. Практическое пособие для логопедов, студентов и

             родителей. Ростов –на – Дону. изд-во «Феникс», 2006

  1. Седых Н.А. Воспитание правильной речи у детей: практическая логопедия.

            М.: Изд-во «Сталкер», 2003

  1.  Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия

            в старшей группе с ОНР. М.: издательство «Гном и Д», 2004

  1.  Полякова М. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. М.:

             «Айрис Пресс», 2006

  1. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней

            группе детского сада для детей с ОНР. СПб.: издательство «Детство-

            Пресс», 2006

  1. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей

            группе детского сада для детей с ОНР. СПб.: издательство «Детство-

            Пресс», 2008

  1. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4 -5 лет с общим

            недоразвитием речи. М.: Мозаика – Синтез. Творческий Центр «Сфера»,

            2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Рабочая программа по коррекции фонетического недоразвития речи дошкольников 5-7 лет "

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неу...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей стар...

Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников

В настоящее время в связи с введением ФГОС рядом исследователей наглядное моделирование рассматривается как одно из универсальных учебных действий. Использование наглядных моделей в коррекционном проц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА

Программа разработа в соответствии с ФГОС, предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта...

Рабочая программа логопеда: "Коррекция общего недоразвития речи первого уровня".

Рабочая программа логопеда Центра психолого-медико-социального сопровождения....

Театрализованная деятельность как средство социализации и коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников

Как средство социализации театральная деятельность создает благоприятные условия для усвоения норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаим...